СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист урока по теме "Орфоэпические нормы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист урока по теме "Орфоэпические нормы"»

Рабочий лист урока

по теме «Понятие языковой нормы. Орфоэпические нормы»


Задание № 1

В данных словах измените один согласный звук так, чтобы получилось новое слово. Запишите получившиеся слова в тетрадь.


1 вариант– Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка.


2 вариант– орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.


Задание № 2

Найдите в тексте ответы на вопросы, занесите их в таблицу.

  • Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении?

  • Что отражает неразборчивость произношений?

Заговори, чтоб я тебя увидел...

Сократ

Как точно и прозорливо это высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь-показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но часто ли мы задумываемся над тем, как мы говорим.

             В обыденной жизни мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и орфоэпические особенности, свойственные языку.

      Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, также вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, а также молодежного сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении. Неразборчивость произношений сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную зрелость.


1 вопрос

Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении?

1.

2.

3.

2 вопрос

Что отражает неразборчивость произношений?

1.

Орфоэпия – это



Ударение – это



Правила постановки ударения:

  1. В словах на - провОд на последнем слоге – газопровОд, нефтепровОд.

  2. В одуш. сущ. на -олог – на середину слова – психОлог, дерматОлог, филолОг.

  3. В неодуш. – на посл. слог – каталОг, эпилОг, пролОг.

  4. В сущ. на -ота, образов. от глаголов на середину слова, на О – ломОта – ломать, икОта – икать.

  5. В сущ. на -ота, образов. от прилагательных – на последний слог, на А: немотА – от немой, красотА – от красивый, глухотА – от глухой)


Тест по теме «Орфоэпия»
1.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Эксперт;  2) кухОнный;  3) ходатАйство;  4) закУпорить.

2.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Посадить ирИс;  2) знамЕние;  3) балОванный;  4) звОнит.


3.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) КвАртал;  2) катАлог;  3) укрАинский;  4) премировАть.

4.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) ОблЕгчить;  2) кухОнный;  3) икОнопись;  4) кладовАя.

5.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) ХристианИн;  2) апОстроф;  3) генЕзис;  4) танцовщИк.

6.  Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Фонетика [н’]; 2) кортеж [тэ];  3) рандеву [д’];  4) интервью [т’].

7.  Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Дезинфекция [дэ]; 2) свитер [т’э];  3) кашне [нэ];  4) партер [т’э].