СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист "Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист "Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте"»

Текст как речевое произведение.

Виды информации в тексте











Информативность текста - __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

























Фактическая основа текста: события, герои и т.д.

Общий смысл, основная идея текста, выражающая позицию автора



Дополнительная информация, уточняющая содержание текста, но её можно исключить без ущерба для содержания







Скрытая информация, которая выявляется при определённых условиях с учётом контекста речевой ситуации













Неожиданные сходства.

Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всем, что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки.

Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда крохотные фарфоровые ролики на зеленом столбике.













Внимательный глаз Коли распознавал теперь многое, что ускользало раньше.

                                                                                                          ( по Л.Кассилю)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



















Давным-давно в прекрасных лесах сказочного королевства жила чудесная, удивительная птичка. Она пела так, что у людей замирало сердце, оживали самые сокровенные мечты, и верилось людям в чудеса … Молва о птичке разнеслась по всему миру, и странники поспешили в лес, чтобы насладиться исцеляющим душу пением птички. И многие люди услышали пение прекрасной птицы, но узнал о ней эгоистичный король, который приказал доставить птичку ему во чтобы то ни стало привезти птичку ему. Птичку поймали, посадили в золотую клетку и привезли во дворец. Да только король ни разу не услышал чудного пения: птичка, сидя в клетке, тосковала и петь не могла…





Свобода позволяет творить, а насилие и неволя губят творчество.


В неволе никто не способен творить, поэтому птичка не смогла петь.

В лесу жила птичка, которая чудно пела. Потом птичку поймали, посадили в клетку, просили петь, но птичка не могла петь из-за тоски.































(1)Вос­палённое со­сто­я­ние Поли, а глав­ное, её сбив­чи­вая, дву­смыс­лен­ная речь – всё под­ска­зы­ва­ло худ­шие до­гад­ки, много страш­нее, чем даже плен Ро­ди­о­на или его смер­тель­ное ра­не­ние.

(2)–Да нет же, тут дру­гое со­всем, – со­дрог­ну­лась Поля и, от­вер­нув­шись к стен­ке, вы­ну­ла из-под по­душ­ки смя­тый, за­чи­тан­ный тре­уголь­ни­чек.

(3)Впо­след­ствии Варя сты­ди­лась своих на­чаль­ных пред­по­ло­же­ний. (4)Хотя ред­кие тран­зит­ные эше­ло­ны не за­дер­жи­ва­лись в Москве, но вок­за­лы на­хо­ди­лись по­бли­зо­сти, и Ро­ди­о­ну был из­ве­стен Полин адрес. (5)Ко­неч­но, ко­ман­до­ва­ние могло и не раз­ре­шить сол­да­ту от­луч­ки из эше­ло­на в Бла­го­ве­щен­ский ту­пи­чок, тогда по­че­му же хоть от­крыт­ки не черк­нул своей-то, лю­би­мой-то, про­ез­дом в дей­ству­ю­щую армию?..

(6)Итак, это была его пер­вая фрон­то­вая ве­сточ­ка с более чем двух­не­дель­ным за­поз­да­ни­ем. (7)Во вся­ком слу­чае, сей­час вы­яс­нит­ся, с ка­ки­ми мыс­ля­ми он от­прав­лял­ся на войну. (8)Варя не­тер­пе­ли­во раз­вер­ну­ла ли­сток, весь про­ткну­тый ка­ран­да­шом, – видно, пи­са­лось на ко­ле­не. (9)При­ш­лось к лампе по­дой­ти, чтобы разо­брать туск­лые, по­лу­за­кон­чен­ные стро­ки.

(10)Варя сразу на­ткну­лась на глав­ное место.

(11)«По­жа­луй, един­ствен­ная при­чи­на, до­ро­гая моя, по­че­му мол­чал всё это время, – негде было при­стро­ить­ся, – крат­ко, с не­ожи­дан­ной пол­но­той и пря­мо­ли­ней­но, как на ис­по­ве­ди, писал Ро­ди­он. (12)– Мы всё от­сту­па­ем пока, день и ночь от­сту­па­ем, за­ни­ма­ем более вы­год­ные обо­ро­ни­тель­ные ру­бе­жи, как го­во­рит­ся в свод­ках. 13)Я очень болел к тому же,

























да и те­перь не со­всем ещё опра­вил­ся: хуже любой кон­ту­зии моя бо­лезнь. (14)Самое горь­кое – то, что сам я впол­не здо­ров, весь целый, нет пока на мне ни еди­ной ца­ра­пи­ны. (15)Сожги это пись­мо, тебе одной на всём свете могу я рас­ска­зать про это, – Варя пе­ре­вер­ну­ла стра­нич­ку.

(16)Про­ис­ше­ствие слу­чи­лось в одной рус­ской де­рев­не, ко­то­рую наша часть про­хо­ди­ла в от­ступ­ле­нии. (17)Я шёл по­след­ним в роте... а может, и во всей армии по­след­ним. (18)Перед нами на до­ро­ге вста­ла мест­ная де­воч­ка лет де­вя­ти, со­всем ребёнок, ви­ди­мо, на школь­ной ска­мье при­учен­ная лю­бить Крас­ную Армию... (19)Ко­неч­но, она не очень раз­би­ра­лась в стра­те­ги­че­ской об­ста­нов­ке. (20)Она под­бе­жа­ла к нам с по­ле­вы­ми цве­та­ми, и, так слу­чи­лось, они до­ста­лись мне. (21)У неё были такие пыт­ли­вые, во­про­си­тель­ные глаза – на солн­це по­лу­ден­ное в ты­ся­чу раз легче гля­деть, но я за­ста­вил себя взять бу­ке­тик, по­то­му что я не трус, ма­те­рью моей кля­нусь тебе, По­лень­ка, что я не трус. (22)За­жму­рил­ся, а при­нял его у неё, по­ки­да­е­мой на ми­лость врага... (23)С тех пор держу тот за­сох­ший ве­ни­чек по­сто­ян­но при себе, на теле моём, слов­но огонь за па­зу­хой ношу, велю его в мо­ги­лу по­ло­жить на себя, если что слу­чит­ся. (24)Я-то думал, семь раз кро­вью обо­льюсь, пре­жде чем муж­чи­ной стану, а вот как оно про­ис­хо­дит, всухую… и это ку­пель зре­ло­сти! – (25)Даль­ше две строч­ки по­па­лись вовсе не­раз­бор­чи­вые. – (26)И не знаю, По­лень­ка, хва­тит ли всей моей жизни тот по­да­рок опла­тить...»

(27)–Да, он очень вырос, твой Ро­ди­он, ты права... – скла­ды­вая пись­мо, ска­за­ла Варя, по­то­му что при по­доб­ном строе мыс­лей вряд ли этот сол­дат ока­зал­ся бы спо­со­бен на какой-либо предо­су­ди­тель­ный по­сту­пок.

(28)Об­няв­шись, по­друж­ки слу­ша­ли ше­лест дождя и ред­кие, за­ту­ха­ю­щие гудки ав­то­ма­шин. (29)Темой бе­се­ды слу­жи­ли со­бы­тия ис­тек­ше­го дня: от­крыв­ша­я­ся на цен­траль­ной пло­ща­ди вы­став­ка тро­фей­ных самолётов, не­за­сы­пан­ная во­рон­ка на улице Весёлых, как они уже при­вык­ли её на­зы­вать в оби­хо­де между собой, Га­стел­ло, чей са­мо­заб­вен­ный по­двиг про­гре­мел в те дни на всю стра­ну.

(По Л. Лео­но­ву)

1. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) От­ступ­ле­ние наших войск про­хо­дит без боёв, без крови.

2) Автор пись­ма не спо­со­бен со­вер­шить какой-либо предо­су­ди­тель­ный по­сту­пок.

3) Чтобы стать на­сто­я­щим муж­чи­ной, не все­гда надо до­ка­зы­вать фи­зи­че­скую силу, порой важ­нее ис­пы­та­ние силы духа.

4) Автор пись­ма не трус и не бо­ит­ся пред­сто­я­щих сра­же­ний.

5) Ро­ди­он долго не писал, так как был кон­ту­жен.

2.  Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

  1) В пред­ло­же­ни­ях 17, 18, 20, 22 пе­ре­чис­ле­ны по­сле­до­ва­тель­ные дей­ствия пер­со­на­жей.

2) В пред­ло­же­ни­ях 3–5 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

3) Пред­ло­же­ния 8–9 вклю­ча­ют опи­са­ние.

4) Пред­ло­же­ния 24–26 со­дер­жат по­вест­во­ва­ние.

5) Пре­об­ла­да­ю­щий тип тек­ста—рас­суж­де­ние.

3. Най­ди­те среди ука­зан­ных ва­ри­ан­тов такой, где слово упо­треб­ле­но в пе­ре­нос­ном зна­че­нии. Вы­пи­ши­те это слово.

раз­вер­ну­ла (пред­ло­же­ние 8) сожги (пред­ло­же­ние 15) за­жму­рил­ся (пред­ло­же­ние 22)

про­гре­мел (пред­ло­же­ние 29)











































































Трое маляров должны закончить окраску внутренних помещений в течение 50 дней. Для ускорения работы к ним присоединили ещё двух рабочих.

• За какое время можно будет закончить ремонт, если учесть,  что все маляры, включая четвёртого и пятого, будут работать с одинаковой производительностью?

• Сколько тонн краски понадобится на весь срок ремонта, если  за один день маляры расходуют 73 611 граммов краски?

• Сколько вёдер и валиков следует заказать на складе для  выполнения этой работы, если в течение двух дней полноценно можно пользоваться только 10 вёдрами и 24 валиками, а после этого и вёдра, и валики меняются на новые?

• Сколько бутылок растворителя и сколько граммов ветоши  в день может расходовать каждый маляр для наведения чистоты, если на весь срок ремонта была предоставлена возможность воспользоваться 135 бутылками растворителя и 67 500 граммами ветоши?

1.Жанр __________________ Стиль ____________________

2.Почему в тексте так много числительных? Правильно ли вы их читаете? Прочитайте их вслух в той форме, в которой они стоят в тексте. Определите их разряд, грамматическое значение.

3.Почему в грамматике русского языка есть такая часть речи — числительное? Можно ли грамотному человеку обойтись только цифрами?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Составьте краткую запись условий задачи. Почему учителя математики считают, что это необходимо сделать перед тем, как приступить к решению? Расскажите, как вы будете решать эту задачу.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

























(1)Вдоль самой границы заповедника Мката в Африке, где я жил, строили шоссе. (2)Каждое утро сюда приезжали рабочие, скрипя, приползали бульдозеры и асфальтоукладчики, закипала работа. (3)Как-то раз около новой дороги я увидел толпу. (4)Отовсюду раздавались возмущённые крики рабочих: «С этим надо что-то делать, так нельзя работать, безобразие!» (5)Оказывается, рабочие, ругаясь, растаскивали ветки, очищая от зелёных завалов дорогу: рано утром сюда пришли слоны и закрыли ветками всё, что было сделано за предыдущий день.

(6)Инспектор заповедника объяснил, что так слоны протестуют против перемен там, где они живут. (7)Где-то они выдернули только что зарытые в землю телеграфные столбы, где-то разобрали по брёвнышку только что построенный мост. (8) Строители считали, что





пользоваться им будут и люди, и звери. (9)А слоны рассудили по-своему: они хотят ходить через речку вброд. (10)Они знают: все перемены для них к худшему…

(11)На следующее утро я встал рано, чуть свет, и пошёл к строящейся дороге. (12)Там, где стояли брошенные на ночь дорожные машины, двигались серые горбатые тени. (13)Десять слонов расхаживали взад-вперёд. (14)Они то и дело сходили с дороги, отправлялись в соседнюю рощу и возвращались оттуда, неся в хоботах охапки свежесорванных веток. (15)Взойдя на шоссе, слоны аккуратно укладывали ветки и отправлялись за новыми. (16)Никакое это было не безобразие: просто слоны хотели жить своей, привычной и размеренной, отличной от нашей жизнью.

(По С. Сахарнову)

1.Определите основную мысль текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Определите стиль и тип речи текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Составьте план текста из трёх пунктов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Ответьте на один из вопросов к тексту, и ответ запишите:

А) Как, по мнению автора текста, на дороге образовались зелёные завалы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Почему, по мнению автора, слоны закрывали ветками строящуюся дорогу?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!