СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике "Школа России" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике "Школа России" 4 класс»




Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2018 №571











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

ДЛЯ 4 Б КЛАССА

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД









Составитель рабочей программы:

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №18»

Чуйкова Юлия Николаевна











г. Нижневартовск

2019 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. №373 с изменениями, внесёнными приказами от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012г. №1060, от 29.12.2014г. №1643, от 31.12.2015г. №1576, Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), авторской программой для общеобразовательных учре­ждений «Литературное чтение 1-4 классы, 2014» (авторы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.; учебно-методи­ческий комплект «Школа России»). Рабочая программа обеспечивает реализацию образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №18» на 2019-2020 учебный год.

В соответствии с Образовательной программой школы на 2019-2020 учебный год ра­бочая программа рассчитана на 85 часов в год при 2,5 часах в неделю (34 учебные недели). Предмет «Литературное чтение» (предметная область «Филология») включен в обязательную часть учебного плана на 2019-2020 учебный год.

Составной частью предмета «Литературное чтение» является интегрированный курс «Язык и литература коренных малочисленных народов Севера» в количестве 10 уроков. Данный курс способствует воспитанию любви к литературному наследию нашего края, патриотизма и гражданственности, формированию у учащихся личной ответственности за сохранение этой культуры и ее преумножение.


Планируемые результаты освоения обучающимися рабочей программы

по литературному чтению


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

  • Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Предметные результаты


Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим

предметам и в дальнейшей жизни;

  • бегло, выразительно читать текст;

  • ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного

восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту);

  • определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

  • передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа:

  • придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

  • составлять план к прочитанному;

  • вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из

текста;

  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

  • называть названия, темы и сюжеты 2 - 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;

  • читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной

литературы;

  • называть не менее 6 - 7 народных сказок, уметь их пересказывать;

  • называть более 10 пословиц, 2 - 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;

  • полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте

личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

  • определять сходство и различие произведений разных жанров;

  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

  • высказывать и пояснять свою точку зрения;

  • применять правила сотрудничества;

  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

  • делать устную презентацию книги (произведения);

  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

  • работать с детской периодикой;

  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.


Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,

  • прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы:

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.


Содержание курса (85 часов)


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Универсальные учебные действия


1

Вводный урок по курсу литературного чтения.

Вступительная статья.


1

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


2

Летописи. Былины. Жития.

«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...»

«И вспомнил Олег коня своего...»

«Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского»


7

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической

и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


3

Чудесный мир классики

П. П. Ершов «Конёк-горбунок».

А. С. Пушкин «Няне», «Туча»,

«Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»,

«Ашик-Кериб».

Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень».

А. П. Чехов «Мальчики»


22

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно);

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики;

рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.


4

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален

вид...», «Как неожиданно и ярко...».

А. А. Фет «Бабочка», «Весенний

дождь».

Е. А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..», «Где сладкий

шепот...».

А. Н. Плещеев «Дети и птичка».

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...».

Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...».

И. А. Бунин «Листопад»


8

Определение различных средств выразительности;

наблюдение за жизнью слова;

объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём;

умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах;

определение эмоционального характера текста.


5

Литературные сказки

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

B. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

C. Т. Аксаков «Аленький цветочек»


8

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному;

овладение приемами выразительного чтения;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

анализ объектов с целью выделения

признаков (существенных, несущественных);

формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.


6

Делу время - потехе час

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В. Ю. Драгунский «Главные реки»,

«Что любит Мишка».

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»


7

Осмысление содержания прочитанного текста

(с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно);

умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.


7

Страна детства

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

М. М. Зощенко «Ёлка»


4

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно);

умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.


8

Поэтическая тетрадь

B. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

C. А. Есенин «Бабушкины сказки».

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с

бугорка», «Наши царства»


4

Определение различных средств выразительности;

наблюдение за жизнью слова;

объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём;

умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах;

определение эмоционального характера текста.


9

Природа и мы

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

A. И. Куприн «Барбос и Жулька».

М. М. Пришвин «Выскочка».

Е. И. Чарушин «Кабан».

B. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»


8

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно);

умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё

отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;

умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.


10

Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак «Золотая осень».

С. А. Клычков «Весна в лесу».

Д. Б. Кедрин «Бабье лето».

Н. М. Рубцов «Сентябрь».

С. А. Есенин «Лебёдушка»


5

Определение различных средств выразительности;

наблюдение за жизнью слова;

объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём;

умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах;

определение эмоционального характера текста.


11

Родина

И. С. Никитин «Русь».

С. Д. Дрожжин «Родине».

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»


4

Определение эмоционального характера текста;

построение логической цепочки

рассуждений, анализ истинности утверждений;

формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.


12

Страна Фантазия

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

К. Булычёв «Путешествие Алисы»


5

Определение эмоционального характера текста;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;

осмысление содержания прочитанного текста.


13

Зарубежная литература

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете».


10

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию

словами текста;

выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

















Контрольно - измерительные материалы


№ урока

Вид работы

Тема

2

Стартовая диагностическая работа

Констатирующая диагностика

6

Тест

Летописи, былины, жития

8

Проверка навыка чтения

Входная диагностика

20

Тест

Чудесный мир классики

21

Проверка навыка чтения

Промежуточная диагностика

22

Контрольная работа

Чудесный мир классики

29

Тест

Чудесный мир классики

30

Контрольная работа

Поэтическая тетрадь

36

Диагностическая работа

Констатирующая диагностика (за 1 полугодие)

37

Проверка навыка чтения

Констатирующая диагностика (за 1 полугодие)

38

Контрольная работа

Литературные сказки

45

Контрольная работа

Делу время - потехе час

48

Тест

Страна детства

49

Контрольная работа

Страна детства

53

Контрольная работа

Поэтическая тетрадь

59

Тест

Природа и мы

61

Контрольная работа

Природа и мы

65

Проверка навыка чтения

Промежуточная диагностика

66

Контрольная работа

Поэтическая тетрадь

70

Контрольная работа

Родина

75

Контрольная работа

Страна Фантазия

81

Проверка навыка чтения

Итоговая диагностика

82

Итоговая диагностическая работа

Итоговая диагностика



Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные виды

учебной

деятельности

Дата


Примечание

по плану

по факту

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)


1

Знакомство с учебником по литературному чтению

1

Урок введения в новую тему

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное

произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника




Летописи, былины, жития (7 часов)


2

Летописи. «И повесил

Олег щит свой на вратах

Царьграда».

Стартовая диагностическая работа

1

Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать отрывки из древнерусской летописи.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.





3

«И вспомнил Олег коня

своего»

1

Урок - путешествие в

прошлое

Читать отрывки из древнерусской летописи.

Сравнивать текс летописи с художественным текстом




4


Былина - жанр устного народного творчества.

«Ильины три поездочки»


1

Комбинированный

урок

Читать отрывки из древнерусской былины.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Пересказывать былину от лица её героя.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Сравнивать

былины и волшебные сказки








5

«Житие

Сергия Радонежского» -

памятник древне - русской литературы


Комбинированный

урок

Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека

Описывать характер человека; выражать своё отношение.

Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.




6

«Житие

Сергия Радонежского»

Тест


Урок систематизации

новых знаний

Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Проверять себя и оценивать свои достижения.




7

Проект: «Создание

календаря исторических

событий»

Мансийская сказка


Урок-проект

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя)




8

Обобщение по разделу

«Летописи. Былины. Жития».

Проверка навыка чтения


Урок обобщения и систематизации

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.




Чудесный мир классики (22 часов)

9

П.П. Ершов. Подготовка

сообщения о П.П. Ершове

П.П.Ершов «Конёк - Горбунок»


Комбинированный

урок

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.




10

П.П.Ершов «Конёк - Горбунок»


Комбинированный

урок

Характеризовать героев произведения.

Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного

текста, отвечать на них.

Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам.

Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно.

Делить текст на части, озаглавливать каждую часть.

Пересказывать большие по объёму произведения.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план




11

А.С.Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине


Комбинированный

урок

Рассказывать о А.С. Пушкине.




12

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая

пора!»


Урок-

исследование

Наблюдать за выразительностью литературного

языка.

Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников





13

А.С. Пушкин. «Сказка о

мертвой царевне и о се ми богатырях»


Урок изучения

нового материала

Характеризовать героев произведения.

Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

Наблюдать за выразительностью литературного

языка




14


А.С. Пушкин. «Сказка о

мертвой царевне и о семи богатырях»



Комбинированный

урок



Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного,

отвечать на них.

Определять тему, главную мысль.

Описывать события, последовательность сказки.

Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях.

Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.




15

М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове

М.Ю. Лермонтов «Дары

Терека»



Комбинированный

урок


Рассказывать о М.Ю. Лермонтове

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Воспринимать и понимать эмоционально - нравственные переживания героя.




16

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Николай Смирнов. Стихи для детей.


Урок изучения нового материала

Наблюдать за выразительностью литературного

языка.

Читать по ролям.

Понимать основное содержание произведения.




17


М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»



Комбинированный

урок

Излагать устно текст по плану.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного,

отвечать на них. Анализировать поступки героев.




18

Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом

Л.Н. Толстой «Детство»



Комбинированный

урок

Рассказывать о Л.Н. Толстом

Наблюдать за выразительностью литературного

языка.

Называть произведения классической

литературы.

Определять жанры литературных произведений.

Осознанно, выразительно читать текст.




19

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»



Урок формирования

умений и навыков

Определять тему, главную мысль.

Характеризовать события, устанавливать последовательность.

Наблюдать за выразительностью литературного языка.




20

А.П. Чехов. Подготовка

сообщения о А.П. Чехове


А.П. Чехов «Мальчики».

Тест



Комбинированный

урок


Рассказывать о А.П. Чехове.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям.

Понимать основное содержание услышанного.

Характеризовать героев произведения.

Наблюдать за выразительностью литературного

языка.




21

А.П. Чехов «Мальчики».

Проверка навыка чтения




Комбинированный

урок

Определять тему, главную мысль.

Понимать основное содержание услышанного.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного,

отвечать на них




22

Обобщение по разделу

«Чудесный мир классики».

Контрольная работа



Урок обобщения и систематизации

Сравнивать произведения разных жанров.

Характеризовать героев разных жанров.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




Поэтическая тетрадь (8 часов)

23

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»



Урок изучения нового материала


Прогнозировать содержание раздела.

Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Самостоятельно оценивать своё чтение.




24

А.А. Фет. «Весенний

дождь», «Бабочка»

«В царстве снеговой тундры»




Урок развития умений и навыков


Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.




25

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»

«Где сладкий шепот...»



Комбинированный

урок


Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте




26

А.Н. Плещеев «Дети и

птичка»



Комбинированный

урок


Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения.




27

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»



Урок развития

умений и навыков


Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.




28


Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»



Комбинированный

урок


Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).




29

И.А. Бунин «Листопад».

Тест



Комбинированный

урок


Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Иллюстрировать стихотворение




30

Обобщение по разделу

«Поэтическая тетрадь». Контрольная работа


Урок обобщения и систематизации


Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Иллюстрировать стихотворения.

Проверить свои знания.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения




Литературные сказки (8 часов)

31

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»



Урок изучения нового материала


Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.




32

Одоевский «Городок в табакерке»

«О сыне - богатыре Элле Севесе»



Комбинированный

урок


Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательность событий в литературной сказке.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Рассказывать об эмоционально- нравственных переживаниях героев.




33

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»



Урок изучения нового материала


Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитыва- нии.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью

событий в литературной сказке.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.




34

П.П. Бажов «Серебряное

копытце»



Урок изучения нового материала

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы.

Отвечать и задавать вопросы




35


















П.П. Бажов «Серебряное копытце»



Комбинированный урок


Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Читать осознанно текст художественного произведения про себя, анализировать особенности речи героев произведения.




36

С.Т. Аксаков «Аленький

цветочек»

Диагностическая работа


Урок изучения нового материала


Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.




37

С.Т. Аксаков «Аленький

цветочек».

Проверка навыка чтения


Комбинированный

урок


Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы.

Отвечать и задавать вопросы




38

Обобщение по разделу

«Литературные сказки».

Контрольная работа



Урок обобщения и систематизации.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и оценивать свои достижения.




Делу время - потехе час (7 часов)

39

Е.Л. Шварц «Сказка о

потерянном времени»



Урок изучения нового материала


Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Характеризовать главных героев в сказке.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Читать сказку по ролям.

Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.




40

Е.Л. Шварц «Сказка о

потерянном времени»

«Младшая дочь Солнца»


Комбинированный

урок


Объяснять поучительный смысл сказки.

Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.




41

В.Ю. Драгунский «Главные реки»



Урок изучения нового материала


Определять жанр произведения.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Понимать юмористический смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.






42

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»



Комбинированный

урок

Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Соотносить название с содержанием произведения.

Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст.




43

В. В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»



Урок изучения нового

материала.


Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Участвовать в обсуждении.

Высказывать свои собственные впечатления о

прочитанном произведении.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.




44

В.В. Галявкин «Никакой

я горчицы не ел»



Комбинированный

урок


Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

Читать выразительно по ролям.




45

Обобщение по разделу «Делу время - потехе час».

Контрольная работа



Контрольно-

обобщающий

урок


Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных

ошибок.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.




Страна детства (4 часов)

46

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»



Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Определять основную мысль рассказа.

Воспринимать на слух художественное произведение: читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения: определять главную мысль.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль.




47

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Сказка народов Ханты «Богатырь».



Урок изучения нового материала


Воспринимать на слух художественное произведение: читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения: определять главную мысль.

Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний.




48

М.М. Зощенко «Елка».

Тест


Комбинированный

урок


Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Составлять план, пересказывать произведение.




49

Обобщение по разделу

«Страна детства».

Контрольная работа


Контрольно-

обобщающий

урок

Подбирать книги по теме.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




Поэтическая тетрадь (4 часов)


50

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»



Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).




51

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»



Урок изучения нового материала


Определять различные средства выразительности.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом).

Объяснять интересные выражения в тексте.




52

М.И. Цветаева «Бежит

тропинка с бугорка», «Наши царства»



Урок изучения нового материала


Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Иллюстрировать стихотворение.




53

Обобщение по разделу

«Поэтическая тетрадь».

Контрольная работа


Контрольно-

обобщающий

урок

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




Природа и мы (8 часов)

54

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»



Урок изучения

нового материала

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.




55


А.И. Куприн «Барбос и

Жулька»


Урок изучения нового материала


Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять главных героев произведения.

Давать характеристики героев.

Участвовать в обсуждении.

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа.




56

М.М. Пришвин «Выскочка»

Николай Смирнов «Трясогузка», «Повинились лоси».


Урок изучения нового материала


Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.




57

Е.И. Чарушин «Кабан»



Урок изучения нового материала


Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Характеризовать героев на основе их поступков.




58

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»


Урок изучения

нового материала


Определять жанр произведения.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.




59

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Тест



Урок развития умений и навыков


Анализировать заголовок произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного,

отвечать на них

Составлять план произведения.

Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его

поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом.




60

Проект «Природа и мы»



Урок-проект

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.




61

Обобщение по разделу

«Природа и мы».

Контрольная работа


Контрольно - обобщающий

урок


Выражать личное отношение к прочитанному,

аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

Рассказывать о творчестве Пришвина,

используя материал в энциклопедическом словаре.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




Поэтическая тетрадь (5 часов)

62

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»



Урок изучения нового материала


Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства.

Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста.




63

С.А. Клычков «Весна в лесу»



Урок изучения нового материала


Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.




64

Д.Б. Кедрин. «Бабье лето»

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

Л. А. Кошиль « Черемуха»



Урок изучения нового материала


Наблюдать картины осени в произведении.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)




65

С.А. Есенин «Лебедушка»

Проверка навыка чтения



Комбинированный урок


Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

Выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Иллюстрировать стихотворение.




66

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа


Контрольно- обобщающий урок

Проверять себя и самостоятельно

оценивать свои достижения




Родина (4 часов)

67

И.С. Никитин «Русь»



Урок изучения нового материала


Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения




68

С.Д. Дрожжин «Родине»

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»



Урок изучения нового материала


Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную, мысль

Определять жанр произведения.

Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения.

Понимать нравственный смысл произведения.

Определять основную мысль рассказа




69

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»



Урок изучения нового материала


Участвовать в работе группы.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).




70

Обобщение по разделу «Родина». Контрольная работа


Контрольно- обобщающий урок

Проверять себя и самостоятельно

оценивать свои достижения




Страна Фантазия (5 часов)

71

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»



Урок изучения нового материала


Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять особенности фантастического жанра




72

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

М. А Анисимкова «Дочери Отортена».


Комбинированный урок


Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль




73

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»



Урок изучения нового материала


Планировать работу с произведением

на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять особенности фантастического жанра




74

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»



Урок формирования умений и навыков

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

Понимать особенности фантастических произведений.

Соотносить название с содержанием

произведения




75

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

Контрольная работа



Контрольно- обобщающий урок

Проверять себя и самостоятельно

оценивать свои достижения.

Придумывать фантастические истории




Зарубежная литература (10 часов)

76

Д. Свифт «Путешествие

Гулливера»



Урок изучения нового материала

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художественное

произведение




77

Д. Свифт «Путешествие

Гулливера»



Комбинированный

урок


Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение: читать вслух и про себя, осмысливая содержание

Составлять план.

Пересказывать самые интересные

эпизоды из произведений от лица героя




78

Г.Х. Андерсен «Русалочка»



Урок изучения

нового материала

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя)




79

Г. X. Андерсен «Русалочка»



Комбинированный

урок


Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение: читать вслух и про себя, осмысливая содержание

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения: определять главную мысль.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение.

Иллюстрировать сказку




80

М. Твен «Приключения

Тома Сойера»

М. К. Анисимкова «Встреча Оли с чужими людьми»


Урок изучения

нового материала

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.




81

М. Твен «Приключения

Тома Сойера»

Проверка навыка чтения



Комбинированный

урок


Воспринимать на слух художественное произведение: читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения: определять главную мысль

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

Проверка предметных и универсальных учебных умений




82

Итоговая диагностическая работа



Контрольно-

обобщающий

урок

Проверка предметных и универсальных

учебных умений.




83

С. Лагерлеф «Святая ночь»



Урок изучения нового материала

Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя).

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

Участвовать в работе группы.




84

С. Лагерлеф «В Назарете»



Урок изучения

нового материала

Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя).

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения: определять главную мысль.

Участвовать в работе группы




85

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»


Обобщающий

урок

Самостоятельно оценивать свои достижения











Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета


Для характеристики количественных показателей используются следующие условные обозначения:

К - полный комплект для коллективной работы

Д- комплект для демонстрационной работы

Ф- комплект для фронтальной работы

П- комплект для практической работы



1. Библиотечный фонд


1

Литературное чтение. Учебник 4 кл. В 2-х ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. - М.: Просвещение, 2016.

К


2

Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс (Диск CD-ROM), автор Л.Ф. Климанова.

Д

3

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: просвещение, 2011.-33с. (Стандарты второго поколения).

Д

4

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост.Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

Д


2. Печатные пособия


  • 1

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

Ф

2

Портреты поэтов и писателей.

Д

3

Таблицы к основным разделам грамматического материала.

Д

4

Словари по русскому языку:

Толковый словарь русского языка автор Ожегов С.И.

Орфографический словарь для школьников, автор О.Д.Ушаков

Универсальный словарь С.В.Зотова

Фразеологический словарь Н.В.Баско

Морфемно-словообразовательный словарь И.В.Гуркова

Словарь ударений Т.А.Байкова

Д


3. Экранно-звуковые пособия


1

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Д

2

Слайды (презентации), соответствующие содержанию обучения.

Д

3

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д


4. Технические средства обучения


1

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

1

2

Мультимедийный проектор

1

3

Компьютер

1

4

Колонки

2

5

Документкамера

1

6

Интерактивная доска

1

7

Бесперебойник

1

8

МФУ

1


5. Оборудование класса


1

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

15

2

Стол учительский компьютерный с тумбой

1

3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4

4

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

2