г. Нижневартовск
2019 г.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. №373 с изменениями, внесёнными приказами от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012г. №1060, от 29.12.2014г. №1643, от 31.12.2015г. №1576, Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), авторской программой М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, СИ. Волковой, СВ. Степановой «Математика. 1-4 классы, 2011» (учебно-методический комплект «Школа России»), и обеспечивает реализацию образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №18» на 2019-2020 учебный год.
В соответствии с Образовательной программой школы на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю (34 учебные недели). Предмет «Математика» (предметная область «Математика и информатика») включен в обязательную часть учебного плана на 2019-2020 учебный год.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Новая счетная единица - тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
-решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры па заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Дата | Примечание |
По плану | По факту |
1 четверть (36 часов) |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Повторение (13 часов) | |
1 | Нумерация. Счёт предметов. Разряды. | 1 | Урок повторения и обобщения. | Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачу разными способами; составлять задачи, обратные данной. | | | |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | 1 | Урок повторения и обобщения | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений | | | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Находить значения числовых выражений со скобками и без них. | | | |
4 | Вычитание трёхзначных чисел. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел. Находить значения числовых выражений со скобками и без них. | | | |
5 | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | | | |
6 | Письменное умножение однозначных чисел на многозначные. | 1 | Урок развития умений и навыков | Использовать переместительное свойство умножения. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
7 | Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | | | |
8 | Деление трёхзначных чисел на однозначные. | 1 | Урок формирования умений и навыков | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Использовать свойства деления числа на 1, и нуля на число. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
9 | Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число. | 1 | Урок развития умений и навыков | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
10 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. | 1 | Урок- исследование | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. | | | |
11 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. | 1 | Урок изучения нового материала | Использовать диаграммы для сбора и представления данных. | | | |
12 | Повторение пройденного.«Что узнали. Чему научились». Вводная диагностическая работа | 1 | Контрольно- обобщающий урок | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | | | |
13 | Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Проверочная работа по теме «Повторение» | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения. | | | |
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 часов) |
14 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. | 1 | Урок изучения нового материала. | Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать буквенные выражения. Анализировать свои действия и управлять ими. | | | |
15 | Чтение многозначных чисел. | 1 | Урок изучения нового материала | Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. Анализировать свои действия и управлять ими. | | | |
16 | Запись многозначных чисел. | 1 | Урок изучения нового материала | Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. | | | |
17 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 1 | Урок развития умений и навыков | Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. | | | |
18 | Сравнение многозначных чисел. | 1 | Урок развития умений и навыков | Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. | | | |
19 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 | Урок формирования умений и навыков | Проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100,1000 раз. | | | |
20 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. | 1 | Урок развития умений и навыков | Определять последовательность чисел в пределах 100 ООО. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах1 ООО ООО. Находить общее количествоединиц какого-либо разряда в многозначномчисле. | | | |
21 | Класс миллионов и класс миллиардов Проверочная работа по теме «Нумерация» | 1 | Урок изучения нового материала | Называть классы и разряды; класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Читать числа в пределах 1 ООО ОООООО. | | | |
22 | Проект: «Математика вокруг нас». Созданиематематического справочника «Наш город(село)». | 1 | Комбинированный урок | Собирать информацию о своём городе (селе) и на этой основе создавать математическийсправочник «Наш город(село) в числах». Использовать материалсправочника для составления ирешения различных текстовых задач. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результатыработы. | | | |
23 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | | | |
24 | Контрольная работа по теме «Нумерация». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. | | | |
Величины (12 часов) |
25 | Анализ контрольной работыи работа над ошибками. Единица длины - километр. Таблица единиц длины. | 1 | Урок изучения нового материала | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. | | | |
26 | Соотношение между единицами длины. | 1 | Урок развития умений и навыков | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные икрупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Измерять исравнивать длины; упорядочивать ихзначения. | | | |
27 | Единицы площади: Квадратный километр,квадратный миллиметр. | 1 | Урок изучения нового материала | Переводить одни единицы длины вдругие: мелкие в более крупные икрупные в более мелкие, используя соотношения между ними. | | | |
28 | Таблица единиц площади. | 1 | Урок развития умений и навыков | Сравнивать значения площадей равныхфигур. Переводить одни единицыплощади в другие, используя соотношениямежду ними. | | | |
29 | Определение площади с помощью палетки. | 1 | Урок изучения нового материала | Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
30 | Масса. Единицы массы; центнер, тонна. | 1 | Урок изучения нового материала | Переводить одни единицы массы вдругие, используя соотношения междуними. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от однихединиц измерения к другим (от мелкихк болеекрупным и от крупных к болеемелким). | | | |
31 | Таблица единиц Массы. | 1 | Урок развития умений и навыков | Переводить одни единицы массы вдругие, используя соотношения междуними. Исследовать ситуации, требующиесравнения объектов по массе, упорядочиватьих. | | | |
32 | Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Контролировать и оцениватьсвою работу, её результат,делать выводы набудущее. | | | |
33 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Математический диктант. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | Комбинированный урок | Проверять усвоение изучаемой темы. Переводить одни единицы длины, площади, массы в другие, используя соотношения между ними Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | | | |
34 | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя. | 1 | Урок повторения и обобщения | Переводить одни единицы времени вдругие. Исследовать ситуации, требующиесравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. | | | |
35 | Единица времени - сутки. | 1 | Урок развития умений и навыков | Рассматривать единицу времени: сутки, закреплять представления о временной последовательности событий. Использовать приобретенные знания для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. | | | |
36 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. | 1 | Урок развития умений и навыков | Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
2 четверть (28 часов) |
Числа, которые больше 1000. Величины (продолжение) (4 часа) |
37 | Единица времени –секунда. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Рассматривать единицу времени - секунду. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. | | | |
38 | Единица времени – век. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Рассматривать единицу времени -век. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. | | | |
39 | Таблица единиц времени. Проверочная работа по теме «Величины» | 1 | Комбинированный урок | Переводить одни единицы времени вдругие, используя соотношения междуними. | | | |
40 | Т ест. «Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного. «Что узнали. Чемунаучились» | 1 | Комбинированный урок | Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знанийи способов действий. | | | |
Сложение и вычитание (14 часов) |
41 | Устные иписьменныеприёмывычислений. | 1 | Урок повторения и обобщения. | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). | | | |
42 | Приёмписьменного вычитаниядля случаев вида 7000-456, 57001 -18032 | 1 | Комбинированный Урок. | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). | | | |
43 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | Урок формирования умений и навыков | Определять, как связаны между собойчисла присложении. Находить неизвестное слагаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Выполнять вычисления и делать проверку. | | | |
44 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Определять, как связаны между собойчисла при вычитании. Находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решениеуравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
45 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | Комбинированный Урок. | Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Решать уравнения и сравниватьих решения. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
46 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Решать задачи на нахождение нескольких долей целого. Проверять,правильно выполнено деление с остатком.Сравнивать значения величин. | | | |
47 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий. | 1 | Комбинированный урок | Использование свойств арифметическихдействий при выполнении вычислений. Решать задачи, составив уравнения. Ставить скобки в числовом выражении для приведения к верному решению. | | | |
48 | Сложение ивычитаниезначенийвеличин. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разныхединицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком. | | | |
49 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числана несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | 1 | Комбинированный урок. | Моделировать зависимости междувеличинами в текстовых задачах ирешать их. Выполнять сложение и вычитаниевеличин. | | | |
50 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числана несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1 | Комбинированный урок. | Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах ирешать их. Выполнять сложение и вычитание величин. | | | |
51 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знанияи способы действий в изменённых условиях | | | |
52 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | | | |
53 | Анализконтрольнойработыи работа над ошибками. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знанияи способы действий в изменённых условиях. | | | |
54 | Тест. «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализрезультатов. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширениизнаний и способов действий. | | | |
Умножение и деление (10 часов) |
55 | Умножение и его свойства. Умножение на О и 1. | 1 | Урок- исследование. | Выполнять умножение, используясвойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на Ои на 1. Находить значение буквенных выражений. | | | |
56 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное. | 1 | Урок развития умений и навыков | Выполнять умножение любого многозначного числа на однозначное так же, как и умножение трёхзначного числана однозначное. Умножать именованные числа на однозначные. | | | |
57 | Умножение на О и 1. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Применять при вычислениях свойства умножения на О и на 1. Записывать выражения и вычислять их значения. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
58 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Математический Диктант. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Объяснять, как выполнено умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Находить остаток при выполнении деления на однозначное число и проверять вычисления. | | | |
59 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Определять, как связаны между собойчисла при умножении и делении. Находить неизвестный множитель, неизвестное делимое, неизвестный делитель. Объяснять решение уравнений иих проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки. | | | |
60 | Деление многозначного числа наоднозначное. Промежуточная диагностика. | 1 | Комбинированный урок. | Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | | | |
61 | Письменное деление многозначного числа наоднозначное. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное. | | | |
62 | Контрольная работа за 2 четверть. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | | | |
63 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на однозначное. | 1 | Комбинированный урок. | Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное. | | | |
64 | Решение задач на увеличение (уменьшение) Числа в несколько раз, выраженных в косвеннойформе. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | | | |
3 четверть (40 часов) | |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (40 часов) | |
65 | Письменное деление многозначного числа на однозначное. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | | | |
66 | Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | Урок формирования умений и навыков | Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | | | |
67 | Письменное деление многозначного числа на однозначное. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | | | |
68 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 | Урок развития умений и навыков | Сравнивать решения задач. Определять, сколько цифр будет в частном, выполнять деление. | | | |
69 | Деление многозначного числа на однозначное. | 1 | Комбинированный урок. | Нахождение неизвестного делимого по результату в частном и остатку. Находить уравнения с одинаковым значением, находить значения уравнений и решать текстовые задачи арифметическим способом. | | | |
70 | Деление многозначного числа на однозначное. Проверочная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | Комбинированный урок. | Выполнять деление многозначного числа на однозначное, делать проверку. Составлять уравнения и решать их. Находить значение буквенных выражений, решать текстовые задачи арифметическим способом. | | | |
71 | Тест. «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | | Комбинированный урок | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | | | |
72 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | | | |
73 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Решение текстовых задач. | 1 | Урок изучения нового материала. | Решать задачи арифметическим способом. Находить периметр прямоугольника (квадрата). Решать уравнения. Совершенствовать вычислительные навыки. | | | |
74 | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Моделировать взаимосвязи между величинами; скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Находить значение буквенных и числовых выражений. | | | |
75 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | Урок развития умений и навыков. | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять по выражению задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Находить значение уравнений и числовых выражений. | | | |
76 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Переводить одни единицы длины, массы, времени, площади в другие. | | | |
77 | Решение задач на движение. Проверочная работа по теме «Скорость. Время. Расстояние» | 1 | Комбинированный урок. | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе. | | | |
78 | Умножение числа на произведение. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять умножение числа на произведение разными способами, сравнивать результаты вычислений. | | | |
79 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся Нулями. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение. | | | |
80 | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Сравнивать именованные числа. Решать задачи на одновременное встречное движение. | | | |
81 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | Урок развития умений и навыков | Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение. Переводить одни единицы площади в другие. | | | |
82 | Решение задач на одновременное встречное движение. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Решать задачи на одновременное встречное движение: выполнять схематические чертежи, сравнивать задачи и их решения. | | | |
83 | Перестановка и группировка множителей. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Используя переместительное свойство умножения и свойство группировки множителей, находить значение числового выражения. Решать задачи на одновременное встречное движение. | | | |
84 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | | | |
85 | Деление числа на произведение. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом. | | | |
86 | Деление числа на произведение. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом. | | | |
87 | Деление с остатком на 10, 100, 1 ООО. | 1 | Урок формирования умений и навыков | Выполнять устно и письменно деление с остатком на 10, 100, 1 ООО. Решать тестовые задачи арифметическим способом. Находить значение буквенных выражений. | | | |
88 | Составление и решение задач, обратных данной. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи. Записывать равенства и неравенства, выполнять проверку. Выполнять деление с остатком и проверять решение. | | | |
89 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. | | | |
90 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
91 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
92 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
93 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях и решать задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки. | | | |
94 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Проверочная работа по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 | Комбинированный урок. | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
95 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант . | 1 | Комбинированный урок. | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
96 | Тест. «Проверим себя и оценимсвои достижения». Анализ результатов. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Оценивать результаты усвоения учебногоматериала, делать выводы, планироватьдействия по устранению выявленныхнедочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширениизнаний и способов действий. | | | |
97 | Проект: «Математика вокруг нас». | 1 | Урок-проект. | Собирать и систематизировать информацию по разделам, отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. Составлять план работы. Составлять сборник математических заданий. Анализировать и оцениватьрезультаты работы. | | | |
98 | Контрольная работа за 3 четверть. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | | | |
99 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Умножениечисла насумму. | 1 | Урокформирования умений инавыков. | Применять в вычислениях свойствоумножения числа на сумму несколькихслагаемых. Находить значение выражениядвумя способами, удобнымспособом. Сравнивать выражения. Составлять задачу по выражению. | | | |
100 | Умножениечисла насумму. | 1 | Урок развития умений и навыков | Выполнять вычисления с объяснением.Выполнять действия и сравниватьприёмы вычислений. Находить частьот целого. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решатьзадачи. | | | |
101 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное. | 1 | Урок изучения нового материала. | Применять алгоритм письменного умножениямногозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговыйконтроль правильности и полноты выполненияалгоритма арифметического действия умножение. | | | |
102 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное. | 1 | Урок изучения нового материала. | Применять алгоритм письменного умножениямногозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговыйконтроль правильности и полноты выполненияалгоритма арифметического действия умножение. | | | |
103 | Решение задач на нахождение неизвестногопо двум разностям. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Решать задачи на нахождение неизвестногопо двум разностям. Анализировать задачи, выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Обнаруживать допущенныеошибки. | | | |
104 | Решение текстовыхзадач. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Решать задачи арифметическими способами.Объяснять выбор действиядля решения. Выполнять вычитаниеименованных величин. Находитьошибки в примерах на деление, делатьпроверку. | | | |
4 четверть (32 часа) | |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (24 часов) | |
105 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | 1 | Урок изучения нового материала. | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговыйконтроль правильности и полноты выполненияалгоритма арифметическогодействия умножение. | | | |
106 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполненияалгоритма арифметическогодействия умножение. | | | |
107 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | 1 | Урок развития умений и навыков | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное.Осуществлять пошаговыйконтроль правильности и полноты выполненияалгоритма арифметическогодействия умножение. | | | |
108 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | 1 | Урок повторенияи закрепления | Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительныенавыки, умение решать задачи. | | | |
109 | Повторение пройденного.«Что узнали.Чему научились». Математический диктант. | 1 | Комбинированный урок. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | | | |
110 | Письменное деление многозначного числа на двузначное | 1 | Урок изучения нового материала | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. | | | |
111 | Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком | 1 | Урок развития умений и навыков | Выполнять деление с остатком на двузначное число, при этом рассуждать так же, как и при делении без остатка, проверять решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
112 | Письменное деление многозначного числа надвузначное. | 1 | Урок изучения нового материала. | Применять алгоритм письменного делениям многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Выполнятьписьменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясьна знание алгоритмов письменноговыполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления. | | | |
113 | Деление многозначного числа на двузначное по плану. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Объяснять, как выполнено деление по плану. Решать задачи и сравнивать их решения. Проверять, верны ли равенства. | | | |
114 | Деление на двузначноечисло. Изменение пробной цифры. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Выполнятьделение многозначногочисла на двузначное методом подбора, изменяя пробную цифру. Решать примеры на деление с объяснением. Находить значение уравнений. | | | |
115 | Деление многозначного числа надвузначное | 1 | Урок развития умений и навыков. | Применять алгоритм письменного делениямногозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решатьзадачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия длярешения. | | | |
116 | Решениезадач. | 1 | Урок развития умений и навыков | Решать задачи арифметическими способами. Выполнять вычитание и сложение именованных величин. Выполнять деление с остатком и делать проверку. | | | |
117 | Письменное деление надвузначноечисло(закрепление). | 1 | Урок обобщения и Закрепления. | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решатьзадачи арифметическими способамии сравнивать их решения. Объяснять выбор действия для решения. Умножать на именованные числа, решать уравнения. | | | |
118 | Деление на двузначноечисло,когда вчастноместь нули. | 1 | Урок развития умений и навыков | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда в частном есть нули,объяснять каждый шаг, сравнивать решения. Рассматривать более короткуюзапись. | | | |
119 | Письменное деление на двузначное число (закрепление). Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число». | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Выполнять вычисления и делать проверку. Совершенствовать вычислительныенавыки, умение решатьзадачи. | | | |
120 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант. | 1 | Комбинированный урок. | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решатьзадачи арифметическим способом. Выполнять вычитание и сложениеименованных величин, решатьуравнения. | | | |
121 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | Соотносить результат проведённогосамоконтроля с целями, поставленнымипри изучении темы, оценивать их и делать выводы. | | | |
122 | Анализконтрольнойработыи работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа натрёхзначное. | 1 | Урок изучения нового материала. | Применять алгоритм письменного делениямногозначного числа на трёхзначное,объяснять каждый шаг. Выполнятьписьменное деление многозначныхчисел на двузначные, опираясьна знание алгоритмов письменноговыполнения действия умножение. | | | |
123 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное | 1 | Урок формирования умений и навыков. | Объяснять, как выполнено деление. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
124 | Деление на трёхзначное число. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Выполнять деление с объяснением ипроверять вычисления. Делать чертёжк задаче и решать её. Составлять задачупо выражению. Сравниватьвыражения. | | | |
125 | Проверка умножения делением и деления умножением. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Выполнять деление с объяснением ипроверятьвычисления. Совершенствоватьвычислительные навыки, умениерешать задачи. | | | |
126 | Проверка деления с остатком. | 1 | Урок формирования умений инавыков. | Проверять, правильно ли выполненоделение состатком. Находить делимое, если известны: делитель, частное и остаток. Проверять, выполнив деление. | | | |
127 | Проверка деления. | 1 | Комбинированный урок. | Находить ошибки и записывать правильноерешение. Совершенствоватьвычислительные навыки, умение решатьзадачи,уравнения. | | | |
128 | Контрольная работа за год. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценить результаты освоения тем за 4 класс, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | | | |
Итоговое повторение (8 часов) |
129 | Анализ контрольной работыи работа над ошибками. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант. | | Комбинированный урок. | Совершенствовать вычислительныенавыки, умение решать задачи. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их иделать выводы. | | | |
130 | Итоговая диагностическая работа. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Применять свои знания для выполненияитоговой работы. | | | |
131 | Нумерация. Выражения и уравнения. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | | | |
132 | Арифметические действия. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | | | |
133 | Порядок выполнения действий. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | | | |
134 | Величины. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Выполнять сложение и вычитание величин, заменяя крупные единицы величин более мелкими. Решать задачи с использованием величин. | | | |
135 | Геометрические фигуры. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. | | | |
136 | Решение задач. | 1 | Урок обобщения и систематизации. | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | | | |
Для характеристики количественных показателей используются следующие условные обозначения: