СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы 5-9 классы, предметная линия "Линия жизни"

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по биологии»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«БИОЛОГИЯ» 5-9 КЛАССЫ





Программа разработана на основе примерной программы основного общего

образования и рабочей программы ФГОС «Биология» 5-9 классы под редакцией В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2019 г.

Программа рассчитана на 5 лет обучения,

34 часа, из расчёта 1 час в неделю в 5 классе,

35 часов, из расчёта 1 час в неделю в 6-7 классах,

70 часов, из расчёта 2 часа в неделю в 8 классе,

68 часов, из расчёта 2 часа в неделю в 9 классе

Программу составила учитель биологии ВКК Дамдинова С.Ц.













п. Огорон

2022



Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов разработана в соответствии

Нормативные правовые документы

1. Закон - 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012

2. Приказ Министерства образования РФ №1897 от 17.12.2010 года «Об утверждении федерального государственного стандартов основного общего и образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 года № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями на 23.12.2020 г.);

6. Образовательная программа основного общего образования МБОУ Огоронской СОШ;

7. Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Огоронской средней общеобразовательной школы Зейского района, утв. Приказом директора школы №87-Д от17.12.2019г.;

8. Учебный план МБОУ Огоронской СОШ на 2021-2022 учебный год;

9. Годовой календарный учебный график МБОУ Огоронской СОШ на 2022-2023 учебный год.

10. ООП ООО Огоронской СОШ Зейского района

11.Учебный план МБОУ Огоронской СОШ на 2022-2023 учебный год. 

Учебно-методический комплекс для изучения курса биологии в 5-9 классах содержит, кроме учебников:

Биология. Рабочие программы (Предметная линия учебников «Линия жизни») 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2019

Пасечник В.В. и др. Биология. 5,6,7,8,9 класс: рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2019.

Пасечник В.В. и др. Биология. 5,6,7,8,9 класс: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2019.

Пасечник В.В. и др. Биология. 5-6,7,8,9 класс: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019.

Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников Биология. 5-6,7,8,9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / В.В.Пасечник , С.В. Суматохин , Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк ; – М.: Просвещение, 2019. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень (приказ от 20.05.2020 года № 254)


Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

1.1.2.5.2.2.1

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и другие; под редакцией Пасечника В.В.

Биология

5-6

Акционерное общество "Издательство "Просвещение"

От 20 мая 2020 года N 254

1.1.2.5.2.2.2

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и другие; под редакцией Пасечника В.В.

Биология

7

Акционерное общество "Издательство "Просвещение"

От 20 мая 2020 года N 254

1.1.2.5.2.2.3

Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. и другие; под редакцией Пасечника В.В.

Биология

8

Акционерное общество "Издательство "Просвещение"

От 20 мая 2020 года N 254

1.1.2.5.2.2.3

Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. и другие; под редакцией Пасечника В.В.

Биология

9

Акционерное общество "Издательство "Просвещение"

От 20 мая 2020 года N 254

Цели и задачи реализации и содержания предмета

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

  • овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

  • создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • сформировать основы знаний о многообразии живых организмов и принципах их классификации;

  • развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету;

  • создать условия для освоения учащимися знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • способствовать овладению учащимися умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • способствовать воспитанию у учащихся позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуре поведения в природе


Планируемые результаты изучения программы курса биологии

Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • Смысловое чтение;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • Формирование и развитие компетентности в области использовании.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  • Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;

  • Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

  • Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  • Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



Основное содержание учебного курса «Биология 5 - 9 классы»

Содержание обучения в 5 и 6 классах нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем живым организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.

В курсе биологии 7 класса расширяются знания о разнообразии живых организмов, учащиеся осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5-7 классах, приобретение азов оказания первой медицинской помощи.

Содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической науки в целом и характеризует современный уровень развития биологии.




Содержание курса «Биология» 5 класса (35 часов)

Программа 5 класса включает в себя 3 содержательных подраздела:

1. Биология как наука.

2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.

3. Многообразие организмов.


Биология как наука.

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.

Клеточное строение организмов. Неорганические и органические вещества клетки, органоиды и их функции. Клетка – основа жизнедеятельности организмов. Процессы жизнедеятельности организмов. Ткани.

Лабораторные работы: Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Рассматривание строения растения с помощью лупы. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Многообразие организмов.

Многообразие организмов, их классификация. Бактерии - доядерные организмы, особенности строения и жизнедеятельности, значение бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека, их разнообразие. Грибы - царство живой природы, многообразие грибов, их роль в природе, жизни человека. Грибы- паразиты растений, животных, человека, шляпочные грибы, съедобные и ядовитые, плесневые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Лишайники - комплексные симбиотические организмы, особенности строения, жизнедеятельности и размножения. Роль лишайников в природе, жизни человека. Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей. Водоросли - древние низшие растения, одноклеточные и многоклеточные водоросли, строение, жизнедеятельность размножение. Высшие споровые растения. Моховидные, строение и жизнедеятельность, размножение мхов. Роль мхов в природе, хозяйственное и средообразующее значение. Папоротниковидные, строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников. Плауновидные, хвощевидные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие хвощей, плаунов, их роль в природе. Средообразующее значение. Использование и охрана. Голосеменные - отдел семенных растений. Особенность строения и жизнедеятельность голосеменных. Разнообразие хвойных растений, многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, практическое значение. Покрытосеменные или цветковые растения, особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие покрытосеменных, их классификация, значение. Многообразие животного мира: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные.

Лабораторные работы: Изучение строения водорослей. Изучение строения мхов (на местных видах). Изучение строения папоротника (хвоща). Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Изучение строения цветкового растения. Строение и разнообразие шляпочных грибов. Изучение строения плесневых грибов.

Содержание курса «Биология» 6 класса (35 часов)

Программа 6 класса включает в себя 2 содержательных подраздела:

1. Жизнедеятельность организмов.

2. Строение и многообразие покрытосеменных растений.

Жизнедеятельность организмов (14 ч).

Обмен веществ – главный признак жизни. Процессы жизнедеятельности организмов. Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Удобрения минеральные и органические. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов. Гетеротрофное питание. Питание животных. Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Передвижение веществ у животных. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. Листопад. Особенности процесса выделения у животных. Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Способы размножения организмов. Оплодотворение. Опыление. Рост и развитие – свойства живых организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Индивидуальное развитие. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов. Движение – свойства живых организмов. Многообразие способов движения организмов. Целостность организма. Взаимосвязь клеток, тканей, органов в многоклеточном организме.

Лабораторная работа: «Передвижение веществ по побегу растения»

«Вегетативное размножение комнатных растений»

Строение и многообразие покрытосеменных растений (19 ч) Строение семян, однодольные и двудольные растения. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик, зоны корня. Побег и почки. Строение стебля. Внешнее строение листа. Листья черешковые и сидячие, простые и сложные, жилкование листьев. Клеточное строение листа. Видоизменение побегов. Строение и разнообразие цветков. Соцветие, типы соцветий. Плоды. Размножение покрытосеменных растений. Опыление, оплодотворение, образование плодов и семян. Классификация покрытосеменных растений. Класс двудольные и однодольные. Важнейшие семейства класса. Многообразие живой природы. Охрана природы.

Лабораторная работа: «Строение семян однодольных и двудольных растений»

«Стержневая и мочковатая корневые системы»

«Строение почек, расположение их на стебле»

«Внутреннее строение ветки дерева»

«Листья простые и сложные, их жилкование, листорасположение»

«Строение клубня, корневища, луковицы»

«Строение цветка»

«Соцветия»

«Классификация плодов»

«Семейства двудольных»

«Строение злакового растения


Содержание курса «Биология» 7 класса (35 часов)

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч) Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Среды обитания и сезонные изменения в жизни животных.

Глава 1. Одноклеточные животные (3 ч) Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.

Глава 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (12 ч) Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.

Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.

Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.

Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.

Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие - возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.

Глава 3. Позвоночные животные (12 ч) Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.

Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.

Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.

Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих. Основные этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.

Демонстрации: таблицы; видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей, отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.
Лабораторные работы:

«Разведение и изучение амёб в лаборатории»

«Изучение многообразия свободноживущих водных простейших»

«Изучение мела под микроскопом»

«Изучение многообразия тканей животных»

«Изучение пресноводной гидры»

«Изучение внешнего строения дождевого червя»

«Изучение внешнего строения паука-крестовика»

«Изучение внешнего строения насекомого»

«Изучение внешнего строения рыбы»

«Изучение внешнего строения птицы»

Глава 4. Экосистемы (4 ч.+2 ч.) Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.

Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); животные разных экологических групп

Итоговая контрольная работа (1ч.) + резерв (1ч.)


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «БИОЛОГИЯ» 8 класса (70 часов)

РАЗДЕЛ 1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения позвоночного животного.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение строения водорослей. Изучение строения мхов (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща). Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений. Изучение строения плесневых грибов.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Изучение одноклеточных животных.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Изучение строения рыб.

Изучение строения птиц.

Изучение строения куриного яйца.

Изучение строения млекопитающих.

Экскурсии

Разнообразие и роль членистоногих в природе.

Разнообразие птиц и млекопитающих.

РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая

помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика.

Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения,

употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на

клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность.

Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние

на состояние здоровья.

Лабораторные и практические работы

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости

лёгких.

Строение и работа органа зрения.

Экскурсия

Происхождение человека.

РАЗДЕЛ 3. ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.


Лабораторные и практические работы

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых

микропрепаратах и их описание.

Выявление изменчивости у организмов.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

(на конкретных примерах).

Экскурсия

Изучение и описание экосистемы своей местности.



Содержание учебного предмета «Биология» 9 класса (68 часов)

Предмет «Биология» в 9 классе изучается на базовом уровне. Учащимся предлагается базовое содержание учебного предмета «Биология».

Глава 1. Введение. Биология в системе наук (2 ч.)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

Глава 2. Основы цитологии - науки о клетке (10 ч.)

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.

Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».

Лабораторные работы:

Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.

Глава 3. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 ч.)

Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Демонстрации:таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

Глава 4. Основы генетики (11 ч.)

Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений

Глава 5. Генетика человека (3 ч.)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Глава 6. Основы селекции и биотехнологии (3 ч.)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

Демонстрации: растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

Глава 7. Эволюционное учение (12 ч.)

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Движущие силы и результаты эволюции.

Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторная работа:

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч.)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.

Демонстрации:окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Глава 9. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (18 ч.)

Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.


















Календарно-тематическое планирование в 5 классе

п/п



Тема урок


Тип урока


Д/З

Дата проведения урока

план

факт


Введение. Биология как наука (5 час.)





1.

Биология – наука о живой природе. Инструктаж по технике безопасности

Урок изучения нового материала

П.1



2.

Методы изучения биологии.

Урок изучения нового материала

П.2



3.

Как работают в лаборатории. Правила работы в лаборатории.

Урок изучения нового материала

П.3



4.

Разнообразие живой природы.

Комбинированный урок

П.4



5.

Среды обитания живых организмов.

Комбинированный урок

П.5




Глава 1 Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов (8 час.)





6.

Устройство увеличительных приборов.

Урок изучения нового материала

П.6



7.

Химический состав клетки.

Урок изучения нового материала

П.7



8.

Строение клетки.

Урок изучения нового материала

П.8



9.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Комбинированный урок

С.34



10.

Особенности строения клеток различных организмов. Пластиды.

Урок изучения нового материала

С.36



11.

Жизнедеятельность клетки.

Урок изучения нового материала

П.9



12.

Деление и рост клеток. Единство живого. Сравнение строения и процессов жизнедеятельности клеток различных организмов.

Комбинированный урок

С.39,40



13.

Обобщение по теме: «Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов»

Урок контроля и коррекции

не задано




Глава 2 Многообразие организмов (22 часа)





14.

Характеристика царства Бактерии. Строение и многообразие бактерий.

Урок изучения нового материала

П.10



15.

Жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Урок изучения нового материала

П.11



16.

Характеристика царства Растения.


Урок изучения нового материала

П.12



17.

Водоросли.

Урок изучения нового материала

П.13



18.

Многообразие водорослей.

Урок изучения нового материала

П.14



19.

Роль водорослей в природе и жизни человека.

Урок изучения нового материала

П.15



20.

Высшие споровые растения.

Урок изучения нового материала

П.16



21.

Моховидные

Урок изучения нового материала

П.17



22.

Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные.

Урок изучения нового материала

П.18



23.

Голосеменные растения.

Урок изучения нового материала

П.19



24.

Разнообразие хвойных растений

Урок изучения нового материала

П.20



25.

Покрытосеменные, или Цветковые, растения.

Урок изучения нового материала

П.21



26.

Обобщение по теме: Царство Растения

Урок обобщения и систематизации

не задано



27.

Характеристика царства Животные.

Комбинированный урок

П.22



28.

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные.

Урок изучения нового материала

С.90



29.

Характеристика царства Грибы. Шляпочные грибы.

Урок изучения нового материала

П.23



30.

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека

Урок изучения нового материала

П.24



31.

Грибы – паразиты растений, животных, человека

Урок изучения нового материала

П.25



32.

Лишайники – комплексные симбиотические организмы

Урок изучения нового материала

П.26



33.

Происхождение бактерий, грибов, животных и растений. Основные этапы развития растительного мира.

Урок изучения нового материала

П.27



34.

Обобщение по теме «Многообразие живых организмов»

Урок обобщения и систематизации

повторить



35.

Итоговая диагностика.

Урок контроля и коррекции

не задано







ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ в 5 классе


№ урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки








































































Календарно-тематический план в 6 классе



Содержание (название раздела, тема).

Количество часов.

Тип урока

Д/З

Дата проведения урока


Подраздел I. Жизнедеятельность организмов.

14



план

факт

11

Введение.

Процессы жизнедеятельности организмов.

1

Урок совершенствования ЗУН

Записи в тетради



22

Обмен веществ – главный признак жизни.

1

Урок изучения нового

материала

§ 28



33

Стартовая диагностика

1

Урок контроля и коррекции




44

Питание. Способы питания бактерий, грибов, животных.

1

Урок изучения нового

материала

§ 29



55

Питание растений. Удобрения.

1

Урок изучения нового

материала

§ 30



66

Фотосинтез. Значение фотосинтеза.

1

Урок изучения нового

материала

§ 31



77

Дыхание, его роль в жизни организмов. Дыхание растений и животных.

1

Урок изучения нового

материала

§ 32



88

Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ у растений. Л/р № 1 «Передвижение веществ по побегу растения».

1

Комбинированный урок

§ 33



99

Передвижение веществ в организме животного.

1

Урок изучения нового

материала

§ 34



110

Выделение продуктов обмена веществ у растений и животных.

1

Урок изучения нового

материала

§ 35



111

Размножение, как важнейшее свойство организмов. Способы размножения. Значение процесса размножения. Л/р № 2 «Вегетативное размножение комнатных растений».

1

Комбинированный урок

§ 36



112

Рост и развитие живых организмов.

1

Урок изучения нового

материала

§ 37



113

Раздражимость – свойство живых организмов. Биоритмы.

1

Урок изучения нового

материала

Записи в тетради



114

Движение – свойство живых организмов.

1

Урок изучения нового

записи в тетради



115

Рубежная диагностика

1

Урок контроля и коррекции

Не задано




Подраздел II. Строение, многообразие покрытосеменных растений.

19





116

Строение семян. Л/р № 3 «Строение семян однодольных и двудольных растений»

1

Комбинированный урок

§ 38



117

Виды корней. Типы корневых систем. Функции корня. Строение корня, зоны корня. Л/р № 4 «Стержневая и мочковатая корневые системы».

1

Комбинированный урок

§ 39



118

Видоизменение корней.

1

Урок изучения нового

материала

§ 40



119

Побег. Почка – зачаточный побег. Виды и строение почек. Рост и развитие побега. Л/р № 5 «Строение почек, расположение их на стебле»

1

Комбинированный урок

§ 41



220

Стебель. Строение, значение, многообразие стеблей. Л/р № 6 «Внутреннее строение ветки дерева»

1

Комбинированный урок

§ 42



221

Лист, его функции. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Л/р № 7 «Листья простые и сложные, их жилкование, листорасположение»

1

Комбинированный урок

§ 43



222

Клеточное строение листа.

1

Урок изучения нового

материала

§ 44



223

Видоизменения побега. Л/р № 8 «Строение клубня, корневища, луковицы»

1

Комбинированный урок

§ 45



224

Цветок – видоизмененный укороченный побег. Л/р № 9 «Строение цветка»

1

Комбинированный урок

§ 46



225

Соцветия. Л/р № 10 «Соцветия»

1

Комбинированный урок

§ 47



226

Плоды. Разнообразие плодов. Л/р № 11 «Классификация плодов»

1

Комбинированный урок

§ 48



227

Размножение цветковых. Оплодотворение, образование плодов и семян.

1

Урок изучения нового

материала

§ 49



228

Классификация покрытосеменных. Признаки классов Двудольных и Однодольных растений.

1

Урок изучения нового

материала

§ 50



229-30

Класс Двудольные. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Астровые. Л/р № 12 «Семейства двудольных»

2

Комбинированный урок

§ 51



331-32.

Класс Однодольные. Семейства: Злаковые, Лилейные. Л/р № 13 «Строение злакового растения»

1

Комбинированный урок

§ 52



333

Многообразие живой природы. Охрана природы.

1

Урок совершенствования ЗУН

§ 53



334

Итоговая диагностика

1

Урок контроля и коррекции




335

Заключительный урок по курсу «Биология. 6 класс». Летние задания.


Урок обобщения и

систематизации













ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ в 6 классе

№ урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки






























































Календарно-тематическое планирование в 7 классе



п/ п

№ урока


Тема


Тип урока


Д/З

Дата проведения урока

план

факт



Введение. Общие сведения о животном мире – 2 ч






1

Особенности, многообразие и классификация животных

Урок совершенствования ЗУН

П.1




2

Среды обитания и сезонные изменения в жизни животных.


Урок совершенствования ЗУН

П.2



1.


Одноклеточные животные - 3 ч






3

Общая характеристика одноклеточных. Корненожки. Лабораторная работа 1 «Разведение и изучение амёб в лаборатории»


Комбинированный урок

П.3




4

Жгутиконосцы и инфузории. Лабораторная работа 2 «Изучение многообразия свободноживущих водных простейших»

Комбинированный урок

П.4




5

Паразитические простейшие. Значение простейших. Лабораторная работа 3 «Изучение мела под микроскопом»

Комбинированный урок

П.5



2.


Многоклеточные животные. Беспозвоночные - 12 ч






6

Организм многоклеточного животного. Лабораторная работа 4 «Изучение многообразия тканей животных»

Комбинированный урок

П.6




7

Тип Кишечнополостные. Лабораторная работа 5 «Изучение пресноводной гидры»

Комбинированный урок

П.7




8

Многообразие кишечнополостных

Урок изучения нового материала

П.8




9

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви

Урок изучения нового материала

П.9




10

Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа 6 «Изучение внешнего строения дождевого червя»

Комбинированный урок

П.10







11

Тип Моллюски. Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски.


Урок изучения нового материала

П.11




12

Класс Головоногие моллюски

Урок изучения нового материала

П.12




13

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

Урок изучения нового материала

П.13




14

Класс Паукообразные. Лабораторная работа 7 «Изучение внешнего строения паука-крестовика»

Комбинированный урок

П.14




15

Класс Насекомые. Общая характеристика

Урок изучения нового материала

П.15




16

Многообразие насекомых. Лабораторная работа 8 «Изучение внешнего строения насекомого»

Комбинированный урок

П.16




17

Обобщение по теме: Беспозвоночные

Урок контроля и коррекции

не задано



3


Позвоночные животные - 12ч.






18

Тип Хордовые

Урок изучения нового материала

П.17




19

Общая характеристика рыб. Лабораторная

работа 9 «Изучение внешнего строения рыбы»

Комбинированный урок

П.18




20

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

Урок изучения нового материала

П.19




21

Класс Земноводные

Урок изучения нового материала

П.20




22

Класс Пресмыкающиеся

Урок изучения нового материала

П.21




23

Класс Птицы. Лабораторная работа 10 «Изучение внешнего строения птицы»

Комбинированный урок

П.22




24

Многообразие птиц и их значение.

Птицеводство.

Урок изучения нового материала

П.23




25

Класс Млекопитающие

Урок изучения нового материала

П.24




26

Многообразие млекопитающих.


Комбинированный урок

П.25




27

Домашние млекопитающие

Комбинированный урок

П.26




28

Происхождение животных. Основные этапы эволюции животного мира

Урок изучения нового материала

П.27




29

Обобщающий урок по теме: Позвоночные животные

Урок обобщения и систематизации

не задано



4


Экосистемы - 4 ч.






30

Экосистема

Урок изучения нового материала

П.28




31

Среда обитания организмов. Экологические

факторы

Урок изучения нового материала

П.29




32

Биотические и антропогенные факторы

Урок изучения нового материала

П.30




33

Искусственные экосистемы.

Урок изучения нового материала

П.31



5


Обобщение






34

Итоговая контрольная работа

Урок контроля и коррекции

не задано




35

Итоговый урок

Урок обобщения и систематизации

не задано








ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ в 7 классе


№ урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки


































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 8 классе

п/п

Тема урока

Тип урока

Д/З


Дата проведения

урока

План

факт

Введение. Наука о человеке (4 часа)



1

Науки о человеке и их методы.

Урок изучения нового материала

П.1



2

Биологическая природа человека. Расы человека.

Урок изучения нового материала

П.2



3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

Урок изучения нового материала

П.3



4

Обобщение по теме: Наука о человеке

Урок контроля и коррекции

Не задано




Глава 1. Общий обзор организма человека. (3 часа)





5

Строение организма человека.

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».

Комбинированный урок

П.4 Выучить типы тканей.




6

Строение организма человека.


Урок изучения нового материала

П.5 ответить на вопросы 3-5



7

Регуляция процессов жизнедеятельности.

Урок изучения нового материала

П.6 Стр.29 №1-4




Глава 2. Опора и движение. (7 часов)





8

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей.

Лабораторные работы №2 «Изучение микроскопического строения кости»

Комбинированный урок

П.7



9

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. Сустав.

Урок изучения нового материала

П.8



10

Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов.

Урок изучения нового материала

П.9



11

Строение и функции скелетных мышц.

Урок изучения нового материала

П.10



12

Работа мышц и её регуляция.

Урок изучения нового материала

П.11



13

Лабораторная работа №3 «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц»

Урок совершенствования ЗУН







14

Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм.

Урок совершенствования ЗУН

П.12




Глава 3. Внутренняя среда организма. (4 часа)





15

Состав внутренней среды организма и её функции.


Урок изучения нового материала

П.13



16

Состав крови. Постоянство внутренней среды.

Урок изучения нового материала

П.14



17

Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»

Комбинированный урок

П.15



18

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация, лечебная сыворотка.

Урок изучения нового материала

П.16




Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 часа)



19

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.

Урок изучения нового материала

П.17



20

Сосудистая система. Лимфообращение. Лабораторная работа №5 «Измерение кровяного давления».

Комбинированный урок

П.18



21

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.

Урок изучения нового материала

П.19



22

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Кровообращение и лимфообразование»

Урок обобщения и систематизации

Не задано




Глава 5. Дыхание (5 часов)



23

Дыхание и его значение. Органы дыхания.

Урок изучения нового материала

П.20



24

Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Лабораторная работа №6 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Комбинированный урок

П.21



25

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Лабораторная работа №7 «Определение частоты дыхания»

Комбинированный урок

П.22



26

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

Урок изучения нового материала

П.23



27

Обобщение по теме: Дыхание

Урок контроля и коррекции

Не задано




Глава 6. Питание (6 часов)



28

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

Урок изучения нового материала

П.24



29

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод.

Урок изучения нового материала

П.25



30

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Урок изучения нового материала

П.26



31

Всасывание питательных веществ в кровь.

Урок изучения нового материала

П.27



32

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

Урок изучения нового материала

П.28



33

Обобщение по теме: Питание

Урок контроля и коррекции

Не задано




Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (5 часов)



34

Пластический и энергетический обмен.

Урок изучения нового материала

П.29



35

Ферменты и их роль в организме человека.

Урок изучения нового материала

П.30



36

Витамины и их роль в организме человека.

Урок изучения нового материала

П.31



37

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ.

Урок изучения нового материала

П.32



38

Обобщение по теме: Обмен веществ и превращение энергии

Урок контроля и коррекции

Не задано




Глава 8. Выделение продуктов обмена (2 часа)



39

Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

Урок изучения нового материала

П.33



40

Заболевания органов мочевыделения.

Урок изучения нового материала

П.34




Глава 9. Покровы тела (3 часа)



41

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Лабораторная работа №8 «Определение типа своей кожи с помощь бумажной салфетки»

Комбинированный урок

П.35



42

Болезни и травмы кожи.

Урок изучения нового материала

П.36



43

Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви.

Урок совершенствования ЗУН

П.37




Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 часов)



44

Железы внутренней секреции и их функции.

Урок изучения нового материала

П.38



45

Работа эндокринной системы и её нарушения.

Урок изучения нового материала

П.39



46

Строение нервной системы и её значение.

Урок изучения нового материала

П.40



47

Спинной мозг.

Урок изучения нового материала

П.41



48

Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции.

Урок изучения нового материала

П.42



49

Вегетативная нервная система, её строение.

Урок изучения нового материала

П.43



50

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.

Урок изучения нового материала

П.44



51

Обобщение знаний по теме: «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности»

Урок изучения нового материала

Не задано




Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (4 часа)



52

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Лабораторная работа №9 «Строение зрительного анализатора» (на модели)

Комбинированный урок

П.45



53

Слуховой анализатор, его строение.

Урок изучения нового материала

П.46



54

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

Урок изучения нового материала

П.47



55

Вкусовой и обонятельный анализаторы.

Урок изучения нового материала

П.48




Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6 ч)



56

Высшая нервная деятельность (ВНД). Безусловные и условные рефлексы. Поведение человека.

Урок изучения нового материала

П.49



57

Память и обучение. Лабораторная работа №10 «Оценка объема кратковременной памяти с помощью теста»

Комбинированный урок

П.50



58

Врождённое и приобретённое поведение.

Урок изучения нового материала

П.51



59

Сон и бодрствование.

Урок изучения нового материала

П.52



60

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Урок изучения нового материала

П.53



61

Обобщение знаний о ВНД.

Урок обобщения и систематизации

Не задано




Глава 13. Размножение и развитие человека (4 ч)



62

Особенности размножения человека.

Урок изучения нового материала

П.54



63

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Урок изучения нового материала

П.55



64

Беременность и роды.

Урок изучения нового материала

П.56



65

Рост и развитие ребёнка после рождения.

Урок изучения нового материала

П.57




Глава 14. Человек и окружающая среда (5 ч)



66

Социальная и природная среда человека.

Урок изучения нового материала

П.58



67

Окружающая среда и здоровье человека.

Урок изучения нового материала

П.59



68

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.

Урок изучения нового материала


Не задано



69

Итоговая контрольная работа за курс 8 класс.

Урок контроля и коррекции


Не задано



70

Итоговый урок

Урок обобщения и систематизации


Не задано




ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ в 8 классе


№ урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки





























































Календарно-тематическое планирование в 9 классе

п/п


Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Д/З

Дата проведения

план

факт

Глава 1. Введение. Биология в системе наук (2 ч)

1

Биология как наука.

1

Урок изучения нового материала

П.1



2

Методы биологических исследований. Значение биологии.

1

Урок изучения нового материала

П.2



Глава 2. Основы цитологии - науки о клетке (10 ч)

3

Цитология – наука о клетке.

1

Урок контроля и коррекции

П.3



4

Клеточная теория.

1

Урок изучения нового материала

П.4



5

Химический состав клетки.

1

Урок изучения нового материала

П.5



6

Строение клетки.

1

Урок изучения нового материала

П.6



7

Особенности клеточного строения организмов. Вирусы.

1

Урок изучения нового материала

П.7



8

Лабораторная работа № 1 «Строение клеток».

1

Урок совершенствования ЗУН




9

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез.

1

Урок изучения нового материала

П.8




10

Биосинтез белков.

1

Урок изучения нового материала

П.9




11

Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.

1

Урок изучения нового материала

П.10



12

Обобщающий урок по главе «Основы цитологии – наука о клетке».

1

Урок обобщения и систематизации

Не задано



Глава 3. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 ч)

13

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз.

1

Урок изучения нового материала

П.11




14

Половое размножение. Мейоз.

1

Урок изучения нового материала

П.12



15

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

1

Урок изучения нового материала

П.13



16

Влияние факторов внешней среды на онтогенез.

1

Урок изучения нового материала

П.14



17

Обобщающий урок по главе «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез).

1

Урок обобщения и систематизации

не задано



Глава 4. Основы генетики (11 ч)

18

Генетика как отрасль биологической науки.

1

Урок изучения нового материала

П.15



19

Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип.

1

Урок изучения нового материала

П.16



20

Закономерности наследования.

1

Урок изучения нового материала

П.17



21

Решение генетических задач.

1

Урок совершенствования ЗУН

П.18



22

Решение генетических задач.

1

Урок совершенствования ЗУН

П.18



23

Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

1

Урок совершенствования ЗУН

Решение задач



24

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

1

Урок изучения нового материала

П.19



25

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.

1

Урок изучения нового материала

П.20



26

Комбинативная изменчивость.

1

Урок изучения нового материала

П.21



27

Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа № 2 «Изучение фенотипов растений. Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой».

1

Комбинированный урок

П.22



28

Обобщающий урок по главе «Основы генетики».

1

Урок обобщения и систематизации

не задано



Глава 5. Генетика человека (3 ч)

29

Методы изучения наследственности человека. Практическая работа № 2 «Составление родословных».

1

Комбинированный урок

П.23



30

Генотип и здоровье человека.

1

Урок изучения нового материала

П.24



31

Обобщающий урок по главе «Генетика человека».

1

Урок обобщения и систематизации

повторить



Глава 6. Основы селекции и биотехнологии (3 ч)

32

Основы селекции.

1

Урок изучения нового материала

П.25



33

Достижения мировой и отечественной селекции.

1

Урок изучения нового материала

П.26



34

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

1

Урок изучения нового материала

П.27



Глава 7. Эволюционное учение (12 ч)

35

Учение об эволюции органического мира.

1

Урок изучения нового материала

П.28



36

Вид. Критерии вида.

1

Урок изучения нового материала

П.29



37

Популяционная структура вида.

1

Урок изучения нового материала

П.30



38

Видообразование. Формы видообразования.

1

Урок изучения нового материала

П.31



39

Обобщение материала по темам «Учение об эволюции органического мира. Вид. Критерии вида. Видообразование».

1

Урок обобщения и систематизации

не задано



40

Борьба за существование и естественный отбор – движущиеся силы эволюции. Естественный отбор.

1

Урок изучения нового материала

П.32



41

Адаптация как результат естественного отбора.

1

Урок изучения нового материала

П.33



42

Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

1

Урок изучения нового материала

не задано



43

Лабораторная работа № 3«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1

Урок совершенствования ЗУН

не задано



44

Урок семинар «Современные проблемы теории эволюции».

1

Комбинированный урок

не задано



45

Урок семинар «Современные проблемы теории эволюции. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка».

1

Комбинированный урок

не задано



46

Обобщение материала по главе «Эволюционное учение».

1

Урок обобщения и систематизации

не задано



Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (4 ч)

47

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1

Урок изучения нового материала

П.35



48

Органический мир как результат эволюции.

1

Урок изучения нового материала

П.36



49

История развития органического мира.

1

Урок изучения нового материала

П.37



50

Урок-семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле».

1

Комбинированный урок

П.38



Глава 9. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (18 ч)

51

Экология как наука. Лабораторная работа № 4 «Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания (на местных примерах)».

1

Комбинированный урок

П.39



52

Влияние экологических факторов на организмы. Лабораторная работа № 5 «Строение растений в связи с условиями жизни».

1

Комбинированный урок

П.40



53

Экологическая ниша. Лабораторная работа № 6«Описание экологической ниши организма».

1

Комбинированный урок

П.41



54

Структура популяций.

1

Комбинированный урок

П.42



55

Типы взаимодействия популяций разных видов. Практическая работа № 3 «Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме».

1

Комбинированный урок

П.43



56

Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем.

1

Урок изучения нового материала

П.44



57

Структура экосистем.

1

Урок изучения нового материала

П.45



58

Поток энергии и пищевые цепи. Практическая работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

1

Комбинированный урок

П.46



59

Искусственные экосистемы. Лабораторная работа № 7«Выявление пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума».

1

Комбинированный урок

П.47



60

Экологические проблемы современности

1

Урок изучения нового материала

П.49



61

Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». Защита экологического проекта.

1

Урок обобщения и систематизации

П.50



62

Обобщающий урок по главе 8 «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».

1

Урок обобщения и систематизации

Не задано



63

Повторение по главе «Основы цитологии – науки о клетке».

1

Урок обобщения и систематизации

Не задано



64

Повторение по главе «Основы генетики»

1

Урок обобщения и систематизации

Не задано



65

Повторение по главе «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

1

Урок обобщения и систематизации

Не задано



66

Итоговая контрольная работа

1

Урок контроля и коррекции

Не задано



67

Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе». Обобщение материала за курс 9 класса.

1

Урок обобщения и систематизации

П.48



68

Итоговый урок

1

Урок обобщения и систематизации

Не задано




ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ в 9 классе

№ урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки