Пояснительная записка.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Бгажноковой И.М., Москва, ВЛАДОС, 2012 г., учебника 5 класса О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» для специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIIIвида. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
Рабочая программа по природоведению в 5 классе предусматривает изучение конкретных явлений в окружающей природе, устанавливаются простейшие связи между обитателями природы (растения — животные, растения — человек, животные — человек). Знакомство с основными правилами по охране и поведению в природе. Изучение основных правил по ведению здорового образа жизни.
Цель: обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в природе.
Задачи:
1.Формирование элементарных представлений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
2.Развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
3.Воспитание понимания бережного отношения к природе, эстетического восприятия и любви к природе, умения беречь и охранять природу.
Содержание и основные разделы программы по биологии в 5 классе.
Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:
Введение-1ч
Вселенная-4 ч
Наш дом-Земля-13
Растительный мир Земли-12
Животный мир Земли-12
Человек-9
Есть на Земле страна-Россия-14
Базисный учебный план по программе составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Формы организации учебного процесса:
урок, видео-урок, видео-лекция
практикум, лабораторная работа
фронтальная или индивидуальная работа
коллективная, парная, групповая работа
экскурсия в парк, не пришкольный участок
изучение растений в классе, работа с гербариями
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ИКТ.
Обучающиеся должны уметь:
называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
выполнять рекомендуемые практические работы;
соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Обучающиеся должны знать:
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Литература:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
Природоведение 5 класс-68 часов
По программе И. М. Бгажноковой. Автор учебника М. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1 | Введение. | 1 | | |
| Вселенная. | 4 | | |
2 | Солнечная система. Солнце. | 1 | | |
3 | Небесные тела: планеты, звёзды. Практич. раб. Зарисовка звёздного неба. | 1 | | |
4 | Исследование космоса. Спутники, космические корабли. Первый полёт в космос. Практич. работа. Зарисовка формы Земли и Луны. | 1 | | |
5 | Практич. работа. Зарисовка космического корабля, искусственного спутника. | 1 | | |
| Наш дом – Земля. | 13 | | |
6 | Планета Земля. Оболочка Земли. Форма Земли. | 1 | | |
7 | Воздух. Состав воздуха. | 1 | | |
8 | Значение воздуха для жизни на Земле. Охрана воздуха. | 1 | | |
9 | Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. Практич. работа. Зарисовка форм поверхности Земли. | 1 | | |
10 | Поверхность суши. Горы. Практич. работа. Зарисовка схемы гор. Изготовление из пластилина форм поверхности Земли. | 1 | | |
11 | Почва. Охрана почв. Свойства почвы. Опыт. | 1 | | |
12 | Экскурсия к почвенному разрезу. | 1 | | |
13 | Полезные ископаемые. Твёрдые, жидкие, газообразные. | 1 | | |
14 | Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф. Практич. раб. Составление таблицы «Полезные ископаемые». | 1 | | |
15 | Вода. Свойства воды. Опыт. Состояние воды. | 1 | | |
16. | Вода в природе. Воды суши. Ручьи, реки. Практич. раб. Изготовление плаката «Охрана воды». | 1 | | |
17. | Воды суши: озёра, болота, пруды. Сезонные изменения. Практич. раб. Заполнение схемы «Воды суши». | 1 | | |
18 | Моря и океаны. Изготовление и охрана воды. Практич. раб. Нахождение на карте морей и океанов. | 1 | | |
| Растительный мир Земли. | 12 | | |
19 | Разнообразие растительного мира. | 1 | | |
20 | Среда обитания растений. | 1 | | |
21 | Части растения. Практич. раб. Зарисовка органов растения. | 1 | | |
22 | Деревья, кустарники, травы. Практич. раб. Зарисовка деревьев, кустарников, трав. | 1 | | |
23 | Лиственные деревья. Экскурсия в парк. | 1 | | |
24 | Хвойные деревья. Практич. раб. Зарисовка деревьев. | 1 | | |
25 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | | |
26 | Травы. Практич. раб. Использования гербария. | 1 | | |
27 | Декоративные растения. Практич. раб. Составление буклетов из сухоцветов. | 1 | | |
28 | Лекарственные растения. Практич. раб. Сбор лекарственных растений (весной). | 1 | | |
29 | Комнатные растения. Практич. раб. Уход за комнатными растениями. | 1 | | |
30 | Охрана растений. Практич. раб. Сезонные наблюдения за растениями. | 1 | | |
| Животный мир Земли. | 12 | | |
31 | Разнообразие животного мира. Практич. раб. Зарисовка животных. | 1 | | |
32 | Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов. | 1 | | |
33 | Понятие «животные»: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Практич. раб. Упражнения в классификации животных. | 1 | | |
34 | Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Охрана. | 1 | | |
35 | Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение, охрана. | 1 | | |
36 | Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.Значение. Охрана. Практич. раб. Изготовление кормушек. | 1 | | |
37 | Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Охрана. | 1 | | |
38 | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Практич. раб. Наблюдение за домашними животными. | 1 | | |
39 | Животные живого уголка. | 1 | | |
40 41 | Собаки. Кошки. Правила ухода и содержания. Практич. раб. Составление рассказов о своих домашних животных. | 2 | | |
42 | Охрана животных. Заповедники и заказники. Практич. раб. Сезонные наблюдения за животными. | 1 | | |
| Человек. | 9 | | |
43 | Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Практич. раб. Составление схемы частей тела. | 1 | | |
44 | Как работает наш организм. Взаимодействие органов. | 1 | | |
45 | Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры). Практич. раб. Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка). | 1 | | |
46 | Осанка (гимнастика, костно-мышечная система). | 1 | | |
47 | Гигиена органов чувств. Охрана здоровья. Профилактика нарушений слуха. | 1 | | |
48-49 | Здоровое (рациональное) питание. Правила питания. Меню на день. | 2 | | |
50 | Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. | 1 | | |
51 | Оказание скорой медицинской помощи. Профилактика простудных заболеваний. Экскурсия в медицинский кабинет. | 1 | | |
| Есть на Земле страна Россия. | 17 | | |
52 | Россия – родина моя. Место России на земном шаре. Практич. раб. Нахождение России на политической карте. | 1 | | |
53 54 | Население России. Городское и сельское население. Народы России. Практич. раб. Подбор иллюстраций о населении России. | 1 1 | | |
55 | Столица Москва. Практич. раб. Зарисовка государственного флага. | 1 | | |
56 | Санкт-Петербург. Практич. раб. Подбор иллюстраций «Города». | 1 | | |
57 | Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород. Волгоград. Казань. | 1 | | |
58 | Города России. Новосибирск. Владивосток. | 1 | | |
59 60 | Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. | 2 | | |
61 62 | Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края. | 1 1 | | |
63 | Животный мир на территории нашей страны. | 1 | | |
64 | Заповедники. Заказники. Охрана природы. Практич. раб. Изготовление альбома. | 1 | | |
65 | Города: Смоленск, Духовщина. | 1 | | |
66 | Экскурсия по городу Духовщина. Знакомство с достопримечательностями. | 1 | | |
67 | Повторение темы: « Наш дом-Земля» | 1 | | |
68 | Повторение темы: «Растительный мир Земли» | 1 | | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса биологии для 6класса (далее рабочая программа) составлена на основе примерной программы специальной (коррекционной) школы VIII видя под редакцией доктора пед. наук В.В.Воронковой, Москва, “Владос”, 2010 г., выбранной с учётом особенностей учащихся (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью).
Учебника:“Биология. Неживая природа” (для специальных коррекционных школ VIII вида), 6класс, Москва, “Просвещение”, автор: Клепинина З.А., 2011 г.Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями и реализует требования I варианта Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно –следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.
Цель обучения: Формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы.
Задачи:
сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
формирование представлений учащихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
демонстрация тесной взаимосвязи между элементами живой и неживой природы;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы.
Содержание и основные разделы программы по биологии в 6 классе
В 6 классе изучается раздел «Неживая природа». По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений о неживой природе:
Природа-4ч
Вода-9 ч
Воздух-15 ч
Полезные ископаемые-20 ч
Почва- 20 ч
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю (34 учебных недели).
Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю в специально оборудованном кабинете естествознания, практические работы - на учебно-опытном участке, экскурсии проводятся в природных местах.
Формы организации учебного процесса:
урок
практикум, лабораторная работа
фронтальная или индивидуальная работа
коллективная, парная, групповая работа
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ИКТ, технологии
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов;
- характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
Учащиеся должны уметь:
- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Литература:
1.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
2. Клепинина З.А., “Биология. Неживая природа” (для специальных коррекционных школ VIII вида), 6класс, Москва, Просвещение, : 2011 г.
6 класс-68 часов.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
| Природа. | 4 | | |
1 | Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. | 1 | | |
2 | Твёрдые тела, жидкости и газы. Переход из одного состояния в другое. | 1 | | |
3 | Планета Земля. Форма и величина Земли. | 1 | | |
4 | Смена дня и ночи. Смена времён года. | 1 | | |
| Вода. | 9 | | |
5 | Вода в природе. | 1 | | |
6 | Вода – жидкость. Дем. опыта. Определение текучести воды. | 1 | | |
7 | Изменение воды при нагревании и охлаждении. Дем. опыта Нагревание и охлаждение воды. | 1 | | |
8 | Вода – растворитель некоторых твёрдых веществ. Дем. опыта. Растворение соли и сахара. | 1 | | |
9 | Растворимые и нерастворимые в воде вещества. | 1 | | |
10 | Прозрачная и мутная вода. Очистка воды. Дем. опыта. Очистка воды. | 1 | | |
11 | Водные растворы и их использование. Дем. опыта. Выпаривание соли. | 1 | | |
12 | Питьевая вода. Учёт и использование свойств воды. | 1 | | |
13 | Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 1 | | |
| Воздух. | 15 | | |
14 | Воздух вокруг нас. Дем. опыта. Обнаружение воздуха в пористых телах. | 1 | | |
15 | Воздух занимает место. Дем. опыта. Объём воздуха в ёмкости. | 1 | | |
16 | Воздух сжимаем и упруг. Дем. опыта. Обнаружение упругости воздуха. | 1 | | |
17 | Воздух плохо проводит тепло. Дем. опыта. Воздух плохой проводник тепла. | 1 | | |
18 | Тёплый воздух легче холодного. Движение воздуха. Дем. опыта Наблюдение за отклонениями пламени свечи. | 1 | | |
19 | Расширение и сжатие воздуха. Дем. опыта. | 1 | | |
20 | Кислород. Свойства кислорода. | 1 | | |
21 | Значение и применение кислорода. | 1 | | |
22 | Углекислый газ. Его свойства. | 1 | | |
23 | Применение углекислого газа. | 1 | | |
24 | Состав воздуха. Примеси в воздухе. | 1 | | |
25 | Значение воздуха. | 1 | | |
26 | Чистый и загрязнённый воздух. | 1 | | |
27 | Охрана воздуха. | 1 | | |
28 | Урок повторения. | 1 | | |
| Полезные ископаемые. | 20 | | |
29 | Общая характеристика полезных ископаемых. | 1 | | |
30 | Гранит. | 1 | | |
31 | Известняки. | 1 | | |
32 | Песок и глина. | 1 | | |
33 | Горючие полезные ископаемые. Наблюдение за сгоранием торфа. | 1 | | |
34 | Торф. | 1 | | |
35 | Каменный уголь. | 1 | | |
36 | Нефть. | 1 | | |
37 | Природный газ. | 1 | | |
| Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений. | 2 | | |
38 | Калийная соль. Дем. опыта. Определение растворимости. | 1 | | |
39 | Фосфориты. | 1 | | |
| Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. | 3 | | |
40 | Железные руды. | 1 | | |
41 | Медные и алюминиевые руды. | 1 | | |
42 | Что мы узнали о полезных ископаемых. | 1 | | |
| Металлы. | 5 | | |
43 | Чёрные металлы. Чугун. | 1 | | |
44 | Сталь. | 1 | | |
45 | Цветные металлы. Алюминий. | 1 | | |
46 | Медь. Олово. | 1 | | |
47 | Практич. раб. Распознавание чёрных и цветных металлов. | 1 | | |
48 | Экскурсия в краеведческий музей.Т.Б. | 1 | | |
| Почва. | 20 | | |
49 | Что такое почва. Дем. опыта. | 1 | | |
50 | Состав почвы. | 1 | | |
51 | Перегной – органическая часть почвы. | 1 | | |
52 53 | Песок и глина в почве. Деем опыта. Обнаружение песка и глины в почве. | 1 1 | | |
54 55 | Минеральные соли в почве. Дем. опыта. Выпаривание минеральных веществ. | 1 1 | | |
56 57 | Различие почв по составу. Дем. опыта. Способность почвы впитывать и пропускать воду. | 1 1 | | |
58 | Пр. раб. Различие песчаных и глинистых почв. | 1 | | |
59 | Испарение воды из почвы. | 1 | | |
60 61 | Пр. раб. Обработка почвы на клумбе.Т.Б. Пр. раб. Обработка почвы на клумбе.Т.Б. | 1 1 | | |
62 | Значение почвы в народном хозяйстве. | 1 | | |
63 | Охрана почв. | 1 | | |
64 | Экскурсия для выполнения почвенного разреза. | 1 | | |
65 | Повторение по теме «Вода». | 1 | | |
66 | Повторение по теме «Воздух». | 1 | | |
67 | Повторение по теме «Полезные ископаемые». | 1 | | |
68 | Повторение по теме «Почва» | 1 | | |
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса (далее рабочая программа) составлена на основе примерной программы специальной (коррекционной) школы VIII видя под редакцией доктора пед. наук В.В.Воронковой, Москва, “Владос”, 2010 г., выбранной с учётом особенностей учащихся (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью),учебника – “Биология. Растения. Грибы. Бактерии” (для специальных коррекционных школ VIII вида), 7 класс, Москва, “Просвещение”, автор: Клепинина З.А., 2011 г.
Цель обучения: Формирование представлений учащихся о предметах и явлениях живой природы.
Задачи :1. Сообщение учащимся знаний об основных компонентах живой природы – растениях, их элементарном биологическом строении, систематике, значении в природе и жизни человека.
2. Формирование правильного понимания природных процессов внутри живых организмов.
3. Проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе.
4. Первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними.
5. Привитие навыков любви к Родине, трудолюбию, гражданских и патриотических чувств.
Содержание и основные разделы программы по биологии в 7 классе
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов, бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых полевых, овощных, плодовых и ягодных , а также декоративных культур. Предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью известных однодольных и двудольных растений, кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
Введение-1
Общее знакомство с цветковыми растениями-22
Многообразие растительного мира-10
Однодольные растения-8
Двудольные растения-17
Практические работы.экскурсии-10
Базисный учебный план по программе составляет 2 часа в неделю, 68 ч. в год.
Формы организации учебного процесса:
урок, видео-урок, видео-лекция ;практикум, лабораторная работа;
фронтальная или индивидуальная работа; коллективная, парная, групповая работа;
экскурсия в парк, на пришкольный участок;изучение растений в классе, работа с гербариями.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ИКТ, технологии.
Учащиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных растений, особенно местных (в Смоленской области);
разницу ядовитых и съедобных грибов;
Учащиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхи, папоротниковые, голосеменные);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, сложноцветных, линейных);
различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные растения по строению корней плодов и семян;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду, дома, в классе);
различать грибы и растения между собой.
Литература
1.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
2. З.А. Клепинина. “Биология. Растения. Бактерии. Грибы.” 7класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 издание. Москва “Просвещение” 2012.
7класс-68 часов
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1 | Введение. Многообразие растений и их охрана. Экскурсия в лес для ознакомления с грибами и растения осенью. | 1 | | |
| Общее знакомство с цветковыми растениями. Цветок | 22 6 | | |
2 | Лаб. работа. Органы цветкового растения. | 1 | | |
3 | Лаб. работа Строение цветка. | 1 | | |
4 | Виды соцветий. | 1 | | |
5 | Опыление цветков. | 1 | | |
6 | Образование плодов и семян. | 1 | | |
7 | Экскурсия в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян. | 1 | | |
| Семя растения. | 4 | | |
8 | Лаб. работа. Строение семени фасоли. | 1 | | |
9 | Лаб. работа. Строение зерновки пшеницы. | 1 | | |
10 | Практич. работа. Определение всхожести семян. | 1 | | |
11 | Правила заделки семян в почву. Дем. опыта. Условия, необходимые для прорастания семян. | 1 | | |
| Корень. | 2 | | |
12 | Образование корней и их виды. | 1 | | |
13 | Корневые системы. Видоизменение и значение корней. | 1 | | |
| Лист. | 5 | | |
14 | Внешнее строение листа. Листья простые и сложные. Жилкование и листорасположение. | 1 | | |
15 | Образование питательных веществ на свету. Дем. опыта. Образование крахмала в листьях на свету. | 1 | | |
16 | Испарение воды листьями. Дем. опыта. | 1 | | |
17 | Дыхание растений. Дем. опыта. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа. | 1 | | |
18 | Обмен веществ. Листопад и его значение. | 1 | | |
| Стебель. | 5 | | |
19 | Строение и значение стебля в жизни растений. Дем. опыта. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. | 1 | | |
20 | Разнообразие стеблей. | 1 | | |
21 | Растение – целостный организм. | 1 | | |
22 | Устройство микроскопа | 1 | | |
23 | Урок – повторение. | 1 | | |
| Многообразие растительного мира. | 10 | | |
24 | Бактерии. | 1 | | |
25 | Грибы. Строение шляпочного гриба. | 1 | | |
26 | Грибы съедобные и ядовитые. | 1 | | |
27 | Мхи. | 1 | | |
28 | Папоротники. | 1 | | |
29 | Голосеменные. Сосна и ель – хвойные растения. Отличие от лиственных. | 1 | | |
30 | Использование древесины хвойных и лиственных пород. | 1 | | |
31 | Хвойные, смешанные и лиственные леса. | 1 | | |
32 | Значение лесов и их охрана. | 1 | | |
33 | Цветковые растения. Деление цветковых растений на классы: однодольные и двудольные. Характерные признаки классов. | 1 | | |
| Однодольные растения. | 8 | | |
| Злаки. | 5 | | |
34 | Пшеница и рожь. | 1 | | |
35 | Ячмень и овёс. | 1 | | |
36 | Кукуруза. | 1 | | |
37 | Общие признаки злаковых. | 1 | | |
38 | Использование злаков в народном хозяйстве. | 1 | | |
| Лилейные. | 3 | | |
39 | Лаб. раб. Строение луковицы. Лук. | 1 | | |
40 | Чеснок. | 1 | | |
41 | Ландыш, лилия, тюльпан, хлорофитум. Признаки лилейных. | 1 | | |
| Двудольные растения. Паслёновые. | 17 3 | | |
42 | Лаб. раб. Строение клубня картофеля. | 1 | | |
43 | Томаты. | 1 | | |
44 | Петунья, дикий паслён, душистый табак. | 1 | | |
| Бобовые. | 2 | | |
45 | Горох, бобы, фасоль. | 1 | | |
46 | Клевер, люпин – кормовые травы. | 1 | | |
| Сложноцветные. | 4 | | |
47 | Подсолнечник. | 1 | | |
48 | Ноготки, бархатцы. | 1 | | |
49 | Маргаритки, георгины. | 1 | | |
50 | Общие признаки сложноцветных. | 1 | | |
| Розоцветные. | 8 | | |
51 | Яблоня. | 1 | | |
52 | Груша. | 1 | | |
53 | Вишня. | 1 | | |
54 | Малина. | 1 | | |
55 | Земляника садовая. | 1 | | |
56 | Шиповник. | 1 | | |
57 | Персик. Абрикос. | 1 | | |
58 | Биологические особенности растений сада. | 1 | | |
| Практические работы и экскурсии | 10 | | |
59 | Экскурсия в лесопарк. Для ознакомления с особенностями растений весной. | 1 | | |
60 | Экскурсия. Весенние работы в саду. | 1 | | |
61 62 | Практич. раб. Пересадка и перевалка комнатных растений.Т.Б. | 1 1 | | |
63 64 | Практич. раб. Пересадка и перевалка комнатных растений.Т.Б. | 1 1 | | |
65 66 | Практич. раб. «Обработка почв на клумбе»Т.Б. | 1 1 | | |
67 | Повторение по теме: «Многообразие растительного мира» | 1 | | |
68 | Итоговый урок | 1 | | |