СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист "Имя существительное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие листы дают возможность разнообразной организации работы с предметными содержанием, дополнять и иллюстрировать материал урока.

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист "Имя существительное как часть речи"»

ФИ__________________________________________Класс___________________Дата____________

Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. Имена существительные общего рода.

  1. Это самостоятельная часть речи

  2. Отвечает на вопросы кто? что? Кого? Чего? кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?

  3. Обозначает предмет

  4. Роль в предложении: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство

  5. Постоянные признаки: одушевленное/неодушевленное, собственное/нарицательное, род (муж., жен., сред.), склонение (I, II, III).

  6. Непостоянные признаки: падеж, число (ед., мн.).

Задание 1. Подчеркни имена существительные

Цветы – постоянные спутники нашей жизни. Они нас окружают в домах, во дворах, в лесах, в полях. Их изображают на полотенцах, скатертях, тканях, из которых которых шьют одежду. Цветами разрисовывают посуду, разные предметы быта, разные предметы быта и даже стены. Такие рисунки придают уют и красоту.

Задание 2. Выпиши одушевленные имена существительные.

Снегирь, капелька, ткань, слонёнок, сынишка, зерно, пчёлка, береза, сказка, скворец, спортсмен, кинофильм, лошадь, солнце, улица, воробей, щенок, пароход, сердце, штукатурка, фасоль, дочь, сосед.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Выполни морфологический разбор имени существительного.

Три дня слонёнок сидел и ждал, чтобы его нос съёжился.

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________


Задание 4. Заполни таблицу

Звезда, озеро, река, юноша, ладонь, морковь, здание, село, город, тренер, тетрадь, молоко, солнце, мальчишка, медведь.

Мужской род

Женский род

Средний род

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________
__________________________


__________________________

__________________________

__________________________

__________________________
__________________________


__________________________

__________________________

__________________________

__________________________
__________________________




Задание 5. Выпиши только имена существительные мужского рода. С двумя из них составь предложение.

_ ___________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________



Некоторые имена существительные с окончанием -а, -я называют качества людей и относятся к мужскому (если обозначают лиц мужского пола) или к женскому роду (если обозначают лиц женского пола). Это имена существительные общего рода. Например, такой жадина Миша, такая жадина Ксюша.



Задание 6. Найди и подчеркни существительные общего рода.

1) Дима – настоящ… задира. 2) Света всё время хнычет, поэтому все считают, что она больш… плакса. 3) «Как… же ты растяпа, Ваня! Разбил мамину вазу!» 4) Моя сестра Любочка – маленьк… грязнуля, потому что не моет руки перед едой.

Слова, называющие лиц по профессии, должности или роду занятий в последнее время относят к именам существительным общего рода: врач, секретарь, биолог и т.д. Глагол-сказуемое в таком случае в прошедшем времени ставится в мужском роде, если речь идет о мужчине, или в женском, если речь идет о женщине. Например: Доктор Петров закончил осмотр. Доктор Петрова закончила осмотр.


Задание 7. Поставьте глаголы в прошедшее время, так чтобы они согласовались с существительными.

1). Хирург Петров (готовиться) к сложнейшей операции. 2) Опытн… тренер по гимнастике Анна Васильевна (работать) над выступлением юниоров. 3) Литературовед Илья Борисович (выступить) с докладом о реализме. 4) Молод… архитектор Смирнова (сдать) свой первый проект в работу. 5) Химик Елена Семеновна (провести) сложный эксперимент , чтобы синтезировать новое вещество.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Составь предложения с данными словами, чтобы они обозначали как лиц мужского пола, так и женского: врач, адвокат, программист, историк, лаборант.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!