Работа мышц и ее регуляция
Цель: сформировать знания об особенностях работы скелетных мышц и её регуляции.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся со строением скелетных мышц.
Развивающие: развивать умения обобщать и делать выводы о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах, как составных частях опорно-двигательного аппарата.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: компьютер, проектор.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Расскажите об особенностях скелетных мышц.
2. Используя схему, расскажите о внешнем строении мышц.
3. Используя схему, расскажите о внутреннем строении мышц.
4. Используя рисунок расскажите о функциях некоторых групп мышц.
II. Изучение нового материала
Учитель рассказывает об особенностях работы мышц. Учащиеся записывают следующее:
Выполняемые движения: сгибатели, разгибатели, приводящие и отводящие сустав, вращатели сустава;
В любом движении участвуют две мышцы: синергисты и антагонисты;
Работа мышц требует много энергии;
Сила мышцы зависит от количества мышечных волокон, которое может увеличиваться (при тренировках) и уменьшаться (атрофия).
Мышцы тратят 67% энергии на тепло.
При работе мышц в них образуется молочная кислота, которая выводится кровотоком.
Далее учитель рассказывает об особенностях регуляции и движения скелетных мышц. Учащиеся записывают информацию:
Регуляция:
Сгибание сустава: мышца-синергист сокращается, мышца-антагонист расслабляется.
Фиксирование сустава: обе мышцы сокращаются.
Затем учитель рассказывает о защитном механизме скелетных мышц. Учащиеся записывают следующую информацию:
Защитный механизм:
Утомление – временное снижение работоспособности мышц.
Восстановление – превышение исходного уровня работоспособности мышц при отдыхе после утомления.
Восстановление происходит быстрее при чередовании нагрузки на разные мышцы, при активном отдыхе.
Далее учитель рассказывает об особенностях гладких мышц. Учащиеся записывают следующую информацию:
Гладкие мышцы:
Образованы гладкой мышечной тканью.
Входят в состав стенок внутренних органов и кровеносных сосудов.
Сокращаются непроизвольно и медленно на что тратится меньше энергии и выделяется меньше продуктов обмена.
Утомление практически не развивается.
Затем учащиеся выполняют лабораторную работу:
Лабораторная работа №2
Тема: «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц».
Цель: определить скорость утомляемости мышц.
Оборудование: секундомер, груз массой 2 кг.
Ход работы:
Опыт 1. Держал(а) груз на вытянутой руке на уровне плеч.
Рука начала опускаться через … с.
Рука задрожала через … с.
Рука опустилась через … с.
Опыт 2. После отдыха стал(а) поднимать груз на уровень плеч и опускать вниз.
Утомление наступило через … с.
Сделайте вывод о скорости утомляемости мышц.
Вывод: динамическую работу легче делать долгое время, а при статической работе мышцы быстро устают, поэтому такая работа не может делаться долгое время.
III. Рефлексия
Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?
IV. Домашнее задание
Учить § 11 и записи в тетради.
Заполнить таблицу до конца.