СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над гаммами с учащимися младших классов специального фортепиано

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая над каждым видом гаммового комплекса, необходимо ставить перед учеником звуковые и динамические задачи. Гаммы, аккорды и арпеджио к верхним звукам необходимо играть на crescendo и постепенно затихать на движении в низ. Каждый вид стараться играть с художественной окраской. Так гамму можно сыграть мощно, звучно или "пропеть", как на виолончели или флейте. Короткое арпеджио играть лёгким весёлым звучанием. Аккорды исполнить глубоко, торжественно или звонко, коротко, почти стаккато. Творческий подход к гаммам оживляют работу над ними, и готовит к звуковым задачам для будущих произведений.

Просмотр содержимого документа
«Работа над гаммами с учащимися младших классов специального фортепиано»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №10»











"Работа над гаммами с учащимися

младших классов

специального фортепиано"


Доклад











Подготовила преподаватель:

Лихвар З.А.







Брянск 2016

Художественные и пианистические способности должны развиваться в комплексе. Исполнительское мастерство подразумевает хорошую техническую подготовку. Для пианистов её наработка обязательно включает в себя разнообразные виды упражнений, гамм, арпеджио, аккордов, всё то, что входит в гаммовый комплекс. Освоив его технические формулы, ребёнку намного легче будет работать с нотным текстом, что ускорит процесс разучивания музыкальных произведений, в особенности классических, фактурные пассажи которых включают в себя все виды гаммового комплекса.

С первого класса необходимо начинать отработку гаммообразных приемов. Сюда сначала входит ряд подготовительных упражнений. Отработав легато по 2-3 звука, постепенно доходим до пяти пальцевой позиции. Целесообразно её начинать от звуков ми – фа# – соль# – ля# – си. Российский педагог и пианист Лев Оборин говорил: "Естественнее всего рука себя чувствует, когда первый и пятый пальцы лежат на белых клавишах, а второй, третий, четвёртый – на чёрных". Эта позиция, рекомендованная в своё время ещё Ф. Шопеном, наиболее практична для выработки естественной постановки руки. Освоив её, можно переходить к менее удобным позициям. Действительно, 2-3-4 пальцы, лежащие на черных клавишах, образуют естественный купол (пальцы слегка закруглены), а 1 и 5 опущены на белые клавиши. Пальцы привыкают быть на середине клавиатуры, запястья при такой позиции держится на естественной высоте. Во время исполнения легато необходимо достигать ровности звучания. В медленном темпе нужно следить за плавностью переступания каждого пальца, передавая при этом вес руки в кончик пальца. В более подвижном темпе необходимо включить кистевое движение и помощь предплечья к пятому и первому пальцам, отслеживая чтобы не играющие пальцы не напрягались, а шли за играющими.


При игре гамм большое значение имеет подкладывание первого пальца, поэтому необходимо предварительно освоить упражнение на развитие его гибкости и самостоятельности. Первое упражнение делаем без рояля. Нужно перевернуть ладонь вверх и медленно без рывков вести первый палец к пятому, затем также медленно и плавно отвести его обратно. На инструменте упражнение на подкладывание первого пальца лучше начинать с использованием чёрных клавиш (хроматический ход) от ноты "фа" до ноты "си" правой рукой, а левой рукой в другую сторону. Чёрные клавиши сначала берём вторым пальцем, затем третьим, а потом четвертым. В этом упражнении первый палец, берущий белые клавиши, удобно ставить достаточно высоко (обязательно округлый в ладонь), и после чёрной клавиши для него достаточно пространства, чтобы его подложить. Затем следует отработка перекладывания кисти через первый палец, что сделать гораздо легче.

Отрабатывая выше описанные упражнения, ребёнок к тому времени ознакомлен с тоном и полутоном и вполне может начинать строить гаммы по тетрахордам. Первые четыре звука играют левой рукой, затем следующие четыре звука продолжает играть правой рукой. Рассмотрев по гамме до мажору, что каждый тетрахорд строиться как тон-тон-полутон, по этой схеме он может строить и последующие гаммы, которые он находит, поднимаясь от тоники предыдущей гаммы на квинту (пять ступенек) вверх. Соединение тетрахордов ребёнок подбирает по слуху. Так в игровой форме он знакомиться с квинтовым кругом мажорных тональностей.

Педагог В.В. Листова считает, что ученик на первом году обучения должен пройти те гаммы, которые встречаются в его произведениях, конечно понимание ребёнка более доступны тональности с наименьшим количеством знаков, тем более руки ребёнка отработали предлагаемые выше упражнения и вполне готовы к исполнению до мажорной гаммы.

Знакомим ученика с позиционной аппликатурой каждой руки. Играя гаммы, очень важно, чтобы он учился видеть вперёд переход из одной позиции в другую. Легато необходимо играть ровным звучанием без толчков, первый палец подкладывать незаметно. В дальнейшем группировать гамму по четыре звука и учиться играть с динамическим развитием.

Короткие арпеджио в первом классе начинают осваивать трёхзвучными, подготовленные трехзвучным аккордом. При игре короткого арпеджио после каждого элемента ребёнку следует сначала снимать руку, чтобы предупредить зажим руки, а затем всё объединить. Кисть проделывает волнообразные движения, начиная приподниматься на втором звуке и снова опускаться к первому пальцу. При движении к пятому пальцу в медленном темпе кисть и вся рука в целом слегка к нему поворачивается. На трёхзвучном арпеджио не следует долго задерживаться, так как в музыкальной литературе чаще используются четырёхзвучные. Здесь необходимо уделить большое внимание изучению аппликатуры, чтобы её выучить нужно ребёнку её донести доступно и без системы здесь не обойтись. В мажорных коротких арпеджио правая рука во всех тональностях пользуется одной и той же аппликатурой: 3 – 4 – 4, а в левой руке возникает два варианта пальцев: по правилу 3 – 4 – 3, а в исключении, куда входят три тональности (до, соль, фа мажоры), где в первой группе берётся четвертый палец. В коротких минорных арпеджио наоборот возникает изменение в аппликатуре правой руки. Правило: правая рука 3-4-3 , левая рука 4-4-3.

В третьей группе правой руки в ля, ми, ре-миноре нужно брать четвертый палец. Ученику нужно соотнести сочетание пальцев обеих рук, определить в какой группе одинаковые пальцы, а где разные и акцентировать внимание на отслеживании четвертого пальца в группе, где разные пальцы. Тщательное отношение к аппликатуре должно быть воспитано с младших классов.

Когда ребёнок начинает учиться играть короткое арпеджио в подвижном темпе, для этого хорошо сначала поучить упражнение с остановками на пятом пальце, чтобы быстро осмыслить аппликатуру следующей группы и затем вновь начать движение.

Арпеджио ломанное играются на волнообразном движении предплечья, пальцы при этом самостоятельных движений почти не делают, составляя единое целое с ладонью, все четыре звука объединяются линейным звучанием, на одном дыхании.

Длинное арпеджио можно проходить в третьем классе. Хочется процитировать слова Г. Нейгауза об исполнении этого вида арпеджио:

"… гибкость и предусмотрительность, а так же полная равномерность движения", но чтобы образовалась необходимая текуче-мелодическая линия, опять появляется проблема подкладывания первого пальца. Здесь снова не обойтись без вспомогательных упражнений. К примеру, если взять до мажор, то в правой руке нужно поиграть вверх и обратно звуки соль (3) – до (1) – ми (2) (в скобках показана аппликатура). Через первый палец происходит быстрый перенос кисти. Такое же упражнение с переносом через первого палец поучить и с левой рукой: соль (2) – до (1) – ми (3)

Чтобы первый палец хорошо дотягивался после третьего или четвертого пальцев, хорошо выполнить следующие упражнения: играть правой рукой вверх и вниз до (1) – соль (3) – до (1), а левой рукой играть до (1) – ми (4) – до (1). Получается поворот 1 пальца в обоих направлениях.

Играя длинные арпеджио в медленном темпе, мы дотягиваемся до первого пальца, а в подвижном темпе происходит быстрый позиционный перенос руки. Чтобы добиться ровности звучания мелодической линии, необходимо поиграть арпеджио с акцентами на разных звуках и в конечном итоге прийти к группировке по четыре звука, делая лёгкий акцент на первом из них.

Важную роль в аккордах играют первый и пятый пальцы, как сводообразующие, поэтому, полезно, сначала поиграть квинты и сексты (следить за положением локтя в сторону) с последующим заполнением их средним звуком. При взятии трёхзвучного аккорда нужно добиваться одновременности звучания и ровности всех звуков. Сам аккорд следует играть "в инструмент", включая в игру вес всей руки, работать над хватательной активностью пальцев в момент взятия аккорда, а в конце его звучания снять с помощью локтя, освобождая руку. Ещё очень важный момент. Чтобы избежать зажатости, играя в медленном темпе необходимо после снятия руки кисть освобождать, т.е. пальцы слегка собрать, а перед взятием нового аккорда их вновь раскрыть. В быстром темпе уже некогда будет собирать пальцы, но навык освобождения руки уже останется.

Хорошо поиграть упражнение на проработку каждого звука в аккорде. Взяв аккорд, повторить несколько раз нижний звук, в другой раз средний, а затем и верхний. Это упражнение помогает развивать независимость пальцев, крепость свода и точность взятия клавиши.

Необходимо заметить, что в аккордах важно звучание пятого пальца. Для правой руки – это голосообразующий, а для левой – как бас, фундамент. Поэтому необходимо слухом всегда контролировать его звучание.

В заключении хочется напомнить, что работая над каждым видом гаммового комплекса, необходимо ставить перед учеником звуковые и динамические задачи. Гаммы, аккорды и арпеджио к верхним звукам необходимо играть на crescendo и постепенно затихать на движении в низ. Каждый вид стараться играть с художественной окраской. Так гамму можно сыграть мощно, звучно или "пропеть", как на виолончели или флейте. Короткое арпеджио играть лёгким весёлым звучанием. Аккорды исполнить глубоко, торжественно или звонко, коротко, почти стаккато. Творческий подход к гаммам оживляют работу над ними, и готовит к звуковым задачам для будущих произведений.








Библиографический список

1. Корыхалова, Н.П. Играем гаммы: учеб. пособие / Н.П. Корыхалова. – М.: Музыка, 1995. – 75 с., нот.

2. Макуренкова, Е.П. О педагогике В.В. Листовой / Е.П. Макуренкова. – М.: Музыка, 1971. – 86 с., нот.

3. Ершова, О.Е. Работа над гаммами – необходимая составная часть обучения маленьких пианистов в детских музыкальных школах / О.Е. Ершова // Обучение в классе фортепиано ДМШ и ДШИ. Сборник статей / Сост. А.И. Веселова. – СПб.: Союз художников, 2013. – С. 8-15.

4. Оборин, Л.Н. Статьи. Воспоминания / Л.Н. Оборин. – М.: Музыка, 1977. – 224 с.

5. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г.Г. Нейгауз. – 6-е изд. – М.: Классика-XXI, 1999. – 232 с.