II. Слушание музыки «Сладкая грёза», П.Чайковский; «Марш деревянных солдатиков», П.Чайковский, «Вальс», П.Чайковский; Па-де-де» из балета «Щелкунчик», П.Чайковский; «Веселая песенка» Г.Струве, В.Викторова. | Ребята, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться» Зачем музыке нужна мелодия? Придется ей помочь. Да и сами разберемся. Давайте споем песню «Веселая песенка». Кто пел мелодию? А кто играл аккомпанемент? Вспомним ситуацию, которая часто случается с каждым из нас в жизни - какой-либо музыкальный мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» ее «про себя», потому что она запомнилась и полюбилась нам, не задумываясь над тем, что это за музыка, кто ее сочинил. -Как вы думаете, как называется в музыке то, что мы напеваем? -Вы высказали разные мнения. Но правы оказались те, кто назвал слово «мелодия». -Сейчас я сыграю несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их. -Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь я сыграю вам мелодии двух пьес - марша и танца. Сможете ли вы определить, когда звучал марш, а когда - танец? Звучат мелодии «Марша деревянных солдатиков» и «Вальса» из «Детского альбома» Л. Чайковского. - По каким признакам вы определили, где звучит мелодия марша, а где - танца? - В марше пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях, дети могут исполнять на воображаемых барабанах ритмическую пульсацию пьесы. Под «Марш деревянных солдатиков» можно организовать увлекательную игру - игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в ладонях рук «игрушечных кукол», мальчики - играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках. - Правильно! А как же вы узнали вальс? (Под музыку вальса дети могут мягко ритмично покачиваться влево - вправо) . А сейчас вы услышите небольшую пьесу. Ее сочинил композитор, с которым мы уже знакомились на наших уроках. Его имя напомнит вам музыка. Звучит мелодия «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. (Это музыка Петра Ильича Чайковского). -Правильно. Это замечательный русский композитор (показать портрет композитора). Он сочинил альбом пьес, который знают юные музыканты всего мира. Это «Детский альбом» (показать сборник пьес). «Детский альбом» - цикл из 24 фортепианных пьес - П.И. Чайковский написал в 1878 г. и посвятил его своему племяннику Володе Давыдову -А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то, чтобы услышать пьесу из этого альбома. Внимательные слушатели смогут определить: это песня, танец, или марш. Звучит «Сладкая греза» П. Чайковского в исполнении учителя. Вы правы. А почему большинство из вас решило, что это песня? Как звучала музыка? (Напевно, плавно. Неторопливо. Ласково. Задумчиво). Я сейчас сыграю вам главную мелодию пьесы, а вы мягким движением одной из рук передайте ее характер.(Учащиеся выполняют задание). Молодцы!Вы очень выразительно передали характер пьесы движениями рук. Какое же настроение возникло у вас после звучания этой музыки? (Задумчивое. Спокойное. Мечтательное. Грустное. Светлое). (Мелодическую линию песни «Сладкая греза» можно сыграть с детьми на воображаемой скрипке, певучими протяженными движениями «волшебного» смычка). - Правильно. Композитор назвал эту пьесу «Сладкая грёза». Грёза - это мечта, воспоминание, раздумье о чем-то приятном,дорогом, добром. Задание: найдите в учебнике-тетради рисунок, который передает именно такое настроение слушателя. (Дети выполняют задание). -А теперь давайте споем мелодии этих пьес (в удобной для пения тональности, на слог «ля»). | - «Муза» - Хор -Учитель
-Слова. Песня. Мелодия
Звучат мелодии популярных песен, дети называют их. Это песня. Но ее никто не поет. Это песня без слов.
Первая - мелодия марша. Вторая - танца. Этот танец называется «вальс» . Мелодия в нем плавная, красивая. словно закружилась. тан танце. А я считала «про себя» - раз, два, три, как будто я танцевала вальс на балу). | |