муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кичкинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО с МС школы приказ № ____
учителей протокол № 1 от 31.08.2017 г.
протокол № 1 от 30.08.2017 г. Директор школы
от 30.08.2017 г. Председатель МС
Руководитель МО ________ /Н.В.Торопцова/ _________ //Н.Г.Быченко/
_________/Е.А.Мироненко/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования (класс) основное общее, 9 класс Количество часов: 96
Учитель: Мироненко Елена Алексеевна
Программа разработана на основе
Программы для общеобразовательного учреждения, подготовленной М.М.Разумовской к учебнику М.М.Разумовской, П.А.Леканта «Русский язык 9 класс» Москва «Дрофа» 2007 г.
с. Кичкино
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе ФКГС 2004 г. основного общего образования, примерной образовательной программы основного общего образования от 08.04.2015г, «Русский язык» авт. – сост. М.М.Разумовская, П.А.Леканта 9 изд.- М.: Дрофа, 2007 г.»; основной образовательной программы основного (общего) образования МБОУ Кичкинской СОШ.
Рабочая программа опирается на УМК: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской "Русский язык" 9 класс, издательство "Дрофа", г. Москва, 2010.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Рабочая программа для 9 класса рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов.
Из компонента образовательного учреждения добавляется 1 час для изучения часов по «Русскому языку» для расширения и совершенствования знаний учащихся, нацеленных на углубленное изучение часов по развитию речи- всего 96 часов (4 дня приходятся на праздничные дни: 23,23 февраля- пятница, 9,9 марта-пятница).
Выполнение рабочей программы в полном объеме будет обеспечено за счёт тем итогового повторения 2 (по плану)- 3(фактически).
Контрольных работ- 2 часа, контрольных диктантов- 4 часа , Р.Р. 6 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета курса.
Целями изучения русского (родного)языка в основной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевуюситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностныи подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
В данной программе выделяются две части: I. «Система языка» и II. «Развитие связной речи», обеспечивающие формирование языковой и лингвистической — языковедческой (преимущественно в первой) — и коммуникативной (преимущественно во второй) компетенций. Культуроведческий аспект пронизывает всю работу по изучению языка и речи. Важнейшее значение в формировании культуроведческой компетенции имеет постоянное внимание к языку великой русской литературы.
Содержание учебного предмета.
Тема раздела. | Кол-во часов. | Содержание. |
Введение. | 1 | |
Раздел 1. Язык. Правописание. Культура речи. Повторение изученного в 5-8 классах. | 7 | Основные единицы языка и их особенности. Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания. |
Раздел 2. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. | 67 | Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения. Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). |
Раздел 3. Повторение изученного в 5-8 классах | 6 | Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания. |
Раздел 4. Углубление знаний о стилях и жанрах речи. | 14 | Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; |
Итоговое повторение | 1 | Повторение основных разделов курса русского языка в основной школе. Проверить подготовку учащихся по русскому языку за курс 5—9 классов. |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс.
№ п/п | Название раздела. Тема урока. | Колич-во часов | Дата |
План | Факт |
1 четверть- 26 часов |
1 | Введение. Русский язык-национальный язык русского народа. | 1 | 1.09 | |
| Раздел 1. Язык. Правописание. Культура речи. Повторение изученного в 5-8 классах. | | | |
2 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. | 1 | 1.09 | |
3 | Р.Р. Описание репродукции Нестерова | 1 | 4.09 | |
4 | Лексика. Морфемика. Словообразование. | 1 | 8.09 | |
5 | Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация | 1 | 8.09 | |
6 | Стартовая контрольная работа № 1 в форме теста | 1 | 11.09 | |
7 | Р.Р. Комплексный анализ текста | 1 | 15.09 | |
8 | Понятие сложного предложения | 1 | 15.09 | |
| Раздел 2. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. | | | |
9 | Р.Р. Связная речь. Заметка в стенгазету. | 1 | 18.09 | |
10 | Типы сложных предложений. | 1 | 22.09 | |
11 | Средства связи между частями сложного предложения | 1 | 22.09 | |
12 | Р.Р. Описание репродукции Фальконе | 1 | 25.09 | |
13 | Понятие сложносочиненного предложения. | 1 | 29.09 | |
14 | Виды сложносочиненных предложений. | 1 | 29.09 | |
15 | Р.Р. Составление рассказа по плану. | 1 | 2.10 | |
16 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. | 1 | 6.10 | |
17 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами. | 1 | 6.10 | |
18 | Р.Р. Комплексный анализ текста | 1 | 9.10 | |
19 | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. | 1 | 13.10 | |
20 | Р.Р. Комплексный анализ текста | 1 | 13.10 | |
21 | Контрольный диктант № 1 по теме: «Сложносочиненное предложение» | 1 | 16.10 | |
22 | Работа над ошибками | 1 | 20.10 | |
23 | Сложноподчиненное предложение с одной придаточной частью | 1 | 20.10 | |
24 | Р.Р. Связная речь. Краткий пересказ текста по плану. | 1 | 23.10 | |
25 | Понятие сложноподчиненного предложения. | 1 | 27.10 | |
26 | Понятие сложноподчиненного предложения. | 1 | 27.10 | |
| 2 четверть- 20 часов | | | |
27 | Р.Р. Связная речь. Заметка в стенгазету. | 1 | 10.11 | |
28 | Виды сложноподчиненного предложения | 1 | 10.11 | |
29 | Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным | 1 | 13.11 | |
30 | Р.Р. Описание репродукции Левитана | 1 | 17.11 | |
31 | Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным | 1 | 17.11 | |
32 | Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным | 1 | 20.11 | |
33 | Р.Р. Описание репродукции Непринцева | 1 | 24.11 | |
34 | Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным | 1 | 24.11 | |
35 | Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным | 1 | 27.11 | |
36 | Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным | 1 | 1.12 | |
37 | Р.Р. Подготовка к написанию сжатого изложения | 1 | 1.12 | |
38 | Р.Р. Написание сжатого изложения | 1 | 4.12 | |
39 | Сложноподчиненное предложение с придаточным места | 1 | 8.12 | |
40 | Сложноподчиненное предложение с придаточным времени | 1 | 8.12 | |
41 | Р.Р. Оформление деловых бумаг | 1 | 11.12 | |
42 | Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения | 1 | 15.12 | |
43 | Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени | 1 | 15.12 | |
44 | Контрольный диктант № 2 по теме : «Сложноподчиненное предложение» | 1 | 18.12 | |
45 | Работа над ошибками | 1 | 22.12 | |
46 | Сложноподчиненное предложение с придаточным цели | 1 | 22.12 | |
| 3 четверть- 28 часов | | | |
47 | Сложноподчиненное предложение с придаточным цели | 1 | 12.01 | |
48 | Р.Р. Составление плана. Сочинение по плану. | 1 | 12.01 | |
49 | Р.Р. Связная речь. Сочинение по плану | 1 | 15.01 | |
50 | Сложноподчиненное предложение с придаточным условия | 1 | 19.01 | |
51 | Сложноподчиненное предложение с придаточным причины и следствия | 1 | 19.01 | |
52 | Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным | 1 | 22.01 | |
53 | Р.Р. Связная речь. Изложение по коллективно составленному плану. | 1 | 26.01 | |
54 | Р.Р. Связная речь. Изложение по коллективно составленному плану. | | 1 | 26.01 | |
55 | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными | 1 | 29.01 | |
56 | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными | 1 | 2.02 | |
57 | Контрольный диктант № 3 по теме: «Сложноподчиненное предложение» | 1 | 2.02 | |
58 | Работа над ошибками | 1 | 5.02 | |
59 | Понятие бессоюзного сложного предложения. | | 9.02 | |
60 | Понятие бессоюзного сложного предложения. | 1 | 9.02 | |
61 | Р.Р. Роль указательных местоимений при сцепляющих словах | 1 | 12.02 | |
62 | Р.Р. Риторический вопрос. | 1 | 16.02 | |
63 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления | 1 | 16.02 | |
64 | Р.Р. Комплексный анализ текста | 1 | 19.02 | |
65 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения | 1 | 26.02 | |
66 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления | 1 | 2.03 | |
67 | Комплексный анализ текста | 1 | 2.03 | |
68 | Бессоюзные сложные предложения со значением времени или условия | | 5.03 | |
69 | Бессоюзные сложные предложения со значением следствия | 1 | 12.03 | |
70 | Р.Р. Сочинение-описание внешности знакомого | | 16.03 | |
71 | Контрольный диктант № 4 по теме: «Бессоюзное сложное предложение» | 1 | 16.03 | |
72 | Работа над ошибками | 1 | 19.03 | |
73 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. | 1 | 23.03 | |
74 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. | 1 | 23.03 | |
| 4 четверть- 22 часа | | | |
75 | Р.Р. Обращение как средство связи предложений в тексте. | 1 | 2.04 | |
76 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. | 1 | 6.04 | |
77 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. | 1 | 6.04 | |
| Раздел 3. Повторение изученного в 5-8 классах | | | |
78 | Р.Р. Различные типы и стили речи в одном высказывании | 1 | 9.04 | |
79 | Стили речи | 1 | 13.04 | |
80 | Типы речи | 1 | 13.04 | |
81 | Строение текста. Способы связи предложений в тексте | 1 | 16.04 | |
82 | Средства связи предложений в тексте | 1 | 20.04 | |
| Раздел 4. Углубление знаний о стилях и жанрах речи. | | | |
83 | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения публицистического характера | 1 | 20.04 | |
84 | Р.Р. Написание сочинения публицистического характера | 1 | 23.04 | |
85 | Использование различных стилей в художественном произведении | 1 | 27.04 | |
86 | Использование различных стилей в художественном произведении | 1 | 27.04 | |
87 | Р.Р. Сообщение на лингвистическую тему. | 1 | 28.04 | |
88 | Эссе. Путевые заметки | 1 | 4.05 | |
89 | Рецензия. Клише | 1 | 4.05 | |
90 | Р.Р. Тезисный план литературно-критической статьи. | 1 | 7.05 | |
91 | Деловая речь. Заявление. Доверенность. Расписка . | 1 | 11.05 | |
92 | Автобиография | 1 | 11.05 | |
93 | Р.Р. Комплексный анализ текста | 1 | 14.05 | |
94 | Итоговая контрольная работа № 2 в форме ОГЭ | 1 | 18.05 | |
95 | Работа над ошибками | 1 | 18.05 | |
96 | Итоговое повторение | 1 | 21.05 | |
График контрольных работ по русскому языку в 9 классе
учителя русского языка и литературы Мироненко Е.А.
№ п/п | Вид контроля | Дата |
1 | Стартовая контрольная работа № 1 в форме теста | 14.09 |
2 | Контрольный диктант № 1 по теме: «Сложносочиненное предложение» | 19.10 |
3 | Р.Р. Написание сжатого изложения | 6.12 |
4 | Контрольный диктант № 2 по теме : «Сложноподчиненное предложение» | 20.12 |
5 | Р.Р. Связная речь. Изложение по коллективно составленному плану. | 31.01 |
6 | Контрольный диктант № 3 по теме: «Сложноподчиненное предложение» | 7.02 |
7 | Контрольный диктант № 4 по теме: «Бессоюзное сложное предложение» | 15.03 |
8 | Р.Р. Написание сочинения публицистического характера | 25.04 |
9 | Итоговая контрольная работа № 2 в форме ОГЭ | 19.05 |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ /Н.В.Торопцова/
Подпись
____ ________________ 2017 года
10