Урок № Тема: Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.
Цель урока:
Рассмотреть применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях. Объяснить учащимся устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания.
Демонстрации:
Работа газа и пара при расширении.
Модель двигателя внутреннего сгорания.
Выполнение работы при сгорании воздушно-бензиновой смеси.
Модель паровой машины
Ход урока
План изложения нового материала:
Виды тепловых двигателей.
Принцип работы двигателя внутреннего сгорания.
Устройство и принцип действия паровой машины
Влияние работы тепловых машин на окружающую среду.
Проверка усвоения изученного материала (фронтальный опрос).
Вопросы для проверки:
Что показывает абсолютная влажность воздуха?
Дайте определение относительной влажности воздуха и напишите формулу для ее расчета.
Какую температуру называют точкой росы?
Какие два типа гигрометров вы знаете? Каков физический принцип работы конденсационного гигрометра?
Каков принцип действия волосного гигрометра?
Как устроен психрометр? Как с помощью этого прибора определяют относительную влажность воздуха?
Повторение ранее изученного материала (подготовка к изучению нового материала).
Вопросы для повторения:
В каком случае про тело или систему взаимодействующих между собой тел говорят, что они обладают энергией?
Как связаны изменение энергии тела (или системы тел) и совершенная им работа?
Какие два вида механической энергии вы знаете?
Какую энергию называют потенциальной? Кинетической?
Приведите примеры превращения потенциальной энергии тела в кинетическую; кинетической энергии - в потенциальную.
Сформулируйте закон сохранения полной механической энергии.
Дайте определение внутренней энергии тела.
Приведите примеры превращения механической энергии тела во внутреннюю энергию.
Сформулируйте закон сохранения и превращения энергии.
Изучение нового материала
Виды тепловых двигателей
Переходя к рассмотрению основного материала, необходимо подчеркнуть, что все физические явления, законы в конечном итоге находят применение в повседневной жизни человека.
Жизнь людей невозможна без использования различных видов энергии. Источниками энергии являются различные виды топлива, энергия ветра, солнечная энергия, энергия приливов и отливов.
Как превратить внутреннюю энергию в механическую?
В пробирку нальем немного воды, затем плотно закроем ее пробкой и нагреем воду до кипения. Под давлением пара пробка выскочит и поднимется вверх. Здесь энергия топлива перешла во внутреннюю энергию пара, а пар, расширяясь, совершил работу - поднял пробку. Внутренняя энергия пара превратилась в кинетическую энергию пробки.
Заменим пробирку прочным металлическим цилиндром, а пробку - плотно пригнанным поршнем, который может двигаться вдоль цилиндра. Мы получим простейший тепловой двигатель, в котором внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию топлива.
Существуют различные типы машин, которые реализуют в своей работе превращение одного вида энергии в другой.
Опр. Тепловыми двигателями называют машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию
Таким образом, машина - устройство, которое служит для преобразования одного вида энергии в другой. Другого назначения у машин нет.
Электрические двигатели преобразуют электрическую энергию в механическую, генераторы преобразуют механическую в электрическую, и так далее.
Тепловые машины преобразуют внутреннюю энергию в механическую. Внутренняя энергия тепловых машин образуется за счет энергии топлива.
Типы тепловых двигателей |
ДВС | Реактивный двигатель | Паровая машина | Паровая и газовая турбины |
Карбюраторные | Дизельные | | | |
Характеристики тепловых двигателей
Двигатели | Мощность, кВт | КПД, % |
ДВС: карбюраторный дизельный | 1 – 200 15 – 2200 | ~ 25 35 |
Турбины: паровые газовые | 3 × 105 12 х 105 | ~ 30 27 |
Реактивный | 3 × 107 | ~ 80 |
КПД тепловых двигателей |
Паровая машина | ДВС | Газовая турбина | Паровая турбина | Дизель | Реактивный двигатель |
( = 7% -15 %) | ( = 20% - 40%) | ( = 25% - 29%) | ( = 30%) | ( = 30% - 36%) | ( = 20% - 30%) |
Разнообразие видов тепловых машин указывает лишь на различие в конструкции и принципах преобразования энергии. Общим для всех тепловых машин является то, что они изначально увеличивают свою внутреннюю энергию за счет сгорания топлива, с последующим преобразованием внутренней энергии в механическую. Любой газ, который расширяется, совершает положительную работу: - U = А,
где А - работа газа, - U - уменьшение внутренней энергии.
Принцип работы двигателя внутреннего сгорания
Говоря о создании нового типа тепловой машины - двигателя внутреннего сгорания, - нужно отметить, что это явилось логическим продолжением развития новых, более совершенных типов машин.
В 1860 г. француз Э. Ленуар построит устройство, в котором горючее сжигалось внутри самого устройства, а не снаружи, как это было у паровой машины. Модель была несовершенной, КПД не превышал 3%.
Спустя 18 лет немецкий изобретатель Отто создал двигатель внутреннего сгорания, который работал по четырехтактной схеме: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск отработанных газов. Именно модификации этого двигателя и получили наибольшее распространение.
Бензиновый двигатель построили в 1886 г. Это сделал немецкий инженер Даймлер. Горючая смесь (смесь бензина и воздуха) образовывалась при помощи устройства, которое называлось карбюратором.
Далее на примере модели можно рассказать об устройстве и принципе работы двигателя внутреннего сгорания.
Особое внимание следует уделить тому, как поршень выводится из двух крайних точек, которые называются «мертвыми точками». Для этого предусмотрено массивное маховое колесо, которое насажено на вал двигателя.
Важно понять назначение каждого такта в полном цикле работы.
Первый такт - впуск. Открывается впускной клапан, поршень движется вниз, рабочая смесь занимает весь объем цилиндра.
Второй такт - сжатие. Клапаны закрыты. Поршень движется, рабочая смесь сжимается, и при минимальной рабочей смеси происходит воспламенение от искры.
Третий такт - рабочий ход. При сгорании рабочей смеси давление газов составляет 5-7 МПа, а температура 1500-2200°С. Поршень под действием газов движется вниз, температура газа уменьшается. Именно на этом этапе и происходит преобразование части внутренней энергии и механическую. Это и называется рабочий ход.
Четвертый такт - выпуск. Поршень начинает двигаться вверх, открывается выпускной клапан, и отработанные газы выходят в окружающую среду.
За счет системы зажигания в четырехцилиндровом двигателе в каждом такте один из цилиндров реализует рабочий ход. Это позволяет коленчатому валу подводить энергию часто и равномерно.
В современных машинах коленчатый вал может совершать от 3000 до 8000 оборотов в минуту.
Кроме двигателя внутреннего сгорания, который работает по четырехтактной схеме, есть и двухтактные двигатели, но они не нашли широкого применения.
Первичное закрепление материала
Двигатели внутреннего сгорания делятся на карбюраторные и дизельные. Используются на автомобилях, самолетах, танках, моторных лодках, тракторах.
Вопросы к обсуждению:
Назовите достоинства и недостатки работы карбюраторного ДВС
(достоинства - компактность, малая масса; недостатки- 1) требует топлива высокого качества;
2) невозможность получить при его помощи малую скорость вращения при малом числе оборотов);
Каков КПД карбюраторного ДВС (ответ: КПД-20-30%);
Назовите преимущества и недостатки дизельного ДВС
(преимущества – 1) дешевые “тяжелые” сорта топлива;2) не нужна особая система зажигания;
недостатки - большой вес)
Назовите КПД дизельного двигателя (ответ: КПД - 38%).
Продолжение лекции
Немецкий инженер Р. Дизель в 1897 г. изобрел двигатель, в котором сжимали воздух и в момент максимального сжатия в камеру сгорания при помощи форсунки делали впрыск топлива. Далее, раскаленные газы перемещали поршень, и происходило преобразование внутренней энергии в механическую. Такой двигатель не имел карбюратора, был достаточно экономичным и надежным.
КПД дизельных двигателей достигает 35-44%, тогда как у двигателей внутреннего сгорания он не превышает 25-32%. Дизельные двигатели нашли широкое применение в тракторах, большегрузных машинах, на кораблях, передвижных электростанциях.
Если говорить о развитии автомобилей, то, начиная с 1886 г., когда Г. Даймлер создал первый автомобиль с бензиновым двигателем, более чем за столетний этап человечество успело многого достичь. Большая роль в развитии автомобилестроения принадлежит Генри Форду, который в начале XX века начал выпуск автомобилей с конвейера.
В России первые автомобили начали строить в начале XX века. В настоящее время крупнейшими производителями являются автомобильные заводы в Тольятти и в Набережных Челнах. На первом заводе выпускают легковые автомобили «ВАЗ», а на втором - грузовики «КамАЗ».
Интересно, что первые автомобили развивали скорость не более 25 км/ч, в то время как современные автомобили могут развивать скорость до 200-350 км/ч, а отдельные спортивные модели с газотурбинными двигателями разгоняются до 900 км/ч. Рекорд скорости принадлежит ракетному автомобилю «Траст SSC», который развил скорость 1227,9 км/ч.
Следует отметить, что научно-технический прогресс неуклонно совершенствует конструкцию, технические характеристики автомобилей.
Объяснение устройства и принципа действия паровой машины
(с привлечением исторических сведений об авторах первых паровых машин: Томас Севери и Томас Ньюкомен - Англия; Дени Папен - Франция; Иван Иванович Ползунов - Россия)
4. Влияние работы тепловых машин на окружающую среду
При использовании тепловых машин остро встает вопрос загрязнения окружающей среды.
При сжигании топлива в атмосферу попадает очень много вредных выбросов. К ним можно отнести углекислый газ , угарный газ СО, различные виды сернистых соединений, а также соединения тяжелых металлов.
Поэтому очень большое внимание следует уделять развитию методов защиты окружающей среды от этих продуктов сгорания и создание новых альтернативных источников энергии. К ним можно отнести двигатели, работающие на солнечной энергии, на электрической энергии, на энергии приливных волн и так далее. Именно это направление является наиболее перспективным.
Кроме того, такие виды топлива как нефть, уголь, природный газ являются невосполнимыми источниками энергии. В ближайшие 50-100 лет человечество столкнется с проблемой нехватки традиционных видов топлива.
С другой стороны, прогресс нашей цивилизации напрямую связан с применением различных видов тепловых машин: нет ни одной области человеческой деятельности, где бы не применялись машины.
С момента, когда Джеймс Уатт в 1768 г. построил первую паровую машину, до настоящего времени прошло более 240 лет. За это время тепловые машины очень сильно изменили содержание человеческого труда. Именно применение этих машин позволило человечеству шагнуть в космос, раскрыть тайны морских глубин. Уровень развития любой страны определяется тем, какое количество различных машин приходится на душу населения.
Важным на современном этапе является создание новых экономичных и экологически чистых машин. Это - машины нового века, новых технологий. Это - машины будущего.
Домашнее задание: § 21, 22 учебника; вопросы и задания к параграфу; № 1126-1130
Желающие ученики могут подготовить к следующему уроку доклады по темам:
«Изобретение автомобиля и паровоза».
«Первые паровозы».
«Развитие железнодорожного транспорта в России».
«Применение тепловых машин в промышленности».
«Сравнительная характеристика тепловозов и электровозов» и др.
Дополнительный материал
Perpetuum mobile (вечный двигатель)
Сегодня поиски конструкции вечного двигателя могут показаться нам забавными. Однако на протяжении многих веков человек наблюдал вокруг себя «вечные» процессы: восход и заход светил, движение облаков, течение воды... Кажется, что они не требуют никаких затрат для своего поддержания. Неудивительно, что многие изобретатели были увлечены идеей создания машины, которая работала бы сама по себе вечно, не требуя вмешательства извне.
Увы, все попытки сводил на нет неумолимый закон сохранения энергии. Правда, большинство дошедших до нас вариантов «вечного подвижного» появилось именно тогда, когда этот закон известен не был. Зато знали и использовали многое другое: например, водяное мельничное колесо, которое вращается под действием падающей на него с плотины воды.
Но разность уровней воды можно создать и другим способом. С античных времен известно такое устройство, как архимедов винт (сейчас он применяется, в частности, в мясорубках.). Архимедов винт не только улучшил античные ирригационные системы, но и породил массу проектов вечного двигателя. В общих чертах их конструкция такова: архимедов винт вращается водяным колесом и поднимает воду, которая падает и заставляет это колесо крутиться, вращать винт и поднимать следующую порцию воды...
Этот проект скрупулезно рассмотрел в середине XVII в. Джон Уилкинс (1614-1672), епископ Честерский (подобно многим духовным лицам своего времени, он также был писателем и ученым.). Уилкинс обнаружил, что поднимаемая вода не образует значительного потока и не может вращать винт, даже если на нем укрепить несколько колес.
Предполагались и другие механизмы для подъема воды: в них пытались использовать силы поверхностного натяжения. Такие силы действуют, например, на границе раздела жидкости и твердого тела: именно они втягивают чернила в промокашку, держат на воде жучков-водомерок и заставляют поверхность налитой в стакан воды изгибаться вверх возле его стенок. Однако машина, в которой используется подъем жидкости по тонкой трубке (капилляру) или волокнистому фитилю, не может работать вечным двигателем по очень простой причине: те же силы поверхностного натяжения, поднимающие жидкость вверх, не дадут ее каплям оторваться у конца фитиля ИЛИ Трубки.
Еще один тип «жидкостного» вечного двигателя основан на применении закона Архимеда. В таких конструкциях используется замкнутая в кольцо веревка или цепочка из тел (как правило, шаров) легче воды, часть которой находи ген и жидкости, а часть - вне ее. По замыслу изобретателей, архимедова сила должна выводить эту цепочку из равновесия. Увы, такая система не может прийти в движение: ведь для того чтобы жидкость не выливалась из нее, внизу необходимо предусмотреть какое-нибудь «запирающее устройство», удерживающее воду, - например, клапан. Однако, чтобы шар прошел через клапан, потребуются затраты энергии - причем тем большие, чем выше столб воды и крупнее погружаемые в нее тела. Выталкивающей силы не хватит даже на это.
Но, пожалуй, самая «долгоживущая» идея конструкции вечных двигателей - это использование неуравновешенных грузов. В простейшем ее варианте предлагается замкнутую цепочку шаров (а лучше - цилиндров) поместить на призму.
На каждой ее грани нужно расположить неодинаковое количество шаров. Тогда цепочка должна начать скользить: на первый взгляд, 14 шаров с одной стороны и лишь 8 - с другой не могут уравновесить друг друга.
Однако в этом рассуждении есть физическая ошибка. Ее обнаружил нидерландский математик и механик Симон Стевин (1548-1620): если одна часть цепочки перетягивает другую, то шары должны двигаться все быстрее и быстрее. Значит, не прикладывая никаких усилий, их можно разогнать до бесконечной скорости - но это явно противоречит здравому смыслу. Рассуждая, таким образом, Стевин пришел к выводу, с которым сейчас знаком любой школьник, умеющий решать задачи по динамике: в механике важна не сама величина силы, а ее проекция на интересующее нас направление. Поэтому два шара и способны уравновесить остальные. Кстати, идея о невозможности вечного движения помогла Стевину решить задачу, с которой не могли справиться самые выдающиеся механики античности: каким грузом можно удержать в покое тело, находящееся на наклонной к горизонту плоскости.
Так что «Perpetuum mobile», вечный двигатель, остается лишь мечтой - недостижимой, красивой и манящей. Многие ловкачи использовали привлекательность идеи вечного движения, зарабатывая деньги показом моделей «самодвижущихся» агрегатов. В действительности в каждом из них были спрятаны или часовой механизм с пружинкой, или незаметно подключенный электродвигатель, позволявшие им двигаться довольно долго - однако же, не вечно. Можно ввести в заблуждение простаков, но природу, тем не менее, не обманешь...