ФИ__________________________________________Класс___________________Дата____________
Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. Имена существительные общего рода.
-
Это самостоятельная часть речи
-
Отвечает на вопросы кто? что? Кого? Чего? кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?
-
Обозначает предмет
-
Роль в предложении: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство
-
Постоянные признаки: одушевленное/неодушевленное, собственное/нарицательное, род (муж., жен., сред.), склонение (I, II, III).
-
Непостоянные признаки: падеж, число (ед., мн.).
Задание 1. Подчеркни имена существительные
Цветы – постоянные спутники нашей жизни. Они нас окружают в домах, во дворах, в лесах, в полях. Их изображают на полотенцах, скатертях, тканях, из которых которых шьют одежду. Цветами разрисовывают посуду, разные предметы быта, разные предметы быта и даже стены. Такие рисунки придают уют и красоту.
Задание 2. Выпиши одушевленные имена существительные.
Снегирь, капелька, ткань, слонёнок, сынишка, зерно, пчёлка, береза, сказка, скворец, спортсмен, кинофильм, лошадь, солнце, улица, воробей, щенок, пароход, сердце, штукатурка, фасоль, дочь, сосед.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Выполни морфологический разбор имени существительного.
Три дня слонёнок сидел и ждал, чтобы его нос съёжился.
________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ | |
Задание 4. Заполни таблицу
Звезда, озеро, река, юноша, ладонь, морковь, здание, село, город, тренер, тетрадь, молоко, солнце, мальчишка, медведь.
Мужской род | Женский род | Средний род |
__________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ |
Задание 5. Выпиши только имена существительные мужского рода. С двумя из них составь предложение.
_
___________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Некоторые имена существительные с окончанием -а, -я называют качества людей и относятся к мужскому (если обозначают лиц мужского пола) или к женскому роду (если обозначают лиц женского пола). Это имена существительные общего рода. Например, такой жадина Миша, такая жадина Ксюша. |
Задание 6. Найди и подчеркни существительные общего рода.
1) Дима – настоящ… задира. 2) Света всё время хнычет, поэтому все считают, что она больш… плакса. 3) «Как… же ты растяпа, Ваня! Разбил мамину вазу!» 4) Моя сестра Любочка – маленьк… грязнуля, потому что не моет руки перед едой.
Слова, называющие лиц по профессии, должности или роду занятий в последнее время относят к именам существительным общего рода: врач, секретарь, биолог и т.д. Глагол-сказуемое в таком случае в прошедшем времени ставится в мужском роде, если речь идет о мужчине, или в женском, если речь идет о женщине. Например: Доктор Петров закончил осмотр. Доктор Петрова закончила осмотр. |
Задание 7. Поставьте глаголы в прошедшее время, так чтобы они согласовались с существительными.
1). Хирург Петров (готовиться) к сложнейшей операции. 2) Опытн… тренер по гимнастике Анна Васильевна (работать) над выступлением юниоров. 3) Литературовед Илья Борисович (выступить) с докладом о реализме. 4) Молод… архитектор Смирнова (сдать) свой первый проект в работу. 5) Химик Елена Семеновна (провести) сложный эксперимент , чтобы синтезировать новое вещество.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Составь предложения с данными словами, чтобы они обозначали как лиц мужского пола, так и женского: врач, адвокат, программист, историк, лаборант.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________