СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии. 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа и тематическое планирование составлено к следующему учебнику: Биология. 5 кл. Самкова В.А., Рокотова Д.И.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и тематическое планирование по биологии. 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирнинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

__________/Т.П. Юркова /

Протокол №1от30.08. 2018г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

____________/В.М. Ляпко/

Протокол МС №1 от 30.08.2018 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ Мирнинская СОШ ______________/ В.П. Никулина/

Приказ № 59/2 от 30. 08.2018г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



______Юрковой Татьяны Петровны (1 категория)______

Ф.И.О., категория



___________биология 5 класс_______________________

предмет, класс и т.п.



Программа разработана на основе

__Примерной рабочей программы по учебному предмету – Биология. 5-9 кл.: учебно-методическое пособие (В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М.: Академкнига) Учебник, 2015.- 128 с.______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать примерную или авторскую программу, издательство, год издания при наличии)

Используемый учебник:

____ Биология. 5 кл.: учебник/В.А. Самкова, Д.И. Рокотова.- 2-е изд., стереотип.- М.: Академкнига/Учебник, 2015.- 176 с.: ил._______________________________________







2018 - 2019 учебный год



п. Мирный




Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; Примерной рабочей программы по учебному предмету. Биология. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М.: Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.; Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».

Учебник для 5 класса В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой, В.И. Лапшиной, А.М. Шереметьевой, В.А. Дубынина - 2015 год, учебник рекомендован (допущен) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2016/2017 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 (с изменениями от 08.06.2015 года; № 576).


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов.

России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистем- ной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.


















































Содержание учебного предмета.

(34 ч, 1 ч. в неделю)

Введение (1 ч)

Самое удивительное на планете - это жизнь. Земля – живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.

Тема 1. Человек изучает живую природу (8 ч)

Познание - процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека - постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие - процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде. Естествознание - система знаний о природе. Биология - дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.

Научные методы познания. Наука - один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.

Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез.

Моделирование в науке - важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.

Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.

Демонстрация.

Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.

Лабораторные и практические работы.

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Опыт с элодеей (работа в группе).

Измеряем рост (работа в группе).

Контрольная работа № 1 по темам «Введение. Человек изучает живую природу».

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

- основные методы биологических исследований;

- основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;

- значение микроскопа для биологических исследований.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять значение биологических знаний в жизни человека;

-объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;

-приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;

- описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.

Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч)

Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами. Биологические системы - живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления - изменения в биологических системах. «Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.

Биосфера - живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.

Вид - единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.

Популяция - совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.

Организм - неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды.

Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни - существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья. Клетка - наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др.

Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.

Вирусы - особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.

Демонстрация.

Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.

Лабораторные и практические работы.

Изучаем кожу (индивидуальная работа).

Контрольная работа № 2 по теме «По ступеням «Лестницы жизни»».

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

- что означает понятие ≪система≫;

- взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;

- какие явления называют биологическими;

-уровни организации жизни;

- от чего зависит устойчивость биосферы;

- структуру экосистем и популяций;

-что такое вид;

- в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;

- основные возрастные периоды в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры природных и искусственных систем;

- описывать особенности биологических систем;

- приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;

- доказывать единство организма и окружающей среды;

- описывать принципиальное строение клетки;

- давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;

- объяснять уникальные особенности вирусов.

Тема 3. Жизнь на Земле - явление космическое (6 ч)

Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений. Происхождение человека: три взгляда на одну проблему.

Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора - о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих - точка зрения большинства

современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.

Человек разумный - один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.

Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.

Демонстрация.

Репродукции картин З. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.

Лабораторные и практические работы.

Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).

Контрольная работа № 3 по теме «Жизнь на Земле – явление космическое».

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

- наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;

- современные точки зрения о происхождении человека;

- место человека в системе живой природы;

- сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;

- находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов;

- приводить примеры биологических ритмов.

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч)

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) - разнообразие жизни во всех ее проявлениях.

Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая - Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.

Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные.

Взаимовлияние природы и человека. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.

Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.

Демонстрация.

Изображения животных, вымерших за последние 200-300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.

Лабораторные и практические работы.

Паспорт моего дерева (индивидуальная работа, задаётся на дом).

Контрольная работа № 4 по теме «Человек и разнообразие жизни на Земле».

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

- что такое биологическое разнообразие;

- почему необходимо сохранять биоразнообразие;

- какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие - к социальной;

- главные причины исчезновения видов;

- основные положения азбуки экологической культуры;

- почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;

— различать виды потребностей;

-приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

-проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- составлять план выполнения учебной задачи;

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.

Личностные результаты

- Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;

- соблюдение правил поведения в природе;

- осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

- формирование любви к природе;

-развитие эстетического восприятия живой природы;

-формирование ответственного отношения к учению, труду;

-умение слушать и слышать другое мнение;

-формирование основ экологической культуры.


Резерв учебного времени составляет 4 часа, которые используются для проведения контрольных работ: по темам: «Введение. Человек изучает живую природу», «По ступеням «Лестницы жизни»», «Жизнь на Земле – явление космическое», «Человек и разнообразие жизни на Земле».

Темы проектных работ

  1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».

  2. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели, научная фотография (выставка, групповой проект).

  3. Периодические явления в живой природе (групповой проект).

  4. Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры» и др.

























Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

п/п

Тема урока

Количество часов

1

Введение.

Величайшее чудо на планете.

1


Тема 1. Человек изучает живую природу.

8

2

В поиске ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы.

1

3

Биология – наука для всех.

1

4

Какие научные методы используют биологи?

1

5

Наблюдение и эксперимент в биологии.

1

6

С какой целью в биологии используется моделирование?

1

7

Какое оборудование необходимо биологу?

1

8

Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели.

1

9

Контрольная работа № 1 по темам «Введение. Человек изучает живую природу».

1


Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни».

14

10

«Невозмутимый строй во всём», или Что такое система?

1

11

Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?

1

12

Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке.

1

13

Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты.

1

14

Экосистемы – живая мозаика планеты.

1

15

Вид - единица живого мира.

1

16

Популяция – это «население».

1

17

Организм, особь, индивид.

1

18

«Нити жизни»: организм в окружающей среде.

1

19

Как растут и развиваются организмы?

1

20

Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблём?

1

21

Из каких тканей «сотканы» живые организмы?

1

22

На границе живого и неживого: вирусы.

1

23

Контрольная работа № 2 по теме «По ступеням «Лестницы жизни»».

1


Тема 3. Жизнь на Земле – явление космическое.

6

24

По страницам истории жизни

1

25

Следы былых биосфер: как учёные узнают о прошлом Земли

1

26

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему

1

27

Человек разумный - один из миллионов видов организмов

1

28

Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы

1

29

Контрольная работа № 3 по теме «Жизнь на Земле – явление космическое».

1


Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле.

5

30

Что такое «биологическое разнообразие»?

1

31

Какая среда необходима человеку?

1

32

Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие?

1

33

Кто отвечает за Землю?

1

34

Контрольная работа № 4 по теме «Человек и разнообразие жизни на Земле».

1

35

Итого

34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!