СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа на уроке в технологии продуктивного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология продуктивного чтения развивает читательский интерес младшего школьника,  учит самостоятельно работать над  произведением.В данной разработке приведён пример урока  в технологии продуктивного чтения по произведению Н,Сладкова "Песенки подо льдом". 

Просмотр содержимого документа
«Работа на уроке в технологии продуктивного чтения»

Работа над рассказом Н.Сладкова «Песенки подо льдом» в технологии продуктивного чтения

1 этап. Работа до чтения.

1.Прочитайте заглавие. Предположите, о чём это произведение?.Кто может петь подо льдом?

2. Кто автор? Знаком с его произведениями? Предположите жанр .

3.Рассмотрите иллюстрации. О чём можно догадаться?

2 этап. Работа во время чтения

1.Читаем вслух и ведём «диалог с автором»

Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы.

А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри и стынут зубы.

Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!

- Как могут петь лыжи?

И песенка их − как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.

Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл…

-Какая может быть загадка ? Предположите.

Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал.

За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?

-Рыбы поют? Ручей поёт? Сосульки поют ?(Дети высказывают свои предположения. Важно обратить внимание на средство выразительности речи – что значит «поют»? )

А песня звенит. Живая она и чистая, такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть птица.

-Так кто пел загадочную песню?

Я стукнул лыжей по льду − песенка смолкла. Я постоял тихо − песенка зазвенела опять.

Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась.

− Здравствуй, подлёдная певунья!

Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню.

− А я ведь знаю тебя! − сказал я. − Ты оляпка − водяной воробей!

Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё зазвенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь!
А нам чего бы его не послушать

3 этап. Работа после чтения.

1.Понравилось произведение? Что удивило?

2.Какие слова и выражения непонятны?( «чёрный провал», « вода усохла», «курчавится пар», «лазоревый») Значение объясняют дети.

2. Когда происходят события? Как автор услышал пение?

3.Узнал ли автор тайну подлёдной песни?

2.Кто пел подо льдом? Почему она там пела зимой ? Найдите в тексте.

( Ну и что ,что зима? Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё зазвенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками.)

3.Как автор относится к птичке? ( Он удивляется и восхищается ею, называет подлёдная певунья, чудо-птица)

4.Произведение какого жанра прочитали? ( Это рассказ, т.к. небольшой объём, два героя, один эпизод)

5. Что можете сказать об авторе этот рассказ? (Автор очень внимательный , любознательный. Он любит природу, знает названия птиц )

( Можно провести знакомство с автором)

6.Знаете ли вы что-то об этой птице? Хотели бы ещё узнать? Где можете о ней прочитать? ( В атласе- определителе, в детской энциклопедии)

7А ещё в нашем «Книжном рюкзачке» есть два рассказа об этой удивительной птице оляпке. В Бианки « Сумасшедшая птица», И.Соколов-Микитов «Оляпка».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!