СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по биологии»

Структура рабочей программы


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………………….…3 стр.

2. Содержание учебного предмета, курса……………………………………………………5 стр.

3. Тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы…………….7 стр.

















  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Личностные:

- воспитание у обучающихся чувств гордости за российскую биологическую науку;

- соблюдать правила поведения в природе;

- понимание основных факторов, определяющих взаимодействие человека и природы.


Метапредметные:

Обучающие должны уметь

- работать с учебником и дополнительной литературой;

- составлять сообщения на основе обобщения обучающегося материала и дополнительной литературы,

- устанавливать причинно – следственные связи при анализе материала.


Предметные:

Обучающиеся должны знать

-общее строение растительных организмов;

- их взаимодействие с природой.


Уметь

- выделять их признаки и находить в природе.




В результате изучения биологии обучающиеся научатся:

—  многообразию живой природы;

— царству живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основным методам исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признакам живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологическим факторам;

— основным средам обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правилам работы с микроскопом;

— правилам техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Получат возможность научиться:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями уче

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни челове

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни челове

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы

— основным методам изучения растений;

— основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенностям строения и жизнедеятельности лишайников;

— роли растений в биосфере и жизни человека;

— происхождению растений и основные этапы развития растительного м

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного ми

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.



  1. Содержание учебного предмета, курса

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (7часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство микроскопа. Рассматривание препарата кожицы чешуи лука.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (9 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора.

Раздел 3. Царство Растения (12 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).


3. Тематическое планирование 5 класс


п/п урока

Тема

Количество часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

Введение (6 часов)

1.

Биология — наука о живой природе

1




2.

Методы исследования в биологии

1




3.

Разнообразие живой природы.

1




4.

Среды обитания живых организмов

1




5.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1





6.

Обобщающий урок по теме «Введение»

1




Клеточное строение организмов (7 часов)

7.

Устройство увеличительных приборов

11




8.

Строение клетки

1




9.

Строение клетки

1




10.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1




11.

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост

1




12.

Ткани

1

.



13.

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

1




Царство Бактерии (3 часа)

14

Строение и жизнедеятельность бактерий

1




15.

Роль бактерий в природе и жизни человека

1




16.

Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии»

1




Царство Грибы (6 часов)

17.

Общая характеристика грибов

1




18.

Шляпочные грибы

1




19.

Шляпочные грибы

1




20.

Плесневые грибы и дрожжи

1




21

Грибы-паразиты

1




22.

Обобщающий урок по теме «Царство Грибы»

1




Царство Растения (12 часов)

23.

Разнообразие, распространение растений

1




24.

Водоросли

1




25.

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

1




26.

Лишайники

1




27

Мхи

1

.



28

Мхи

1




29

Плауны, хвощи, папоротники

1




30

Голосеменные растения

1




31

Голосеменные растения

1

.



32

Покрытосеменные растения

1




33

Происхождение растений.

1




34

Обобщающий урок по теме «Царство Растения»

1




35

Итоговое занятие.

1







24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!