МБОУ «1 – Кангаласская СОШ им. Н.И.Кочнева»
"Утверждаю" | "Согласовано" | Рассмотрено |
директор ОУ | зам.директора по УВР | на заседании М.О. |
___________________ | _____________________ | протокол № ______ |
"____"__________20_ г. | "____"__________20_ г. | "____"__________20_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Филипповой Кюнняй Александровны, высшая
Ф.И.О., категория
по химии 8 класс
предмет, класс и т.п.
2020- 2021 учебный год
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета, курса
Изучение химии в основной школе призвано обеспечить:
формирование основ химического знания — важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении
несложных химических опытов и в повседневной жизни;
выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2017. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018-2019 учебный год, Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 70 часов (2 часа в неделю). Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:
работать с веществами;
выполнять простые химические опыты;
учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса
Ценностные ориентиры курса химии в основной школе определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которому у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимания необходимости здорового образа жизни;
потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
правильного использования химической терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Цели изучения учебного курса химии в 8 классе:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи учебного курса:
формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;
развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;
развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента - и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Нормативные правовые документы
- Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266 – 1 «Об образовании»;
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74);
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, с изм., внесёнными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Учебного плана МБОУ «1 Кангаласская СОШ им. Н.И.Кочнева»
Сведения о программе
Рабочая программа разработана на основе программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд.,стереотип– М.: Дрофа, 2015 год).
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач. Последовательность изучения различных разделов соответствует нормативным документам, регламентирующим содержание образования по изучаемой дисциплине. Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений.
Информация о количестве учебных часов
Рабочая программа рассчитана на 70 часа, 2 часа в неделю и реализуется на базовом уровне. Контрольных работ - 4 , практических работ – 9.
Формы организации образовательного процесса
Индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Виды и формы контроля
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;
тематический контроль в виде контрольных работ;
итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.
Формы контроля:
фронтальный опрос;
индивидуальная работа у доски;
индивидуальная работа по карточкам;
дифференцированная самостоятельная работа;
дифференцированная проверочная работ;
химический диктант, тестовый контроль;
практические работы;
контрольные работы.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года
В соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов, содержания.
Информация об используемом учебнике
Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 8 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 288, [1] с.: ил.
Тематическое планирование.
№№ п.п. | Наименование темы | Всего часов | Из них |
Теории | Практические работы | Контрольные работы | Зачеты |
1. | Введение | 5 | 4 | № 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. | | |
2. | Тема 1. Атомы химических элементов | 8 | 7 | | Контрольная работа № 1 Атомы химических элементов. | |
3. | Тема 2. Простые вещества | 7 | 6 | | Контрольная работа № 2 Простые вещества. | |
4. | Тема 3. Соединение химических элементов | 15 | 12 | № 2. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. | Контрольная работа № 3 Соединение химических элементов | Зачет № 1 Простые вещества. Соединения химических элементов |
5. | Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. | 11 | 9 | № 3. Признаки химических реакций. | Контрольная работа №4 Изменения, происходящие с веществами. | |
6. | Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 25 | 21 | № 4. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. | Контрольная работа №5 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | Зачет № 2 Изменения, происходящие с веществами. Растворы. Свойства растворов электролитов. |
| Итого | 70 | 59 | 4 | 5 | 2 |
Календарно - тематическое планирование.
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | КЭС | КПУ | |
| План | Факт | |
Введение (5 часов) | |
1 | 2.09 | | Вводный инструктаж по технике безопасности. Химия – часть естествознания | Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива. Приемы работы со спиртовкой. | Уметь -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | 1.6 | 1.2 | |
2 | 7.09 | | Практическая работа №1 Приемы обращения с лабораторным оборудованием. | Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива. Приемы работы со спиртовкой. Химическая посуда. | Уметь -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | 1.4 | 1.2 | |
3 | 9.09 | | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории развития химии. | Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента. Химические явления их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. Закон сохранения массы веществ. | Знать/понимать. -химические понятия: атом, химический элемент, вещество. Уметь -определять: - простые и сложные вещества. Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ). | 1.2 5.3 | 2.6 1.3 | |
4 | 14.09 | | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов | Обозначение химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы. | Уметь -называть: химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные). | 1.6 | 1.2 | |
5 | 16.09 | | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса | Химическая формула, индекс, коэффициент, записи и чтение формул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Атомная единица массы. | Знать/понимать -химические понятия: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула Уметь -определять: качественный и количественный состав вещества по химической формуле -вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения. | 4.5 | 2.8.1 | |
Глава первая. Тема 1. Атомы химических элементов (9 часов) | | | | | | 4.5 | |
6 | 21.09 | | Основные сведения о строении атомов. | Планетарная модель строения атома. Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Химический элемент. | Знать/понимать -химическое понятие: химический элемент Уметь -объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента -характеризовать: состав атомов | 1.1 | 2.5.1 | |
7 | 23.09 | | Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. | Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). | Уметь -составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в ПСХЭ | 1.1 | 2.5.1 | |
8 | 28.09 | | Строение электронных оболочек атомов. | Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. | периодической системе -объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. | 1.2 | 2.2.1 | |
9 | 30.09 | | Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов | физический смысл порядкового элемента, номера группы, номера периода; причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах, формулировку периодического закона понятие иона, особенности ионов, образованные атомами металлов и неметаллов. Понятие об ионной связи | Применять знания о физическом смысле порядкового элемента, номера группы, номера периода; о причинах изменения свойств химических элементов в периодах и группах, объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Составлять схемы образования ионных соединений. | 1.3 | 1.2 | |
10 | 5.10 | | Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная неполярная химическая связь. | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. | Знать/понимать -химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь Уметь -определять ковалентную связь в соединениях. | 1.3 | 1.2 | |
11 | 7.10 | | Ковалентная полярная химическая связь. | Понятие ковалентной полярной химической связи, электроотрицательности | Составлять схемы образования полярной ковалентной связи | 1.3 | 1.2 | |
12 | 12.10 | | Металлическая химическая связь. | Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны. | Знать/понимать -химическое понятие: металлическая связь Уметь -определять: тип химической связи в металлах. | 1.3 | 1.2 | |
13 | 14.10 | | Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2. | Повторение изученного по теме 1 и 2 | | 1.1-1.3 | 2.2.1 | |
14 | 19.10 | | Контрольная работа №1 по темам 1 и 2. | | | 1.1-1.3 | 2.2.1 | |
Глава вторая. Тема 2. Простые вещества (7 часов) | |
15 | 21.10 | | Простые вещества-металлы. | Положение элементов металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов. | Уметь: -характеризовать: связь между строением и свойствами металлов -использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту | 1.6 | 2.3.1 | |
16 | 26.10 | | Простые вещества -неметаллы. | Положение элементов неметаллов в периодической системе. Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь. Физические свойства неметаллов. Аллотропия. | Уметь -характеризовать: положение неметаллов в периодической системе; строение атомов неметаллов. | 1.6 | 2.3.1 | |
17 | 4.11 | | Количество вещества | Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. | Знать/понимать -химические понятия: моль, молярная масса Уметь - вычислять: молярную массу, количество вещества. | 4.5.3 | 2.8.3 | |
18 | 9.11 | | Количество вещества | Постоянная Авогадро. Молярная масса. | Знать/понимать -химические понятия: моль, молярная масса Уметь - вычислять: молярную массу, количество вещества. | 4.5.3 | 2.8.3 | |
19 | 11.11 | | Молярный объем газов. | Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. | Знать/понимать - химическое понятие: молярный объем Уметь - вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). | 4.5.3 | 2.8.3 | |
20 | 16.11 | | Молярный объем газов. | Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем». | Знать/понимать - химическое понятие: молярный объем Уметь - вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). | 4.5.3 | 2.8.3 | |
21 | 18.11 | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». | Решение задач и упражнений Проверочная работа. | | 1.6 | 2.8.3 | |
Глава третья. Тема 3. Соединения химических элементов (14 часов) | | | | | | 4.5.3 | 2.8.3 |
22 | 23.11 | | Степень окисления | Бинарные соединения. Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления, общий способ их названия. | Уметь - называть: бинарные соединения по их химическим формулам -определять: степень окисления элементов в соединениях. | 1.4 | 2.4.2 | |
23 | 25.11 | | Важнейшие классы бинарных соединений. | Оксиды и летучие водородные соединения: Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов. | Знать/понимать химическое понятие: оксиды Уметь - называть: оксиды по их формулам - определять: степень окисления элементов в оксидах - составлять: формулы оксидов. | 1.6 | 2.4.1 | |
24 | 30.11 | | Основания. | Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы. | Знать/понимать –химические понятия: основания, щелочи. Уметь -называть: основания по их формулам -составлять: химические формулы оснований - определять: основания по их формулам. | 1.6 | 2.3.3 | |
25 | 2.12 | | Кислоты. | Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы. | Знать/понимать -химические понятие: кислота, щелочь. Уметь - называть: кислоты по их формулам -составлять: химические формулы кислот - определять: кислоты по их формулам. | 1.6 | 2.3.3 | |
26 | 7.12 | | Соли. | Состав и номенклатура солей. | Знать/понимать -химическое понятие: соль Уметь - называть: соли по их формулам -составлять: химические формулы солей - определять: соли по их формулам. | 1.6 | 2.3.3 | |
27 | 9.12 | | Соли. | Составление формул солей. | Знать/понимать -химическое понятие: соль Уметь - называть: соли по их формулам -составлять: химические формулы солей - определять: соли по их формулам. | 1.6 | 2.3.3 | |
28 | 14.12 | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | Классификация веществ. Упражнения в составлении формул веществ по их названиям. Расчеты по химическим формулам. | Знать/понимать - химическое понятие: классификация веществ Уметь - вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, количество вещества, объем или массу вещества по его количеству. | | | |
29 | 16.12 | | Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. | Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные, атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки. | Знать/понимать -закон постоянства состава веществ Уметь -характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ. | 1.5 | 2.3.3 | |
30 | 21.12 | | Чистые вещества и смеси. | Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ. | Уметь. - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | 1.5 | 2.8.2 | |
31 | 23.12 | | Массовая доля компонентов и смеси. | Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси. | Уметь - вычислять: массовую долю вещества в растворе. | 4.1 | 2.7.2 | |
32 | 28.12 | | Массовая доля компонентов и смеси. | Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси. | Уметь - вычислять: массовую долю вещества в растворе. | 4.5.2 | 2.8.2 | |
33 | 13.01 | | Практическая работа №3. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. | Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора. | Уметь -Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации. | 4.5.3 | 2.8.2 | |
34 | 18.01 | | Обобщение и систематизация знаний по темам 2 и 3. | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | | 4.5.2 | 2.8.2 | |
35 | 20.01 | | Контрольная работа № 2 по темам 2 и 3. | | | 4.5.3 | 2.8.2 | |
Глава четвертая. Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов) | |
36 | 25.01 | | Физические явления в химии. Химические реакции. | Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции). | 2.1 | 2.4.5 | |
37 | 27.01 | | Физические явления в химии. Химические реакции. | Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции). | 2.1 | 2.5.3 | |
38 | 1.02 | | Химические уравнения. | Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. | Знать/понимать -закон сохранения массы веществ Уметь - составлять: уравнения химических реакций. | 2.2 | 2.4.5 | |
39 | 3.02 | | Расчеты по химическим уравнениям. | Решение расчетных задач. | Уметь - вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. | | | |
40 | 8.02 | | Расчеты по химическим уравнениям. | Решение расчетных задач. | Уметь - вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. | 2.2 | 2.4.5 | |
41 | 10.02 | | Типы химических реакций. | Сущность реакций разложения, соединения, замещение и обмена. Понятие о скорости химических реакций. | Знать/понимать - химическое понятие: классификация реакций Уметь -определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. | 2.2 | 2.4.5 | |
42 | 15.02 | | Типы химических реакций. | Катализаторы. Составление уравнений реакций указанных типов. | Знать/понимать - химическое понятие: классификация реакций Уметь -определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. | 2.2 | 2.4.5 | |
43 | 17.02 | | Типы химических реакций на примере свойств воды. | Химические свойства воды. Типы химических реакций. | Уметь - характеризовать: химические свойства воды -составлять: уравнения химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип. | 4.5.3 | 2.8.3 | |
44 | 22.02 | | Типы химических реакций на примере свойств воды. | Химические свойства воды. Типы химических реакций. | Уметь - характеризовать: химические свойства воды -составлять: уравнения химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип. | 4.5.3 | 2.8.3 | |
45 | 24.02 | | Практическая работа №4. Признаки химических реакций. | | Уметь - составлять: уравнения химических реакций -использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами. | 4.5.3 | 2.8.3 | |
46 | 29.02 | | Обобщение и систематизация знаний по теме 4. | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | | 4.5.2 | 2.8.2 | |
47 | 2.03 | | Контрольная работа №3 по теме 4. | | | 4.5.3 | 2.8.2 | |
Глава пятая. Тема 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции (24 часов) | |
48 | 7.03 | | Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов. | Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов. | | 2.3 | 2.7.4 | |
49 | 9.03 | | Электролитическая диссоциация | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации | Знать/понимать - химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация. | 2.3 | 2.4.6 | |
50 | 14.03 | | Электролитическая диссоциация | Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей. | Знать/понимать - химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация. | 2.3 | 2.4.6 | |
51 | 18.03 | | Ионные уравнения реакций | Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде. | Уметь - объяснять: сущность реакций ионного обмена - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. -составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. | 2.5 | 2.4.6 | |
52 | 20.03 | | Практическая работа №5 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. | | Уметь - составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей. | 2.5 | 2.4.6 | |
53 | 25.03 | | Кислоты, их классификация и свойства. | Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. | Уметь - называть кислоты - характеризовать: химические свойства кислот. - определять: возможность протекания типичных реакций кислот. | 2.5 | 2.3.3 | |
54 | 4.04 | | Кислоты, их классификация и свойства. | Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов | Уметь - называть кислоты - характеризовать: химические свойства кислот. - определять: возможность протекания типичных реакций кислот. | 2.5 | 2.3.3 | |
55 | 9.04 | | Основания, их классификация и свойства. | Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. | Уметь - называть основания: - характеризовать: химические свойства оснований. - определять: возможность протекания типичных реакций оснований. | 2.5 | 2.3.3 | |
56 | 11.04 | | Основания, их классификация и свойства. | Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований. | Уметь - называть основания: - характеризовать: химические свойства оснований. - определять: возможность протекания типичных реакций оснований. | 2.5 | 2.3.3 | |
57 | 16.04 | | Оксиды, их классификация и свойства | Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). | Уметь - называть оксиды - определять: принадлежность веществ к классу оксидов -характеризовать: химические свойства оксидов. | 2.5 | 2.3.3 | |
58 | 18.04 | | Оксиды, их классификация и свойства | Свойства кислотных и основных оксидов. | Уметь - называть оксиды - определять: принадлежность веществ к классу оксидов -характеризовать: химические свойства оксидов. | 2.5 | 2.3.3 | |
59 | 23.04 | | Соли, их свойства. | Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами | Уметь - называть соли. - определять: принадлежность веществ к классу солей - характеризовать: химические свойства солей. | 4.2 | 2.3.3 | |
60 | 25.04 | | Соли, их свойства. | Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости) | Уметь - называть соли. - определять: принадлежность веществ к классу солей - характеризовать: химические свойства солей. | 4.2 | 2.3.3 | |
61 | 27.04 | | Генетическая связь между классами неорганических соединений | Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов. | Уметь - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ. | 2.5 | 2.7.5 | |
62 | 2.05 | | Практическая работа №6. Свойства кислот оснований, оксидов и солей. | | Уметь. - обращаться с химической посудой и реактивами - распознавать опытным. путем растворы кислот и щелочей. - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. | 4.2 | 2.7.5 | |
63 | 4.05 | | Обобщение и систематизация знаний по теме 5. | Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций. | | | | |
64 | 11.05 | | Контрольная работа №4 по теме 5. | | | | | |
65 | 16.05 | | Анализ контрольной работы. | | | | | |
66 | 18.05 | | Окислительно-восстановительные реакции. | Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов. | Знать/понимать - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. - определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. | 2.6 | 1.2 | |
67 | 23.05 | | Окислительно-восстановительные реакции. | Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов. | Знать/понимать - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. - определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. | 2.6 | 1.2 | |
68 | 25.05 | | Практическая работа №7 Решение экспериментальных задач. | | Уметь - обращаться с химической посудой и реактивами. - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических соединений. | 2.6 | 1.2 | |
69 | 30.05 | | Решение экспериментальных задач. | | Уметь - обращаться с химической посудой и реактивами. - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических соединений. | 2.5 | 2.7.5 | |
70 | 30.05 | | Итоговый урок | | Уметь - обращаться с химической посудой и реактивами. - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических соединений. | 2.3-2.5 | 2.3.3 | |
Критерии и нормы оценок
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; Ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
Отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдений за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
Проявлены организационно – трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы)
Отметка «4»:
Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
Работа выполнена правильно не менее, чем на половину, или допущена существенная ошибка в ходе экспериментов, в объяснении, в оформлении работы, соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые исправляются по требованию учителя.
Отметка «2»:
Допущены 2 (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
Работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальный задачи
Отметка «5»:
План решения составлен правильно; Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; Дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более 2-х несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
Допущены 2 (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах
Отметка «1»:
Задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущены не более 2-х несущественных ошибок.
Отметка «3»:
В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении
Отметка «1»:
Отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
Ответ не полный или допущена не более 2-х несущественных ошибок.
Отметка «3»:
Работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом 2-3 несущественных.
Отметка «2»:
Работа выполнена не меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»: Работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
По окончанию курса учащиеся должны знать:
1) Знать виды химической связи: ковалентная, ионная, типы кристаллических решеток: молекулярная, атомная, ионная.
2) Уметь классифицировать неорганические вещества на оксиды, основания, кислоты, соли по их составу; объяснять зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки; определять по химическим формулам бинарных соединений степень окисления одного из элементов, если известна степень окисления другого; записывать уравнения диссоциации хлорида натрия и хлороводорода.
3) Знать закон сохранения массы вещества при химических реакциях, понятие о генетической связи веществ, о скорости химической реакции, о круговоротах химических элементов в природе.
4) Уметь записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов, оснований и кислот, а также амфотерных гидроксидов, определять по уравнениям изученных реакций окислительно – восстановительные.
5) Уметь вычислять по химической формуле относительную молекулярную массу вещества и в связи с этим определять молярную массу, рассчитывать массовую долю химического элемента в соединении, вычислять по химическим уравнениям массу или количество одного из участвующих в реакции веществ.
5) Уметь выполнять несложные химические опыты; пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдая правила техники безопасности.
6) Уметь приготавливать растворы с определенной массовой долей растворенного вещества.
Организационно – педагогические условия реализации данной рабочей программы.
I. Требования к тетрадям обучающихся по химии:
В тетрадях должны быть грамотно оформлены все записи, писать разборчивым почерком. Поля в обязательном порядке выделяются в рабочих тетрадях, для контрольных работ по всем предметам. В 8 классе дата записывается на полях цифрами (7.09.12).Обязательно соблюдение красной строки. Подчеркивания выполнять аккуратно. Таблицы, условные обозначения выполнять карандашом, в случае необходимости с применением линейки. Исправление ошибок: зачеркивать косой линией (ручкой), часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией, вместо зачеркнутого надписать нужную запись. В 8 классе – проверка тетрадей производится красной пастой. В тетрадях для контрольных работ не применять штрих. Не должно быть посторонних записей, рисунков в рабочих тетрадях.
Количество ученических тетрадей.
По химии должно быть по одной рабочей тетради и тетради для контрольных работ. Допускаются тетради на печатной основе.
Порядок проверки письменных работ учителями.
Рабочие тетради обучающихся 8 класса по химии проверяются выборочно, но не реже 1 раза в четверть. Контрольные, рабочие тетради на печатной основе проверяются и возвращаются к следующему уроку, а при большом количестве работ через урок.
II. Требования к опросу на уроке.
Частотность опроса должна быть не менее одного раза в 3-4 урока.
Комбинированный опрос должен быть отражен записью в журнале (практические, тесты, диктанты и другие виды работ).При монологическом опросе обучающийся дает ответ стоя, при фронтальном опросе, дискуссии он может не вставать с места. По окончании урока оценки за опрос обучающимся выставляются в дневник и в журнал.Тесты должны быть распечатаны или представлены в электронном виде. Не должно быть тестов «на слух», оценок только за письменные работы.
Домашнее задание.
Объем домашнего задания не должен превышать норм СанПина. Домашнее задание записывается в дневник. С 8 класса учитель не отвечает за запись д/з. Закрепление пройденного материала или опережающее или дифференцированное. Письменные работы проверяются в соответствии с орфографическим режимом (ошибки в терминах, названиях учитывать).Проверка д/з должна осуществляться в разных формах. Д/з записывается в журнале в соответствии с календарно – тематическим планом.Отставание по программе не ликвидировать за счёт д/з.
Диагностическая часть
Результаты образовательной программы по курсу химии отслеживаются через систему предметного мониторинга, который складывается из следующих элементов:
• умение работать с текстом:
1) выделять главное;
2) разделить текст на части;
3) озаглавить части текста;
4) умение составлять тезисный план, опорный конспект;
5) уметь работать с таблицами и рисунками;
6) работать с графиками и диаграммами;
7) работать с терминами;
8) отвечать на вопросы, задавать вопросы;
• усвоение терминов, дат (химический диктант)
• выполнение и оформление практических работ, соблюдение требований к написанию и оформлению практических работ
• навыки решения практических задач.
• тестирование по типу пробного ГИА.
• устный ответ обучающихся:
1) полнота, правильность ответа;
2) использование терминов, дат, научных теорий, достижений науки, знание формулировок законов;
3) умение отвечать на вопросы.
Основная литература
Учебно-методический комплект (УМК)
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.
/ О.С. Габриелян. - 7-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
Методическая литература
1.Химия. Настольная книга учителя.8 класс/. О.С.Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: «Дрофа», 2007.
2. Химия.8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8 класс»/ О.С.Габриелян и др.- М.: Дрофа, 2011г
3. Химия.8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8 класс»
/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - М.: «Дрофа», 2011.
4. Химия. Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 8 класс». Электронное учебное издание ООО «Дрофа».2008.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2.Примерные программы общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03– 1263);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
4. Положение о рабочих программах;
5. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2015.
Интернет-ресурсы
chem.msu.su
hemi.nsu.ru
college.ru
school-sector.relarn.ru
alhimikov.net
alhimik.ru
chemworld.narod.ru