Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение республики дагестан
«аграрно-экономический КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УР
______________ Мусаев Р.Р.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 «Психология общения»
код и название по ФГОС
35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники»
код и наименование специальности
квалификация выпускника: техник-программист
Хасавюрт 2022 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Психология общения» разработана на основе требований:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники», утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1564 (ред. от 17.12.2020)
Приказа Министерства просвещения РФ от 8 апреля 2021 г. N 153 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования";
в соответствии с учебным планом образовательной организации на 2022/2023 учебный год.
Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан « Аграрно-экономический колледж»
Разработчик: Сатиаджиева Мадина Асламбековна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин, ГБПОУ РД «Аграрно-экономический колледж»
Рецензенты / эксперты: Султаханова З.Р. – кандидат педагогических наук
Рекомендовано методическим советом
Протокол №____ от_____________ 2022г.
Методист качества ___________________ Ильясова Б.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ.05 «Психология общения» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины студентами осваиваются следующие умения и знания.
Код ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | применять техники и приемы эффективного общения для решения разного рода задач в профессиональной деятельности; уметь искать необходимую информацию и системно анализировать ее для решения вопросов комфортного сосуществования в группе; находить разумные решения в конфликтных ситуациях, используя различные виды и средства общения; уметь организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать внутри коллектива; грамотно применять вербальные и невербальные средства общения; применять техники слушания, тренировки памяти и внимания; выявлять конфликтогены; уметь разрабатывать стратегии поведения в стрессовых ситуациях; проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение в сфере делового общения, опираясь на общечеловеческие ценности и нравственные основы делового общения | цель, структура и средства общения; психологические основы деятельности коллектива; психологические особенности личности; роль и ролевые ожидания в общении; техники и приемы общения, правила слушания; правила ведения деловой беседы, деловых переговоров, деловых дискуссий; механизмы взаимопонимания в общении; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; особенности конфликтной личности; нравственные принципы общения. |
ЛР 7 | Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
ЛР 9 | Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности». |
ЛР 14 | Способный ставить перед собой цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития, в том числе с использованием цифровых средств; содействующий поддержанию престижа своей профессии и образовательной организации. |
ЛР 19 | Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить |
ЛР 21 | Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. |
ЛР 22 | Демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем учебной дисциплины | 50 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 38 |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем в часах | Коды компетенции, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ЛР 7, ЛР 14 |
1.Психология, как наука. | 2 |
Раздел 1. Классификация общения | 20/18 | |
Тема 1.1 Средства общения | Содержание учебного материала | 8/8 | ОК 02, ОК 03, ОК 06, ЛР 19, ЛР 21 |
1. Виды общения. Структура общения. Функции общения. | 2 |
2. Вербальные средства общения. Невербальные средства общения: кинесика, экстралингвистика, паралингвистика, такесика, проксемика. | 2 |
3. Способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения. | 2 |
В том числе практических занятий: | 2 |
4. Практическое занятие №1 Техника и приемы эффективного общения | 2 |
Тема 1.2. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) | Содержание учебного материала | 4/4 | ОК 02, ОК 03, ЛР 7, ЛР 19 |
1. Основные элементы коммуникации. Виды коммуникаций. Коммуникативные барьеры. | 2 |
2. Коммуникативные барьеры в общении | 2 |
Тема 1.3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) | Содержание учебного материала | 2/2 | ОК 03, ОК 04, ОК 05, ЛР 19, ЛР 22 |
1. Понятие социальной перцепции. Механизмы восприятия. Эффекты восприятия | 2 |
Тема 1.4. Техники активного слушания | Содержание учебного материала | 6/4 | ОК 04, ОК 05, ОК 06, ЛР 14, ЛР 19, ЛР 21 |
1. Виды, правила и техники слушания. Методы развития коммуникативных способностей. | 2 |
2. Приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения | 2 |
Самостоятельная работа. Техника межличностного общения | 2 |
Раздел 2. Деловое общение | 16/16 | |
Тема 2.1 Проявление индивидуальных особенностей в деловом общении | Содержание учебного материала | 10/10 | ОК 05, ОК 06, ЛР 7, ЛР 14 |
1. Деловое общение. Виды делового общения. Культура делового спора. | 2 |
2. Искусство публичного выступления. | 2 |
3. Имидж как средство делового общения | 2 |
4. Индивид, личность как объект и субъект общения и деятельности. | 2 |
5. Эмоциональное состояние. Управления эмоциями | 2 |
Тема 2.2 Темперамент в деловом общении | Содержание учебного материала | 6/6 | ОК 03, ОК 04, ЛР 19, ЛР 21, ЛР 22 |
1. Темперамент. Типы темперамента. Свойства темперамента. | 2 |
2. Деловой этикет в деловых отношениях. | 2 |
В том числе практических занятий: | 2 |
3. Практическое занятие №2 «Навыки делового общения»- игра. Тест- «Темперамент» | 2 |
Раздел 3. Конфликты в деловом общении | 12/12 |
Тема 3.1. Конфликт, его сущность | Содержание учебного материала | 4/4 | ОК 01, ОК 03, ОК 05, ЛР 7, ЛР 19, ЛР 22 |
1. Понятие конфликта и его структура. Динамика конфликта. Виды конфликтов. | 2 |
В том числе практических занятий: | 2 |
2. Практическое занятие №3 Самодиагностика по теме «Стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации» | 2 |
Тема 3.2. Конфликты в деловом общении | Содержание учебного материала | 8/8 | ОК 01, ОК 03, ОК 04, ЛР 19, ЛР 22 |
1. Профилактика стрессов в деловом общении | 2 |
2. Эмоциональное реагирование в конфликтах. Способы разрешения конфликтов. «Формулы конфликта» | 2 |
В том числе практических занятий: | 4 |
3.Практическое занятие №4 «Мое поведение в конфликте» (занятие построено по методу тестирования) | 2 |
4. Практическое занятие №5 Игра-тренинг: «Внутриличностные конфликты». | 2 |
Дифференцированный зачет | | |
Всего: | 50/48 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет Социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием: учебной доской, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), техническими средствами (компьютером, средствами аудиовизуализации, наглядными пособиями).
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.2.2821-10, СанПин 2.2.2/2.4.1340-03, СанПин СП3.1/2.4.2.3598-20) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Психология общения», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
процессе освоения программы учебной дисциплины «Психология общения» имеется возможность доступа к Znanium.com — электронно-библиотечной системе (ЭБС), в которой сформированы коллекции электронных версий книг, журналов, статей и пр., сгруппированных по тематическим и целевым признакам.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
Маслова, Т. А. Психология общения : учебное пособие для СПО / Т. А. Маслова, С. И. Маслов. — Саратов : Профобразование, 2019. — 164 c. — ISBN 978-5-4488-0299-7. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/85787.html
Столяренко, Л. Д. Психология общения : учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. — 317 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-222-32949-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1081477 (дата обращения: 04.05.2022). – Режим доступа: по подписке.
3.2.2. Дополнительные источники
Капкан, М. В. Деловой этикет: учебное пособие для СПО / М. В. Капкан, Л. С. Лихачева. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, 2021. — 167 c. — ISBN 978-5-4488-1123-4. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование.
: учебное пособие для СПО / Е. В. Логутова, И. С. Якиманская, Н. Н. Биктина. — Саратов : Профобразование, 2020. — 196 c. — ISBN 978-5-4488-0688-9. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/92154.html
Захарова, И. В. Психология делового общения: практикум для СПО / И. В. Захарова. — Саратов : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 130 c. — ISBN 978-5-4488-0358-1, 978-5-4497-0199-2. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/86472
Лихачев Д.С. Письма о добром / Дмитрий Лихачев.- СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017.-160с.- (Азбука-классика.Non-Fiction).
Энциклопедия практической психологии ПСИХОЛОГОС – URL: www.psychology.ru/Library
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины |
Знать: сущность, цели и структуру общения; средства общения; особенности и формы делового общения; механизмы взаимопонимания в общении техники и приемы общения; правила слушания и запоминания; типологии темперамента, социальных характеров; типологию манипулятивных типов характера; особенности взаимодействия в рабочей группе; требования, предъявляемые к публичному выступлению; пути выхода из конфликтных ситуаций, черты конфликтной личности. этические нормы общения. | владение основными понятиями психологии общения; владение методиками и техниками общения; знание методик запоминания и слушания; знание обучающимися основных способов разрешения конфликтных ситуаций; знание особенностей взаимодействия в рабочей группе; владение искусством публичного выступления; знание норм культуры общения | Опрос (устный или письменный) Свободные опросы Индивидуальные практические задания Оценка творческих заданий |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины |
Уметь: эффективно организовать взаимодействие с партнером в профессиональной деятельности; обобщать и анализировать информацию; определять цели и пути их достижения; применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в межличностном общении; управлять эмоциональным состоянием; преодолевать конфликтные ситуации и работать в коллективе; создать имидж современного делового человека | демонстрирует владение техниками и приемами эффективного общения; умение анализировать данные; демонстрирует владение приемами саморегуляции в процессе межличностного общения; демонстрирует возможность решения конфликтной ситуации; транслирует критерии создания имиджа делового человека | Оценка решений ситуационных задач; решение тестовых заданий; выполнение практических работ; участие в творческих индивидуальных и групповых работах |
5