муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кичкинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО с МС школы приказ № ____
учителей протокол № 1 от 31.08.2017 г.
протокол № 1 от 30.08.2017 г. Директор школы
от 30.08.2017 г. Председатель МС
Руководитель МО ________ /Н.В.Торопцова/ _________ //Н.Г.Быченко/
_________/Е.А.Мироненко/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Уровень общего образования (класс) основное общее, 6 класс Количество часов: 133
Учитель: Мироненко Елена Алексеевна
Программа разработана на основе
Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/авт. – сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин 3-е изд.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2016 г.»
с. Кичкино
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, примерной образовательной программы основного общего образования от 08.04.2015г, «Литература» авт. – сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин – 3-е изд.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2016 г.»; основной образовательной программы основного (общего) образования МБОУ Кичкинской СОШ.
Рабочая программа опирается на УМК: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Г.С.Меркина в двух частях "Литература" 6 класс, издательство "Русское слово", г. Москва, 2015, 4 издание.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 3 часа в неделю, всего 105 часов.
Из части, формируемой участниками образовательных отношений, предмет «Литература» (3 часа в неделю) дополнен 1 часом с целью достижения, необходимым для продолжения образовательного уровня читательской компетентности- всего 133 часа (6 часов приходятся на выходные дни: 23 февраля-пятница; 8 марта- четверг, 9 марта- пятница; 1 мая-вторник, 2 мая- среда; 9 мая- среда).
Выполнение рабочей программы в полном объеме будет обеспечено за счёт темы итогового повторения 2 (по плану)- 3(фактически).
Контрольных работ- 8 часов, Р.Р.-6 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета курса.
Требования к результатам изучения предмета «Литература» в основной школе
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета.
Тема раздела. | Кол-во часов. | Содержание. |
Введение. О литературе, читателе, писателе. | 1 | Литература, литературные герои |
Раздел 1. Из мифологии. | 4 | Миф, мифологический сюжет |
Раздел 2. Из устного народного творчества. | 5 | Предания, легенды, сказки |
Раздел 3. Из древнерусской литературы. | 5 | Сказание, поучение, древнерусская повесть, житие, автор и герой. |
Раздел 4. Из древнерусской литературы 18 века. | 4 | Иносказание, многозначность слова и образа, риторическое обращение |
Раздел 4. Из русской литературы 19 века | 58 | Реальное, фантастическое, фабула, баллада, роман, размеры стиха, типы стоп, героическая повесть, юмор |
Раздел 5. Из русской литературы 20 века | 23 | Реальное, фантастическое, фабула, баллада, роман, размеры стиха, типы стоп, героическая повесть, юмор |
Раздел.6 Из поэзии о Великой Отечественной Войне | 15 | Размеры стиха, типы стоп, художественные средства выразительности |
Раздел 7. Из зарубежной литературы | 16 | Цитатный план, пересказ по плану |
Итоговое повторение. | 2 | Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс литературы 6 класса. |
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс.
№ п/п | Название раздела. Тема урока. | Колич-во часов | Дата |
План | Факт |
1 четверть- 33 часа |
1 | Введение. О литературе, читателе и писателе. | 1 | 1.09 | |
| Раздел 1. Из мифологии. | | | |
2 | Из греческой мифологии. Пять веков. | 1 | 5.09 | |
3 | Отражение в мифах представлений о героизме. | 1 | 6.09 | |
4 | Яблоки Гесперид. | 1 | 7.09 | |
5 | Стартовая контрольная работа № 1 в форме теста | 1 | 8.09 | |
| Раздел 2. Из устного народного творчества. | | | |
6 | Предание и его художественные особенности. | 1 | 12.09 | |
7 | Легенда и её художественные особенности. | 1 | 13.09 | |
8 | «Солдат и смерть» - художественное своеобразие легенды. | 1 | 14.09 | |
9 | Эпос народов мира. | 1 | 15.09 | |
10 | Сказка и ее художественное своеобразие. | 1 | 19.09 | |
| Раздел 3. Из древнерусской литературы. | | | |
11 | Поучительный характер древнерусской литературы. | 1 | 20.09 | |
12 | Нравственная проблематика житийной литературы. | 1 | 21.09 | |
13 | Отражение Древней Руси в произведениях истории. | 1 | 22.09 | |
14 | Отражение Древней Руси в произведениях истории. | 1 | 26.09 | |
15 | Контрольная работа № 2 в форме теста | 1 | 27.09 | |
| Раздел 4. Из древнерусской литературы 18 века. | 1 | | |
16 | М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество поэта и ученого. | 1 | 28.09 | |
17 | Тема стихотворения и её реализация. | 1 | 29.09 | |
18 | Основные мотивы стихотворения поэта | 1 | 3.10 | |
19 | Идея произведения | | 4.10 | |
| Раздел 5. Из русской литературы 19 века | | | |
20 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество писателя. | 1 | 5.10 | |
21 | Жанр баллады в творчестве писателя | 1 | 6.10 | |
22 | Тема любви в балладе «Светлана» | 1 | 10.10 | |
23 | Особенности языка и образов | 1 | 11.10 | |
24 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта. | 1 | 12.10 | |
25 | Лирика природы в стихотворениях А.С.Пушкина | 1 | 13.10 | |
26 | Нравственные и социальные проблемы романа «Дубровский» | 1 | 17.10 | |
27 | Основной конфликт романа «Дубровский | 1 | 18.10 | |
28 | Центральные персонажи романа «Дубровский» | | 19.10 | |
29 | Социальные проблемы романа | | 20.10 | |
30 | Историческая правда или вымысел в романе «Дубровский» | | 24.10 | |
31 | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения на тему «Дубровский и Маша Троекурова». | 1 | 25.10 | |
32 | Р.Р. Написание сочинения на тему: «Дубровский и Маша Троекурова». | 1 | 26.10 | |
33 | Стихотворные размеры. | 1 | 27.10 | |
| 2 четверть- 29 часов | | | |
34 | Стихотворный ритм | 1 | 7.11 | |
35 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. | 1 | 8.11 | |
36 | Многозначность художественных образов поэта. | 1 | 9.11 | |
37 | Вольнолюбивые мотивы в лирике М.Лермонтова | 1 | 10.11 | |
38 | Контрольная работа № 3 в форме теста | 1 | 14.11 | |
39 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество писателя. | 1 | 15.11 | |
40 | Тема и проблематика повести «Тарас Бульба» | 1 | 16.11 | |
41 | Историческая основа повести «Тарас Бульба». | 1 | 17.11 | |
42 | Степь как образ родины в повести Гоголя. | 1 | 21.11 | |
43 | Лирическое и эпическое в содержании повести | 1 | 22.11 | |
44 | Своеобразие повести «Тарас Бульба». | 1 | 23.11 | |
45 | Образ Тараса и его сыновей. | 1 | 24.11 | |
46 | Образ Тараса и его сыновей. | 1 | 28.11 | |
47 | Тема любви в повести «Тарас Бульба» | 1 | 29.11 | |
48 | Тема любви в повести «Тарас Бульба» | 1 | 30.11 | |
49 | Тема любви в повести «Тарас Бульба» | 1 | 1.12 | |
50 | Товарищество и героизм в повести «Тарас Бульба» | 1 | 5.12 | |
51 | Товарищество и героизм в повести «Тарас Бульба» | 1 | 6.12 | |
52 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. | 1 | 7.12 | |
53 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. | 1 | 8.12 | |
54 | Центральные образы и приемы их создания | 1 | 12.12 | |
55 | Центральные образы и приемы их создания | | 13.12 | |
56 | Центральные образы и приемы их создания | | 14.12 | |
57 | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения на тему «Образ Тараса и его сыновей». | | 15.12 | |
58 | Р.Р. Написание сочинения на тему: «Образ Тараса и его сыновей». | | 19.12 | |
59 | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество писателя. | | 20.12 | |
60 | Творческая история рассказа «Бирюк» | | 21.12 | |
61 | Н.А.Некрасов. Жизнь и творческий путь поэта. | | 22.12 | |
62 | Тема народного труда в стихотворениях Некрасова. | 1 | 26.12 | |
| 3 четверть-39 часов | | | |
63 | Л.Н.Толстой. Жизнь и творческий путь писателя. | 1 | 11.01 | |
64 | Проблематика рассказа «Детство» | 1 | 12.01 | |
65 | Главные качества родителей в произведении Л.Толстого. | 1 | 16.01 | |
66 | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения на тему «Любимый герой». | 1 | 17.01 | |
67 | Р.Р. Написание сочинения на тему: «Любимый герой». | 1 | 18.01 | |
68 | В.Г.Короленко. Жизнь и творческий путь писателя. | 1 | 19.01 | |
69 | Проблемы доверия и взаимопонимания | 1 | 23.01 | |
70 | Дети и взрослые в повести писателя. | 1 | 24.01 | |
71 | А.П.Чехов. Жизнь и творческий путь писателя. | 1 | 25.01 | |
72 | Сатирические и юмористические рассказы А.Чехова. | 1 | 26.01 | |
73 | Приемы создания характеров персонажей | 1 | 30.01 | |
74 | Характеры произведений | 1 | 31.01 | |
75 | Приемы создания комического эффекта | 1 | 1.02 | |
76 | Отношение автора к героям своих рассказов | 1 | 2.02 | |
77 | Контрольная работа № 4 в форме теста | 1 | 6.02 | |
| Раздел 6. Из русской литературы 20 века | | | |
78 | И.А.Бунин. Жизнь и творческий путь писателя. | 1 | 7.02 | |
79 | Мир человека в творчестве И. Бунина | 1 | 8.02 | |
80 | Мир природы в творчестве И. Бунина | 1 | 9.02 | |
81 | Душевный мир крестьянина в изображении писателя | 1 | 13.02 | |
82 | А.И.Куприн. Жизнь и творческий путь писателя. | 1 | 14.02 | |
83 | Основные темы повести «Тапёр» | 1 | 15.02 | |
84 | Характеристика образов рассказа «Тапёр» | 1 | 16.02 | |
85 | Характеристика образов рассказа «Тапёр» | 1 | 20.02 | |
86 | Внутренний мир человека в рассказе «Тапёр» | 1 | 21.02 | |
87 | Приёмы художественного раскрытия в рассказе | 1 | 22.02 | |
88 | С.А.Есенин. Жизнь и творческий путь поэта. | 1 | 27.02 | |
89 | Пафос и тема стихотворений С. Есенина | 1 | 28.02 | |
90 | Одухотворенная природа- один из образов поэзии | 1 | 1.03 | |
91 | Контрольная работа № 5 в форме теста | | 2.03 | |
92 | М.М.Пришвин. Жизнь и творческий путь писателя. | 1 | 6.03 | |
93 | Человек и природа в «Кладовой солнца» | | 7.03 | |
94 | Родная природа в изображении писателя | | 13.03 | |
95 | «Кладовая солнца»- сказка- быль. Особенности жанра. | | 14.03 | |
96 | Характеристика образов героев сказки | | 15.03 | |
97 | А.А.Ахматова. Жизнь и творческий путь поэтессы. | | 16.03 | |
98 | Связь А. А.Ахматовой с событиями истории 20 века | | 20.03 | |
99 | Мотивы лирики стихотворений А.Ахматовой | | 21.03 | |
100 | Контрольная работа № 6 в форме теста | | 22.03 | |
| Раздел 7. Из поэзии о Великой Отечественной Войне | | | |
101 | М.В.Исаковский. Жизнь и творческий путь поэта. Лирика поэта. | | 23.03 | |
| 4 четверть- 32 часа | | | |
102 | С.С.Орлов. Жизнь и творческий путь поэта. Лирика поэта. | 1 | 3.04 | |
103 | К.М.Симонов. Жизнь и творческий путь поэта. Лирика поэта. | 1 | 4.04 | |
104 | Д.С.Самойлов. Жизнь и творческий путь поэта. | 1 | 5.04 | |
105 | Проблема подвига и долга в лирике поэта | 1 | 6.04 | |
106 | Р.Г.Гамзатов. Жизнь и творческий путь поэта. | 1 | 10.04 | |
107 | Проблема жизни и смерти в лирике поэта | 1 | 11.04 | |
108 | Лирика поэта. | 1 | 12.04 | |
109 | В.П.Астафьев. Жизнь и творческий путь писателя. | 1 | 13.04 | |
110 | Тематика и проблематика рассказа. | 1 | 17.04 | |
111 | Художественные образы героев | 1 | 18.04 | |
112 | Художественные образы героев | 1 | 19.04 | |
113 | Н.М.Рубцов. Жизнь и творческий путь поэта. | 1 | 20.04 | |
114 | Человек и природа в стихотворении Рубцова. | 1 | 24.04 | |
115 | Контрольная работа № 7 в форме теста | 1 | 25.04 | |
| Раздел 8. Из зарубежной литературы | | | |
116 | Сказка о Синдбаде- мореходе | 1 | 26.04 | |
117 | История создания сказки о Синдбаде- мореходе | 1 | 27.04 | |
118 | Тематика сказки о Синдбаде- мореходе | 1 | 3.05 | |
119 | Братья Гримм. Жизнь и творческий путь писателей. | 1 | 4.05 | |
120 | Тематика сказки «Снегурочка» | 1 | 8.05 | |
121 | Проблематика сказки «Снегурочка» | 1 | 10.05 | |
122 | О.Генри. Жизнь и творческий путь писателя. | 1 | 11.05 | |
123 | Дети и взрослые в рассказе «Вождь краснокожих» | 1 | 15.05 | |
124 | Художественный образ героев сказки. | 1 | 16.05 | |
125 | Тема бедности, любви и счастья. | 1 | 17.05 | |
126 | Д.Лондон. Жизнь и творческий путь писателя. | 1 | 18.05 | |
127 | Главная тема рассказа | 1 | 22.05 | |
128 | Сюжет и основные образы | 1 | 23.05 | |
129 | Жизнеутверждающий пафос рассказа | 1 | 24.05 | |
130 | Воспитательный смысл рассказа | 1 | 25.05 | |
131 | Контрольная работа № 8 в форме теста | 1 | 29.05 | |
132 | Итоговое повторение | 1 | 30.05 | |
133 | Итоговое повторение | 1 | 31.05 | |
График контрольных работ по литературе в 6 классе
учителя русского языка и литературы Мироненко Е.А.
№ п/п | Вид контроля | Дата |
1 | Стартовая контрольная работа № 1 | 8.09 |
2 | Контрольная работа № 2 в форме теста | 27.09 |
3 | Р.Р. Написание сочинения на тему: «Дубровский и Маша Троекурова». | 26.10 |
4 | Контрольная работа № 3 в форме теста | 14.11 |
5 | Р.Р. Написание сочинения на тему: «Образ Тараса и его сыновей». | 19.12 |
6 | Р.Р. Написание сочинения на тему: «Любимый герой». | 18.01 |
7 | Контрольная работа № 4 в форме теста | 6.02 |
8 | Контрольная работа № 5 в форме теста | 2.03 |
9 | Контрольная работа № 6 в форме теста | 22.03 |
10 | Контрольная работа № 7 в форме теста | 25.04 |
11 | Контрольная работа № 8 в форме теста | 29.05 |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ /Н.В.Торопцова/
Подпись
____ ________________ 2017 года
10