Текст как речевое произведение.
Виды информации в тексте
Информативность текста - __________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фактическая основа текста: события, герои и т.д.
Общий смысл, основная идея текста, выражающая позицию автора
Дополнительная информация, уточняющая содержание текста, но её можно исключить без ущерба для содержания
Скрытая информация, которая выявляется при определённых условиях с учётом контекста речевой ситуации
Неожиданные сходства.
Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всем, что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки.
Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда крохотные фарфоровые ролики на зеленом столбике.
Внимательный глаз Коли распознавал теперь многое, что ускользало раньше.
( по Л.Кассилю)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Давным-давно в прекрасных лесах сказочного королевства жила чудесная, удивительная птичка. Она пела так, что у людей замирало сердце, оживали самые сокровенные мечты, и верилось людям в чудеса … Молва о птичке разнеслась по всему миру, и странники поспешили в лес, чтобы насладиться исцеляющим душу пением птички. И многие люди услышали пение прекрасной птицы, но узнал о ней эгоистичный король, который приказал доставить птичку ему во чтобы то ни стало привезти птичку ему. Птичку поймали, посадили в золотую клетку и привезли во дворец. Да только король ни разу не услышал чудного пения: птичка, сидя в клетке, тосковала и петь не могла…
| | |
Свобода позволяет творить, а насилие и неволя губят творчество. | В неволе никто не способен творить, поэтому птичка не смогла петь. | В лесу жила птичка, которая чудно пела. Потом птичку поймали, посадили в клетку, просили петь, но птичка не могла петь из-за тоски. |
(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
(2)–Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.
(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.
(10)Варя сразу наткнулась на главное место.
(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. 13)Я очень болел к тому же,
да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»
(27)–Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
(По Л. Леонову)
1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.
2) Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный поступок.
3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать физическую силу, порой важнее испытание силы духа.
4) Автор письма не трус и не боится предстоящих сражений.
5) Родион долго не писал, так как был контужен.
2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия персонажей.
2) В предложениях 3–5 представлено рассуждение.
3) Предложения 8–9 включают описание.
4) Предложения 24–26 содержат повествование.
5) Преобладающий тип текста—рассуждение.
3. Найдите среди указанных вариантов такой, где слово употреблено в переносном значении. Выпишите это слово.
развернула (предложение 8) сожги (предложение 15) зажмурился (предложение 22)
прогремел (предложение 29)
Трое маляров должны закончить окраску внутренних помещений в течение 50 дней. Для ускорения работы к ним присоединили ещё двух рабочих.
• За какое время можно будет закончить ремонт, если учесть, что все маляры, включая четвёртого и пятого, будут работать с одинаковой производительностью?
• Сколько тонн краски понадобится на весь срок ремонта, если за один день маляры расходуют 73 611 граммов краски?
• Сколько вёдер и валиков следует заказать на складе для выполнения этой работы, если в течение двух дней полноценно можно пользоваться только 10 вёдрами и 24 валиками, а после этого и вёдра, и валики меняются на новые?
• Сколько бутылок растворителя и сколько граммов ветоши в день может расходовать каждый маляр для наведения чистоты, если на весь срок ремонта была предоставлена возможность воспользоваться 135 бутылками растворителя и 67 500 граммами ветоши?
1.Жанр __________________ Стиль ____________________
2.Почему в тексте так много числительных? Правильно ли вы их читаете? Прочитайте их вслух в той форме, в которой они стоят в тексте. Определите их разряд, грамматическое значение.
3.Почему в грамматике русского языка есть такая часть речи — числительное? Можно ли грамотному человеку обойтись только цифрами?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Составьте краткую запись условий задачи. Почему учителя математики считают, что это необходимо сделать перед тем, как приступить к решению? Расскажите, как вы будете решать эту задачу.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(1)Вдоль самой границы заповедника Мката в Африке, где я жил, строили шоссе. (2)Каждое утро сюда приезжали рабочие, скрипя, приползали бульдозеры и асфальтоукладчики, закипала работа. (3)Как-то раз около новой дороги я увидел толпу. (4)Отовсюду раздавались возмущённые крики рабочих: «С этим надо что-то делать, так нельзя работать, безобразие!» (5)Оказывается, рабочие, ругаясь, растаскивали ветки, очищая от зелёных завалов дорогу: рано утром сюда пришли слоны и закрыли ветками всё, что было сделано за предыдущий день.
(6)Инспектор заповедника объяснил, что так слоны протестуют против перемен там, где они живут. (7)Где-то они выдернули только что зарытые в землю телеграфные столбы, где-то разобрали по брёвнышку только что построенный мост. (8) Строители считали, что
пользоваться им будут и люди, и звери. (9)А слоны рассудили по-своему: они хотят ходить через речку вброд. (10)Они знают: все перемены для них к худшему…
(11)На следующее утро я встал рано, чуть свет, и пошёл к строящейся дороге. (12)Там, где стояли брошенные на ночь дорожные машины, двигались серые горбатые тени. (13)Десять слонов расхаживали взад-вперёд. (14)Они то и дело сходили с дороги, отправлялись в соседнюю рощу и возвращались оттуда, неся в хоботах охапки свежесорванных веток. (15)Взойдя на шоссе, слоны аккуратно укладывали ветки и отправлялись за новыми. (16)Никакое это было не безобразие: просто слоны хотели жить своей, привычной и размеренной, отличной от нашей жизнью.
(По С. Сахарнову)
1.Определите основную мысль текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Определите стиль и тип речи текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Составьте план текста из трёх пунктов.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Ответьте на один из вопросов к тексту, и ответ запишите:
А) Как, по мнению автора текста, на дороге образовались зелёные завалы?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Почему, по мнению автора, слоны закрывали ветками строящуюся дорогу?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________