СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа мышц и её регуляция

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа мышц и её регуляция»

Работа мышц и ее регуляция

Цель: сформировать знания об особенностях работы скелетных мышц и её регуляции.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся со строением скелетных мышц.

Развивающие: развивать умения обобщать и делать выводы о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах, как составных частях опорно-двигательного аппарата.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: компьютер, проектор.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Расскажите об особенностях скелетных мышц.

2. Используя схему, расскажите о внешнем строении мышц.

3. Используя схему, расскажите о внутреннем строении мышц.

4. Используя рисунок расскажите о функциях некоторых групп мышц.

II. Изучение нового материала

Учитель рассказывает об особенностях работы мышц. Учащиеся записывают следующее:

  • Выполняемые движения: сгибатели, разгибатели, приводящие и отводящие сустав, вращатели сустава;

  • В любом движении участвуют две мышцы: синергисты и антагонисты;

  • Работа мышц требует много энергии;

  • Сила мышцы зависит от количества мышечных волокон, которое может увеличиваться (при тренировках) и уменьшаться (атрофия).

  • Мышцы тратят 67% энергии на тепло.

  • При работе мышц в них образуется молочная кислота, которая выводится кровотоком.

Далее учитель рассказывает об особенностях регуляции и движения скелетных мышц. Учащиеся записывают информацию:

Регуляция:

  • Сгибание сустава: мышца-синергист сокращается, мышца-антагонист расслабляется.

  • Фиксирование сустава: обе мышцы сокращаются.

Затем учитель рассказывает о защитном механизме скелетных мышц. Учащиеся записывают следующую информацию:

Защитный механизм:

  • Утомление – временное снижение работоспособности мышц.

  • Восстановление – превышение исходного уровня работоспособности мышц при отдыхе после утомления.

  • Восстановление происходит быстрее при чередовании нагрузки на разные мышцы, при активном отдыхе.

Далее учитель рассказывает об особенностях гладких мышц. Учащиеся записывают следующую информацию:

Гладкие мышцы:

  • Образованы гладкой мышечной тканью.

  • Входят в состав стенок внутренних органов и кровеносных сосудов.

  • Сокращаются непроизвольно и медленно на что тратится меньше энергии и выделяется меньше продуктов обмена.

  • Утомление практически не развивается.

Затем учащиеся выполняют лабораторную работу:

Лабораторная работа №2

Тема: «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц».

Цель: определить скорость утомляемости мышц.

Оборудование: секундомер, груз массой 2 кг.

Ход работы:

Опыт 1. Держал(а) груз на вытянутой руке на уровне плеч.

Рука начала опускаться через … с.

Рука задрожала через … с.

Рука опустилась через … с.

Опыт 2. После отдыха стал(а) поднимать груз на уровень плеч и опускать вниз.

Утомление наступило через … с.

Сделайте вывод о скорости утомляемости мышц.

Вывод: динамическую работу легче делать долгое время, а при статической работе мышцы быстро устают, поэтому такая работа не может делаться долгое время.

III. Рефлексия

Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?

IV. Домашнее задание

Учить § 11 и записи в тетради.

Заполнить таблицу до конца.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!