СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует учебнику "Литература". 7 класс. Под ред. Г.С. Меркина. - М., 2013. - 432 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с. Бижбуляк

муниципального района Бижбулякский район

Республики Башкортостан




Рассмотрено

на заседании ШМО

«___»_08____2017г

Протокол №_1____


______/ Р.Р. Аюпова

Руководитель ШМО

Согласовано

Зам. директора по УР

_______/ А.А. Зарипова


«____»________2017 г


Утверждаю

Директор

МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк

___________/ О.В.Идрисова


Приказ №_____ «___»____2017 г.








Рабочая программа

по литературе

для 7в класса

на 2017 – 2018 учебный год

Уровень обучения - базовый





Составитель: учитель русского языка и литературы

Колпакова Марина Георгиевна

















Бижбуляк-2017

Рабочая программа учебного предмета «Литература» (далее Рабочая программа) составлена на основе следующих нормативных - правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577).

2. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".

3. Учебного плана МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк на 2017-2018 учебный год.

4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

5. Локальных актов МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.

6. Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.

7. Примерной и авторской программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 328 с.

Программа соответствует учебнику «Литература». 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013, - 432 с.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Личностные универсальные учебные действия

  • Ученик научится:

  • - Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

  • - Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

  • - Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

  • Ученик получит возможность научиться:

  • - Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Ученик научится:

  • - Планированию пути достижения цели.

  • - Установлению целевых приоритетов.

  • - Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • Ученик получит возможность научиться:

  • - Учитывать условия выполнения учебной задачи.

  • - Выделять альтернативные способы достижения цели.

  • - Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • - Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

  • - Аргументировать свою точку зрения.

  • - Задавать вопросы.

  • - Осуществлять контроль.

  • - Составлять план текста.

  • Ученик получит возможность научиться:

  • - Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  • - Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

  • - находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

  • - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

  • - осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • - проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

  • - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

  • Ученик получит возможность научиться:

  • - выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

  • - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

  • - проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

  • - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).





















Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.

Теория литературы: литературные роды, текстология.

Из устного народного творчества (2 часа)

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Связь с другими искусствами: лубок.

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.

Из древнерусской литературы (2 часа)

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.

Из русской литературы XVIII века (5 часов)

М.В. Ломоносов

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив.

Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

Г.Р. Державин

Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики; псалом; риторические фигуры.

Д.И. Фонвизин

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из русской литературы XIX века (28 часов)

А.С. Пушкин

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

Н.В. Ремизов.

«Очерки из жизни дикой Башкирии». Тема и анализ произведения.

Н.В. Гоголь

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

И.С. Тургенев

Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. Некрасов

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

М.Е. Салтыков-Щедрин

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов ХIХ века»:

Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя».

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.

Н.С. Лесков

Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

Ф.И. Тютчев

Философская лирика поэта-философа. «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Идея стихотворений. Русские писатели о Тютчеве.

А.А. Фет

Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…»,«Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Поэзия XIX века о России (1 час)

Н.М. Языков. «Песня».

И.С. Никитин. «Русь»;

А.Н. Майков. «Нива»;

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…»

А.П. Чехов

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция картины П. Федотова «Свежий кавалер».

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

Из литературы XX века (21 час)

И.А. Бунин

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

А.И. Куприн

Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

М. Горький

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)».

Л.Н. Толстой. Башкирия в жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Рассказы «Ильяс», «Много ли человеку надо».

А.С. Грин

Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести.

Теория литературы: развитие представлений о романтизме.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к повести; репродукция картины В.Фалилеева «Волна».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественный вечер, посвященный романтизму.

В.В. Маяковский

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.

Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского.

С.А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

И.С. Шмелев

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ.

М.М. Пришвин

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

К.Г. Паустовский

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).

Н.А. Заболоцкий

Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.

Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро».

А.Т. Твардовский

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:

Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны (1 час)

Н.П. Майоров. «Творчество»; Б.А. Богатков. «Повестка»; М. Джалиль. «Последняя песня»; В.Н. Лобода. «Начало».

Б.Л. Васильев

«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

В.М. Шукшин

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.

Русские поэты XX века о России (1 час)

Г. Тукай. «Родная деревня»; А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»; М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»; И. Северянин. «Запевка»; Н.М. Рубцов «В горнице»; Я.В. Смеляков. «История»; А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были»; А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»; К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»; Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан»; А.А. Вознесенский. «Муромский сруб»; А.Д. Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Из зарубежной литературы (8 часов)

У. Шекспир

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Мацуо Басё

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

Теория литературы: хокку (хайку).

Связь с другими искусствами: гравюры японских художников; японский пейзаж.

Р. Бёрнс

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я.Маршак — переводчик».

Р.Л. Стивенсон

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

А. де Сент-Экзюпери

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.

Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца».

Я. Купала

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. «Родина».

И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент).

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).

М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

У. Шекспир. Один сонет (по выбору).

М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).














































Содержание практической деятельности

(контрольно-измерительный материал).

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

  • подготовка рефератов, докладов;

  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.


























Учебно-тематический план по литературе

7в класс.


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контр. р.

Разв-е речи

РК

1.

Введение. Любите читать!

1




2.

Из устного народного творчества.

2




3.

Из древнерусской литературы.

2




4.

Из русской литературы XVIII века.

4


1


5.

Из литературы XIX века.

22

2

3

1

6

Поэзия XIX века.

1




7.

Из литературы XX века.

16

1

3

1

8

Лирика поэтов – у частников ВОВ.

1




9

Русские поэты XX века о России .

1




10.

Из зарубежной литературы.

7

1



Итого:


57

4

7

2

Итого: 70 ч.


Место предмета «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе – 70 часов, что соответствует учебному плану МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.

1 четверть – 17 часов;

2 четверть – 16 часов;

3 четверть – 20 часов;

4 четверть – 17 часов.

























Календарно-тематическое планирование.

7в класс.

Составитель: Колпакова М.Г., учитель русского языка и литературы

Из федерального компонента на учебный предмет «Литература» отведено 2 часа в неделю, за учебный год составляет 70 часов.

«Литература». 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013, - 432 с.




Тема урока

Кол-во часов

Дата

По плану

Факт

Введение (1 ч.)


1 четверть


1

Любите читать! Знакомство со структурой и содержанием учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма).

1

02.09


Из устного народного творчества (2ч.)


2

Былина «Святогор и Микула Селянинович».

1

07.09


3

Русские народные песни. Песни свадебные, лирические, лиро-эпические.

1

09.09


Из древнерусской литературы (2 ч.)


4

«…И вспомнил Олег коня своего…». Идея произведения.

1

14.09


5

Из «Повести временных лет»: «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

16.09


Из русской литературы XVIII века (5 часов)


6

Классицизм. Слово о М.В.Ломоносове. оды «На день восшествия на всероссийский престол….».

1

21.09


7

Р/р. Классицизм. Учение М.В.Ломоносова о «трёх штилях». Подготовка к домашнему сочинению на тему «Слава науке».

1

23.09


8

Классицизм. Слово о Г.Р.Державине. Стихотворение «Властителям и судиям».

1

28.09


9

Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения.

1

30.09


10

Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика.

1

05.10


Из русской литературы XIX века (28 часов)


11

А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…».

1

07.10


12

А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «Два чувства дивно близки нам…».

1

12.10


13

Контрольная работа №1 (тест).

1

14.10


14

Анализ контрольной работы №1 (тест)

1

19.10


15

А.С.Пушкин. Стихотворения «Туча», «Анчар». Основные темы и идеи.

1

21.10


16

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе А.С.Пушкина.

1

26.10


17

Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы.

1

28.10


2 четверть


18

Час эстетического воспитания. М.Ю.Лермонтов-художник. Стихотворения «Три пальмы», «Родина».

1

09.11


19

«Песня про… купца Калашникова». Характеристика И.Грозного. Художественное богатство «Песни…».

1

11.11


20

РК Н. В. Ремизов "Очерки из жизни дикой Башкирии". Тема и анализ произведения.

1

16.11


21

Заочная экскурсия «Петербург Н.В.Гоголя». Повесть «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича.

1

18.11


22

Р/р. Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Подготовка к написанию сочинения.

1

23.11


23

Написание сочинения по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

1

25.11


24

Заочная экскурсия по тургеневским местам. Характеристика книги «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

1

30.11


25

«Записки охотника». Тема искусства в рассказе «Певцы». Художественное богатство стихотворения в прозе «Нищий».

1

02.12


26

Краткие сведения о Н.А.Некрасове. «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда».

1

07.12


27

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины». Заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

1

09.12


28

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

1

14.12


29

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

1

16.12


30

Р/р. Подготовка к написанию домашнего сочинения-рассказа от лица очевидца обороны Севастополя.

1

21.12


31

Контрольная работа №2 (тест)

1

23.12


32

Анализ контрольной работы №2 (тест)

1

28.12


33

Краткие сведения о М.Е.Салтыкове-Щедрине. Своеобразие сюжета «Повести о том, как один мужик….».

1

30.12


3 четверть


34

Краткие сведения о Н.С.Лескове. «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра.

1

18.01


35

Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России.

1

20.01


36

А.П.Чехов в воспоминаниях современников. Рассказ «Хамелеон» А.П.Чехова.Сюжет, способы создания образов.

1

25.01


37

Слово о Ф.И. Тютчеве. Особенности стихотворений «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан».

1

27.01


38

Слово А.А.Фете. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Вечер». Основные идеи.

1

01.02


Поэзия XIX века о России


39

Час поэзии. Произведения русских поэтов XIX века о России.

1

03.02


Из литературы XX века (22 часа)


40

Краткие сведения об И.А.Бунине. «Догорал апрельский светлый вечер…». «Кукушка». Основные проблемы рассказа.

1

08.02


41

Краткие сведения об А.И.Куприне. Основная сюжетная линия и подтекст рассказа «Чудесный доктор». Особенности рассказа «Allez!»

1

10.02


42

Слово о М.Горьком. «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни».

1

15.02


43

РК Башкирия в жизни и творчестве Л.Н. Толстого

Рассказы «Ильяс», «Много ли человеку земли надо».

1

17.02


44

РР Подготовка к сочинению по повести «Детство».

1

22.02


45

Написание сочинения по повести «Детство».

1

24.02


46

Народная Россия в изображении М.Горького. М.Горький. «Легенда о Данко».

1

01.03


47

Слово об А.С.Грине. «Алые паруса». Творческая история произведения.

1

03.03


48

С.А.Есенин. Художественные средства стихотворений «Я покинул родимый дом…», «Гой ты Русь, моя родная…».

1

08.03


49

Человек и природа, родина в стихотворениях С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…», «Спит ковыль…», «Каждый труд…».

1

10.03


50

В.В.Маяковский. Основная идея стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским…».

1

15.03


51

Контрольная работа №3 (тест).

1

17.03


52

Анализ контрольной работы №3 (тест).

1

22.03


53

Краткие сведения об И.С.Шмелёве. Рассказ «Русская песня». Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»).

1

24.03


4 четверть


54

Слово о М.М.Пришвине. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река».

1

05.04


55

Краткие сведения о К.Г.Паустовском. Главы из повести «Мещёрская сторона».

1

07.04


56

Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…». Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека.

1

12.04


57

Р/р. Подготовка к написанию домашнего сочинения-эссе «Труд души».

1

14.04


58

В.М.Шукшин. «Слово о малой родине». Рассказ «Чудик». Основные идеи произведений.

1

19.04


59

Краткие сведения об А.Т.Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…».

1

21.04


60

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Анализ глав «Переправа», «Два солдата».

1

26.04


ЛИРИКА ПОЭТОВ – УЧАСТНИКОВ ВОВ


61

Час поэзии. Лирика поэтов-участников ВОВ. Б.Л.Васильев. «Летят мои кони». Рассказ «Экспонат №…».

1

28.04


РУССКИЕ ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОССИИ


62

Тема родины, природы, России в стихотворениях русских поэтов XX века.

1

03.05


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


63

Краткие сведения об Уильяме Шекспире. Темы и мотивы шекспировских сонетов.

1

05.05


64

Краткие сведения о Мацуо Басё. Хокку (хайку).

1

10.05


65

Краткие сведения о Р.Бёрнсе. Основные мотивы стихотворений «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно».

1

12.05


66

Краткие сведения о Р. Стивенсоне. «Остров сокровищ». Приёмы создания образов.

1

17.05


67

Краткие сведения об Антуане де Сент-Экзюпери. «Планета людей».

1

19.05


68

Итоговая контрольная работа №4 (тест).

1

24.05


69

Анализ итоговой контрольной №4 работы.

1

26.05


70

Слово о Янке Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идёт?». Рекомендации для летнего чтения.

1

31.05


Учебно-методическое обеспечение

предмета «Литература» в 7 классе

Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:

Для учащихся

1.  «Литература». 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013, - 432 с.

2.  Контрольно-измерительные материалы. Лите­ратура: 7 класс / Сост. Е. Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011.

3.  Тимофеев Л. И., Тураев СВ. Краткий словарь ли­тературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.

4. Соловьева Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» 9авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2012. – 112 с.

5. Литература в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Составитель Гусева О.Н. СПб, ООО «Виктория плюс» - 2016. – 176 с.

Для учителя

1.   «Литература». 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013, - 432 с.

2. Аникина СМ., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2011.

3. Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсаль­ные поурочные разработки по литературе: 7 класс. М.: ВАКО, 2010.

4. Кочергина Д.В. Литература. 7 класс. – Саратов: Лицей, 2016. – 80 с.

5. Литература в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Составитель Гусева О.Н. СПб, ООО «Виктория плюс» - 2016. – 176 с.

Таблицы

Теория литературы

  1. Роды литературы

  2. Художественные системы в литературе

  3. Классицизм. Сентиментализм

  4. Романтизм. Модернизм

  5. Реализм как литературное направление

  6. Темы и мотивы в литературе

  7. Жанры лирики

  8. Жанры лирики

  9. Рифма

  10. Принципы ритмической организации стихотворений

  11. Строфа

  12. Виды строф в лирике

  13. Виды строф в лирике

  14. Твёрдые стихотворные рифмы

  15. стихосложение

  16. Лирический герой

  17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  18. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы.

Электронные пособия

  1. Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.

  2. Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)

  3. Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)

  4. Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)

  5. Русская литература от Нестора до Маяковского.

  6. Русская поэзия XVII-XX веков.

  7. Хрестоматия по русской литературе.

  8. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.

  9. Мудрые мысли и изречения. Том 3.

  10. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.

  11. А.Грин “Алые паруса”.

  12. А.С.Пушкин. Стихи и сказки.

  13. Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты

  14. А.П.Чехов. Рассказы.

  15. Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты

Интернет ресурсы:

Художественная литература:

1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.

Материально-техническое оснащение

1. Презентации по всему курсу литературы.

2. Таблицы по литературе.

3. Электронный учебник для 7 класса.

4. Электронное поурочное планирование.

5. Карточки для индивидуальной работы.

6. Дидактический  раздаточный материал.

7. Портреты писателей.

9. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).

10. Компьютер.

11. Проектор.


12.Экран.



0