Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Новодраченинская сош»
_________ М.В. Кулдыркаева _________ Т.В. Какурина
«___»___________ 20___ г. Приказ №______ от «___»_______ 20___ г.
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
по общеобразовательной программе
среднего (полного) общего образования
для учащихся 10 класса
на 2015-2016 учебный год
срок реализации 1 год
Рабочая программа составлена
на основе примерной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы
(авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов,
С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)
Составил:
преподаватель-организатор ОБЖ
Осташов Дмитрий Николаевич
с. Новодраченино
2015 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)
Предлагаемая примерная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в средней школе в течение 34 часов учебного времени, но т.к. календарный учебный график 35 недель, 1 час добавлен на изучение раздела «Основы военной службы».
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
– воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
– развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
– освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
– формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Структурно программа состоит из 3 разделов:
I раздел «Безопасность и защита человека в среде обитания». Раздел состоит из 3 тем, раскрывающих организацию и содержание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации, по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
II раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и формирования здорового образа жизни, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5 – 9 классах. Раздел состоит из 2 обобщающих тем.
III раздел «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать/понимать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность личности; основы репродуктивного здоровья и влияние на него различных факторов;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан РФ;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, а также альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые на военной службе к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи Гражданской обороны РФ.
Уметь:
применять основные способы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
практически использовать необходимые навыки в области гражданской обороны;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
при оказании первой медицинской помощи;
для развития у себя духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
при обращении в случае необходимости в службы экстренной помощи.
Общая характеристика учебного процесса
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
Урок, сочетающий опрос с объяснением;
Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом
творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
Лекция с элементами беседы;
Обучение с применением опорных схем;
Применение на уроках ИКТ.
Учебно-методический комплект
Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010;
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: учебник для общеобразов. учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2009;
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Метод. пособие. /В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2001;
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001;
Основы безопасности жизнедеятельности: Дидактические материалы. 10-11 классы. / В.Н. Латчук, В.Р. Лукьянов, С.К. Миронов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001;
Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 10 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2010.
Тематическое планирование
№№ разделов и тем | Название разделов и тем | Количество часов |
Раздел | Тема |
1 | 2 | 3 | 4 |
I | Безопасность и защита человека в среде обитания | 24 | |
1 | Правила безопасного поведения в социальной среде | | 8 |
2 | Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | | 6 |
3 | Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения | | 10 |
II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 3 | |
1 | Основы медицинских знаний | | 2 |
2 | Основы здорового образа жизни | | 1 |
III | Основы военной службы | 43 | |
1 | Основы обороны государства | | 8 |
2 | Основы подготовки к военной службе (учебные сборы) | | 35 |
| Итого | 70 | |
Поурочное планирование
№№ урока | Название разделов и тем | Количество часов |
Раздел | Тема |
1 | 2 | 3 | 4 |
Безопасность и защита человека в среде обитания | 24 | |
Правила безопасного поведения в социальной среде | 8 | |
1 | Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие | | 1 |
2-3 | Автономное существование человека в условиях природной среды | | 2 |
4-5 | Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера | | 2 |
6 | Понятие о преступлении. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних | | 1 |
7 | Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств | | 1 |
8 | Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм | | 1 |
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | 6 | |
9 | Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера | | 1 |
10 | Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера | | 1 |
11 | Правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера. Ядерное оружие и его боевые свойства | | 1 |
12 | Химическое оружие | | 1 |
13 | Бактериологическое (биологическое) оружие | | 1 |
14 | Современные обычные средства поражения | | 1 |
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения | 10 | |
15-16 | Законодательные и нормативные правовые акты РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства | | 2 |
17 | Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения в военное время | | 1 |
18 | Силы и средства ГО. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении | | 1 |
19 | Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | | 1 |
20 | Оповещение и информирование населения об опасностях | | 1 |
21 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций | | 1 |
22 | Средства индивидуальной защиты населения | | 1 |
23 | Медицинские средства защиты | | 1 |
24 | Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций | | 1 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 3 | |
Основы медицинских знаний | 2 | |
25 | Инфекционные заболевания: их классификация и внешние признаки, пути передачи. Иммунитет | | 1 |
26 | Наиболее распространенные инфекционные заболевания и их профилактика | | 1 |
Основы здорового образа жизни | 1 | |
27 | Значение двигательной активности для здоровья человека | | 1 |
Основы военной службы | 8 | |
Основы обороны государства | 8 | |
28 | Законодательство РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан | | 1 |
29 | История создания ВС РФ. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации | | 1 |
30 | Функции и основные задачи современных ВС. Реформа ВС | | 1 |
31 | Другие войска, их состав и предназначение | | 1 |
32 | Государственная и военная символика России | | 1 |
33 | Ордена и медали – почётные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги | | 1 |
34 | Дни воинской славы России. Формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях | | 1 |
35 | Традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | | 1 |
Основы подготовки к военной службе (учебные сборы) | 35 | |
Используемая литература
Армия государства Российского и защита Отечества / под общ. ред. В.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2003.
Байер к., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М.: Мир, 1997.
Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов / А.А. Волокитин, Н.Н. Грачев, В.А. Жильцов и др. – М.: Дрофа, 2004.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / под общ. ред. М.И. Фалеева. – Калуга: Облиздат, 2001.
Зеккарди Д. Энциклопедия экстренной медицинской помощи. – М.: Крон-Пресс, 1998.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
Латчук В.Н., Миронов С.К. Терроризм и безопасность человека: учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - №47.
Организация и ведение гражданской обороны и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / под общ. ред. Г.Н. Кириллова. – М.: Институт безопасности и риска, 2002.
Репин Ю. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004.
Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека: учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. – М.: Книжный дом «АНС», 1999.
Чрезвычайные ситуации: энциклопедия школьника / под общ. ред. С.К. Шойгу. – М.: ООО ПКФ «Монтажспецстрой», 2004.
Энциклопедия туриста. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
7