МКОУ «Новоандросовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла Протокол № 1 от «30»_августа_2018 г. Председатель МО _________________ Л.И. Лошкарева | Принято на заседании педагогического совета
Протокол № _1_ от «_30_»____августа___2018 г. Председатель педагогического совета __________ А.С. Кожина | Утверждаю: Приказ № 51 от «30» _августа_2018 г.
Директор школы ________________ А. С. Кожина. |
Рабочая программа
по физике для 10-11 классов
(10 класс - 4 час в неделю, 140 часов в год, 11 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в год)
Учебник
«Физика. 10 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений /Мякишев Г.Я., Буховцев Б. Б., – М.: Дрофа, 2009
«Физика. 11 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений /Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., – М.: Дрофа, 2014
Рабочая программа составлена
Лошкарев А.А. ______________
ФИО (подпись)
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Школьным учебным планом на изучение физики в средней школе на базовом уровне отводится 280 часов. В том числе в 10 классе - 140 часов, в 11 классе – 140 учебных часа из расчета 4 учебных часа в неделю.
Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофилированной средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета. Увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образования интересов учащихся.
В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.
В рабочей программе выделен заключительный раздел "Повторение", что способствует систематизации знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся. Обобщающее повторение проводится в соответствии со структурой рабочей программы, за основу берутся изученные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимента, гипотез и моделей.
Весь курс физики распределен по классам следующим образом:
- в 10 классе изучаются: физика и методы научного познания, механика, молекулярная физика, электродинамика (начало);
- в 11 классе изучаются: электродинамика (окончание), оптика, квантовая физика и элементы астрофизики, методы научного познания.
Распределение учебного времени по темам является примерным. Учителю дано право изменять порядок изучения отдельных вопросов внутри темы, а так же использовать по своему усмотрению резервное время.
В качестве основных учебников взят комплект учебников Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.. Физика 10,11 классы, М.: Просвещение, 2006 - 2008 г.г.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса "Физика" приведены в разделе "Требования к уровню подготовки выпускников", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.
Рубрика "Уметь" включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных. Приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Основное содержание
Физика и методы научного познания (4 час)
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика (32 час)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
Измерение ускорения свободного падения.
Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.
Исследование упругого и неупругого столкновений тел.
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
Молекулярная физика (27 час)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
Измерение влажности воздуха.
Измерение удельной теплоты плавления льда.
Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Электродинамика (35 час)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.
Законы распространения света. Оптические приборы.
Демонстрации
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.
Электроизмерительные приборы.
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Магнитная запись звука.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Генератор переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция света.
Дифракция света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы
Лабораторные работы
Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Измерение элементарного заряда.
Измерение магнитной индукции.
Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.
Измерение показателя преломления стекла.
Квантовая физика и элементы астрофизики (28 час)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения.
Лазер.
Счетчик ионизирующих частиц.
Лабораторные работы
Наблюдение линейчатых спектров.
Резерв свободного учебного времени (14 час)
Основное содержание (276 часов)
10 класс - 4 часа в неделю, 140 часов
1. Научный метод познания и физическая картина мира 5 часов.
2. Механика: 49 часов.
а) кинематика - 17 часов;
б) динамика - 22 часа;
в) законы сохранения - 15 часов.
3. Молекулярная физика. Термодинамика 35 часов.
а) МКТ - 22 часа;
б) основы термодинамики - 13 часов.
4. Электродинамика: 36 часов.
а) электростатика - 16 часов;
б) законы постоянного тока - 12 часов;
в) электрический ток в различных средах - 10 часов.
5. Повторение. Резерв 13 часов.
11 класс - 4 часа в неделю, 136 часов
1. Электродинамика 20 часов.
а) магнитное поле - 9 часов;
б) электромагнитная индукция - 11 часов;
2. Колебания и волны 39 часов.
а) механические колебания - 9 часов;
б) электромагнитные колебания – 14 часов;
в) механические волны - 6 часов;
г) электромагнитные волны - 10 часов.
3. Оптика 31 часа.
а) световые волны - 21 часов;
б) основы СТО - 6 часа;
в) излучение и спектры - 4 часов.
4. Квантовая физика 28 часов.
а) световые кванты - 8 часов;
б) атомная физика - 7 часа;
в) физика атомного ядра и эл. частицы - 13 часов.
5. Обобщающие занятия 2 часа.
6. Строение Вселенной 8 часов.
7. Повторение. Резерв 8 часов.
Календарно – тематическое планирование (10 класс).
№ п/п | Часы учебного времени | Тема урока | Д.З | Сроки проведения |
план | факт |
Тема 1. Механика. (49 + 5 ч.) |
Кинематика. (17) |
1 | Урок №1 | Техника безопасности на уроках физики. Эксперимент и теория в процессе познания природы. О.С.: научный метод познания: структура, схема научного познания. Роль эксперимента и теории в науке | введение, материал лекции. | 4.09 | |
2 | Урок №2 | Механика Ньютона. Физические законы и границы их применимости. О.С.: Изменение, явление природы. Механическое движение. Пространство и время в классической механике. Относительность положения и движения. Законы Ньютона, границы их применимости | §§1,2 | 5.09 | |
3 | Урок №3 | Моделирование явлений и объектов природы. Способы описания движения. О.С. Кинематика, динамика, статика - составные, части механик. Модельное отражение действительности (физика - система моделей). Материальная точка - модель реального тела. Справедливость законов Ньютона для материальной точки. Тело отсчета. Способы задания положения тела в пространстве: с помощью координат, через радиус - вектор. Скалярные и векторные величины. Сложение и вычитание векторов. Проекции радиус - вектора на координатные оси. Вычисление модуля вектора по его проекциям. Способы задания движения точки: координатный векторный. Траектория. Система отсчета (ее составные части) и ее роль в механике. | §§ 3,4, 21,5 вопросы | 6.09 | |
4 | Урок №4 | Вектор перемещения. Скорость равномерного прямолинейного движения. (Р.П.Д.). Уравнение Р.П.Д. материальной точки. О.С.: Перемещение и его связь с радиус - вектором. Равномерное движение. Р.П.Д. - частный случай равномерного движения. Скорость Р.П.Д. Основная задача механики и ее решение. Уравнение Р.П.Д. в векторной форме и в проекциях на координатные оси. Связь проекции перемещения с изменением координаты точки. Р.П.Д. как идеализация (абстракция, модель) реального движения тела. Графики скорости и координаты. | §§6-8; вопросы | 7.09 | |
5 | Урок №5 | Практикум по решению задач по теме: Равномерное прямолинейное движение. | | 11.09 | |
6 | Урок №6 | Средняя, мгновенная и относительная скорости движения. | §§9, 10; упр. 2 №№1,2 | 12.09 | |
7 | Урок №7 | Практикум по решению задач по теме: Средняя, мгновенная и относительная скорости движения. О.С.: см. поурочные планы /часть 1/. | упр. 2 дор., №37. | 13.09 | |
8 | Урок №8 | Ускорение. Единица ускорения. О.С: §§; упр. 3 №1, №№52, 54 дополн. | §§11,12; упр. 3 №2, №53. | 14.09 | |
9 | Урок №9 | Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. О.С: §§; упр. 3 №3, №62. | §§13, 14; упр. 3 №4, №61 | 18.09 | |
10 | Урок №10 | Практикум по решению задач по теме: Прямолинейное равноускоренное движение. О.С: №№56, 58, 67, 80, 75 | №№59, 57, 79, 74 | 19.09 | |
11 | Урок №11 | Свободное падение. О.С: §§; упр. 4 №№1,3,5. | §§15,16; /Ф9 Кикоин §§32, 33, примеры решения задач/. | 20.09 | |
12 | Урок №12 | Практикум по решению задач по теме: Движение тела под действием силы тяжести. О.С: №№202, 203, 228, 220 | №№209, 214, 229 | 21.09 | |
13 | Урок №13 | Практикум по решению задач по теме: Движение тела под действием силы тяжести. О.С: | | 25.09 | |
14 | Урок №14 | Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. О.С: §. | §§17, / Ф9 Кикоин §16/ | 26.09 | |
15 | Урок №15 | Поступательное движение. Вращение твердого тела. О.С: §§; №№89, 91, 93. | §§18,19; упр. 5 | 27.09 | |
16 | Урок №16 | Обобщение материала по теме: Кинематика. О.С: Работа с раздаточным материалом: Карточки №№1 – 5. | №№82, 107, 59, 39 | 28.09 | |
17 | Урок №17 | Контрольная работа по теме: «Кинематика». | | 2.10 | |
Динамика. (22) |
18 | Урок №1 | Анализ контрольной работы. Взаимодействие тел. Принцип причинности в механике. Первый закон Ньютона. И.С.О. О.С.: §§ . | §§20, 22 | 3.10 | |
19 | Урок №2 | Сила. Связь ускорения и силы. Принцип суперпозиции сил. О.С: §§. | §§23, 24 | 4.10 | |
20 | Урок №3 | Второй закон Ньютона. О.С: § ; упр. 6 №№1, 2, 3,6. | §25; упр. 6 №№5, 4, 7 | 5.10 | |
21 | Урок №4 | Третий закон Ньютона. О.С: §; №125. | §26; №151 | 9.10 | |
22 | Урок №5 | Принцип относительности Галилея. Понятие о системе единиц. Решение задач. О.С: §; №№126, 131, 146, 150, 154. | §27, 28; №№125, 130, 151, 152 | 10.10 | |
23 | Урок №6 | Типы взаимодействий в природе. Гравитационные силы. О.С: §§. | §§29,30 | 11.10 | |
24 | Урок №7 | Закон всемирного тяготения. О.С: §; №№169, 172. | §31; №№174, 171 | 12.10 | |
25 | Урок №8 | Решение задач. О.С: №№176, 180, 175. | 178, 177 | 16.10 | |
26 | Урок №9 | Сила тяжести и вес. Невесомость. О.С: §; №№185, 191. | §33; №№190, 188 | 17.10 | |
27 | Урок №10 | Первая космическая скорость. Искусственные спутники Земли. О.С: § ; №№238, 240. | §32; №№237, 239 | 18.10 | |
28 | Урок №11 | Деформация. Закон Гука. О.С: §§; №№161, 160. | §34,35; №162, 163 | 19.10 | |
29 | Урок №12 | Решение задач. Подготовка к лабораторной работе №1. Погрешности. О.С.: №№164, 168, 166. При подготовке к лабораторной работе учащиеся должны познакомиться с определением погрешности измерений (с. 319-321 учебника). | №165; познакомиться с описанием л. р. №1. | 23.10 | |
30 | Урок №13 | Лабораторная работа № 1. Изучение движения тел под действием сил упругости и тяжести. О.С.: Работа выполняется по инструкции на с. 322-324 учебника. | упр. 7 №№1,2; дооформить л. Р. №1 | 24.10 | |
31 | Урок №14 | Трение. Закон трения скольжения. О.С.: §§; упр. 7 №3. | §§36, 37; №№261, 263 | 25.10 | |
32 | Урок №15 | Практикум по решению задач по теме: Основы динамики. О.С: №№247, 267. | №250, 263, 262 дополн. | 26.10 | |
33 | Урок №16 | Практикум по решению задач по теме: Основы динамики. О.С: №№305, 309, 310. | 307, 308 | 7.11 | |
34 | Урок №17 | Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах. Практикум по решению задач по теме: Основы динамики. О.С: №№282, 284, 288. | §§38, 283, 278 | 8.11 | |
35 | Урок №18 | Контрольная работа по теме «Динамика». О.С: | | 9.11 | |
36 | Урок №19 | Статика. Необходимое условие равновесия. О.С.: §. | §52,53, повт. Ф7: рычаг, условие равновесия. | 13.11 | |
37 | Урок №20 | Момент силы. Условия равновесия тел. О.С.: §; пример решения задачи упр. 10. | §54; упр. 10 №№1, 3, 5, 6 | 14.11 | |
38 | Урок №21 | Практикум по решению задач по теме: Условия равновесия тел. О.С: Книга Практикум по МРФЗ стр. 82 №3, стр. 81 №2 | | 15.11 | |
39 | Урок №22 | Резерв. (Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.) | | 16.11 | |
Законы сохранения. (15) |
40 | Урок №1 | Сила и импульс. О.С.: Введение к гл. 5; § ; 318,320. | §39 ,321, 319 | 20.11 | |
41 | Урок №2 | Закон сохранения импульса. О.С.: § ; упр. 8 №№1,2. | §40; упр.8 №3 | 21.11 | |
42 | Урок №3 | Практикум по решению задач по теме: Закон сохранения импульса. О.С: 323, 325, 326, 328, упр. 8 №№6,7. | 327, 328, упр.8 №8 | 22.11 | |
43 | Урок №4 | Реактивное движение. О.С: §§ . | §§41,42 | 23.11 | |
44 | Урок №5 | Работа силы. Мощность. О.С: §§ . | §§43,44 | 27.11 | |
45 | Урок №6 | Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение. О.С.: §. | §§45, 46 | 28.11 | |
46 | Урок №7 | Работа силы упругости. Работа силы тяжести. Потенциальная энергия. О.С: § . | §§47 - 49 | 29.11 | |
47 | Урок №8 | Практикум по решению задач по теме: Кинетическая и потенциальная энергия. О.С: №№349, /347, 348 – самост./, 354, 343. | №№351, 352, 356 | 30.11 | |
48 | Урок №9 | Закон сохранения энергии в механике. О.С.: § ; №№357, 359. | §50; №358, упр. 9 №8 | 4.12 | |
49 | Урок №10 | Практикум по решению задач по теме: Закон сохранения энергии в механике. О.С: №370, упр. 9 №6. | | 5.12 | |
50 | Урок №11 | Работа силы трения и механическая энергия. О.С: § ; №№377, 378, упр. 9 №7. | §51 ; №№380, 381 | 6.12 | |
51 | Урок №12 | Лабораторная работа №2 Изучение закона механической энергии. О.С: | №№390 - 392 | 7.12 | |
52 | Урок №13 | Контрольная работа по теме «Законы сохранения». О.С: | | 11.12 | |
53 | Урок №14 | Механическая картина мира (МКМ). О.С.: Физическая картина мира как синтез философских идей и физической теории. МКМ как исторически первая картина мира. Представления о материи, пространстве, времени, движении и взаимодействии, причинности и закономерности в механике. Механика Ньютона - первая научная теория. Значение законов Ньютона. Математический аппарат механики. Различие в трактовке понятий в физической теории и физической картине мира (на примере понятия массы). Эволюция МКМ. | №№ 388, 389 | 12.12 | |
54 | Урок №15 | Резерв. (Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.) | | 13.12 | |
Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика. (35 ч.) |
Основы молекулярно-кинетической теории (МКТ) (22) |
55 | Урок №1 | Научные гипотезы. Основные положения МКТ. О.С.: Экспериментальные (наблюдаемые) факты, лежащие в основе МКТ. Гипотеза о молекулярном строении вещества. МКТ как вторая (после механики) физическая теория. Основные положения МКТ, как словесное описание молекулярной модели. Оценка размеров молекул и их числа в макроскопическом теле. Разбор вопросов №1 и 2 к §56. | §55, 56; упр. 11 №1 | 14.12 | |
56 | Урок №2 | Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. О.С.: § ; упр. 11 №№2,4,5. | §57; упр. 11 №№3,6,7,8 | 18.12 | |
57 | Урок №З | Практикум по решению задач по теме: Количество вещества. О.С.: Задачи на расчет величин характеризующих молекулы. №№454, 456, 462, 464. | №№461,455,466 | 19.12 | |
58 | Урок №4 | Доказательства хаотического движения молекул. Опыты Перрена. О.С.: § ; №465. | §58, №467 | 20.12 | |
59 | Урок №5 | Силы взаимодействия молекул. О.С: § . | §59 | 21.12 | |
60 | Урок №6 | Моделирование объектов природы. О.С.: Модель. Модели строения газов, жидкостей и твердого тела. Объяснение свойств вещества в различных агрегатных состояниях. § . | §60; №462 | 25.12 | |
61 | Урок №7 | Идеальный газ как физическая модель разреженного реального газа. О.С.: §§ . | §§61, 62 | 26.12 | |
62 | Урок №8 | Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул идеального газа. О.С: | §63 | 27.12 | |
63 | Урок №9 | Практикум по решению задач по теме: Основное уравнение МКТ. О.С.: Задачи на использование основного уравнения МКТ. Разбор решения задачи №3 на с. 159. | | 28.12 | |
64 | Урок №10 | Тепловое равновесие. Температура. О.С.: §66, 67 | §§64, 65 | 10.01 | |
65 | Урок №11 | Абсолютная температура. Связь температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. О.С: § . | §66 | 11.01 | |
66 | Урок №12 | Взаимосвязь эксперимента и теории в процессе познания природы. Опыт Штерна. О.С.: Опыт Штерна как экспериментальное подтверждение справедливости МКТ. § | §67 | 15.01 | |
67 | Урок №13 | Контрольная работа по теме «Основы МКТ». О.С: | | 16.01 | |
68 | Урок №14 | Анализ контрольной работы. Научный метод познания. О.С.: Опытные (наблюдаемые) факты, лежащие в основе создания МКТ. Гипотеза о молекулярном строении вещества. Основные положения МКТ как описание модели дискретного строения вещества. Идеальный газ как идеализированный реальный газ (модель). Математический аппарат МКТ (физические величины, основное уравнение МКТ). Роль эксперимента в научном познании. Опыт Штерна (идея и его роль). Границы применимости модели идеального газа и основного уравнения МКТ. | | 17.01 | |
69 | Урок №15 | Уравнение Клапейрона – Менделеева. О.С.: §70. | §68 | 18.01 | |
70 | Урок №16 | Изопроцессы. Газовые законы. О.С.: § . | §69 | 22.01 | |
71 | Урок №17 | Практикум по решению задач по теме: Уравнение состояния. Газовые законы. О.С.: | | 23.01 | |
72 | Урок №18 | Лабораторная работа №3. Опытная проверка закона Гей-Люссака. О.С.: Работа выполняется по описанию на с. 325-328 учебника. | | 24.01 | |
73 | Урок №19 | Насыщенный и ненасыщенный пары. О.С: § . | §70 | 25.01 | |
74 | Урок №20 | Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. О.С.: § . | §71 | 29.01 | |
75 | Урок №21 | Влажность воздуха. О.С: § . | §72 | 30.01 | |
76 | Урок №22 | Кристаллические и аморфные тела. О.С.: §§ . | §§73, 74 | 31.01 | |
Термодинамика. (13) |
77 | Урок №1 | Внутренняя энергия. О.С.: § ; термодинамический метод описания тепловых явлений. | §75 | 1.02 | |
78 | Урок №2 | Работа в термодинамике. О.С: §. | §76 | 5.02 | |
79 | Урок №3 | Количество теплоты. О.С.: § ; дополнительно ввести понятие о теплоемкостях при постоянном объеме и давлении. | §77 | 6.02 | |
80 | Урок №4 | Первый закон термодинамики. О.С: § . | §78 | 7.02 | |
81 | Урок №5 | Применение 1-го закона термодинамики к различным процессам. О.С.: § . | §79 | 8.02 | |
82 | Урок №6 | Практикум по решению задач по теме: 1-й закон термодинамики. О.С.: | | 12.02 | |
83 | Урок №7 | Необратимость процессов в природе. О.С: § . | §80 | 13.02 | |
84 | Урок №8 | Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. О.С.: § . | §81 | 14.02 | |
85 | Урок №9 | Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. О.С: § . | §82 | 15.02 | |
86 | Урок №10 | Практикум по решению задач по теме: КПД теплового двигателя. | | 19.02 | |
87 | Урок №11 | Экологические последствия использования тепловых двигателей. О.С. Конференция по экологическим проблемам. | | 20.02 | |
88 | Урок №12 | Практикум по решению задач по теме: Основы термодинамики. О.С.: | | 21.02 | |
89 | Урок №13 | Контрольная работа по теме «Основы термодинамики». О.С.: | | 22.02 | |
Тема 3 Электродинамика. (36 +2 ч.) |
Электростатика.(16 часов) |
90 | Урок №1 | Анализ контрольной работы. Электродинамика. Электростатика. Элементарный электрический заряд. О.С.: § . | §§83 -86 | 26.02 | |
91 | Урок №2 | Электрическое взаимодействие. Закон Кулона. О.С.: § . | §§87 -88 | 27.02 | |
92 | Урок №3 | Практикум по решению задач по теме: Закон Кулона. О.С.: | | 28.02 | |
93 | Урок №4 | Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции. О.С.: Близкодействие, идеи Фарадея, скорость распространения электромагнитного взаимодействия. Электрическое поле – вид материи. Свойства электростатического поля: создается зарядами и обнаруживается по действию на заряд. Напряженность электрического поля – силовая характеристика электрического поля. Принцип суперпозиции. | §§89 - 91 | 1.03 | |
94 | Урок №5 | Силовые линии электрического поля, как графическая модель. О.С.: § . | §92 | 5.03 | |
95 | Урок №6 | Проводники в электрическом поле. Свободные заряды. О.С.: § . | §93 | 6.03 | |
96 | Урок №7 | Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. О.С.: § . | §§94 - 95 | 7.03 | |
97 | Урок №8 | Потенциальность электрического поля. Потенциал электрического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью ноля и напряжением. О.С.: § . | §96 – 98; упр. 17 №№3,4,6,7 | 12.03 | |
98 | Урок №9 | Практикум по решению задач по теме: Электрическое поле. О.С.: №№700,702, 735, 736, 744, 747. | №№703, 742, 741, 739 | 13.03 | |
99 | Урок №10 | Электрическая емкость. Конденсатор. О.С.: §§ | §§99, 100 | 14.03 | |
100 | Урок №11 | Практикум по решению задач по теме: Конденсатор. Соединения конденсаторов. О.С: | | 15.03 | |
101 | Урок №12 | Энергия электрического поля конденсатора. О.С: §103. | §101 | 19.03 | |
102 | Урок №13 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Электростатика». О.С: | | 20.03 | |
103 | Урок №14 | Практикум по решению задач по теме: Электростатика. О.С: | | 21.03 | |
104 | Урок №15 | Контрольная работа по теме «Электростатика». О.С: | | 22.03 | |
105 | Урок №16 | Резерв. (Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.) | | 2.04 | |
Законы постоянного тока. (12 часов) | |
106 | Урок №1 | Электрический ток и условия его существования. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. О.С.: §§ . | §§102 - 104 | 3.04 | |
107 | Урок №2 | Последовательное соединение проводников. Лабораторная работа №5. Изучение последовательного соединения проводников. О.С: Техника безопасности при выполнении электротехнических работ. § . Работа выполняется по описанию на с. 330 учебника. | §1051 часть; №№1356, 1352/Сборник Лукашик/ | 4.04 | |
108 | Урок №3 | Параллельное соединение проводников. Лабораторная работа №5.Изучение параллельного соединения проводников. О.С.: Работа выполняется по описанию на с. 330 учебника. | §105 2 часть; №№1387, 1390, 1381 /Сборник Лукашик/ | 5.04 | |
109 | Урок №4 | Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца. О.С.: § ; №№802,803,809. | §106; №№813, 807, 806, 798. | 9.04 | |
110 | Урок №5 | Электродвижущая сила (Э.Д.С.). О.С.: § ; упр. 19 №№1-4. | §107 | 10.04 | |
111 | Урок №6 | Закон Ома для полной электрической цени. О.С: § ; упр. 19 №№5-7. | §108; №№821, 823 | 11.04 | |
112 | Урок №7 | Практикум по решению задач по теме: Соединения проводников. О.С: №№796, упр. 19 №8, 825 /дальше смотри тетрадь/ | №№821, 823, 800, 798 доп. | 12.04 | |
113 | Урок №8 | Лабораторная работа №4. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. О.С.: Работа выполнятся по описанию на с. 328-329 учебника. | №№811, 818, 827, 821. | 16.04 | |
114 | Урок №9 | Практикум по решению задач по теме: Закон Ома для полной цепи. О.С.: | | 17.04 | |
115 | Урок №10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Законы постоянного тока». Методические рекомендации. На уроке проводится обобщение и систематизация знаний с целью подготовки учащихся к контрольной работе. О.С.: | | 18.04 | |
116 | Урок №11 | Контрольная работа по теме «Законы постоянного тока». О.С: | | 19.04 | |
117 | Урок №12 | Резерв. (Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.) | | 23.04 | |
Ток в различных средах (10 часов). |
118 | Урок №1 | Проводимость различных веществ. Носители свободных электрических зарядов в металлах. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. О.С.: §§ . Зависимость проводимости вещества от его физико-химических свойств. Электронная теория. Носители свободных зарядов в металлах. Экспериментальное доказательство наличия свободных электронов в металлах. Качественное объяснение закона Ома. Ограниченность электронной теории. | §§109 - 112 | 24.04 | |
119 | Урок №2 | Полупроводники. Собственная проводимость полупроводников. Примесная проводимость полупроводников О.С: § . | §113, 114 | 25.04 | |
120 | Урок №3 | р-п - переход. Полупроводниковый диод. О.С: §§ . | §§115 | 26.04 | |
121 | Урок №4 | Транзистор. О.С: § . | §116 | 4.05 | |
122 | Урок №5 | Ток в вакууме. Вакуумный диод. Электронно-лучевая трубка. О.С: §§ . | §§117, 118 | 7.05 | |
123 | Урок №6 | Носители свободных зарядов в жидкостях. Закон электролиза Фарадея. О.С: §§ . | §§119, 120 | 8.05 | |
124 | Урок №7 | Носители свободных электрических зарядов в газах. Газовый разряд. О.С: §§124, 125. | : §§121, 122 | 10.05 | |
125 | Урок №8 | Плазма. Практикум по решению задач по теме: Электрический ток в различных средах. О.С.: | §123 | 14.05 | |
126 | Урок №9 | Контрольная работа по теме «Электрический ток в различных средах» О.С: | | 15.05 | |
127 | Урок №10 | Резерв. (Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.) | | 16.05 | |
Повторение 13 часов |
128 | Урок №1 | Кинематика. | | 17.05 | |
129 | Урок №2 | Кинематика. | | 18.05 | |
130 | Урок №3 | Динамика. | | 19.05 | |
131 | Урок №4 | Динамика. | | 21.05 | |
132 | Урок №5 | Законы сохранения. | | 22.05 | |
133 | Урок №6 | Законы сохранения. | | 23.05 | |
134 | Урок №7 | МКТ. | | 24.05 | |
135 | Урок №8 | Основы термодинамики. | | 25.05 | |
136 | Урок №9 | Электростатика. | | 26.05 | |
137 | Урок №10 | Электростатика. | | 28.05 | |
138 | Урок №11 | Законы постоянного тока. | | 29.05 | |
139 | Урок №12 | Законы постоянного тока. | | 29.05 | |
140 | Урок №13 | Научный метод познания и физическая картина мира. | | 30.05 | |
Календарно – тематическое планирование (11 класс).
№ п/п | Часы учебного времени | Тема урока | Д.З | Сроки проведения |
план | фак |
Тема 1. Электродинамика. (20 ч.) |
Магнитное поле. (9) |
1 | Урок №1 | Взаимодействие токов. Магнитное поле. Техника безопасности на уроках физики. О.С.: §1. | §1 | 4.09 | |
2 | Урок №2 | Магнитная индукция. Вихревое поле. О.С.: §2. | §2 | 5.09 | |
3 | Урок №3 | Лабораторная работа №1. Наблюдение действия магнитного поля на ток. О.С.: | повт. §1,2. | 7.09 | |
4 | Урок №4 | Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. О.С.: §3-5 | §§3-5; упр. 1 №№1,2 | 8.09 | |
5 | Урок №5 | Практикум по решению задач по теме: Сила Ампера. О.С.: №№831,834,841,842,839 1 строка, упр.1 №3. | №№835,832, 839 2 строка. | 11.09 | |
6 | Урок №6 | Сила Лоренца. О.С.: §6; №845. | §6; №844,упр. 1№4. | 12.09 | |
7 | Урок №7 | Магнитные свойства вещества. О.С.: §7 | §7; 847,848,850 | 14.09 | |
8 | Урок №8 | Практикум по решению задач по теме: Сила Лоренца. О.С.: №№846,852,856. | №№849,851 | 15.09 | |
9 | Урок №9 | Контрольная работа по теме: Магнитное поле. О.С.: | | 18.09 | |
Электромагнитная индукция. (11) |
10 | Урок №1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Электромагнитная индукция. Магнитный поток. О.С.: §8,9; №913. | §§8,9; №914 | 19.09 | |
11 | Урок №2 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. О.С.: § 10. | §10 | 21.09 | |
12 | Урок №3 | Лабораторная работа №2. Изучение явления электромагнитной индукции. О.С.: | №№915, 916; повт. §8-10 | 22.09 | |
13 | Урок №4 | Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. О.С.: § ; №922. | §§11, 12; №923 | 25.09 | |
14 | Урок №5 | Практикум по решению задач по теме: Закон электромагнитной индукции. О.С.: №№925,926,927. | №№924, упр. 2 №№1,3,5. | 26.09 | |
15 | Урок №6 | ЭДС индукции в движущихся проводниках. Электродинамический микрофон. О.С.: §13; №928. | §13, 14; №№929, 930 | 28.09 | |
16 | Урок №7 | Самоиндукция. Индуктивность. О.С.: § 15; №931. | § 15; 932, 934 | 29.09 | |
17 | Урок №8 | Энергия магнитного поля тока. О.С.: §16; №937. | §16; №№938,939 | 2.10 | |
18 | Урок №9 | Электромагнитное поле. О.С.: §17; упр. 2 №2,4,6. | §17; упр. 2 дор. | 3.10 | |
19 | Урок №10 | Практикум по решению задач по теме: Электромагнитная индукция. О.С.: § | | 5.10 | |
20 | Урок №11 | Контрольная работа по теме «Электромагнитная индукция». О.С.: § | | 6.10 | |
Тема 2. Колебания и волны. (39 ч.) |
Механические колебания.(9) |
21 | Урок №1 | Анализ контрольной работы. Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник. Превращение энергии при гармонических колебаниях. О.С.: Введение на с. 48, §18; Математический маятник как модель колебательной системы; §§19, 20; §24; №416. | §§18-20, 24; №417 | 9.10 | |
22 | Урок №2 | Динамика свободных колебаний. О.С: §21; решение задачи на а=-w2x /смотри материалы ЕГЭ/. | §21 | 10.10 | |
23 | Урок №3 | Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Уравнение гармонических колебаний. О.С: §22; упр.3 №№1,2,6,7. | §22; упр.3 №№3,4 | 12.10 | |
24 | Урок №4 | Фаза колебаний. О.С.: §23; решение задач, подобных решенным на с. 70-71 /смотри поурочные планы/. | §23 | 13.10 | |
25 | Урок №5 | Практикум по решению задач по теме: Гармонические колебания. О.С.: смотри поурочные планы. | | 16.10 | |
26 | Урок №6 | Лабораторная работа №3. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника. О.С.: Работа выполняется по описанию на с. 324-325 учебника. | | 17.10 | |
27 | Урок №7 | Вынужденные колебания. Резонанс. О.С.: §§25,26. | §§25,26 | 19.10 | |
28 | Урок №8 | Автоколебания. О.С.: Методические указания. Материал для урока можно взять из учебника «Физика-10» тех же авторов, 1977-83 годов (§11); смотри справочник Физика с. 220. Кратковременная контрольная работа по теме: Механические колебания. | | 20.10 | |
29 | Урок №9 | Резерв. (Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.) О.С.: | | 23.10 | |
Электромагнитные колебания. (9) |
30 | Урок №1 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. О.С.: § | §§27-29, упр. 4 №1 | 24.10 | |
31 | Урок №2 | Период свободных электрических колебаний. О.С.: §30; упр. 4 №2. | §30; упр. 4 №3 | 26.10 | |
32 | Урок №3 | Переменный электрический ток. О.С.: §31; №№963, 964. | §31; №№упр.4 №№4,5, №962 | 27.10 | |
33 | Урок №4 | Активное сопротивление. Действующее значение силы тока и напряжения. О.С.: §32; №967. | §32; №970 | 7.11 | |
34 | Урок №5 | Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. О.С.: §§33, 34. | §§33, 34 | 9.11 | |
35 | Урок №6 | Практикум по решению задач по теме: Активное сопротивление, конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. О.С.: №№962,968,969,974 уст,975,978. | №№977,963,967, упр. 4 №6 | 10.11 | |
36 | Урок №7 | Резонанс в электрической цепи. О.С.: §35; №983 | §35; №983 | 13.11 | |
37 | Урок №8 | Генератор на транзисторе. Автоколебания. О.С.: § | §36 | 14.11 | |
38 | Урок №9 | Практикум по решению задач по теме: Активное, реактивное и полное сопротивление в цепи переменного тока. О.С.: | | 16.11 | |
Производство, передача и использование электрической энергии. (5) |
39 | Урок №1 | Генерирование электрической энергии. О.С.: §37; №1011 /зеленый сборник/. | §37; №1012 /зеленый сборник/ | 17.11 | |
40 | Урок №2 | Трансформатор. О.С.: §38; №986. | §38; №№987,990 | 20.11 | |
41 | Урок №3 | Производство, передача и использование электрической энергии. О.С.: §39-41; | §§39-41; упр. 9 дореш. | 21.11 | |
42 | Урок №4 | Практикум по решению задач по теме: Производство, передача и использование электрической энергии. О.С.: смотри планы уроков. | | 23.11 | |
43 | Урок №5 | Контрольная работа по теме: Электромагнитные колебания. Производство и передача электрической энергии. О.С.: | | 24.11 | |
Механические волны. (6) |
44 | Урок №1 | Анализ контрольной работы. Волновые явления. Длина волны. Скорость волны. О.С.: § 42-44; №№438,439. | §§42-44; №440 | 27.11 | |
45 | Урок №2 | Уравнение бегущей волны. Волны в среде. О.С.: §45,46. | §§45,46 | 28.11 | |
46 | Урок №3 | Звуковые волны. О.С.: § 47; упр.6 №№1,2,4. | §47; упр.6 дореш. | 30.11 | |
47 | Урок №4 | Интерференция и дифракция механических волн. О.С.: § 67,70; 1038 /старый сборник/. | §§67,70; 1039 /старый сборник/ | 1.12 | |
48 | Урок №5 | Практикум по решению задач по теме: Звуковые волны. О.С.: | | 4.12 | |
49 | Урок №6 | Практикум по решению задач по теме: Интерференция и дифракция механических волн. О.С.: №№441, 442, 449, 445, 451. | №№443,447,448 | 5.12 | |
Электромагнитные волны. (10) |
50 | Урок №1 | Электромагнитные волны. Плотность потока электромагнитного излучения. О.С.: 1.Кратковременная контрольная работа по теме: Механические волны. 2. §48,50. | §§48,50 | 7.12 | |
51 | Урок №2 | Экспериментальное обнаружение и свойства электромагнитных волн. О.С.: § 49,54,50. | §§49,54,50; упр. 7 №№ | 8.12 | |
52 | Урок №3 | Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Модуляция и детектирование. О.С.: §§51,52,53. | §§51,52,53 | 11.12 | |
53 | Урок №4 | Практикум по решению задач по теме: Электромагнитные волны. О.С.: №№995,997,1000,1003,1004. | №№998,1001,999 | 12.12 | |
54 | Урок №5 | Распространение радиоволн. Радиолокация. О.С.: Самостоятельное заполнение таблицы, используя справочник по физике, справочник школьника, учебник §55, §56. | §§55,56; упр. 7 №№ | 14.12 | |
55 | Урок №6 | Телевидение. Развитие средств связи. О.С.: § | §§57, 58 | 15.12 | |
56 | Урок №7 | Практикум по решению задач по теме: Распространение радиоволн. Радиолокация. О.С.: § | | 18.12 | |
57 | Урок №8 | Практикум по решению задач по теме: Электромагнитные волны. О.С.: №№1007,1010,1016, см. также поурочные планы с.102. | №№1009,1008,1018 доп. | 19.12 | |
58 | Урок №9 | Контрольная работа по теме: Электромагнитные волны. О.С.: | | 21.12 | |
59 | Урок №10 | Резерв. (Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.) | | 22.12 | |
Тема 3. Оптика. (30 ч.) |
Световые волны. (21) |
60 | Урок №1 | Развитие взглядов на природу света. Скорость света. О.С.: введение, §59. | введение, §59 | 25.12 | |
61 | Урок №2 | Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. О.С.: § | §60 | 26.12 | |
62 | Урок №3 | Закон преломления света. О.С.: §61; упр. 8 №9, 1041. | §61; 1044, 1045 | 28.12 | |
63 | Урок №4 | Лабораторная работа №4. Измерение показателя преломления стекла. О.С.: § | упр. 8 №№13,14 | 29.12 | |
64 | Урок №5 | Полное отражение. О.С.: §62; 1031,1033. | §62; 1035 | 11.01 | |
65 | Урок №6 | Практикум по решению задач по теме: Отражение и преломление света. О.С.: №№1046,1047(см. планы). | №№1040,1044,1047 | 12.01 | |
66 | Урок №7 | Линзы. Построение изображений в линзах. О.С.: §63,64; упр. 9 №8. | §§63,64; упр. 9 №2,5 | 15.01 | |
67 | Урок №8 | Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. О.С.: §65; упр. 9 №7. | §65 | 16.01 | |
68 | Урок №9 | Лабораторная работа №5. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы. О.С.: | упр. 9 №№1,9,11 | 18.01 | |
69 | Урок №10 | Практикум по решению задач по теме: Линзы. Формула тонкой линзы. О.С.: | | 19.01 | |
70 | Урок №11 | Практикум по решению задач по теме: Линзы. Формула тонкой линзы. О.С.: (смотри тетрадь с конспектами). | №№1068, 1070, 1066 | 22.01 | |
71 | Урок №12 | Контрольная работа по теме «Геометрическая оптика». О.С.: | | 23.01 | |
72 | Урок №13 | Анализ контрольной работы. Дисперсия света. О.С.: § | §66 | 25.01 | |
73 | Урок №14 | Интерференция света. О.С.: § | §68 | 26.01 | |
74 | Урок №15 | Некоторые применения интерференции. О.С.: § | §69 | 29.01 | |
75 | Урок №16 | Дифракция света. О.С.: § | §71 | 30.01 | |
76 | Урок №17 | Дифракционная решетка. О.С.: §72; №№1172,1171(старый сборник). | §72; №№1173 | 1.02 | |
77 | Урок №18 | Лабораторная работа №6. Измерение длины световой волны О.С.: § | упр. 10 №4 | 2.02 | |
78 | Урок №19 | Поляризация света. Поперечность световых волн. О.С.: § | §§73, 74 | 5.02 | |
79 | Урок №20 | Контрольная работа по теме «Волновая оптика». О.С.: § | | 6.02 | |
80 | Урок №21 | Резерв. (Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.) | | 8.02 | |
Излучение и спектры. (4) |
81 | Урок №1 | Виды излучения. Источники света. Спектры и спектральные аппараты. О.С.: § | §§80,81 | 9.02 | |
82 | Урок №2 | Виды спектров. Спектральный анализ. О.С.: § | §§82, 83 | 12.02 | |
83 | Урок №3 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Ренгеновское излучение. О.С.: § | §§84, 85 | 13.02 | |
84 | Урок №4 | Шкала электромагнитных излучений. О.С.: § | §86 | 15.02 | |
Основы специальной теории относительности. (6) | |
85 | Урок№1 | Принцип относительности Эйнштейна. О.С.: §75. | §75 | 16.02 | |
86 | Урок №2 | Инвариантность скорости света. Постулаты С.Т.О. О.С:§76. | §76 | 19.02 | |
87 | Урок №3 | Пространство и время в С.Т.О. О.С: §§77,78. | §§77, 78 | 20.02 | |
88 | Урок №4 | Принцип соответствия. О.С.: §79 (принцип соответствия), §80. Методические указания. Вопрос «Зависимость массы от скорости» не рассматривается, т.к. такой зависимости не существует. | §79 | 22.02 | |
89 | Урок №5 | Практикум по решению задач по теме: Основные следствия из постулатов СТО. О.С.: | | 26.02 | |
90 | Урок №6 | Практикум по решению задач по теме: Основные следствия из постулатов СТО. О.С.: | | 27.02 | |
Тема 4.Квантовая физика (27 ч.) |
Световые кванты. (8) |
91 | Урок №1 | Зарождение квантовой теории. Фотоэффект. О.С.: §88. | §87, введение; №1132 | 1.03 | |
92 | Урок №2 | Теория фотоэффекта. О.С.: §89; №1135. | §88; №1136 | 2.03 | |
93 | Урок №3 | Практикум по решению задач по теме: Фотоэффект. О.С.: №№1138,1140,1145. | №№1143,1141, 1139 | 5.03 | |
94 | Урок №4 | Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля. О.С.: §90. | §89; упр. 12 №5-7 | 6.03 | |
95 | Урок №5 | Применение фотоэффекта. Давление света. Решение задач. О.С.: § 91, 92; №1158. | §§90, 91; № | 9.03 | |
96 | Урок №6 | Химическое действие света. Фотография. Решение задач. О.С.: §93,94; | §92; №1146, 1165,1166 | 12.03 | |
97 | Урок №7 | Практикум по решению задач по теме: Световые кванты. О.С.: § | | 13.03 | |
98 | Урок №8 | Контрольная работа по теме «Световые кванты». О.С.: § | | 15.03 | |
Атомная физика. (7) |
99 | Урок №1 | Анализ контрольной работы. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. О.С: § . | §§93, 94 1 часть | 16.03 | |
100 | Урок №2 | Боровская модель атома водорода. О.С: §§ | §94 2 часть; №№1172, 1175,1179,1181 | 19.03 | |
101 | Урок №.3 | Испускание и поглощение света атомами. Виды спектров. Спектральный анализ. О.С.: § ; №№1234,1235 (старый сборник). | №№1236,1237 (старый сборник) | 20.03 | |
102 | Урок №4 | Лабораторная работа №7. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. О.С.: | | 22.03 | |
103 | Урок №.5 | Вынужденное излучение света. Лазеры. О.С.: § 97; | § 96; упр. 13 | 23.03 | |
104 | Урок №6 | Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. О.С.: На конкретных примерах из атомной физики показать: 1) двоякую роль эксперимента (как источника знаний и средства подтверждения истинности физической теории); 2) объяснительную и предсказательную функции теории. Методические рекомендации. В качестве вопросов, на которые должны уметь ответить учащиеся следует взять задания из материалов для проведения Единого Государственного экзамена. | §95 | 2.04 | |
105 | Урок №7 | Практикум по решению задач по теме: Испускание и поглощение света. О.С.: § | | 3.04 | |
Физика атомного ядра. (12) |
106 | Урок №1 | Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений. Открытие радиоактивности. Состав радиоактивного излучения. О.С.: § . | §§97-99 | 5.04 | |
107 | Урок № 2 | Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. О.С.: § ; №№1197,1198,1196, упр. 14 №2. | §§100, 101; №№ 1199,1202, упр. 14 №1,3 | 6.04 | |
108 | Урок № 3 | Изотопы, их получение и применение. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. О.С.: § ; №1201,1208 1), упр. 14 №4. | § 102-105; №1203,1208 2), упр. 14 №5 | 9.04 | |
109 | Урок № 4 | Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. О.С.: § ;1283 а),б) | §106; 1280 | 10.04 | |
110 | Урок № 5 | Практикум по решению задач по теме: Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. О.С.: №№12308 6), 1220 1),1215 1 стр.,1213 | | 12.04 | |
111 | Урок № 6 | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. О.С.: § | §§107 – 109; №1229 | 13.04 | |
112 | Урок № 7 | Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. О.С.: § | §§110 - 112; №1230 | 16.04 | |
113 | Урок № 8 | Биологическое действие радиоактивных излучений. О.С.: § | §113 | 17.04 | |
114 | Урок № 9 | Этапы развития физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. О.С.: | §§114-115 | 19.04 | |
115 | Урок № 10 | Практикум по решению задач по теме: Физика атомного ядра. О.С.: § | №№1226,1228,1229 | 20.04 | |
116 | Урок № 11 | Практикум по решению задач по теме: Физика атомного ядра. О.С.: | | 23.04 | |
117 | Урок №12 | Контрольная работа по теме «Ядерная физика». О.С.: | | 24.04 | |
118 | Урок №13 | Резерв.(Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.) | | 26.04 | |
Тема 5. Обобщающие уроки. (2 ч.) |
119 | Урок №1 | Современная (квантово-полевая) картина мира. О.С.: Материал к уроку можно взять в из списка литературы. | §127 | 27.04 | |
120 | Урок №2 | Физика в современном мире. О.С: § . | | 30.04 | |
Тема 6. Строение Вселенной. (8ч.) |
121 | Урок №1 | Строение Солнечной системы. О.С.: | §§116 -117 | 4.05 | |
122 | Урок №2 | Система «Земля-Луна». О.С.: | §§118-119 | 7.05 | |
123 | Урок №3 | Общие сведения о Солнце и звездах. О.С.: | §§120-121 | 8.05 | |
124 | Урок №4 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца и звезд главной последовательности.. О.С.: | §122 | 10.05 | |
125 | Урок №5 | Физическая природа звезд. О.С.: | §123 | 11.05 | |
126 | Урок №6 | Наша галактика. О.С.: | §§124 | 14.05 | |
127 | Урок №7 | Происхождение и эволюция галактик и звезд. О.С.: | §§125-126 | 15.05 | |
128 | Урок №8 | Контрольная работа по теме: Строение Вселенной. | | 16.05 | |
Резервное время. Повторение (8 ч.) |
129 | | Механика | | 17.05 | |
130 | | Механика | | 18.05 | |
131 | | Молекулярная физика. Термодинамика. | | 19.05 | |
132 | | Электродинамика. | | 21.05 | |
133 | | Электродинамика. | | 22.05 | |
134 | | Колебания и волны. | | 23.05 | |
135 | | Оптика. Квантовая физика. | | 24.05 | |
136 | | Научный метод познания и физическая картина мира. | | 25.05 | |
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по физике, ИД «Дрофа» 2009 г.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. ИД «Дрофа» 2009 г.
3. М.В.Рыжаков. Государственный стандарт основного общего образования (теория и практика). М., Педагогическое общество России, 1999, - 328 с.
4. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание – М: Просвещение, 2009 – 336с.
5. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин;; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание – М: Просвещение, 2009 – 399с.
6. Физика. Задачник10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П.Рымкевич. – 15-е изд., стереотипное М.Дрофа 2011 – 188с.
7. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1979. — 287 с.
8. Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9—11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. — М.: Вербум-М, 2001. — 208 с.
9. Сауров Ю. А. Физика в 10 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. — М.: Просвещение, 2005. — 256 с.
10. Сауров Ю. А. Физика в 11 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. — М.: Просвещение, 2005. — 271 с.
11. Материалы сайтов:
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=30
http://fcior.edu.ru/
http://www.proshkolu.ru/org/donskoe-z/
25