Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации», Типовой программой основного начального общего (среднего, полного) образования, Уставом образовательного учреждения, на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России с изменениями от 30.08.2010 № 889, в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373 с изменениями от 26.11.2010г. №1241, 22.09.2011г. №2357, 18.12.2012г. №1060, 11.02.2013г., 29.12.2014г. №1043.
Реализация ФГОС второго поколения, выполнение требований ФГОС НОО призваны обеспечить возможность достижения образовательных результатов.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения русскому языку во 2 классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по русскому языку рассчитана на 136 часов ( 4 часа в неделю) согласно Базисному учебному плану общеобразовательного учреждения. Каждый раздел темы имеет свою комплексно-дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ. Особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни общества, в становлении и развитии личности ребенка. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как литературное чтение, окружающий мир, история. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения русскому языку.
Особенности программного материала
Программа построена на основе УМК « Школа России» , авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.. В её основу положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего обучения.
Цель данного УМК- организовать обучение так, чтобы дидактические цели обучения русскому языку отвечали развитию мыслительных и творческих способностей школьника. Для реализации задач, стоящих в ходе изучения предмета, содержание курса выстроено в такой последовательности, когда ученикам необходимо добывать знания для решения возникающих перед ними проблем.
Обучение русскому языку в начальной школе является первым этапом лингвистического образования учащихся, специфика которого заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, и прежде всего с литературным чтением.
Выделение и осознание общего (позиционного) принципа письма даёт широкие возможности для формирования основ учебной деятельности, т.е. для реализации деятельностного подхода. Отличительной особенностью УМК является то, что теория языка соединена в нем с речевой практикой: знания о языке помогают формировать речевые умения, сознательно использовать средства языка в собственной речи, овладевать его нормами.
Базой данного курса является учебник «Русский язык», авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г, который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. Навигационная система учебника, включающая работу в паре, в группе, задание на смекалку, на нахождение ошибок в тексте, работу со словарем, направлена на реализацию ФГОС НОО.
В результате изучения материалов Государственного образовательного стандарта и данного УМК мы пришли к выводу, что объем и качественное представление материала не входит и противоречие с типовой государственной программой и способствует реализации ФГОС второго поколения.
Включение национально-регионального компоненте в содержание обучения русскому языку.
Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов:
- бурятского фольклора;
- художественных текстов писателей Бурятии;
- статистических данных;
- музейных материалов;
- традиций народных праздников;
- флоры и фауны Бурятии;
- народных промыслов;
- этнологии и этнографии Бурятии.
- составление предложений о природе Бурятии, о Байкале, о животных Баргузинского заповедника;
- использование текстов из стихов Намжила Нимбуева для контрольного списывания;
- использование предложений из журнала "Хараасгай";
- нахождение слов с изучаемыми орфограммами в текстах бурятских писателей;
- описание проведения праздника Сагаалган в классе (на основе личного опыта и наблюдения).
Организация творческо-поисковой деятельности учащихся в области регионального и местного краеведения позволяет не только существенно расширить кругозор учащихся, но и совершенствовать все компоненты личностной структуры, выражающейся в потребностях, интересах, убеждениях, способностях, дарования, волю, нравственные качества ученика.
Целевая установка
Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение следующей цели: формирование у младших школьников представления о языке как целостной системе понятий и усвоение ими основных положений языковой науки.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности), развитие умения слушания и говорения;
-усвоение основных понятий разделов науки о языке: фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
-овладение умениями осознанного чтения и грамотного письма;
-обучению искусству устной и письменной речи, умению выбирать языковые средства с учетом условий и особенностей речевого общения, а также оценивать соответствие используемых средств нормам языка.
Формы организации учебного процесса. Педтехнологии.
Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи- карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся но уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-утренников, экскурсий. Развитие устной речи, обучение слушанию, рассказыванию, упражнения коммуникативного характера являются неотъемлемой органической частью каждого урока.
Учебная деятельность должна не утомлять, не отбивать желание учиться, а призвана вызывать у учащихся чувство удовольствия, удовлетворения, осознанную познавательную потребность. Здоровьесберегающее обучение является следствием владения учителем современными педагогическими технологиями. Именно поэтому на уроках максимально активизированы технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения: технология дифференцированного обучения, игровая технология, информационные технологии, применяются разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности.
Основными показателями здоровьесберегающей направленности урока должны стать:
учёт особенностей аудитории;
создание благоприятного психологического фона на уроке;
использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
создание условий для самовыражения учащихся;
инициация разнообразных видов деятельности;
предупреждение гиподинамии.
Объем домашнего задания и степень его сложности соизмеряется с возможностями каждого ученика.
Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:
- повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
- сохранению и укреплению физического здоровья;
- созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
развитию познавательных процессов, повышению работоспособности творческой активности учащихся;
- происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы.
Ожидаемыми результатами применения здоровьесберегающих технологий являются:
1. Снижение заболеваемости среди детей
2. Создание сплоченного коллектива учащихся
3. Личностный рост учащихся
4. Повышение качества обучения
5. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.
Взаимосвязь коллективной ( аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно: использование знаний, требующих поиска, переработка информации в новом виде. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем.
Структура программы :
Программа по русскому языку для 2 класса включает следующие разделы (темы):
- Наша речь (4 часа)
-Тест ( 5 часов)
-Предложение (12 часов)
- Слова, слова, слова ( 22 часа)
- Звуки и буквы (34 часа)
- Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. (29 часов)
- Части речи ( 47 часов)
- Повторение изученного (17часов)
Итоговый контроль
самоконтроль — при введении нового материала,
взаимоконтроль — в процессе его отработки,
рубежный контроль — при проведении проверочных работ,
итоговый контроль, включающий контрольное списывание, административный контрольный диктант и словарный диктант.
Планируемые результаты обучения
по русскому языку
знать:
что такое язык, речь, понятия «устная и письменная речь»;
текст и предложения; отличие текста от набора отдельных предложений не объединённых общей темой, роль текста в общении людей; части текста; понятия « красная строка в тексте», «заголовок», «опорные слова»;
что такое предложение, признаки предложения; правила оформления предложения на письме; логическое ударение; первоначальные представления о распространённом и нераспространённом предложении; понятия «подлежащее», «сказуемое» - главные члены предложения;
понятия синонимы, антонимы и их роль в речи;
общее представление о родственных (однокоренных) словах; признаки однокоренных слов, подбор их; корень; выделение корня;
гласные буквы; слогообразующая роль гласной в слоге; ударение; ударный и безударный слоги; названия букв русского алфавита;
признаки гласных и согласных звуков; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
правила переноса слов;
понятие «существительное»; одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; различать имена собственные;
понятие «глагол», глаголы в единственном и множественном числе, представление о разном времени;
понятие «прилагательное», прилагательные в единственном и множественном числе;
предлог; роль предлогов, раздельное написание предлогов со словами;
понятие «местоимение», их роль в тексте.
уметь:
строить самостоятельно простые предложения, составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их на письме
определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему; делить сплошной текст на предложения (3 - 4 предложения);
устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из 3 частей);
писать изложение (по вопросам) текста из 30-45 слов;
устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения;
различать однокоренные слова среди других слов, отличать однокоренные слова от внешне сходных не однокоренных слов и форм слов;
определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения;
определять ударение в слове; показывать подвижность ударения и использование этого свойства при проверке написания безударных гласных в слове;
переносить слова с одной строки на другую;
правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре;
делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
обозначать на письме мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и и мягким знаком (ь);
писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж;
писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота;
писать слова с разделительным мягким знаком (ь);
писать слова с непроверяемым написанием, указанные в программе 2 класса;
правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз),
правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
правильно произносить слова, уметь пользоваться справочной странице «Произноси слова правильно»;
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?;
Специфические особенности предмета.
Для качественной реализации данной программы будут использоваться следующие педагогические технологии обучения: личностно-ориентированная, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, системно-деятельностного подхода, элементы критичного мышления через письмо и чтение, технология развивающего обучения, технология создания ситуации успеха на уроке, игровая технология.
Методы: объяснительно-иллюстративный (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.); репродуктивный; проблемного изложения; частично-поисковый (либо эвристический); исследовательский.
Учащиеся могут овладеть следующими умениями:
-различать прямое и переносное значение слов, однозначные и многозначные слова, синонимы и антонимы, правильно употреблять их в речи;
-распознавать разные по типам тексты: описание, повествование, рассуждение;
-устно составлять текст –рассуждение по предложенному началу.
Владеет компетенциями:
информационно- коммуникативной;
рефлексивной
коммуникативной
ценностно-ориентированной
смыслопоисковой,
личностного саморазвития.
В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия :
речь, предложение, текст.
этапы развития - систематизация представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правил, регулирующих грамотное письмо.
принципы организации:
Личностно - ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип комфортности;
Культурно - ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;
Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащихся ( зона ближайшего развития), принцип опоры на процессы спонтанного развития, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
понимать вопросы-раскрыть значение языка в жизни людей, разнообразные функции языка как общественного явления: связь с мышлением человека, сохранение и передача опыта; строение предложений.
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
извлекать из художественного текста научную информацию, приводить доводы и аргументы в защиту своей точки зрения на изучаемый объект, на абстрактную проблему,в простых случаях проводить сопоставительный анализ предметов, явлений, значений, точек зрения; находить общее и различное, проводить наблюдения в изучаемой области и делать выводы на основе этих наблюдений, пользоваться алгоритмом,
владеть:
-функциональной грамотностью
-дальнейшее овладение родным языком;
- овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;
- овладение орфографией и пунктуацией.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
Программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения обучающимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения обучающимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык».
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения обучающимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание обучения русскому языку
Содержание рабочей программы определено с учётом особенностей изучения предмета в классе, занимающегося по УМК «Школа России»
Наша речь (4 ч)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
Язык, речь – средство общения людей.
понятия «устная и письменная речь»;
Текст и предложения - единицы речи.
Правила оформления предложения на письме, в устной речи
Уметь:
строить самостоятельно простые предложения, составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их на письме;
умение передавать содержание рассказа, пользуясь готовым планом;
выделять предложение в устной речи и оформлять его на письме.
Использовать в практической деятельности для:
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.).
Текст (5 ч)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
отличие текста от набора отдельных предложений, не объединённых общей темой, роль текста в общении людей;
связь по смыслу предложений в тексте;
о видах текста по цели высказывания (повествование, описание, рассуждение), распознавание их;
структура текста;
понятия « красная строка в тексте», «заголовок», «опорные слова».
Уметь:
определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
делить сплошной текст на предложения (3 - 4 предложения);
устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из 3 частей);
писать изложение (по вопросам) текста из 30-45 слов;
сочинения по серии картинок под руководством учителя;
составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
употреблять при записи текста красную строку;
употреблять в речи «волшебные» слова.
Использовать в практической деятельности:
адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)
соблюдения орфоэпических норм; работы со словарями;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения
Предложение (12 ч)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
признаки предложения и использование в речи;
как оформление предложения на письме. Логическое ударение;
первоначальные представления о распространённом и нераспространённом предложении;
понятия «подлежащее», «сказуемое» - главные члены предложения.
Уметь:
устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
составлять предложение из слов, устанавливать между ними связь по вопросам;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения.
Использовать в практической деятельности
Слова, слова, слова… (22 ч)
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
понятия синонимы, антонимы и их роль в речи;
признаки однокоренных слов, подбор их, выделение корня;
общее представление о родственных (однокоренных) словах, корне как главной значимой части слова, термины «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова»;
слогообразующая роль гласной в слоге;
об ударении, ударном и безударном слогах.
Уметь:
различать однокоренные слова среди других слов;
отличать однокоренные слова от внешне сходных неоднокоренных слов и форм слов;
определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения;
определять ударение в слове;
показывать подвижность ударения и использование этого свойства при проверке написания безударных гласных в слове;
переносить слова с одной строки на другую.
Использовать в практической деятельности
Звуки и буквы (34 ч)
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
названия букв русского алфавита;
признаки гласных и согласных звуков;
гласные ударные и безударные;
согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
правила переноса слов.
Уметь:
правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре;
делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
обозначать на письме мягкость согласных буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком (ь);
писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж;
писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота;
писать слова с разделительным мягким знаком (ь);
писать слова с непроверяемым написанием, указанные в программе 2 класса;
правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз);
правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
правильно произносить слова; уметь пользоваться справочной странице «Произноси слова правильно».
Части речи (47 ч)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны Знать/понимать, иметь представление:
понятие «существительное»; одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
различать имена собственные;
понятие «глагол», глаголы в единственном и множественном числе, представление о разном времени;
понятие «прилагательное», прилагательные в единственном и множественном числе;
роль предлогов, раздельное написание предлогов со словами;
понятие «местоимение», их роль в тексте.
Уметь:
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?
Повторение изученного за год (17 ч)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
л, м, Л, М, я, Я, А;
у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
н, ю, Н, Ю, к, К;
В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
Ф, У, Т, Р, Б, Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Программой предусмотрено проведение:
Проектных заданий – 4
Проекты:
Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку
Проект «Пишем письмо». Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.
Проект «Рифма». Формировать мотивации к исследовательской и творческой деятельности.
Проект «В словари – за частями речи!» пользоваться словарями. Находить полезную информацию, придумывать собственные задания, участвовать в презентации подготовленных заданий.
Учебно-тематический план
по русскому языку
2 класс
№ | Наименование разделов,тем | Всего часов | В том числе на : | Дата |
контроль-ные раб. | развитие речи | лабор. и практ.раб. | планируе-мая | фактичес-кая |
1 | Наша речь. | 4 | | | | | |
1. | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 | | | | | |
2. | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | | | | | |
3 | Как отличить диалог от монолога? | 1 | | | | | |
4 | Проверка знаний. | 1 | | | | | |
2 | Текст. | 5 | | | | | |
5 | Что такое текст? | 1 | | | | | |
6 | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | | | | | |
7 | Части текста. | 1 | | | | | |
8 | Диктант. | 1 | 1 | | | | |
9 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
3 | Предложение . | 12 | | | | | |
10 | Что такое предложение? | 1 | | | | | |
11 | Как из слов составить предложение? | 1 | | | | | |
12 | Контрольное списывание. | 1 | 1 | | | | |
13 | Что такое главные члены предложения? | 1 | | | | | |
14 | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | | | | | |
15 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложе-ния. | 1 | | | | | |
16 | Что такое распространён-ные и нераспространённые члены предложения? | 1 | | | | | |
17 | Как установить связь слов в предложении? | 1 | | | | | |
18 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | 1 | | 1 | | | |
19 | Анализ сочинений. | 1 | | | | | |
20 | Контрольный диктант. | 1 | 1 | | | | |
21 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
4 | Слова, слова, слова | 22 | | | | | |
22 | Что такое лексическое значение слова? | 1 | | | | | |
23 | Что такое лексическое значение слова? | 1 | | | | | |
24 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | | | | | |
25 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | | | | | |
26 | Что такое синонимы? | 1 | | | | | |
27 | Что такое антонимы? | 1 | | | | | |
28 | Что такое антонимы? | 1 | | | | | |
29 | Контрольный тест. | 1 | 1 | | | | |
30 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
31 | Что такое родственные слова? | 1 | | | | | |
32 | Что такое родственные слова? | 1 | | | | | |
33 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | | | | | |
34 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | | | | | |
35 | Какие бывают слоги? | 1 | | | | | |
36 | Как определить ударный слог? | 1 | | | | | |
37 | Как определить ударный слог? | 1 | | | | | |
38 | Обучающее сочинение по серии картинок. | 1 | | 1 | | | |
39 | Работа над ошибками | 1 | | | | | |
40 | Как переносить слова с одной строки на другую? Словарный диктант. | 1 | | | | | |
41 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | | | | | |
42 | Проверочная работа. | 1 | 1 | | | | |
43 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
5 | Звуки и буквы . | 34 | | | | | |
44 | Как различать звуки и буквы? | 1 | | | | | |
45 | Как мы используем алфавит? | 1 | | | | | |
46 | Как мы используем алфавит? | 1 | | | | | |
47 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | | | | | |
48 | Как определить гласные звуки? | 1 | | | | | |
49 | Развитие речи. Работа с текстом. | 1 | | 1 | | | |
50 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
51 | Правописание слов с безу-дарным гласным звуком в корне | 1 | | | | | |
52 | Правописание слов с безу-дарным гласным звуком в корне | 1 | | | | | |
53 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | | | | | |
54 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | | | | | |
55 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | | | | | |
56 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | | | | | |
57 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | | | | | |
58 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | | | | | |
59 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 | | 1 | | | |
60 | Проверочная работа. | 1 | 1 | | | | |
61 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
62 | Как определить согласные звуки? | 1 | | | | | |
63 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | 1 | | | | | |
64 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | 1 | | | | | |
65 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | | | | | |
66 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам( А.А.Степанов «Лоси») | 1 | | | | | |
67 | Наши проекты. И в шутку и в серьёз. | 1 | | | 1 | | |
68 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | | | | | |
69 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | | | | | |
70 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1 | | | | | |
71 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1 | | | | | |
72 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 | | | | | |
73 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 | | | | | |
74 | Контрольный тест. | 1 | 1 | | | | |
75 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
76 | Наши проекты. Пишем письмо. | 1 | | | 1 | | |
77 | Обобщающий урок. | 1 | | | | | |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. | 29 | | | | | |
78 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 1 | | | | | |
79 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | | 1 | | | |
80 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». | 1 | | | | | |
81 | Наши проекты. Рифма. | 1 | | | 1 | | |
82 | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | | | | | |
83 | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | | | | | |
84 | Проверь себя «правописа-ние жи-ши, ча-ща, чу-щу» | 1 | | | | | |
85 | Как отличить звонкие согласные от глухих? | 1 | | | | | |
86 | Как отличить звонкие согласные от глухих? | 1 | | | | | |
87 | Проверочная работа. | 1 | 1 | | | | |
88 | Закрепление знаний. Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
89 | Проверка парных соглас-ных в корне слова. | 1 | | | | | |
90 | Распознавание проверяя-емых и проверочных слов. Проверка парных соглас-ных. | 1 | | | | | |
91 | Изложение повествова-тельного текста. | 1 | | 1 | | | |
92 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | | | | | |
93 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | | | | | |
94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | | | | | |
95 | Изложение повествователь-ного текста. | | | 1 | | | |
96 | Проверка знаний. | 1 | | | | | |
97 | Диктант. | 1 | 1 | | | | |
98 | Работа над ошибками . Обобщение изученного материала. | 1 | | | | | |
99 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | | | | | |
100 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | | | | | |
101 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | | | | | |
102 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 1 | | | | | |
103 | Контрольное списывание. | 1 | 1 | | | | |
104 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | | 1 | | | |
105 | Проверка знаний. | 1 | | | | | |
106 | Обобщение изученного материала. | 1 | | | | | |
7 | Части речи. | 47 | | | | | |
107 | Что такое части речи? | 1 | | | | | |
108 | Что такое части речи? | 1 | | | | | |
109 | Что такое имя существи-тельное? | 1 | | | | | |
110 | Одушевлённые и неоду-шевлённые имена существительные. | 1 | | | | | |
111 | Собственные и нарицатель-ные имена существитель-ные .. | 1 | | | | | |
112 | Собственные и нарицатель-ные имена существитель-ные. | 1 | | | | | |
113 | Собственные и нарицатель-ные имена существитель-ные. | 1 | | | | | |
114 | Заглавная буква в написа-ниях кличек животных. Развитие речи. | 1 | | | | | |
115 | Заглавная буква в геогра-фических названиях. | 1 | | | | | |
116 | Обучающее изложение. | 1 | | 1 | | | |
117 | Обобщение знаний о напи-сании слов с заглавной буквы. | 1 | | | | | |
118 | Проверочная работа. | 1 | 1 | | | | |
119 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
120 | Единственное и множест-венное число имён сущест-вительных. | 1 | | | | | |
121 | Единственное и множест-венное число имён сущест-вительных. | 1 | | | | | |
122 | Единственное и множест-венное число имён сущест-вительных. | 1 | | | | | |
123 | Обучающее изложение. | 1 | | 1 | | | |
124 | Проверка знаний. | 1 | | | | | |
125 | Диктант. | 1 | 1 | | | | |
126 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
127 | Что такое глагол? | 1 | | | | | |
128 | Что такое глагол? | 1 | | | | | |
129 | Что такое глагол? | 1 | | | | | |
130 | Единственное и множест-венное число глаголов. | 1 | | | | | |
131 | Единственное и множест-венное число глаголов. | 1 | | | | | |
132 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | | | | | |
133 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | 1 | | | | | |
134 | Что такое текст-повество-вание? | 1 | | | | | |
135 | Проверка знаний.Тест. | 1 | 1 | | | | |
136 | Что такое имя прилагатель-ное? | 1 | | | | | |
137 | Связь имени прилагатель-ного с именем существи-тельным. | 1 | | | | | |
138 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | | | | | |
139 | Единственное и множест-венное число имён прилага-тельных. | 1 | | | | | |
140 | Что такое текст – описание? | 1 | | | | | |
141 | Проверка знаний. | 1 | | | | | |
142 | Общее понятие о предлоге. | 1 | | | | | |
143 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | | | | | |
144 | Восстановление предло-жений. | 1 | | | | | |
145 | Проверка знаний. | 1 | | | | | |
146 | Проект «В словари – за частями речи!» | 1 | | | 1 | | |
147 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
148 | Что такое местоимение? | 1 | | | | | |
149 | Что такое местоимение? | 1 | | | | | |
150 | Что такое текст – рассуж-дение? | 1 | | | | | |
151 | Виды текстов: описание, повествование, рассуждение.Закрепление. | 1 | | | | | |
152 | Контрольный диктант. | 1 | 1 | | | | |
153 | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
8 | Повторение. | 17 | | | | | |
154 | Повторение по теме «Текст». | 1 | | | | | |
155 | Сочинение по картине. | 1 | | 1 | | | |
156 | Повторение по теме «Предложение». | 1 | | | | | |
157 | Повторение по теме «Предложение». | 1 | | | | | |
158 | Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 | | | | | |
159 | Повторение по теме «Части речи». | 1 | | | | | |
160 | Повторение по теме «Части речи». | 1 | | | | | |
161 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | | | | | |
162 | Повторение по теме «Правила правописания». | 1 | | | | | |
163 | Контрольное списывание. | 1 | 1 | | | | |
164 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | | | | | |
165 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | | | | | |
166 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | | | | | |
167 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | | | | | |
168 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | | | | | |
169 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | | | | | |
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс. | 1 | | | | | |
| Итого: | 170 | 5+4+3+3 | 6+5 | 4 | | |