СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист "Монолог и его виды"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист "Монолог и его виды"»

Монолог и его виды































Вид монолога

Цель монолога

Монолог – повествование




Монолог – описание




Монолог – рассуждение








Это случилось в библиотеке. Её высокая дверь с мутным стеклом вверху была обыкновенно заперта, но защёлка замка слабо держалась в гнезде створок; надавленная рукой, дверь отходила, натуживалась и раскрывалась. Когда дух исследования заставил Грэя проникнуть в библиотеку, его поразил пыльный свет, вся сила и особенность которого заключалась в цветном узоре верхней части оконных стёкол.









Монолог - рассуждение





Монолог - описание



Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.



Монолог - повествование





Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.













А у неё голова покрытая или безо всего? — спросил я.
— Без, — ответил Мальцев. — Кто слепой — ты или я?
— Ну, раз видишь, то смотри, — решил я и отошёл от Мальцева.

 (А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире»)







________________________





Александр Васильевич принял моё назначение в его бригаду спокойно и равнодушно; ему было, видимо, всё равно, кто у него будет состоять в помощниках. Перед поездкой я, как обычно, проверил все узлы машины, испытал все её обслуживающие и вспомогательные механизмы и успокоился, считая машину готовой к поездке. Александр Васильевич видел мою работу, он следил за ней, но после меня собственными руками снова проверил состояние машины, точно он не доверял мне. 

(А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире»)











________________________

















Сегодня я гулял по парку, и казалось, что природа сама улыбается мне навстречу. Причудливые деревья словно шептали друг другу свои секреты, их зелёные листья перешёптывались на ветерке, как давние друзья, которые встретились после долгой разлуки. Солнечные лучи, как золотые нити, плели удивительные узоры на траве, заставляя её сверкать, словно тысячи бриллиантов. Каждый мой шаг наполнялся радостью, и всё вокруг летело в танце, словно природа собиралась на большой праздник. Каждая секунда этой прогулки была дороже золота, и я не хотел, чтобы этот момент заканчивался.

Вид монолога:



Сравнение:

Олицетворение:

























Эпитеты:

Фразеологизмы:















  1. Выберите одну из предложенных тем для монологического высказывания:

Тема 1. В мире профессий (на основе описания фотографии)

Тема 2. Помощь другу (повествование на основе жизненного опыта)

Тема 3. Почему экологические проблемы относятся к главным проблемам современного мира? (Рассуждение по поставленному вопросу)

2.Подумайте, какой вид монолога подходит для раскрытия каждой из предложенных тем (Обратите внимание на пояснения в скобках возле каждой темы).

3. У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.























































Цели работы: - подкрепить полученные теоретические знания по теме «Монолог и его виды» практическим опытом создания монологов разных видом;

- развивать умение создавать разнообразные монологи, учитывая характеры и эмоции выбранных персонажей.

Ход работы

1.Выбор персонажей. Выберите трёх различных персонажей. Это могут быть герои ваших любимых литературных произведений, мультфильмов, исторические личности и т.д.

2.Написание монолога. Для каждого персонажа напишите монолог, соответствующий его характеру и выбранной ситуации. Например, Карлсон в поисках баночки клубничного варенья.

3.Формат. Каждый монолог должен состоять из 5-10 предложений и длиться дольше 3-5 минут. Также монолог должен соответствовать характеру и манере речи выбранного вами персонажа.

4.Представление. После написания вы можете представить свои монологи в группе (если задание выполняется в коллективе) или записать аудио- или видеоформате, чтобы поделиться с другими.

Критерии оценивания

1.Содержание (0-5 баллов):

- соответствие монолога выбранному персонажу;

- глубина и оригинальность содержания;

- наличие ясной идеи и логики изложения.

2.Структура (0-5 баллов):

- наличие чёткой структуры высказывания;

- соответствие количеству предложений;

- длительность высказывания;

- логичность и последовательность мыслей.

3.Выразительность(0-5 баллов):

- использование языковых средств выразительности;

- эмоциональная насыщенность и передача чувств персонажа;

- соответствие стиля изложения характеру героя;

4.Разнообразие видов монолога (0-5 баллов):

- правильное использование разных видов монолога;

- глубина и проработка каждого вида монолога;

5.Творческий подход (0-5 баллов):

- оригинальность идеи и подхода к созданию монолога;

- способность создавать уникальные и интересные образы.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!