Пояснительная записка
Образовательная программа по учебному предмету «Русский язык» начального общего образования разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
основной образовательной программы МКОУ Шрамовская ООШ, учебным планом МКОУ Шрамовская ООШ, положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности МКОУ Шрамовская ООШ.
Список учебников: Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 1,2,3,4 к «Русской азбуке»: Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений М., Просвещение, 2017; Канакина В.П. Русский язык, М. Просвещение, 2015 (1 класс), Канакина В.П. Русский язык В 2-х частях, М. Просвещение, 2015 (2 класс), Канакина В.П. Русский язык В 2-х частях, М. Просвещение, 2016 (3 класс), Канакина В.П. Русский язык В 2-х частях, М. Просвещение, 2014 (4 класс).
На основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М.В. «Русский язык».
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Рабочая программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты на уровне начального общего образования
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Тематическое планирование 1 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
1. | Пропись — первая учебная тетрадь. | 1 |
2. | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 1 |
3. | Письмо овалов и полуовалов. | 1 |
4. | Рисование бордюров. | 1 |
5. | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 |
6. | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). | 1 |
7. | Письмо короткой линии с закруглением внизу (вправо). | 1 |
8. | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). | 1 |
9. | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. | 1 |
10. | Письмо коротких наклонных линий и письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. | 1 |
11. | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 |
12. | Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. | 1 |
13. | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | 1 |
14-15. | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | 2 |
16. | Строчная буква а. | 1 |
17. | Заглавная буква А. | 1 |
18. | Строчная буква о. | 1 |
19. | Заглавная букваО | 1 |
20. | Строчная буква и. | 1 |
21. | Заглавная буква И | 1 |
22. | Строчная буква ы. | 1 |
23. | Строчная буква у. | 1 |
24. | Заглавная буква У. | 1 |
25. | Строчная буква н. | 1 |
26. | Заглавная буква Н. | 1 |
27. | Строчная и заглавная буквы С, с. | 1 |
28. | Строчная буква к. | 1 |
29. | Заглавная буква К. | 1 |
30. | Строчная буквы т. | 1 |
31 | Заглавная буквы Т. | 1 |
32. | Строчная буква л. | 1 |
33. | Заглавная буква Л. | 1 |
34. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
35. | Строчная буква р. | 1 |
36. | Заглавная буква Р. | 1 |
37. | Строчная и заглавная буквы в, В. | 1 |
38. | Строчная буква е. | 1 |
39. | Заглавная буквы Е. | 1 |
40. | Письмо слов с буквами е, Е. | 1 |
41. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
42. | Строчная буква п. | 1 |
43. | Заглавная буква П. | 1 |
44. | Строчная буква м. | 1 |
45. | Заглавная буква М. | 1 |
46. | Письмо слов и слогов с изученными буквами. | 1 |
47. | Строчная буква з. | 1 |
48. | Заглавная буква З. | 1 |
49. | Строчная буква б. | 1 |
50. | Заглавная буква Б. | 1 |
51. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
52. | Строчная буква д. | 1 |
53. | Заглавная буква Д. | 1 |
54. | Строчная буква я. | 1 |
55. | Заглавная буква Я. | 1 |
56. | Письмо слов с изученными буквами. | 1 |
57. | Строчная и заглавная буквы я, Я. | 1 |
58. | Строчная буква г. | 1 |
59. | Заглавная буква Г. | 1 |
60-61. | Письмо слов с изученными буквами. | 2 |
62. | Строчная буква ч. | 1 |
63. | Заглавная буква Ч. | 1 |
64. | Букваь. | 1 |
65. | Букваь. | 1 |
66. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
67. | Строчная буква ш. | 1 |
68. | Заглавная буква Ш. | 1 |
69. | Строчная буква ж. | 1 |
70. | Заглавная буква Ж. | 1 |
71. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
72. | Строчная буква ё. | 1 |
73. | Заглавная буква Ё. | 1 |
74. | Письмо слов с буквой й. | 1 |
75. | Письмо слов с буквой й. | 1 |
76-77. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 2 |
78. | Строчная буква х. | 1 |
79. | Заглавная буква Х. | 1 |
80. | Строчная буква ю. | 1 |
81. | Заглавная буква Ю. | 1 |
82. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
83. | Строчная буква ц. | 1 |
84. | Заглавная буква Ц. | 1 |
85. | Строчная букв э. | 1 |
86. | Строчная и заглавная буквы Э, э. | 1 |
87. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
88. | Строчная буква щ. | 1 |
89. | Заглавная буква Щ. | 1 |
90. | Строчная буква ф. | 1 |
91. | Заглавная буква Ф. | 1 |
92. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
93. | Строчные буквы ь, ъ. | 1 |
94. | Письмо слов с ъ и ь знаками. | 1 |
95. | Письмо слов и слогов с изученными буквами. | 1 |
96-97. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 2 |
98. | Контрольное списывание. | 1 |
99. | Оформление предложений в тексте. | 1 |
100. | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» | 1 |
101. | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | 1 |
102. | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» | 1 |
103. | Проверочный диктант. | 1 |
104-105. | Правописание безударных гласных в корне слова. | 2 |
106-107. | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 2 |
108. | Правописание жи-ши. | 1 |
109-110. | Правописание ча-ща, чу-щу. | 2 |
111. | Правописание чк-чн, щн. | 1 |
112. | Правописание гласных после шипящих. | 1 |
113-114. | Заглавная буква в именах собственных. | 2 |
115. | Контрольное списывание. | 1 |
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | Количество часов |
| Наша речь (4 ч) | |
1. | Знакомство с учебником. Виды речи. | 1 |
2. | Что можно узнать о человеке по его речи. | 1 |
3. | Диалог и монолог. | 1 |
4. | Проверка знаний. | 1 |
| Текст (5 ч) | |
5. | Текст. | 1 |
6. | Тема и главная мысль текста. | 1 |
7. | Части текста. | 1 |
8. | Проверка знаний. Диктант. | 1 |
9. | Работа над ошибками. | 1 |
| Предложение (12 ч) | |
10. | Предложение как единица речи. | 1 |
11. | Связь слов в предложении. | 1 |
12. | Контрольное списывание. | 1 |
13. | Главные члены предложения (основа). | 1 |
14. | Второстепенные члены предложения. | 1 |
15. | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | 1 |
16. | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 |
17. | Связь слов в предложении. | 1 |
18. | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | 1 |
19. | Анализ сочинений. | 1 |
20. | Контрольный диктант. | 1 |
21. | Работа над ошибками. | 1 |
| Слова, слова, слова… (22 ч) | |
22, 23. | Слово и его лексическое значение. | 2 |
24. | Однозначные и многозначные слова. | 1 |
25. | Прямое и переносное значения слов. | 1 |
26. | Синонимы. | 1 |
27, 28. | Антонимы. | 2 |
29. | Контрольный диктант. | 1 |
30. | Работа над ошибками. | 1 |
31, 32. | Родственные (однокоренные) слова. | 2 |
33, 34. | Корень слова. Однокоренные слова. | 2 |
35. | Слоги. | 1 |
36, 37. | Ударный слог. | 2 |
38, 39. | Перенос слов. | 2 |
40. | Обучающее сочинение по серии картинок. | 1 |
41. | Проверочная работа | 1 |
42. | Контрольный диктант | 1 |
43. | Работа над ошибками. | 1 |
44. | Обобщающий урок. | 1 |
| Звуки и буквы (34 ч) | |
45. | Звуки и их обозначение буквами на письме. | 1 |
46, 47. | Русский алфавит. | 2 |
48. | Употребление прописной (заглавной) буквы. | 1 |
49, 50. | Гласные звуки. | 2 |
51-55. | Правописание слов с безударным гласным в корне. | 5 |
56-58. | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 3 |
59. | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 |
60. | Контрольный диктант. Проверочная работа. | 1 |
61. | Работа над ошибками. | 1 |
62. | Согласные звуки. | 1 |
63-64. | Согласный звук [й] и буква «и краткое». | 2 |
65. | Слова с удвоенными согласными. | 1 |
66. | Развитие речи. | 1 |
67. | Наши проекты. Проект «И в шутку и всерьёз» | 1 |
68-69. | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 2 |
70-71. | Обозначение мягкости согласного звука на письме. | 2 |
72-73. | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными. | 2 |
74. | Итоговый контрольный диктант за первое полугодие. | 1 |
75. | Проверочная работа. | 1 |
76. | Работа над ошибками. | 1 |
77. | Наши проекты. Проект «Пишем письмо» | 1 |
78. | Обобщающий урок. | 1 |
| Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч) | |
79-80. | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нщ. | 2 |
81. | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 |
82. | Наши проекты. Проект «Рифма» | 1 |
83-85. | Буквосочетания жи-ши,чу-щу,ча-ща. | 3 |
86. | Контрольный диктант. Проверочная работа. | 1 |
87. | Работа над ошибками. | 1 |
88. | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 |
89. | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. | 1 |
90. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. | 1 |
91. | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 |
92. | Распознавание проверочных и проверяемых слов. | 1 |
93. | Проверка парных согласных в корне слова. Изложение повествовательного текста. | 1 |
94-97. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. | 4 |
98. | Контрольный диктант. Проверочная работа. | 1 |
99. | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | 1 |
100-103. | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 4 |
104. | Обучающее сочинение по серии картинок. | 1 |
105. | Контрольное списывание. | 1 |
106. | Проверочная работа. | 1 |
107. | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | 1 |
| Части речи (47 ч) | |
108, 109 | Части речи. | 2 |
110 | Имя существительное | 1 |
111 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 |
112, 113 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 2 |
114, 115 | Заглавная буква в именах собственных. | 2 |
116 | Обучающее изложение. | 1 |
117 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 |
118 | Диктант. | 1 |
119 | Работа над ошибками. | 1 |
120-122 | Единственное и множественное число имён существительных. | 3 |
123 | Обучающее изложение. | 1 |
124 | Проверка знаний. | 1 |
125 | Диктант. | 1 |
126 | Работа над ошибками. | 1 |
127-129 | Глагол | 3 |
130, 131 | Единственное и множественное число глаголов. | 2 |
132 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 |
133 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | 1 |
134 | Текст-повествование | 1 |
135 | Проверка знаний. | 1 |
136 | Имя прилагательное | 1 |
137 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
138 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 |
139 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 |
140 | Текст-описание | 1 |
141 | Проверка знаний. | 1 |
142, 143 | Местоимение | 2 |
144 | Текст-рассуждение | 1 |
145 | Проверка знаний | 1 |
146 | Контрольный диктант. | 1 |
147 | Работа над ошибками. | 1 |
148 | Общее понятие о предлоге. | 1 |
149 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 |
150 | Восстановление предложений. | 1 |
151 | Проверка знаний. | 1 |
152 | Диктант. | 1 |
153 | Работа над ошибками. | 1 |
| Повторение изученного за год (17 ч) | |
154 | Повторение по теме «Текст». | 1 |
155 | Сочинение по картине. | 1 |
156, 157 | Повторение по теме «Предложение». | 2 |
158 | Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 |
159, 160 | Повторение по теме «Части речи». | 1 |
| Повторение по теме «Части речи». | 1 |
161 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 |
162 | Повторение по теме «Правила правописания». | 1 |
163 | Контрольное списывание. | 1 |
164-169 | Повторение и закрепление изученного материала. | 6 |
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс. | 1 |
Тематическое планирование 3 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
| Язык и речь (2 ч) | |
1. | Наша речь. Виды речи. | 1 |
2. | Наш язык. | 1 |
| Текст. Предложение. Словосочетание. (14 ч) | |
3-4. | Текст. Типы текстов. | 2 |
5. | Предложение. | 1 |
6. | Виды предложений по цели высказывания. | 1 |
7. | Виды предложений по интонации. | 1 |
8. | Предложения с обращением. | 1 |
9. | Обучающее изложение. | 1 |
10-11. | Главные и второстепенные члены предложения. | 2 |
12-13. | Простое и сложное предложения. | 2 |
14-15. | Словосочетание. | 2 |
16. | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 |
| Слово в языке и речи(19 ч) | |
17. | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 |
18. | Синонимы и антонимы. | 1 |
19. | Омонимы. | 1 |
20. | Слово и словосочетание. | 1 |
21. | Фразеологизмы. | 1 |
22. | Обучающее изложение. | 1 |
23. | Части речи. | 1 |
24. | Имя существительное. | 1 |
25. | Имя прилагательное. | 1 |
26. | Глагол. | 1 |
27. | Имя числительное. | 1 |
28. | Однокоренные слова. | 1 |
29-30. | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 2 |
31. | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 |
32. | Разделительный мягкий знак. | 1 |
33. | Обучающее изложение. | 1 |
34. | Проект «Рассказ о слове». | 1 |
35. | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». | 1 |
| Состав слова (16 ч) | |
36. | Корень слова. | 1 |
37. | Как найти в слове корень. | 1 |
38. | Сложные слова. | 1 |
39-40. | Окончание. Как найти в слове окончание. | 2 |
41. | Приставка. Как найти в слове приставку. | 1 |
42. | Значение приставок. | 1 |
43. | Суффикс. Как найти в слове суффикс. | 1 |
44. | Значение суффиксов. | 1 |
45. | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | 1 |
46. | Основа слова. | 1 |
47. | Обобщение знаний о составе слова. | 1 |
48. | Контрольный диктант по теме «Состав слова». | 1 |
49. | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. | 1 |
50. | Обучающее изложение. | 1 |
51. | Проект «Семья слов». | 1 |
| Правописание частей слова (29 ч) | |
52. | В каких значимых частях слов есть орфограммы. | 1 |
53-55. | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 3 |
56-59. | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 4 |
60. | Обучающее изложение. | 1 |
61-63. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 3 |
64-65. | Правописание слов с удвоенными согласными. | 2 |
66. | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». | 1 |
67. | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов». | 1 |
68-71. | Правописание суффиксов и приставок. | 4 |
72-73. | Правописание приставок и предлогов. | 2 |
74. | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 |
75-77. | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 3 |
78. | Обучающее изложение. | 1 |
79. | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова». | 1 |
80. | Проект «Составляем орфографический словарь». | 1 |
| Части речи (76 ч) | |
81. | Части речи. | 1 |
| Имя существительное (31 ч) | |
82-83. | Имя существительное и его роль в речи. | 2 |
84-85. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 2 |
86. | Обучающее изложение. | 1 |
87. | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 |
88. | Проект «Тайна имени». | 1 |
89-90. | Число имён существительных. | 2 |
91-92. | Род имён существительных. | 2 |
93-94. | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 2 |
95. | Обучающее изложение. | 1 |
96. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 |
97. | Склонение имён существительных. | 1 |
98-99. | Падеж имён существительных. | 2 |
100. | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 |
101. | Именительный падеж. | 1 |
102. | Родительный падеж. | 1 |
103. | Дательный падеж. | 1 |
104. | Винительный падеж. | 1 |
105. | Творительный падеж. | 1 |
106. | Предложный падеж. | 1 |
107. | Обучающее изложение. | 1 |
108. | Все падежи. | 1 |
109. | Обобщение. | 1 |
110. | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 |
111. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 |
112. | Проект «Зимняя страничка». | 1 |
| Имя прилагательное (18 ч) | |
113-114. | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 2 |
115. | Роль прилагательных в тексте. | 1 |
116. | Текст-описание. | 1 |
117. | Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | 1 |
118. | Род имён прилагательных. | 1 |
119-120. | Изменение имён прилагательных по родам. | 2 |
121. | Число имён прилагательных. | 2 |
123-124. | Изменение имён прилагательных по падежам. | 2 |
125-126. | Обобщение знаний. | 2 |
127. | Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 |
128. | Обобщение знаний. | 1 |
129. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 |
130. | Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 |
| Местоимение (5 ч) | |
131. | Личные местоимения. | 1 |
132. | Изменение личных местоимений по родам. | 1 |
133-134. | Местоимение. | 2 |
135. | Обучающее изложение. | 1 |
| Глагол (21 ч) | |
136-138. | Значение и употребление глаголов в речи. | 3 |
139-140. | Неопределённая форма глагола. | 2 |
141-142. | Число глаголов. | 2 |
143. | Времена глаголов. | 1 |
144. | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | 1 |
145-146. | Изменение глаголов по временам. | 2 |
147. | Обучающее изложение. | 1 |
148-149. | Род глаголов в прошедшем времени. | 2 |
150-151. | Правописание частицы не с глаголами. | 2 |
152-155. | Обобщение знаний. | 4 |
156. | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 |
| Повторение (14 ч) | |
157-158. | Части речи. | 2 |
159. | Обучающее изложение. | 1 |
160. | Обобщение изученного о слове, предложении. | 1 |
161. | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 |
162. | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
163. | Правописание безударных гласных. | 1 |
164. | Правописание значимых частей слов. | 1 |
165. | Итоговый контрольный диктант. | 1 |
166. | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. | 1 |
167. | Обучающее изложение. | 1 |
168. | Текст. | 1 |
169. | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». | 1 |
170. | КВН «Знатоки русского языка» | 1 |
Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема | Количество часов |
| Повторение (11 ч ) | |
1. | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | 1 |
2. | Язык и речь. Формулы вежливости. | 1 |
3. | Текст и его план. | 1 |
4. | Обучающее изложение. | 1 |
5. | Анализ изложения. Типы текстов. | 1 |
6. | Предложение как единица речи. | 1 |
7. | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 |
8. | Диалог. Обращение. | 1 |
9. | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
10. | Словосочетание. | 1 |
11. | Контрольный диктант по теме «Повторение». | 1 |
| Предложение (9 ч) | |
12. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Понятие об однородных членах предложения. | 1 |
13 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
14. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
15. | Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень». | 1 |
16. | Наши проекты. | 1 |
17. | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | 1 |
18. | Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 1 |
19. | Обучающее изложение. | 1 |
20. | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 |
| Слово в языке и речи (20 ч) | |
21. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Слово и его лексическое значение. | 1 |
22. | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 1 |
23. | Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 |
24. | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | 1 |
25-27 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | 1 |
28. | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 1 |
29. | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в корнях. | 1 |
30. | Правописание приставок и суффиксов. | 1 |
31. | Разделительные твердый и мягкий знак. | 1 |
32. | Обучающее изложение. | 1 |
33. | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 1 |
34. | Склонение имен существительных и имен прилагательных. | 1 |
35. | Имя числительное. Глагол. | 1 |
36. | Наречие как часть речи. | 1 |
37. | Правописание наречий. | 1 |
38. | Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | 1 |
39. | Контрольный диктант по теме «Части речи». | 1 |
40. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 |
| Имя существительное (40 ч) | |
41 | Распознавание падежей имен существительных. | 1 |
42 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных. | 1 |
43 | Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. | 1 |
44 | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах. | 1 |
45 | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | 1 |
46 | Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных. | 1 |
47 | Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. | 1 |
48 | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег». | 1 |
49 | 2-е склонение имен существительных. | 1 |
50 | Упражнения в распознавании падежа имён существительных 2-го склонения. | 1 |
51 | 3-е склонение имен существительных. | 1 |
52 | Упражнения в распознавании падежа имён существительных 3-го склонения. | 1 |
53 | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. | 1 |
54 | Обучающее изложение. | 1 |
55 | Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 |
56 | Именительный и винительный падежи. | 1 |
57 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. | 1 |
58 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | 1 |
59 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. | 1 |
60, 61 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | 2 |
62 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | 1 |
63 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже. | 1 |
64 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | 1 |
65 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже. | 1 |
66 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 1 |
67 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 |
68 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 |
69 | Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница». | 1 |
70 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». | 1 |
71 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
72 | Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 |
73 | Именительный падеж имён существительных множественного числа. | 1 |
74 | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | 1 |
75 | Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. | 1 |
76 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. | 1 |
77 | Контрольный диктант за первое полугодие. | 1 |
78 | Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа. | 1 |
79 | Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Наши проекты. | 1 |
80 | Обучающее изложение. | 1 |
| Имя прилагательное (31 ч) | |
81 | Анализ изложения. Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
82 | Род и число имён прилагательных. | 1 |
83 | Описание игрушки. | 1 |
84 | Склонение имён прилагательных. | 1 |
85 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов». | 1 |
86 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 |
87 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | 1 |
88 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | 1 |
89 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | 1 |
90 | Именительный, винительный, родительный падежи. | 1 |
91 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | 1 |
92 | Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 |
93 | Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. | 1 |
94 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 |
95 | Склонение имён прилагательных женского рода. | 1 |
96 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 |
97 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 |
98 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 |
99 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. | 1 |
100 | Изложение описательного текста. | 1 |
101 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 1 |
102 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 1 |
103 | Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости». | 1 |
104 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 |
105 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 |
106 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. | 1 |
107 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». | 1 |
108 | Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | 1 |
109 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний. | 1 |
110 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 |
111 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
| Местоимение (9 ч) | |
112 | Местоимение как часть речи. | 1 |
113 | Личные местоимения. | 1 |
114 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. | 1 |
115 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | 1 |
116 | Изменение личных местоимений по падежам. | 1 |
117 | Изложение повествовательного текста с элементами описания. | 1 |
118 | Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение». | 1 |
119 | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | 1 |
120 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
| Глагол (32 ч) | |
121 | Роль глаголов в языке. | 1 |
122 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
123, 124 | Неопределённая форма глагола. | 2 |
125 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
126 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | 1 |
127 | Анализ изложения. Спряжение глаголов. | 1 |
128 | Спряжение глаголов. | 1 |
129 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 |
130 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода». | 1 |
131 | I и II спряжение глаголов настоящего времени. | 1 |
132 | I и II спряжение глаголов будущего времени. | 1 |
133 | Наши проекты. | 1 |
134-137 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 4 |
138 | Возвратные глаголы. | 1 |
139, 140 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. | 2 |
141 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. | 1 |
142 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 |
143 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 |
144 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | 1 |
145 | Изложение повествовательного текста по вопросам. | 1 |
146 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 |
147 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
148, 149 | Обобщение по теме «Глагол». | 2 |
150 | Изложение повествовательного текста. | 1 |
151 | Проверка знаний по теме «Глагол». | 1 |
152 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение. | 1 |
| Повторение (18 ч) | |
153 | Язык. Речь. Текст. | 1 |
154-156 | Предложение и словосочетание. | 3 |
157 | Лексическое значение слова | 1 |
158 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь». | 1 |
159-162 | Состав слова. | 4 |
163, 164 | Части речи. | 2 |
165 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | 1 |
166 | Анализ изложения. Части речи. | 1 |
167 | Итоговый контрольный диктант. | 1 |
168 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
169 | Звуки и буквы. | 1 |
170 | Игра «По галактике Частей Речи». | 1 |
1
2