МКОУ «Убинская средняя школа №2»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
На заседании ШМО зам. Директора по ВР директор школы
Протокол №_____ ________Латыш Е.А. _______Кашкиров Е.Ш.
Руководитель ШМО «____»____2019г. Приказ №_____
_______Шалимова С.А. от «___»____2019г.
«___»____2019г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Школьный театр «Созвездие»
(7 класс )
(общекультурное направление)
Автор-составитель
Валеулина Р.Р.
Педагог-библиотекарь
с.Убинское 2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерными программами.
Актуальность программы. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей к искусству. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры. Данная программа способствует развитию и совершенствованию основных психических процессов ребенка, наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного выступления.
Цель программы:
создание условий для развития личности;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала;
формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные
обучающийся научится:
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их пониманию и оценке;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
ориентироваться в эстетических потребностях, ценностях и чувствах;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.
обучающийся получит возможность научиться:
испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального, театрального наследия русских композиторов, писателей, драматургов, различных направлений современного театрального искусства России;
вырабатывать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
уважительному отношению к культуре других народов.
Метапредметные Регулятивные универсальные учебные действия
обучающийся научится:
навыкам межличностной коммуникации;
правилам поведения и социальным нормам;
различать признаки недружелюбной группы.
обучающийся получит возможность научиться:
корректно отказываться от нежелательного общения;
соблюдению поведения в группе;
умению выйти из недружелюбноц группы;
слушать критику, конструктивно критиковать;
отстаивать аргументировано свою правоту в различных конфликтных ситуациях;
противостоять групповому давлению.
Коммуникативные универсальные учебные действия
обучающийся научится:
учитывать позицию собеседника (партнера);
организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
адекватно передавать информацию;
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
обучающийся получит возможность научиться:
корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения;
аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;
осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
обучающийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиску средств ее осуществления в разных формах и видах деятельности;
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
начальным формам познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценке своих творческих возможностей;
навыкам смыслового прочтения содержания «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности.
обучающийся получит возможность научиться:
продуктивному сотрудничеству (общению, взаимодействию) со сверстниками при решении различных задач во внеурочной деятельности;
осознанному построению речевого высказывания, голоса;
возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства.
знакомство с возможностями собственного тела.
Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве.
Чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах.
«Одушевление неодушевленных предметов».
Формы организации занятий.
игры;
моделирование ситуаций;
практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
дискуссии;
Виды деятельности
Основные методы и технологии
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
информационно-коммуникативная технология;
проектная;
работа в малых группах.
3. Структура курса. 3 год обучения –35ч. (7 кл.)
№ | Основные блоки | Количество часов | УДД |
Всего | Теория | Практика |
1. | Знакомство | 5 | 3 | 2 | Мотивировать учебную деятельность, осозна-вать свои потребности, интересы, ценности. |
2. | Дорога в театр | 4 | 3 | 1 | Слушать и понимать речь других, владеть приемами монологической и диалогической речи. |
3. | В театре | 3 | 3 | - | Овладевать общими для всех людей правилами поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
4. | Как создается спектакль | 4 | 1 | 3 | Формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, овладевать набором социальных ролей, необходимых для достижения поставленных целей. |
5. | Мы играем в театр | 4 | 1 | 3 | Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от известного. |
6. | Учимся актерскому мастерству | 5 | 2 | 3 | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей, самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. |
7. | Делаем декорации | 2 | - | 2 | Критично относиться к собственному мнению, понять другие позиции, быть готовым изменить свою точку зрения группе. |
8. | Придумываем и делаем костюмы | 6 | - | 6 | Дружелюбно относиться друг к другу при распределении ролей. |
9. | В мастерской бутафора | 2 | 1 | 1 | Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятий и следовать им. |
| Итого: | 35 | 14 | 21 | |
4. Календарно-тематический план – 35 часов (7 кл.)
№ п/п | Дата | Тема | БНЦ | Ключе-вые вос-пита- тельные задачи | Форма занятия | Плани-руемый рез-т | Про-дукт |
1 | 1 | Знакомство. Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д. | Ис-кус-ство | Эстети-ческое развитие | Беседа «Как часто мы встречаемся с театральным искусством?» Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит «понимать искусство». | 1 | |
2 | Игра «Импровизированный спектакль». | Труд | Умение работать в коллективе. |
3 | Что такое искусство. Что значит понимать искусство. | Ис-кус-ство | Эстети-ческое развитие |
4 | Театр как вид искусства. |
5 | Игровой тренинг. | Труд | Умение работать в коллективе. | Игра. | 2 | |
2 | 6 | Дорога в театр. Театр как здание. | Ис-кус-ство | Эстети-ческое развитие | Выбор спектакля для просмотра по желанию. | 1 | |
7 | Театральный словарь: «премьера». |
8 | Путешествие в театр на спектакль. (Выбор по желанию). | Труд | Умение работать в коллективе. | Просмотр спектакля. | 2 | |
9 | Игровой тренинг. | Игра. | 2 | |
3 | 10 | В театре. Этика поведения в театре. | Ис-кус-ство | Эстети-ческое развитие | Беседа «Правила поведения в театре». | 1 | |
11 | «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). | Ис-кус-ство | Эстети-ческое развитие | Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссера?» | 1 | |
12 | Зрительный зал и сцена. Театральный словарик. | Знакомство с разными театрами. |
4 | 13 | Как создается спектакль. Путешествие по театральным мастерским. | Ис-кус-ство | Эстети-ческое развитие | Беседа на расширение знаний «Знакомство с закулисьем театра». | 1 | |
14 | Бутафорская и гримерная. |
15 | Театральный словарик: «грим». |
16 | В мастерской художника и костюмера. |
5 | 17-19 | Мы играем в театр. Сочинение сказки, пьесы или выбор готового сценария. Описание героев будущего спектакля. | Труд | Трудо-любие и умение | Беседа, моделирование | 2 | |
20 | Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости. | Инсценирование |
6 | 21 | Учимся актерскому мастерству. Актер – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. | Труд | Трудо-любие и умение | Монолог | 2 | |
22 | Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. | Ис-кус-ство | Эстети-ческое развитие | Беседа | 1 | |
23 | Что умеет актер и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. | Труд | Трудо-любие и умение | Обыгрывание различных этюдов. | 2 | |
24 | Расскажи сказку, используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. | Труд | Трудо-любие и умение | Выбор сказки самостоятельно, рассказать ее используя жесты, мимику и голос. | 2 | |
25 | Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. Чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевленных предметов». | Труд | Трудо-любие и умение | Выразительное чтение стихов. Обсуждение и оценка. | 2 | |
7 | 26 | Делаем декорации. Что такое декорация. Зачем нужны декорации. | Труд | Трудо-любие и умение | Обыгривание выражения настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. | 2 | |
27 | Художники - декораторы. | Создание своих декораций. |
8 | 28-29 | Придумываем и делаем костюмы. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). | Труд | Трудо-любие и умение | Изготовление костюмов. | 2 | |
30-33 | Репетиция и показ. | Труд | Трудо-любие и умение | Инсценирование | 3 | Спектакль |
9 | 34 | В мастерской бутафора. Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего ее изготовляют. | Ис-кус-ство | Эстети-ческое развитие | Беседа «Листаем театральный словарик». | 1 | |
35 | Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. | Труд | Трудо-любие и умение | Изготовление пальчиковых кукол. Разыгрывание сценических историй. | 2 | |