СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над формированием и развитием навыков исполнения полифонических произведений

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование различных методов,упражнений для освоения навыков исполнения полифонических произведений.

Просмотр содержимого документа
«Работа над формированием и развитием навыков исполнения полифонических произведений»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. М.ГЛИНКИ г. ВСЕВОЛОЖСК»








Открытый урок

преподавателя фортепиано Стаценко Г.Р.




Специальность в классе фортепиано



Тема урока: «Работа над формированием и развитием навыков исполнения полифонических произведений»


















ноябрь 2022 г.

Преподаватель Стаценко Гельсина Равильевна

Учащийся Шмелев Артем 8 лет

Характеристика учащегося: Шмелев Артем обучается во 2 классе фортепиано по предпрофессиональной программе. Обладает хорошими музыкальными данными. Хорошее чувство ритма, хорошая память, обладает музыкальным слухом, хорошие технические возможности. В работе не всегда внимателен, особенно при изучении нового текста. В работе над деталями не всегда усидчив.


Раздел в образовательной программе: (2 класс)

Раздел 1. Техническое развитие учащихся.

Тема 1.1. Игра мажорных и минорных гамм с одним ключевым знаком в прямом движении двумя руками в две октавы. Подкладывание 1 пальца. Аккорды 3хзвучные отдельно в пройденных тональностях, арпеджио 3х звучные отдельно.

Тема 1.2. Изучение этюдов на разные виды техники (различные виды и варианты фактурных рисунков, знакомство с формой и развитием музыкального материала). Пальцевая активность, ровность, четкая организация опор,координации рук, артикуляция.

Раздел 2. Знакомство с произведениями полифонического типа.

Тема 2.1. Изучение полифонических произведений подголосочного и контрастного типов, на примере народных песен или старинных танцев. Исполнительские задачи: осмысленность, певучесть, постоянный слуховой контроль за голосоведением, линией баса, самостоятельность голосоведения, «правило долгих звуков», контрастность ритма, штрихов, динамики.


Степень сложности: высокая

Форма урока: практическое занятие.

Форма организации урока: индивидуальное занятие

Тема урока:

«Работа над формированием и развитием навыков исполнения полифонических произведений»

Цель урока. Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения. Изучение и развитие технических приемов исполнения полифонических произведений.

Задачи:

Обучающие:

  1. Обучаться умению анализировать средства музыкальной выразительности.

  2. Развивать умение словесного описания музыкального образа.

  3. Усвоение различных способов извлечения в произведениях полифонического склада и пьесах кантиленного характера.

  4. Обучаться навыку использования педали, как одному из средств музыкальной выразительности.

  5. Обучаться при исполнении произведения сохранять музыкальную форму произведения.

Развивающие:

  1. Развитие координации движения.

  2. Развитие внутреннего слуха и полифонического мышления.

  3. Развитие умения ставить и решать задачи.

  4. Развитие образного музыкального мышления, художественного воображения.

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства стиля и формы музыкального произведения, понимания жанра, его назначения.

  2. Пробуждение в ученике интереса, любви к полифонии.

  3. Воспитание у ученика личностных качеств, способствующих развитию исполнительских и творческих навыков, выдержки, воли, характера, чувства личной ответственности.

  4. Приобретение навыков самостоятельности в разучивании музыкальных произведений, усидчивости, собранности и трудолюбия.


Планируемый результат урока:

Овладение и усвоение новыми основными навыками и приемами игры полифонии. Одновременное проведение нескольких голосов и их сочетание в единое целое. Музыкальное, выразительное исполнение Фугетты Павлюченко в характере, соответствующем музыкальному образу, форме и настроению.


Ход урока

  1. Вводная часть (5 минут)

  • Приветствие. Объявление темы урока, объяснение задач урока.

Обращение к учащемуся:… «Большая часть музыки,написанной для фортепиано –полифонична. Насыщенность фортепианной литературы полифонией выдвигает перед исполнителем труднейшую задачу одновременного проведения нескольких голосов и их сочетание в единое целое. Изучение многолосной музыки-основа основ воспитания и обучения пианиста. Одна из главных задач-умение слышать и исполнять многоголосную ткань таким образом, чтобы каждый голос имел свою тембровую окраску, свою фразировку, свое динамическое развитие, но вместе с тем, чтобы сохранялась целостность интерпретации произведения. Умение слышать и исполнять полифоническое произведение связано с воспитанием внутреннего слуха и полифонического мышления».

Преподаватель после объявления темы урока и объяснения задач просит учащегося назвать что означает слово «полифония» и какие виды полифонии он знает. Обучающийся называет 3 основных вида, доступных уже в первые годы обучения:1)-подголосочного склада(народно-песенная, где музыка имеет главный голос и несколько подголосков);2)-контрастная полифония(где основную по выразительности мелодию ведет верхний голос, которому противостоит самостоятельная, но интонационно менее выразительная линия баса. например: менуэт, сарабанда, гавот, бурре и т.д.); 3)-имитационная(которая содержит последовательные проведения в разных голосах одной и той же мелодической линии- темы)

Преподаватель: «Сегодня на уроке мы будем работать над Фугеттой композитора Павлюченко. Эта полифония относится к 3 группе-имитационная. Мы уже знаем, что полифония в переводе с древнегреческого означает многоголосье-одновременное сочетание нескольких мелодических голосов.высшей формой полифонии стала фуга( от латинского слова «БЕГ»)..а что такое фугетта?

Обучающийся называет: фугетта это маленькая фуга.

«Для того чтобы у нас хорошо в дальнейшем получалось исполнять такие произведения, надо развивать мышцы пальцев,а также научиться чередовать и совмещать различные технические и координационные задачи»

Преподаватель предлагает учащемуся исполнить упражнение Ганона.


  1. Основная часть урока (30 минут)

  • Работа над гаммой: а)прямая, расходящаяся, хроматическая, арпеджио, аккорды. б) разными штрихами: правая-легато, левая-нон легато, и наоборот. в) правая-форте, левая-пиано и наоборот. г) правая –пунктирным ритмом, левая-ровными восьмыми и наоборот. (Далее работа проходит в диалоге преподавателя и учащегося, объяснении преподавателем, показом на инструменте.)Читаем стихотворение «Наша Таня громко плачет…» сначала вместе ,затем каноном- один начинает, второй запаздывает. (читается с акцентом на воображаемые сильные доли).И далее следует более сложное задание(для развития внутреннего слуха):1-ю строчку читаем вслух,2-ю про себя(вместе, одновременно).Затем также, но каноном. Концентрация внимания на : ритм, темп,пульсация. Читается и также прорабатывается разными способами новое стихотворение: «Спать пора-уснул бычок, лег в коробку на бочок. Только спать не хочет слон, он слонихе шлет поклон». Следующий этап- обучающемуся предлагается песня «Во поле береза стояла», где помимо ритмических канонических повторений, добавляется и мелодическое слышание, т.е. разная динамика, фразировка, и штрихи. Далее обучающийся исполняет Этюд Черни-ГермерN14 (наизусть).Затем преподаватель предлагает исполнить этюд вместе( на двух фортепиано),каноном. Первое исполнение-запаздывает преподаватель, второе-обучающийся. Преподаватель «Что нужно для четкого исполнения нами этюда в форме канона?»-«Для этого нужна очень хорошая концентрация внимания, умение слышать ,хорошая координация и внутренний слух». В продолжении развития навыков исполнения полифонии, предлагается работа с карточками, т.е. упражнения на фортепиано: ритмические группы.(простукиваются сначала на коленях, затем на разных клавишах)В правой-восьмые, в левой четверти(и наоборот, можно с подтекстовкой «ходим-ходим») ). В правой-триоль, в левой- четверть( и наоборот, подтекстовка «мальчики-девочки»). В правой-шестнадцатые, в левой-четверть (и наоборот, подтекстовка «побежали»)

  • Работа над Фугеттой.

Преподаватель обращается к учащемуся. «Назови произведение, которое ты сейчас исполнишь…? К какому виду полифонии относится наше произведение?» Учащийся отвечает… Преподаватель развивает его ответ…. «Как думаешь, сколько раз проходит тема в полифонии? Каков характер мелодии темы? Веселый, грустный? Какая интонация у темы?

(Я попросила Артема к нашему уроку сочинить слова к мелодии темы.)…Учащийся ответил на все поставленные вопросы, и рассказал слова «Грустная пора, дождик льет с утра…Где-то там за окошком….Грустно всем нам немножко… пришла к нам осень»…преподаватель-Теперь, пожалуйста, исполни произведение.

Исполнение учащимся Фугетты Павлюченко.… Преподаватель обращает внимание на фразировку, проведения темы в голосах, нюансировку. Далее идет подробный разбор фугетты -1ч.появление темы, экспозиция ,имитация.2ч.интермедия-промежуточная игра, с неустойчивыми гармониями ,которая вливается в 3ч.-репризу(возобновление). «Чтобы пьеса получилась ,действительно полифоничной, необходимо понять развитие и внутреннюю жизнь отдельных голосов.Для этого надо выучить каждый голос наизусть».

Дополнения и пояснения преподавателем по теме урока. Музыкальная форма – трехчастность. Тональные изменения. Фразировка. Агогика. Развитие музыкального образа.


  1. Заключительная часть (5 мин)

  • Сравнительный анализ исполнительских навыков и форм , их роль в звучании произведения.

  • Подведение итогов занятия, обсуждение исполнения.

  • Задание на дом.


Методы обучения, используемые на занятии:

cловесный - рассказ, объяснение, беседа;

наглядный - иллюстрация изображений, показ на инструменте;

практический - исполнение на фортепиано, активация внимания и слуха;

анализа, сравнения – анализ выполненных заданий, обобщение усвоенного материала, подведение итогов работы ученика на уроке выставление оценки за работу.

Материально-техническое оснащение кабинета:

Аудитория 12 кв.м.

Стулья 9 шт.

Стол 1 шт.

Фортепиано (акустическое) 2 шт.

Нетбук 1 шт. Ноты


Литература,

использованная преподавателем для подготовки урока:

  • Б.Е.Милич «Воспитание ученика – пианиста», - Москва, «КИФАРА», 2008

  • А.Д. Алексеев « Методика обучения игре на фортепиано» – Москва, «Музыка», 1978

  • Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста» - Москва, Советский композитор, 1989

  • А.Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище», - Москва, «Классика – XXI», 2009


Литература,

рекомендованная учащемуся:

  • В.Васина –Гроссман «Первая книжка о музыке» , Москва, изд.»Музыка», серия «Школьная библиотека», 1976.

  • Электронная книга «Волшебный мир музыки» (для детей и родителей) - стихи, рассказы, высказывания о музыке и ее роли в нашей жизни.

Сайт - www.dobrieskazki.ru



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!