Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирнинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО: __________/Т.П. Юркова / Протокол №1от30.08. 2018г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: ____________/В.М. Ляпко/ Протокол МС №1 от 30.08.2018 г | «Утверждаю» Директор МБОУ Мирнинская СОШ ______________/ В.П. Никулина/ Приказ № 59/2 от 30. 08.2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
______Юрковой Татьяны Петровны (1 категория)______
Ф.И.О., категория
___________биология 5 класс_______________________
предмет, класс и т.п.
Программа разработана на основе
__Примерной рабочей программы по учебному предмету – Биология. 5-9 кл.: учебно-методическое пособие (В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М.: Академкнига) Учебник, 2015.- 128 с.______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу, издательство, год издания при наличии)
Используемый учебник:
____ Биология. 5 кл.: учебник/В.А. Самкова, Д.И. Рокотова.- 2-е изд., стереотип.- М.: Академкнига/Учебник, 2015.- 176 с.: ил._______________________________________
2018 - 2019 учебный год
п. Мирный
Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; Примерной рабочей программы по учебному предмету. Биология. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М.: Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.; Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».
Учебник для 5 класса В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой, В.И. Лапшиной, А.М. Шереметьевой, В.А. Дубынина - 2015 год, учебник рекомендован (допущен) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2016/2017 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 (с изменениями от 08.06.2015 года; № 576).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов.
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистем- ной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
Содержание учебного предмета.
(34 ч, 1 ч. в неделю)
Введение (1 ч)
Самое удивительное на планете - это жизнь. Земля – живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу (8 ч)
Познание - процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека - постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие - процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде. Естествознание - система знаний о природе. Биология - дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.
Научные методы познания. Наука - один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез.
Моделирование в науке - важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.
Демонстрация.
Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы.
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Опыт с элодеей (работа в группе).
Измеряем рост (работа в группе).
Контрольная работа № 1 по темам «Введение. Человек изучает живую природу».
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
- основные методы биологических исследований;
- основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;
- значение микроскопа для биологических исследований.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в жизни человека;
-объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;
-приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;
- описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч)
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами. Биологические системы - живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления - изменения в биологических системах. «Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера - живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.
Вид - единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция - совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Организм - неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды.
Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни - существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья. Клетка - наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др.
Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы - особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрация.
Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы.
Изучаем кожу (индивидуальная работа).
Контрольная работа № 2 по теме «По ступеням «Лестницы жизни»».
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
- что означает понятие ≪система≫;
- взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;
- какие явления называют биологическими;
-уровни организации жизни;
- от чего зависит устойчивость биосферы;
- структуру экосистем и популяций;
-что такое вид;
- в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;
- основные возрастные периоды в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры природных и искусственных систем;
- описывать особенности биологических систем;
- приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;
- доказывать единство организма и окружающей среды;
- описывать принципиальное строение клетки;
- давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;
- объяснять уникальные особенности вирусов.
Тема 3. Жизнь на Земле - явление космическое (6 ч)
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений. Происхождение человека: три взгляда на одну проблему.
Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора - о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих - точка зрения большинства
современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.
Человек разумный - один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.
Демонстрация.
Репродукции картин З. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.
Лабораторные и практические работы.
Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).
Контрольная работа № 3 по теме «Жизнь на Земле – явление космическое».
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
- наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;
- современные точки зрения о происхождении человека;
- место человека в системе живой природы;
- сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;
- находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов;
- приводить примеры биологических ритмов.
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч)
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) - разнообразие жизни во всех ее проявлениях.
Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая - Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные.
Взаимовлияние природы и человека. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Демонстрация.
Изображения животных, вымерших за последние 200-300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.
Лабораторные и практические работы.
Паспорт моего дерева (индивидуальная работа, задаётся на дом).
Контрольная работа № 4 по теме «Человек и разнообразие жизни на Земле».
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
- что такое биологическое разнообразие;
- почему необходимо сохранять биоразнообразие;
- какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие - к социальной;
- главные причины исчезновения видов;
- основные положения азбуки экологической культуры;
- почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;
— различать виды потребностей;
-приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
-проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- составлять план выполнения учебной задачи;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.
Личностные результаты
- Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;
- соблюдение правил поведения в природе;
- осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
- формирование любви к природе;
-развитие эстетического восприятия живой природы;
-формирование ответственного отношения к учению, труду;
-умение слушать и слышать другое мнение;
-формирование основ экологической культуры.
Резерв учебного времени составляет 4 часа, которые используются для проведения контрольных работ: по темам: «Введение. Человек изучает живую природу», «По ступеням «Лестницы жизни»», «Жизнь на Земле – явление космическое», «Человек и разнообразие жизни на Земле».
Темы проектных работ
Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».
Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели, научная фотография (выставка, групповой проект).
Периодические явления в живой природе (групповой проект).
Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры» и др.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Введение. Величайшее чудо на планете. | 1 |
| Тема 1. Человек изучает живую природу. | 8 |
2 | В поиске ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы. | 1 |
3 | Биология – наука для всех. | 1 |
4 | Какие научные методы используют биологи? | 1 |
5 | Наблюдение и эксперимент в биологии. | 1 |
6 | С какой целью в биологии используется моделирование? | 1 |
7 | Какое оборудование необходимо биологу? | 1 |
8 | Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. | 1 |
9 | Контрольная работа № 1 по темам «Введение. Человек изучает живую природу». | 1 |
| Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни». | 14 |
10 | «Невозмутимый строй во всём», или Что такое система? | 1 |
11 | Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? | 1 |
12 | Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке. | 1 |
13 | Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты. | 1 |
14 | Экосистемы – живая мозаика планеты. | 1 |
15 | Вид - единица живого мира. | 1 |
16 | Популяция – это «население». | 1 |
17 | Организм, особь, индивид. | 1 |
18 | «Нити жизни»: организм в окружающей среде. | 1 |
19 | Как растут и развиваются организмы? | 1 |
20 | Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблём? | 1 |
21 | Из каких тканей «сотканы» живые организмы? | 1 |
22 | На границе живого и неживого: вирусы. | 1 |
23 | Контрольная работа № 2 по теме «По ступеням «Лестницы жизни»». | 1 |
| Тема 3. Жизнь на Земле – явление космическое. | 6 |
24 | По страницам истории жизни | 1 |
25 | Следы былых биосфер: как учёные узнают о прошлом Земли | 1 |
26 | Происхождение человека: три взгляда на одну проблему | 1 |
27 | Человек разумный - один из миллионов видов организмов | 1 |
28 | Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы | 1 |
29 | Контрольная работа № 3 по теме «Жизнь на Земле – явление космическое». | 1 |
| Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле. | 5 |
30 | Что такое «биологическое разнообразие»? | 1 |
31 | Какая среда необходима человеку? | 1 |
32 | Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? | 1 |
33 | Кто отвечает за Землю? | 1 |
34 | Контрольная работа № 4 по теме «Человек и разнообразие жизни на Земле». | 1 |
35 | Итого | 34 |