СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы "Школа России" 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы "Школа России" 4 класс»



Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2018 №571











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МАТЕМАТИКА»

ДЛЯ 4 Б КЛАССА

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД









Составитель рабочей программы:

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №18»

Чуйкова Юлия Николаевна











г. Нижневартовск

2019 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. №373 с изменениями, внесёнными приказами от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012г. №1060, от 29.12.2014г. №1643, от 31.12.2015г. №1576, Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), авторской программой М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, СИ. Волковой, СВ. Степановой «Матема­тика. 1-4 классы, 2011» (учебно-методический комплект «Школа России»), и обеспечивает реализацию образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №18» на 2019-2020 учебный год.

В соответствии с Образовательной программой школы на 2019-2020 учебный год ра­бочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю (34 учебные недели). Предмет «Математика» (предметная область «Математика и информатика») включен в обязательную часть учебного плана на 2019-2020 учебный год.


Планируемые результаты.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  •  Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  •  Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

  • Целостное восприятие окружающего мира.

  •  Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

  •  Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  •  Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Метапредметные результаты

  •  Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  •  Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

  •  Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

  •  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  •  Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».


Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.

  •  Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.

  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  •  Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  •  Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).


Содержание учебного предмета


Числа от 1 до 1000 (повторение) (13 ч)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполне­ния в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)

Новая счетная единица - тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс мил­лионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы раз­рядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Величины (16 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадрат­ный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соот­ношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.


Сложение и вычитание (14 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложе­ние и вычитание с числом 0; переместительное и сочетатель­ное свойства сложения и их использование для рационали­зации вычислений; взаимосвязь между компонентами и ре­зультатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

х+312=654+79

729-х=217+163

х- 137 = 500 -140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин


Умножение и деление (74 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация зна­ний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи ум­ножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относи­тельно сложения; рационализация вычислений на основе пе­рестановки множителей, умножения суммы на число и чис­ла на сумму, деления суммы на число, умножения и деле­ния числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; спосо­бы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х ·18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умноже­ние и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и дву­значное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).


Итоговое повторение (8ч.)

В течение всего года проводится:

- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения дей­ствий;

- решение задач в одно действие, раскрывающих:

а) смысл арифметических действий;

б) нахождение неизвестных компонентов действий;

в) отношения больше, меньше, равно;,

г) взаимосвязь между величинами;

-решение задач в 2 — 4 действия;

-решение задач на распознавание геометрических фи­гур в составе более сложных; разбиение фигуры па задан­ные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;

построение изученных фигур с помощью линейки и цир­куля.



Учебно-тематический план




Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Числа от 1 до 1000. Повторение.

13

2

Числа, которые больше 1000. Нумерация.

11

3

Величины.

16

4

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание.

14

5

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление.

74

6

Итоговое повторение.

8


Итого

136











Календарно-тематическое планирование по математике


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные виды

учебной деятельности

Дата

Примечание

По плану

По факту

1 четверть (36 часов)

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

Повторение (13 часов)


1

Нумерация. Счёт предметов. Разряды.

1

Урок повторения

и обобщения.

Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000.

Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачу разными способами; составлять задачи, обратные данной.




2

Числовые выражения. Порядок выполнения действий.

1

Урок повторения

и обобщения

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений




3

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

1

Урок формирования умений и навыков.

Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Находить значения числовых выражений со скобками и без них.




4

Вычитание трёхзначных чисел.

1

Урок формирования умений и навыков.

Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел. Находить значения числовых выражений со скобками и без них.




5

Приёмы письменного умножения трехзначных чисел

на однозначные.

1

Урок формирования умений и

навыков.

Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи




6

Письменное умножение однозначных чисел на многозначные.

1

Урок развития

умений и навыков

Использовать переместительное свойство умножения. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.




7

Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные.

1

Урок формирования

умений и навыков.

Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи




8

Деление трёхзначных

чисел на однозначные.

1

Урок формирования

умений и навыков

Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Использовать свойства деления числа на 1, и нуля на число. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.




9

Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число.

1

Урок развития

умений и навыков


Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.




10

Деление трехзначного числа

на однозначное, когда в записи частного есть нуль.

1

Урок-

исследование


Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.




11

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм.

1

Урок изучения

нового материала


Использовать диаграммы для сбора и представления данных.




12

Повторение пройденного.«Что узнали. Чему научились». Вводная диагностическая

работа

1

Контрольно-

обобщающий урок


Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.




13

Взаимная проверка

знаний: «Помогаем

друг другу сделать шаг к успеху». Проверочная работа по теме «Повторение»

1

Контроль знаний,

умений и навыков


Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.




Числа, которые больше 1000.

Нумерация (11 часов)

14

Нумерация. Класс единиц и класс тысяч.


1

Урок изучения

нового материала.


Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать буквенные выражения. Анализировать свои действия и управлять ими.




15

Чтение многозначных чисел.

1

Урок изучения

нового материала


Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. Анализировать свои действия и управлять ими.




16

Запись многозначных чисел.

1

Урок изучения

нового материала


Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки.




17

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных

слагаемых

1

Урок развития

умений и навыков


Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество

единиц любого разряда, содержащихся

в числе.




18

Сравнение многозначных чисел.


1

Урок развития

умений и навыков


Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать

пропущенные в ней элементы. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.




19

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.


1

Урок формирования

умений и навыков

Проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100,1000 раз.




20

Выделение в числе общего количества

единиц любого разряда.

1

Урок развития

умений и навыков


Определять последовательность чисел в пределах 100 ООО. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах1 ООО ООО. Находить общее количествоединиц какого-либо разряда в многозначномчисле.




21

Класс миллионов

и класс миллиардов

Проверочная работа по теме «Нумерация»

1

Урок изучения

нового материала


Называть классы и разряды; класс единиц, класс тысяч, класс миллионов.

Читать числа в пределах 1 ООО ОООООО.




22

Проект: «Математика вокруг нас». Созданиематематического

справочника

«Наш город(село)».

1

Комбинированный

урок


Собирать информацию о своём городе (селе) и на этой основе создавать математическийсправочник «Наш город(село) в числах». Использовать материалсправочника для составления ирешения различных текстовых задач. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Составлять план работы.

Анализировать и оценивать результатыработы.




23

Повторение

пройденного.

«Что узнали. Чему научились». Математический

диктант.

1

Контроль знаний,

умений и навыков


Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать

их и делать выводы.




24

Контрольная работа по теме «Нумерация».

1

Контроль знаний,

умений и навыков


Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания.




Величины (12 часов)

25

Анализ контрольной работыи работа

над ошибками.

Единица длины

- километр. Таблица единиц длины.

1

Урок изучения

нового материала


Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя

соотношения между ними.




26

Соотношение между единицами длины.


1

Урок развития

умений и навыков


Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные икрупные в более мелкие, используя

соотношения между ними. Измерять исравнивать длины; упорядочивать ихзначения.




27




Единицы площади:

Квадратный километр,квадратный

миллиметр.

1

Урок изучения

нового материала


Переводить одни единицы длины вдругие: мелкие в более крупные икрупные в более мелкие, используя

соотношения между ними.




28

Таблица единиц площади.


1

Урок развития

умений и навыков


Сравнивать значения площадей равныхфигур. Переводить одни единицыплощади в другие, используя соотношениямежду ними.




29

Определение площади с помощью палетки.


1

Урок изучения

нового материала

Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.




30

Масса. Единицы

массы; центнер, тонна.


1

Урок изучения

нового материала


Переводить одни единицы массы вдругие, используя соотношения междуними. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от однихединиц измерения к другим (от мелкихк болеекрупным и от крупных к болеемелким).




31

Таблица единиц

Массы.


1

Урок развития

умений и навыков


Переводить одни единицы массы вдругие, используя соотношения междуними.

Исследовать ситуации, требующиесравнения объектов по массе, упорядочиватьих.




32

Контрольная работа за 1 четверть.


1

Контроль знаний,

умений и навыков


Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать

их и делать выводы.

Контролировать и оцениватьсвою работу, её результат,делать выводы набудущее.




33

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Математический

диктант.

Повторение

пройденного. «Что узнали. Чему научились»

1

Комбинированный

урок


Проверять усвоение изучаемой темы. Переводить одни единицы длины, площади, массы в другие, используя соотношения между ними

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.




34

Время. Единицы

времени: год, месяц, неделя.

1

Урок повторения

и обобщения


Переводить одни единицы времени вдругие.

Исследовать ситуации, требующиесравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.




35

Единица времени

- сутки.


1

Урок развития

умений и навыков


Рассматривать единицу времени: сутки, закреплять представления о временной последовательности событий.

Использовать приобретенные знания для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах.




36

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.

1

Урок развития

умений и навыков


Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.




2 четверть (28 часов)

Числа, которые больше 1000.

Величины (продолжение) (4 часа)

37

Единица времени –секунда.


1

Урок формирования

умений и навыков.


Рассматривать единицу времени - секунду. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах.




38

Единица времени – век.


1

Урок формирования

умений и навыков.


Рассматривать единицу времени -век. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах.




39

Таблица единиц

времени.

Проверочная

работа по теме «Величины»

1

Комбинированный

урок


Переводить одни единицы времени вдругие, используя соотношения междуними.




40

Т ест.

«Проверим себя и оценим свои

достижения». Повторение

пройденного. «Что узнали. Чемунаучились»

1

Комбинированный

урок


Анализировать достигнутые результаты

и недочёты, проявлять личную заинтересованность

в расширении знанийи способов действий.




Сложение и вычитание (14 часов)

41

Устные иписьменныеприёмывычислений.


1

Урок повторения

и обобщения.


Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение,

вычитание).




42

Приёмписьменного вычитаниядля

случаев вида

7000-456,

57001 -18032

1

Комбинированный

Урок.


Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение,

вычитание).




43

Нахождение

неизвестного

слагаемого.


1

Урок формирования

умений и навыков

Определять, как связаны между собойчисла присложении. Находить неизвестное слагаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Выполнять вычисления и делать проверку.




44

Нахождение

неизвестного

уменьшаемого,

неизвестного

вычитаемого.


1

Урок формирования

умений и навыков.


Определять, как связаны между собойчисла при вычитании. Находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решениеуравнений и их проверку. Совершенствовать

устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.




45

Нахождение

нескольких

долей целого.


1

Комбинированный

Урок.


Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Решать уравнения и сравниватьих решения. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.




46

Нахождение

нескольких

долей целого.

1

Урок формирования

умений и навыков.

Решать задачи на нахождение нескольких долей целого. Проверять,правильно выполнено деление с остатком.Сравнивать значения величин.




47

Решение задач

раскрывающих

смысл

арифметических

действий.

1

Комбинированный

урок

Использование свойств арифметическихдействий при выполнении вычислений.

Решать задачи, составив уравнения.

Ставить скобки в числовом выражении для приведения к верному решению.




48

Сложение ивычитаниезначенийвеличин.

1

Урок формирования

умений и навыков.

Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разныхединицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком.




49

Решение задач

на увеличение

(уменьшение)

числана несколько

единиц, выраженных

в косвенной форме.

1

Комбинированный

урок.


Моделировать зависимости междувеличинами в текстовых задачах ирешать их. Выполнять сложение и вычитаниевеличин.




50

Решение задач

на увеличение

(уменьшение) числана несколько

единиц, выраженных

в косвенной форме.

Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание».

1

Комбинированный

урок.


Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах ирешать их. Выполнять сложение и вычитание величин.




51

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

1

Урок обобщения и

систематизации.


Выполнять задания творческого и поискового

характера, применять знанияи способы действий в изменённых условиях




52

Контрольная

работа по теме «Сложение и вычитание»


1

Контроль знаний,

умений и навыков.


Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.




53

Анализконтрольнойработыи работа

над ошибками.

«Странички для любознательных» - задания творческого

и поискового

характера.

1

Урок обобщения и

систематизации.


Выполнять задания творческого и поискового

характера, применять знанияи способы действий в изменённых условиях.




54

Тест. «Проверим себя и оценим свои

достижения».

Анализрезультатов.

Повторение

пройденного. «Что узнали. Чему научились»

1

Контроль знаний,

умений и навыков.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную

заинтересованность в расширениизнаний и способов действий.




Умножение и деление (10 часов)

55

Умножение и его свойства. Умножение на О и 1.


1

Урок-

исследование.


Выполнять умножение, используясвойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на Ои на 1. Находить значение буквенных

выражений.




56

Письменное

умножение

многозначного

числа на однозначное.

1

Урок развития

умений и навыков


Выполнять умножение любого многозначного числа на однозначное так же, как и умножение трёхзначного числана однозначное. Умножать именованные числа на однозначные.




57

Умножение на О и 1.


1

Урок развития

умений и навыков.


Применять при вычислениях свойства умножения на О и на 1. Записывать выражения и вычислять их значения.

Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.




58

Умножение

чисел, запись которых оканчивается нулями.

Математический

Диктант.

1

Урок формирования

умений и навыков.

Объяснять, как выполнено умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Находить остаток при выполнении деления на однозначное число и проверять вычисления.




59

Нахождение

неизвестного

множителя,

неизвестного

делимого, неизвестного

делителя.

1

Урок формирования

умений и навыков.


Определять, как связаны между собойчисла при умножении и делении. Находить неизвестный множитель, неизвестное делимое, неизвестный делитель.

Объяснять решение уравнений иих проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.




60

Деление многозначного

числа наоднозначное.

Промежуточная диагностика.

1

Комбинированный

урок.


Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.




61

Письменное

деление многозначного

числа наоднозначное.

1

Урок развития

умений и навыков.


Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное.




62

Контрольная

работа за 2 четверть.

1

Контроль знаний,

умений и навыков.


Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.




63

Анализ контрольной работы и работа

над ошибками.

Письменное

деление многозначного

числа на однозначное.

1

Комбинированный

урок.


Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное.




64

Решение задач

на увеличение

(уменьшение)

Числа в несколько

раз, выраженных

в косвеннойформе.

1

Урок формирования

умений и навыков.


Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.




3 четверть (40 часов)


Числа, которые больше 1000.

Умножение и деление (продолжение) (40 часов)


65

Письменное

деление многозначного

числа на однозначное.

1

Урок формирования

умений и навыков.


Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.




66

Решение задач на пропорциональное

деление.

1

Урок формирования

умений и навыков

Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.




67

Письменное деление многозначного

числа на однозначное.

1

Урок формирования

умений и навыков.

Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.




68

Решение задач на пропорциональное

деление

1

Урок развития

умений и навыков

Сравнивать решения задач. Определять, сколько цифр будет в частном, выполнять деление.




69

Деление

многозначного

числа на

однозначное.

1

Комбинированный

урок.


Нахождение неизвестного делимого по результату в частном и остатку.

Находить уравнения с одинаковым значением, находить значения уравнений и решать текстовые задачи арифметическим способом.




70

Деление многозначного

числа на однозначное.

Проверочная

работа по теме «Умножение

и деление на

однозначное число»

1

Комбинированный

урок.


Выполнять деление многозначного числа на однозначное, делать проверку.

Составлять уравнения и решать их. Находить значение буквенных выражений, решать текстовые задачи арифметическим способом.




71

Тест. «Проверим

себя и оценим

свои достижения».

Анализ результатов.

Повторение

пройденного.

«Что узнали.

Чему научились»


Комбинированный

урок


Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.




72

Контрольная

работа по теме «Умножение и деление на

однозначное число».

1

Контроль знаний,

умений и навыков.


Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.




73

Анализ контрольной

работы и работа

над ошибками.

Решение текстовых

задач.

1

Урок изучения

нового материала.


Решать задачи арифметическим способом. Находить периметр прямоугольника (квадрата). Решать уравнения.

Совершенствовать вычислительные навыки.




74

Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости


1

Урок формирования

умений и навыков.


Моделировать взаимосвязи между величинами; скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Находить значение буквенных и числовых выражений.




75

Взаимосвязь

между скоростью,

временем

и расстоянием


1

Урок развития

умений и навыков.


Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять по выражению задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Находить значение уравнений и числовых выражений.




76

Решение задач

с величинами: скорость, время,

расстояние.

1

Урок развития

умений и навыков.


Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Переводить одни единицы длины, массы, времени, площади в другие.




77

Решение задач на движение.

Проверочная работа по теме «Скорость.

Время. Расстояние»

1

Комбинированный

урок.


Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе.




78

Умножение числа на произведение.


1

Урок формирования

умений и навыков.


Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять умножение числа на произведение разными способами, сравнивать результаты вычислений.




79

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся

Нулями.

1

Урок формирования

умений и навыков.


Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком.

Решать задачи на одновременное встречное движение.




80

Умножение на числа, оканчивающиеся

нулями.


1

Урок развития

умений и навыков.


Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком.

Сравнивать именованные числа. Решать задачи на одновременное встречное движение.




81

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

1

Урок развития

умений и навыков

Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком.

Решать задачи на одновременное встречное движение. Переводить одни единицы площади в другие.




82

Решение задач

на одновременное

встречное движение.

1

Урок развития

умений и навыков.

Решать задачи на одновременное встречное движение: выполнять схематические чертежи, сравнивать задачи и их решения.




83

Перестановка и группировка

множителей.


1

Урок развития

умений и навыков.


Используя переместительное свойство умножения и свойство группировки множителей, находить значение числового выражения. Решать задачи на одновременное встречное движение.




84

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Взаимная проверка

знаний: «Помогаем

друг другу сделать шаг к успеху».

1

Контроль знаний,

умений и навыков.


Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.




85

Деление числа на произведение.


1

Урок формирования

умений и навыков.

Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом.




86

Деление числа на произведение.


1

Урок развития умений и навыков.


Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом.




87

Деление с остатком

на 10, 100, 1 ООО.


1

Урок формирования

умений и навыков

Выполнять устно и письменно деление с остатком на 10, 100, 1 ООО. Решать тестовые задачи арифметическим способом. Находить значение буквенных выражений.




88

Составление и решение задач, обратных данной.


1

Урок формирования

умений и навыков.


Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи. Записывать равенства и неравенства, выполнять проверку. Выполнять деление с остатком и проверять решение.




89

Письменное деление на числа, оканчивающиеся

нулями.

1

Урок формирования

умений и навыков.


Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы.




90

Письменное деление на числа, оканчивающиеся

нулями.

1

Урок развития умений и навыков.


Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.




91

Письменное деление на числа, оканчивающиеся

нулями.

1

Урок развития

умений и навыков.


Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.




92

Письменное деление на числа, оканчивающиеся

нулями.

1

Урок развития

умений и навыков.


Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.




93

Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях.

1

Урок формирования

умений и навыков.


Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях и решать задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки.




94

Письменное деление на числа, оканчивающиеся

нулями.

Проверочная работа по теме «Деление на числа,

оканчивающиеся

нулями»

1

Комбинированный

урок.


Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.




95

Повторение

пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Математический

диктант .

1

Комбинированный

урок.

Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.




96

Тест.

«Проверим

себя и оценимсвои

достижения».

Анализ результатов.

1

Контроль знаний,

умений и навыков

Оценивать результаты усвоения учебногоматериала, делать выводы, планироватьдействия по устранению выявленныхнедочётов, проявлять личностную

заинтересованность в расширениизнаний и способов действий.




97

Проект: «Математика вокруг нас».


1

Урок-проект.


Собирать и систематизировать информацию по разделам, отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. Составлять план работы. Составлять сборник математических заданий. Анализировать и оцениватьрезультаты работы.




98

Контрольная

работа за 3 четверть.

1

Контроль знаний,

умений и навыков.


Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.




99

Анализ контрольной работы и работа

над ошибками.

Умножениечисла насумму.

1

Урокформирования

умений инавыков.


Применять в вычислениях свойствоумножения числа на сумму несколькихслагаемых. Находить значение выражениядвумя способами, удобнымспособом. Сравнивать выражения. Составлять задачу по выражению.




100

Умножениечисла насумму.



1

Урок развития

умений и навыков

Выполнять вычисления с объяснением.Выполнять действия и сравниватьприёмы вычислений. Находить частьот целого. Совершенствовать вычислительные

навыки, умение решатьзадачи.




101

Письменное

умножение

многозначного числа на двузначное.

1

Урок изучения

нового материала.


Применять алгоритм письменного умножениямногозначного числа на двузначное.

Осуществлять пошаговыйконтроль правильности и полноты выполненияалгоритма арифметического

действия умножение.




102

Письменное

умножение

многозначного числа на двузначное.

1

Урок изучения

нового материала.


Применять алгоритм письменного умножениямногозначного числа на двузначное.

Осуществлять пошаговыйконтроль правильности и полноты выполненияалгоритма арифметического

действия умножение.




103

Решение задач

на нахождение

неизвестногопо

двум разностям.

1

Урок формирования

умений и

навыков.

Решать задачи на нахождение неизвестногопо двум разностям. Анализировать задачи, выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Обнаруживать допущенныеошибки.




104

Решение текстовыхзадач.


1

Урок развития

умений и навыков.


Решать задачи арифметическими способами.Объяснять выбор действиядля решения. Выполнять вычитаниеименованных величин. Находитьошибки в примерах на деление, делатьпроверку.




4 четверть (32 часа)


Числа, которые больше 1000.

Умножение и деление (продолжение) (24 часов)


105

Письменное

умножение

многозначного

числа на трёхзначное.

1

Урок изучения

нового материала.

Применять алгоритм письменного умножения

многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговыйконтроль правильности и полноты выполненияалгоритма арифметическогодействия умножение.




106

Письменное

умножение

многозначного

числа на трёхзначное.

1

Урок формирования

умений и навыков.

Применять алгоритм письменного умножения

многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполненияалгоритма арифметическогодействия умножение.




107

Письменное

умножение

многозначного

числа на трёхзначное.

1

Урок развития

умений и навыков

Применять алгоритм письменного умножения

многозначного числа на трёхзначное.Осуществлять пошаговыйконтроль правильности и полноты выполненияалгоритма арифметическогодействия умножение.




108

Письменное

умножение

многозначного

числа на трёхзначное.

1

Урок повторенияи закрепления


Закреплять пройденный материал.

Совершенствовать вычислительныенавыки, умение решать задачи.




109

Повторение

пройденного.«Что узнали.Чему научились».

Математический

диктант.

1

Комбинированный

урок.


Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать

их и делать выводы




110

Письменное

деление многозначного

числа на

двузначное

1

Урок изучения

нового материала


Применять алгоритм письменного деления

многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг.




111

Письменное

деление многозначного

числа на

двузначное с

остатком

1

Урок развития

умений и навыков


Выполнять деление с остатком на двузначное число, при этом рассуждать так же, как и при делении без остатка, проверять решение. Совершенствовать

вычислительные навыки, умение решать задачи.




112

Письменное деление

многозначного

числа надвузначное.


1

Урок изучения

нового материала.


Применять алгоритм письменного делениям многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Выполнятьписьменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясьна знание алгоритмов письменноговыполнения действия умножение.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления.




113

Деление многозначного

числа на двузначное по плану.

1

Урок развития

умений и навыков.


Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Объяснять, как выполнено деление по

плану. Решать задачи и сравнивать их решения. Проверять, верны ли равенства.




114

Деление на

двузначноечисло. Изменение пробной цифры.

1

Урок развития

умений и навыков.


Выполнятьделение многозначногочисла на двузначное методом подбора, изменяя пробную цифру. Решать примеры на деление с объяснением. Находить значение уравнений.




115

Деление многозначного

числа надвузначное

1

Урок развития

умений и навыков.


Применять алгоритм письменного делениямногозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решатьзадачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия длярешения.




116

Решениезадач.


1

Урок развития

умений и навыков


Решать задачи арифметическими способами. Выполнять вычитание и сложение именованных величин. Выполнять деление с остатком и делать

проверку.




117

Письменное

деление надвузначноечисло(закрепление).


1

Урок обобщения и

Закрепления.


Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решатьзадачи арифметическими способамии сравнивать их решения. Объяснять выбор действия для решения. Умножать на именованные числа, решать

уравнения.




118

Деление на двузначноечисло,когда вчастноместь нули.

1

Урок развития

умений и навыков

Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда в частном есть нули,объяснять каждый шаг, сравнивать

решения. Рассматривать более короткуюзапись.




119

Письменное

деление на

двузначное число (закрепление).

Проверочная

работа по теме «Деление на

двузначное число».

1

Урок обобщения и

систематизации.


Выполнять вычисления и делать проверку.

Совершенствовать вычислительныенавыки, умение решатьзадачи.




120

Повторение

пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический

диктант.

1

Комбинированный

урок.


Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решатьзадачи арифметическим способом.

Выполнять вычитание и сложениеименованных величин, решатьуравнения.




121

Контрольная

работа по теме «Умножение

и деление».

1

Контроль знаний,

умений и навыков.


Соотносить результат проведённогосамоконтроля с целями, поставленнымипри изучении темы, оценивать

их и делать выводы.




122

Анализконтрольнойработыи работа

над ошибками.

Письменное

деление многозначного

числа натрёхзначное.

1

Урок изучения

нового материала.


Применять алгоритм письменного делениямногозначного числа на трёхзначное,объяснять каждый шаг. Выполнятьписьменное деление многозначныхчисел на двузначные, опираясьна знание алгоритмов письменноговыполнения действия умножение.




123

Письменное

деление многозначного

числа на трёхзначное

1

Урок формирования

умений и навыков.


Объяснять, как выполнено деление. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного. Совершенствовать

вычислительные навыки, умение решать задачи.




124

Деление на трёхзначное число.


1

Урок развития

умений и навыков.


Выполнять деление с объяснением ипроверять вычисления. Делать чертёжк задаче и решать её. Составлять задачупо выражению. Сравниватьвыражения.




125

Проверка

умножения

делением и деления умножением.

1

Урок развития

умений и навыков.


Выполнять деление с объяснением ипроверятьвычисления. Совершенствоватьвычислительные навыки, умениерешать задачи.




126

Проверка деления с

остатком.


1

Урок формирования

умений инавыков.

Проверять, правильно ли выполненоделение состатком. Находить делимое, если известны: делитель, частное и остаток. Проверять, выполнив деление.




127

Проверка деления.


1

Комбинированный

урок.


Находить ошибки и записывать правильноерешение. Совершенствоватьвычислительные навыки, умение решатьзадачи,уравнения.




128

Контрольная

работа за год.


1

Контроль знаний,

умений и навыков.


Оценить результаты освоения тем за 4 класс, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.




Итоговое повторение (8 часов)

129

Анализ контрольной

работыи работа

над ошибками.

Повторение

пройденного. «Что узнали. Чему научились».

Математический

диктант.


Комбинированный

урок.


Совершенствовать вычислительныенавыки, умение решать задачи. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их иделать выводы.




130

Итоговая

диагностическая

работа.

1

Контроль знаний,

умений и навыков

Применять свои знания для выполненияитоговой работы.




131

Нумерация. Выражения и уравнения.

1

Урок обобщения и

систематизации.


Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.




132

Арифметические действия.

1

Урок обобщения и

систематизации.

Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.




133

Порядок выполнения действий.

1

Урок обобщения и систематизации.


Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.




134

Величины.


1

Урок обобщения и

систематизации.


Выполнять сложение и вычитание величин, заменяя крупные единицы величин более мелкими. Решать задачи с использованием величин.




135

Геометрические фигуры.


1

Урок обобщения и

систематизации.


Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.




136

Решение задач.


1

Урок обобщения и

систематизации.

Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета


Для характеристики количественных показателей используются следующие условные обозначения:

К - полный комплект для коллективной работы

Д- комплект для демонстрационной работы

Ф- комплект для фронтальной работы

П- комплект для практической работы


1. Библиотечный фонд

1

Математика: учебник для 4 класс: в 2 частях / М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. –6-е изд., М.: Просвещение, 2018

К

2

Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс (Диск СД - RОМ), автор М.И.Моро

Д

3

Авторская программа. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — 2-е изд. перераб. — М.: Просвещение, 2016. — 124 с.

Д

4

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: просвещение, 2011.-33с. (Стандарты второго поколения).

Д

5

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост.Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). —

Д

2. Печатные пособия

1

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения

Д

2

Учебно-наглядное пособие по математике «Магнитная математика»

Ф

3

Табель-календарь на текущий год

Д

3. Технические средства обучения

1

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

1

2

Мультимедийный проектор

1

3

Компьютер

1

4

Колонки

2

5

Документкамера

1

6

Интерактивная доска

1

7

Бесперебойник

1

8

МФУ

1

4. Экранно-звуковые пособия


Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения:

ЦОР в 4 классе.

CD диски с презентациями для 4 класса.

Математика. Устный счет. Интерактивные тренажеры. Из-во «Учитель».

Математика «Мультимедийное сопровождение уроков»

Д

5. Демонстрационные пособия

1

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10

Д

2

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20

Д

3

Наглядное пособие для изучения состава числа (магнитное или иное), с возможностью крепления на доске

Д

4

Демонстрационное пособие с изображением сотенного квадрата

Д

6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 10

Ф

2

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 20

Д

3

Комплект для изучения состава числа

Д

4

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 100

Ф

5

Счетный материал от 0 до 100

Ф

6

Весы настольные школьные и разновесы

Д

7

Линейка

П

8

Циркуль

Д

9

Метры демонстрационные

Д

10

Рулетки

Д

11

Угольники классные

Д

12

Циркули классные

Д

13

Комплекты цифр и знаков

Д

14

Модель циферблата часов с синхронизированными стрелками

Д

15

Набор геометрических фигур

Д

16

Модель квадратного дециметра (палетка)

Ф

7. Оборудование класса

1

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

15

2

Стол учительский компьютерный с тумбой

1

3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4

4

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

2