Тема. Макраме в современном декоративно-прикладном искусстве. Материалы и инструменты. Виды узлов.
Цель: ознакомить обучающегося с историей макраме, с основными инструментами и материалами;
научить выполнять плоские узлы;
формировать умение рассчитывать необходимое количество материалов;
воспитывать творческий подход к выполнению работы.
Оборудование: образцы изделий, иллюстрации из журналов.
Инструменты и материалы: бельевая веревка, ножницы, сантиметровая лента, линейка.
Тип занятия: комбинированное.
Ход занятий:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
В узелковом плетении, как и в прочих видах рукоделия, имеются широкие возможности для проявления своих творческих способностей. При помощи основных узлов можно создать новые композиционные сочетания и применить их в создании новых предметов.
Плетение — это приятный отдых и полезное занятие.
III. Сообщение темы занятий:
Знать: виды материалов и инструментов для изготовления изделий в технике «макраме», а также правила безопасной работы с ними;
Уметь: различать изделия, изготовленные в технике «макраме», выполнять основные виды плоских узлов.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Краткие сведения из истории возникновения макраме.
Макраме - это узелковое плетение с декоративным уклоном.
Истоки этого искусства - в далеком прошлом, ведь люди начали завязывать узлы, как только у них появилось то, из чего их можно было завязывать.
Большой вклад в макраме сделали моряки, которые использовали различные узлы как в работе, так и в качестве развлечения в свободное время, оплетая все подряд - от рукояток ножей до бутылок.
Узлы в макраме различаются по степени сложности. Даже сейчас, когда любой человек может купить любую книгу о плетении, некоторые узлы остаются малораспространенными, потому что нужно много практиковаться, чтобы потом работать с такими узлами без схем, по памяти.
Однако у макраме есть большой плюс - его гибкость. Достаточно знать принципы и несколько распространенных приемов плетения - и вы сможете свободно импровизировать. Да что там - одного плоского узла уже достаточно, чтобы плести какие-то вещи.
История узелкового плетения является ровесницей истории человечества. Бытует мнение, что истоки декоративного искусства плетения следует искать в древнем Китае и Японии. Но археологические находки в других странах подтверждают распространение узелкового плетения и в других частях мира, например, в египетских гробницах найдены образцы узелкового плетения, которым более 4-х тысяч лет.
Представители некоторых древних народов использовали узелковое плетение для передачи информации. У древних инков даже была «узелковая письменность».
В переводе с арабского языка слово «макраме» означает «бахрома». Использовали этот термин для обозначения разных видов работ, которые были связаны с плетением нитей и с завязыванием узлов, состоящих также из нитей. Ещё более древним словом, которое также может означать слово «макраме» является арабское слово «миг рамах» — шаль или платок. В турецком языке также существует слово «макраме», обозначающее шаль или нарядный платок с бахромой.
Впервые же в прогрессивной Европе слово «макраме» было связано со значением узелкового плетения в 19 столетии. В научной сфере существует предположение, что заслуга в распространении этого слова и его значения в Европе принадлежит парусному флоту. Это связано с тем, что в парусном флоте используется завязывание огромного количества необычайно сложных и разнообразных по красоте узлов.
В XV столетии, после крестовых походов, плетение как декоративное искусство начинает развиваться в Италии, а в Западной Европе особую популярность достигает в XVIII веке. «Золотым веком» макраме считается викторианская эпоха в Англии. Особенно популярно было применение этой техники для создания составных частей интерьера — скатертей, покрывал, абажуров, для отделки ширм и поверхностей кресел.
2. Место и роль макраме в современном декоративно-прикладном искусстве.
Сегодня узелковая техника вновь заняла прочное место среди других видов рукоделия. Сохранив прежние виды изделий, в которых ранее применялось макраме, к ним теперь присоединяются новые предметы. В современный быт прочно вошли пояса, сумки, кошельки, ремешки для часов, галстуки. Декоративные изделия — воротники, манжеты, кулоны.
А в современном интерьере хорошо смотрятся плетеные ковры, подвесные украшения для стен и окон, кашпо и др.
Сопровождается демонстрацией
3. Инструменты для работы.
Рассказ учителя, демонстрация
• Ножницы
• "Сантиметр" или рулетка (а удобнее всего - метровая линейка);
• Вязальные крючки разной толщины для протягивания нитей в некоторых узлах и спица/иголка для распускания неправильно затянутых узлов;
• Прочные булавки с большими пластиковыми головками. Портновские "гвоздики" и "петельки" подходят хуже - они могут цепляться за нить или проходить насквозь.
4. Материалы для плетения.
• Шнур может быть хлопчатобумажным, льняным, кожаным, синтетическим, смешанным - любым. Главное - чтобы он хорошо затягивался, не распускаясь при первой возможности, не натирал руки, и очень желательно - был круглым в сечении. "Некруглые" нити тоже годятся, но работать с ними сложнее, и вид узлов получается несколько другой. Яркий пример - сутаж. Дает аккуратный результат с четкими узлами, но имеет тенденцию перекручиваться. Из-за этого плести им неудобно.
С другой стороны, можно получить интересный эффект, если выбрать именно нестандартные материалы. Например, для элементов одежды и аксессуаров можно взять узкую атласную ленточку.
При выборе нитей учитывайте желаемую фактуру изделия.
Цвет нитей тоже имеет значение. Темные и пестрые нити скрадывают узор.
Для кашпо лучше всего брать светлые, а лучше даже белые нити. По-своему хороши и кашпо в стиле "эко" из шпагата, пеньковой веревки или джутового шнура.
• Различные кольца, от маленьких до больших (например, от старых пялец) - деревянные, пластмассовые, а лучше всего - металлические;
• Деревянные палочки, планочки, линейки и карандаши;
• Толстая проволока для создания каркасов (хотя никакая проволока не сравнится с тем, что может сделать знакомый сварщик, у кого он есть:);
• Бусины, другая фурнитура.
Полезные советы.
• Работать с жесткими веревками лучше в тонких перчатках.
• Очень жесткие нити становятся мягче и эластичнее после кипячения.
• Для устранения излишней мягкости нитей помогает специальный раствор: 25 г желатина замачивают в 0,5 л холодной воды, после разбухания посуду с данным составом опускают в кастрюлю с горячей водой и нагревают до полного растворения желатина, затем добавляют 0,5 ложки глицерина и 1 л горячей воды, все размешивают. Нити выдерживают в растворе несколько минут и просушивают.
• Нити со скользкими поверхностями (шелковые шнуры, капроновая леска) нужно затягивать как можно сильнее.
• Если иногда смачивать руки водой, плести изделие из бумажного шпагата станет легче.
• Шерстяная пряжа подойдет толстая и сильно скрученная.
• Чтобы концы шелковых нитей не распадались, предварительно их смазывают клеем, концы синтетических нитей раплавляют над огнем.
• Из нитей с круглым сечением узлы получаются более красивые и выразительные.
• Изделия, выполненные из грубых неровных нитей, следует хорошо проутюжить с изнаночной стороны через несколько слоев мокрой марли.
• Изделия, выполненные способом макраме после стирки выкручивать нельзя, а после просушки в расправленном состоянии следует отпарить.
5. Виды узлов
Все узлы классифицируют следующим образом:
• узлы для связывания двух концов нитей;
• затягивающиеся петли и узлы;
• само развязывающиеся узлы.
В макраме все узлы различают по степени их сложности, которую оценивают количеством переплетений нити.
Интересно, что большая часть современных узлов изобретена еще в древности. Первобытные люди знали о них гораздо больше нас.
Плоский узел является одним из основных, наиболее распространенных видов узлов. Он может быть основой фонового узора или центральным узлом по отношению к другим узлам при образовании узора. Мы изучим левосторонний, правосторонний и квадратный узлы.
IV ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. 25 мин
Выполнение плоских узлов.
1. Повторение правил безопасности при работе с ножницами.
2. Крепление нитей на основу
3. Плетение левостороннего, правостороннего узлов.
4. Плетение квадратного узла.
Контролирует соблюдение правил безопасной работы.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Оценивание результатов работы, демонстрация лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок.
VI. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ.
Изучив основные приемы работы, мы научимся создавать своими руками красивые и полезные вещи. Макраме — это огромный простор для творчества, это творчество и отдых.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Подготовить бельевую веревку для упражнений. Принести изделия (иллюстрации), выполненные в технике «макраме».
VIII. УБОРКА УЧЕБНЫХ МЕСТ.