МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21» г. БРЯНСКА
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол №_____ от «___» августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО На заседании МС ШКОЛЫ Протокол №_____ от «___» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ СОШ №21г. Брянска №_______ от «____» августа 2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
7 б КЛАСС
УЧИТЕЛЬ:
ТКАЧЕВА ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №21 г.Брянска;
учебный план МБОУ СОШ №21 г.Брянска на 2020 -2021 учебный год;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
программа к УМК И.Г.Семакина, Л.А.Залоговой, С.В.Русакова, Л.В.Шестаковой, 7-9 классы (см. Информатика. Программы для общеобразовательных организаций 2 -11 классы. Составитель М.Н.Бородин. Москва. «БИНОМ. Лаборатория знаний».-2015 ФГОС, стр.206 – 270);
УМК
Учебник Информатика: учебник для 7 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014
Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru//).
Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы) http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2
Форма промежуточной аттестации: контрольное тестирование.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов за год (1 час в неделю). В рабочей программе учебные часы распределены следующим образом:
№ | Раздел | Количество часов |
По авторской программе | По рабочей программе |
1 | Введение в предмет | 1 | 1 |
2 | Человек и информация | 4 | 4 |
3 | Компьютер: устройство и программное обеспечение | 6 | 6 |
4 | Текстовая информация и компьютер | 9 | 9 |
5 | Графическая информация и компьютер | 6 | 6 |
6 | Мультимедиа и компьютерные презентации | 6 | 6 |
7 | Резерв | 3 | 3 |
Итого | 35 | 35 |
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
Ученик научится (или получит возможность научиться) критическому отношению к информации и избирательности её восприятия; уважению к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмыслению мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; познакомится с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения,
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
Выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, работать в группе.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать естественные и формальные языки;
определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа;
определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Содержание учебного предмета
Введение в предмет
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики основной школы.
Человек и информация
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Компьютер: устройство и программное обеспечение
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Текстовая информация и компьютер
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Графическая информация и компьютер
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Мультимедиа и компьютерные презентации
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;
При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Тематическое планирование
Раздел | Номер урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
Введение в предмет (1 час) | | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. | | 02.09 | |
Человек и информация (4 часа) | | Информация и знания. Восприятие информации человеком. | | 09.09 | |
| Информационные процессы. Работа с тренажёром клавиатуры | | 16.09 | |
| Работа с тренажёром клавиатуры | | 23.09 | |
| Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. | | 30.09 | |
«Компьютер: устройство и программное обеспечение (6 часов) | | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. | | 07.10 | |
| Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, подключение внешних устройств. | | 14.10 | |
| Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции. | | 21.10 | |
| Пользовательский интерфейс Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК | | 28.10 | |
| Файлы и файловые структуры. Работа с файловой структурой операционной системы | | 11.11 | |
| Итоговое тестирование по темам «Человек и информация», «Компьютер: устройство и ПО» | | 18.11 | |
Текстовая информация и компьютер (9 часов) | | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | | 25.11 | |
| Текстовые редакторы и текстовые процессоры | | 02.12 | |
| Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста | | 09.12 | |
| Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текста. Печать документа. | | 16.12 | |
| Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены | | 23.12 | |
| Техника безопасности в кабинете информатики. Работа с таблицами | | 13.01 | |
| Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов | | 20.01 | |
| Практическая работа на тему «Создание и обработка текстовых документов» | | 27.01 | |
| Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер» | | 03.02 | |
Обработка графической информации (6 часов) | | Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики. | | 10.02 | |
| Графические редакторы растрового типа. Работа с растровым графическим редактором | | 17.02 | |
| Кодирование изображения. Работа с растровым графическим редактором | | 24.02 | |
| Работа с векторным графическим редактором | | 03.03 | |
| Работа с векторным графическим редактором | | 10.03 | |
| Технические средства компьютерной графики. Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе. | | 17.03 | |
Мультимедиа и компьютерные презентации (6 часов) | | Понятие о мультимедиа. | | 31.03 | |
| Компьютерные презентации | | 07.04 | |
| Создание презентации с использованием текста, графики и звука. | | 14.04 | |
| Контрольное тестирование. | | 21.04 | |
| Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | | 28.04 | |
| Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). | | 05.05 | |
Резерв (3 час) | | Итоговое повторение по теме «Компьютерная графика» | | 12.05 | |
| Итоговое повторение по теме «Мультимедиа» | | 19.05 | |
| Итоговое тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа» | | 26.05 | |
- 8 -