СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока музыи в 1 классе. Самоанализ урока.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

Класс: 1

Тема полугодия: «Роль музыки в повседневной жизни человека»

Тип урока: Урок углубления темы

Тема урока: «Душа музыки - мелодия»

Цель: понять, что мелодия - главная мысль музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные: познакомить с понятием «мелодия»; научить внимательно слушать и определять мелодию;

Развивающие: способствовать развитию у обучающихся музыкальную память, творческое воображение;

Воспитывающие: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру; формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, способствовать позитивному отношению к композиторскому творчеству.

Музыкальный материал: Сладкая грёза», П.Чайковский; «Марш деревянных солдатиков», П.Чайковский, «Вальс», П.Чайковский; Па-де-де» из балета «Щелкунчик», П.Чайковский; «Веселая песенка» Г.Струве, В.Викторова.

Оборудование: музыкальный центр, проектор.

Ход урока

Этап, музыкальный материал

Деятельность учителя

Действия учеников

Примечания

I. Орг. момент.


Добрый день, дорогие ребята!


Дети приветствуют учителя


II. Слушание музыки

 «Сладкая грёза», П.Чайковский; «Марш деревянных солдатиков», П.Чайковский, «Вальс», П.Чайковский; Па-де-де» из балета «Щелкунчик», П.Чайковский; «Веселая песенка» Г.Струве, В.Викторова.


Ребята, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться»

Зачем музыке нужна мелодия? Придется ей помочь. Да и сами разберемся.

Давайте споем песню «Веселая песенка».

Кто пел мелодию? 

А кто играл аккомпанемент? 

Вспомним ситуацию, которая часто случается с каждым из нас в жизни - какой-либо музыкальный мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» ее «про себя», потому что она запомнилась и полюбилась нам, не задумываясь над тем, что это за музыка, кто ее сочинил.

-Как вы думаете, как называется в музыке то, что мы напеваем?

-Вы высказали разные мнения. Но правы оказались те, кто назвал слово «мелодия».

-Сейчас я сыграю несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их.

-Вы хорошо справились с этим заданием.

А теперь я сыграю вам мелодии двух пьес - марша и танца.

Сможете ли вы определить, когда звучал марш, а когда - танец? Звучат мелодии «Марша деревянных солдатиков» и «Вальса» из «Детского альбома» Л. Чайковского.

- По каким признакам вы определили, где звучит мелодия марша, а где - танца?

- В марше пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях, дети могут исполнять на воображаемых барабанах ритмическую пульсацию пьесы. Под «Марш деревянных солдатиков» можно организовать увлекательную игру - игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в ладонях рук

«игрушечных кукол», мальчики - играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках. - Правильно! А как же вы узнали вальс?

(Под музыку вальса дети могут мягко ритмично покачиваться влево - вправо) .

А сейчас вы услышите небольшую пьесу. Ее сочинил композитор, с которым мы уже знакомились на наших уроках. Его имя напомнит вам музыка.

Звучит мелодия «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. (Это музыка Петра Ильича Чайковского).

-Правильно. Это замечательный русский композитор

 (показать портрет композитора). 

Он сочинил альбом пьес, который знают юные музыканты всего мира. Это «Детский альбом» (показать сборник пьес). «Детский альбом» - цикл из 24 фортепианных пьес - П.И. Чайковский написал в 1878 г. и посвятил его своему племяннику Володе Давыдову

-А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то, чтобы услышать пьесу из этого альбома. Внимательные слушатели смогут определить: это песня, танец, или марш.

Звучит «Сладкая греза» П. Чайковского в исполнении учителя.

 Вы правы. А почему большинство из вас решило, что это песня? Как звучала музыка?

(Напевно, плавно. Неторопливо. Ласково. Задумчиво).

Я сейчас сыграю вам главную мелодию пьесы, а вы мягким движением одной из рук передайте ее характер.(Учащиеся выполняют задание).

Молодцы!Вы очень выразительно передали характер пьесы движениями рук. Какое же настроение возникло у вас после звучания этой музыки?

(Задумчивое. Спокойное. Мечтательное. Грустное. Светлое).

(Мелодическую линию песни «Сладкая греза» можно сыграть с детьми на воображаемой скрипке, певучими протяженными движениями «волшебного» смычка).

- Правильно. Композитор назвал эту пьесу «Сладкая грёза».

Грёза - это мечта, воспоминание, раздумье о чем-то приятном,дорогом, добром.

Задание: найдите в учебнике-тетради рисунок, который передает именно такое настроение слушателя. (Дети выполняют задание).

-А теперь давайте споем мелодии этих пьес (в удобной для пения тональности, на слог «ля»).



- «Муза»



- Хор

-Учитель











-Слова. Песня. Мелодия





 Звучат мелодии популярных песен, дети называют их.

Это песня. Но ее никто не поет. Это песня без слов.





Первая - мелодия марша. Вторая - танца. Этот танец называется «вальс» .




Мелодия в нем плавная, красивая. словно закружилась. тан танце. А я считала «про себя» - раз, два, три, как будто я танцевала вальс на балу).



III. Вокально-хоровая работа

- попевка

- разучивание

«Если с другом вышел в путь»


Подготовка к песенной деятельности.

а) Обучающиеся выполняют дыхательные упражнения, задерживают дыхание, учатся правильно дышать, сохраняя осанку и не поднимая плечи.)

б) Распевание различных певческих упражнений

Песенная деятельность.

Разучивание песни «Если с другом вышел в путь»



IV. Рефлексия

Итак, мы помогли Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия. Ведь мелодия - это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия - душа музыки. По мелодии мы узнаем и песни, и танцы, и марши.

Встречаясь дома с музыкой, запоминайте мелодии произведений и старайтесь напевать их.

В учебнике-тетради предлагается задание: записать «пульс» марша вертикальными линиями. Сейчас под музыку мы с вами выполним это задание. Сначала мы всем классом нарисуем эти линии-палочки в воздухе воображаемыми мелками.

- Что вам наиболее понравилось?

- Какую песню вы сегодня разучили?



V. Подведение итогов

Наш урок подошел к концу.

Спасибо всем за активную работу.

Урок окончен, до свидания»




Анализ урока

Учитель использовал ряд методов, направленных на достижение усвоения музыкального материала на уроке музыки: метод наблюдения за музыкой (цель - убеждать и радовать музыкой), метод музыкального обобщения (цель – заставить размышлять учеников), метод музыкального собеседования.

Учитель старался учесть потребности, склонности, возможности каждого обучающегося, использовав тип урока – комбинированный.

Работоспособность обучающихся была высока, это достигалось за счет быстрой смены деятельности для столь активного класса, где диалогический стиль общения был доминирующим. Для того, чтобы класс не вышел из под контроля, учитель держал дисциплину на одном уровне – в этом проявлялось воспитательное влияние личности учителя.

Время урока было рационально использовано, так как все запланированное рассматривалось и ничего не упускалось.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!