СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист по русскому языку»

Составное глагольное сказуемое

Теория

Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? какой (каков) он? что это такое? кто это такой?

У сказуемого есть два значения — лексическое и грамматическое:

  • лексическое - что говорится о подлежащем (смысл)

  • грамматическое - форма наклонения, времени, числа, лица, рода

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей – вспомогательного глагола и инфинитива.

В составном глагольном сказуемом грамматическое значение и часть лексического заключены во вспомогательном глаголе, лексическое — в инфинитиве.

Вспомогательный глагол

Инфинитив

Грамматическое значение

Часть лексического значения

Лексическое значение

наклонение

время

число

лицо

род

1) начало, конец, продолжение действия;

2) способность/неспособность совершить действие;

3) намерение, желание/нежелание совершить действие;

4) переживания, мысли, чувства по поводу действия.

что обозначает действие


Способы выражения вспомогательной части СГС

  1. Фазовые глаголы

Начало, конец, продолжение действия: начать, стать, продолжать, закончить, остаться, перестать, прекратить, бросить и др.

Я продолжаю танцевать.

  1. Модальные глаголы

Необходимость, желательность, способность, предрасположенность: мочь, уметь, желать, хотеть, намереваться, рассчитывать, следует и др.

Я хочу танцевать.

  1. Эмоциональные глаголы

Эмоциональная оценка действий: любить, бояться, страшиться, ненавидеть, стыдиться и др.

Я люблю танцевать.

Краткие прилагательные (+ быть): должен, вынужден, способен, готов, обязан, рад.

Я был готов танцевать.

Я готов танцевать.

  1. Слова категории состояния (+ быть): надо, можно, нужно, нельзя и др.

Нам нужно танцевать. Нам нужно будет танцевать.

Упражнения

Упражнение 1

Распределите вспомогательные глаголы по колонкам.


Желать, думать, уметь, мочь, начать, стать, жаждать, надеяться, бояться, закончить, суметь, разучиться, ухитриться, приняться, стараться, продолжить, стыдиться, собираться, намереваться, решить, пуститься, прекратить, готовиться, научиться, мечтать, хотеть.


Начало, конец, продолжительность

Способность или неспособность

Намерение, желание или нежелание

Переживания, мысли, чувства








 

 

 


Упражнение 2

Составьте предложения, используя в качестве сказуемых предложенные вспомогательные глаголы и инфинитивы. Можете изменять формы вспомогательных глаголов.


Вспомогательные глаголы: хотеть, мочь, уметь, продолжить, любить, бояться, собираться, мечтать

Инфинитивы: прочитать, побывать, поехать, танцевать, учиться, обидеть, решать, найти

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Упражнение 3

Подчерните только те словосочетания, которые в предложении могут быть составными глагольными сказуемыми.

Перестал шуметь, буду рисовать, прекратил шум, желающий поступить, начал читать, не готов ни к чему, должен встать, готов встретиться, рад встрече, рад помочь, буду отвечать, готов отвечать.


Упражнение 4

Подчеркните в предложениях грамматические основы. Определите виды сказуемых.


Стая сорок может загнать оленя.

Человек стремится подняться вверх, вода стремится течь вниз.

Если ты поручишь дело бездельнику, он тебя же учить начнёт.

И от малой ошибки беда может приключиться.

Кто привык кутаться, тот зябнет.

Колодезная лягушка не может говорить о небе.

Стая мышей может искусать тигра.


Упражнение 5

Выпишите из предложений сказуемые. Ответьте на вопрос после текста.


Первоклассник должен явиться в школу на ходулях. Он вынужден делать это в соответствии с правилами приёма в школу Лейсера в Лондоне. При поступлении в школу во второй класс школьник обязан войти в школу на руках. Директор готов принять в третий класс тех, кто может войти в его кабинет по натянутому канату.

Сказуемые: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вопрос: Как вы думаете, кто учится в этой школе?

Ответ: ___________________________________________________________________________________








Упражнение 6

Подчеркните в предложениях грамматические основы. Определите виды сказуемых.


Обезьяны способны подолгу смотреть кинофильмы о животных. Фильмы про обезьян они готовы смотреть целыми часами. Однажды при демонстрации фильма о животных на экране появились змеи, и обезьяны так перепугались, что люди прекратили фильм. Одна маленькая обезьянка так боялась смотреть на экран, что она даже спряталась в угол. Бедняжка была рада залезть на руки к первому же подошедшему человеку.


Упражнение 7

Прочитайте текст. Спишите его, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания. Подчеркните сказуемые и определите их вид (ПГС или СГС).


Люди нач…ли учи(т,ть)ся сч…тать в (не)запам…тные врем…на а учила их сама жизнь. Древние люди д…лжны были д…бывать себе пищу охотой. Они соб…рались охоти(т,ть)ся на крупн…го зверя всем плем…нем потому что (н…)кто (не) смог (бы) справи(т,ть)ся с ним (в) одиночку. Что(бы) д…быча (не) ушла люди должны были окружить животное (со) всех ст…рон. Тут они (не) могли обойтись без сч…та. Древние (не) умели сч…тать при пом…щи ц…фр но они могли пок…зать числа на пальцах рук. Есть и с…йчас на з…мле плем…на которые при сч…те (не) могут обойтись без пом…щи пальц…в.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Задания в формате ОГЭ

Задание 1

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ.

В предложении составное глагольное сказуемое.

  1. Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода.

В предложении грамматическая основа – морская мышь способна воспринимать.

  1. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные».

В первой части предложения грамматическая основа – можно было бы сказать.

  1. Язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.
    Во второй части предложении грамматическая основа – человек мог.


Задание 2

Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1) Визитную карточку вручают для продолжения общения и обмена контактами. (2) Ее можно предложить самому или вручить по просьбе партнера. (3) Не принято вручать визитную карточку незаинтересованному лицу, а также раздавать карточки всем участникам мероприятия. (4) Визитную карточку следует вручать лично, с глазу на глаз, иначе карточку нужно будет предложить всем участникам разговора. (5) Не принято обмениваться визитками во время застолья.

1) визитную карточку вручают

2) можно предложить или вручить

3) не принято вручать

4) нужно предложить

5) не принято обмениваться















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!