Самостоятельные и служебные части речи
Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Прочитайте текст и вставьте в него пропущенные названия частей речи.
Посмотрите вокруг себя. Всюду вас окружают предметы. И слова, называющие эти предметы, являются ……………………………… Предметы обладают признаками, которые в языке передаются с помощью ……………………….. Предметы, явления окружающего мира можно измерить, определить их количество. Для этого употребляются числительные. Предметы производят действия, которые обозначаются ………………………….. Человек общается с другими людьми, и ему, человеку, нужно бывает указать на себя, или на того, с кем говорит, или на того, о ком говорит. Этой цели служат ……………………. Наконец, у действий есть свои признаки. Например, делать быстро . Эти признаки действия обозначаются …………….. Все названные здесь части речи – это самостоятельные части речи. Но есть и служебные части речи. Для связи слов в словосочетании нужны …………………….. Для связи однородных членов предложения и простых предложений в сложном предложении нужны ………………….. Если мы не соглашаемся с чем-либо, то часто используем частицу не. Есть и другие …………….. Кроме того, в отдельную группу выделяются междометия: ох, ой, ах и другие.
Опираясь на информацию, помещенную в тексте и данную учителем, продолжите схему:
Части речи
Самостоятельные Служебные
Прочитайте отрывок, спишите и над каждым словом укажите, к какой части речи оно относится.
«… Я молчал. Перегнувшись через косяк, я заглянул внутрь часовни. Внутренность высокого узкого здания была лишена всяких украшений. Лучи вечернего солнца, свободно врываясь в открытые окна, разрисовали ярким золотом старые, ободранные стены. Углы были затканы паутиной. От окна до пола казалось гораздо дальше, чем до травы снаружи. Я смотрел точно в глубокую ямы и сначала не мог разглядеть каких – то предметов, еле выделявшихся на полу странными очертаниями»
(В. Г. Короленко «В дурном обществе»)