СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над гаммами

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над гаммами»

…те, у кого общая техника в хорошем

состояния, гораздо быстрее технически,

разучивают пьесы и этюды, чем те, у

кого общая техника не в порядке».

С.М. Майкапар2


В процессе обучения игре на рояле, педагог, как правило, стремится к

гармоничному развитию музыкальных и технических навыков. В узком

смысле слова, в понятие «техника» входит: скорость, пальцевая беглость,

четкость, ловкость, точность пальцевой работы, умение играть чисто и т.д.

Развиваются все эти качества при постоянной работе над гаммами,

аккордами, арпеджио и упражнениями. При этом следует обратить внимание

не на количество пройденных гамм, а на качество их исполнения, точного соблюдения установленной аппликатуры, ровности и певучести звучания, устойчивого ритма, пальцевой беглости.

Для достижения технического развития необходимо вырабатывать технические и слуховые навыки. Техническое мастерство ученика достигается при регулярной работе над гаммами, упражнениями и этюдами. Но все ученики играют гаммы без интереса, поэтому преподавателю необходимо заинтересовать учеников, применяя при разучивании гамм разнообразные приемы, а главное донести смысл о необходимости изучения гамм и упражнений.

Слово «гамма» это название третьей буквы греческого алфавита. Так назвал звукоряд Гвидо Д,Аренццо, музыкант 11 века, он и нотам дал названия. Кроме русского языка, слово «гамма» употребляется во французском (датте); в других же европейских языках используется слово «лестница». В русских трудах вплоть до начала XIX века фигурируют слова «лестница» или «лествица» (также «музыкальная лестница» или «лестница тонов»).Начало

изучению гамм, аккордов и арпеджио стало обязательным при обучении игре на клавикорде. Гаммы приобрели популярность из-за 1 пальца. Сначала при занятии на клавире, музыканты не пользовались 1 пальцем. Постепенно стали вводить 1 палец, и заметили, что это приводит к подвижности и гибкости.

«Гаммы одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и даже опытному искусному исполнителю», - замечает К.Черни

«Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман.

 Современная русская педагогика рассматривала гаммы и упражнения как важное и эффективное средство для технического развития ученика.

Гаммой называется последовательность звуков (ступеней) лада, расположенных, начиная от основного тона в восходящем или нисходящем порядке со строго определенными интервалами между соседними звуками.

.Польза от изучения гамм очень велика. Изучение гамм позволяет:

- во-первых, овладеть основными формулами фортепианной техники;

- во-вторых, познакомиться с ладо-тональной системой, освоить кварто-квинтовый круг всех диезных и бемольных тональностей;

- в-третьих, помогают ученику научиться слышать и вести двухголосные пассажи;

- в-четвёртых, помогают ученику выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость.

- в-пятых, игра гамм помогает выработке аппликатурной дисциплины ученика.

В фортепианной педагогике относились к гаммам по-разному. Был период, когда работа над гаммами была сведена на нет, а при работе над произведениями классиков и романтиков музыканты вынуждены были учить пассажи заново каждый раз, а те музыканты, кто учил гаммы с детства справлялись с пассажами легко. Владение гаммами представляет собой, по выражению Листа, тот «ключ», владение которым открывает путь к любому музыкальному произведению. Особенно широко гаммы и арпеджио используются в классическом стиле - в музыке Гайдна, Моцарта, Бетховена

Основное техническое требование к игре гамм--- legato – это погружение веса всей руки от плеча через палец в клавишу.

. Ровность при игре гамм зависит от legato внутри позиции и подкладывания первого пальца. Часто при игре гамм приходится сталкиваться с тряской запястья. Чтобы этого избежать, усвоение приема legato у учеников в начальный период обучения должно проходить постепенно, начиная с двух нот с дальнейшим добавлением, доходя до пяти пальцевой позиции.

Здесь необходимо приучить ученика к хорошему контакту с клавиатурой. Нажим пальца в клавишу должен проходить без толчка. Передача веса из пальца в палец должна проходить методом плавного переступания с пальца на палец. Кисть движется за звуком. При этом необходимо следить, чтобы пальцы, которые не играют не напрягались, не оттопыривались, а двигались за играющими. Кисть должна быть все время собранной. Таким образом, кисть и предплечье при игре звуков в одной позиции делают как бы вспомогательное объединяющее движение. Необходимо следить, чтобы весь пианистический аппарат ученика должен быть свободен.

В работе над гаммами для начинающего ученика нередко представляет известную трудность подкладывание первого пальца.

Как же правильно произвести подкладывание?

«Первый палец (при игре правой рукой вверх), едва он отыграл, надо сразу же начать подводить к клавише, которую ему следует взять. Локоть и плечевая часть руки при этом отводятся вправо, а кисть постепенно и мягко чуть-чуть приподнимается и одновременно немного поворачивается (также по ходу движения) так, что пальцы как бы слегка наклоняются в указанном направлении. Затем, в момент подкладывания, кисть немного опускается. Так, в пределах октавы, кисть проделывает два волнообразных объединяющих движения. (Корыхалова Н. «Играем гаммы»)

Замечу что, первый палец не должен быть опущен слишком низко (лежать на клавише). «Лежащий первый палец, - замечает Л. Оборин, - неловок, неуклюж в движениях и более напряжён, чем «высокий» первый палец Играющий опирается на третий палец и затем как бы соскальзывает на лёгкий и высокий первый палец” (Оборин Л.Н. Статьи. Воспоминания).

Можно добавить, что этот палец ударяет по клавишам не вертикально, а косым, боковым движением. Можно учиться ребенка подводить первый палец под ладонь сначала и без инструмента, перевернув его руку ладонью вверх и медленно, без толчков, ведя первый палец к пятому, а затем так же медленно и плавно отводя его обратно.

Важно отметить, что сам термин «подкладывание» не слишком удачен, он вызывает представление о пальце, который кладется на клавишу. Рука при этом падает на клавиатуру, а запястье «ныряет».

Г. Нейгауз предлагает понятие «подкладывания первого пальца под руку” заменить более жизнеспособным и натуральным понятием «перекладывания руки через первый палец». И, действительно, психологически легче перенести руку через первый палец, чем подложить его под ладонь.

Существует множество упражнений на подкладывание и перекладывание пальцев.

Вот только некоторые из них.

А вот еще способ: играеть любую гамму аппликатурой 1-2-1-2-1-2 п. или 1-3-1-3-1-3 п, или 1-4-1-4-1-4 п.

Полезно также играть гаммы, которые начинаются с первого пальца, в одну октаву, но заканчивать не пятым, а первым пальцем.

Или - вычленять в звукоряде гаммы лишь те звуки, на которые приходится подкладывание: 



Отличным тренировочным материалом для освоения подкладывания может служить одна из «новых формул» В. Сафонова. Взяв традиционное пятипальцевое упражнение, Сафонов предлагает играть его не всеми пальцами подряд, а последовательно перемещая большой палец: Цель такого упражнения - достичь независимости пальцев и их координации, т.е. левой и наоборот», а главное – «выработать полнейшую свободу» в сочетании первого пальца с другими пальцами, иными словами, научиться осуществлять подкладывание и перекладывание.

Техническое развитие должно быть связано с музыкальным развитием

Величайшую ошибку совершает тот, кто отрывает технику от содержания

музыкального произведения». (К. Игумнов)

Умение слушать и слышать свое исполнение и своевременно корректировать художественно-звуковую и техническую стороны игры – это способность, нуждающаяся в развитии с первых же шагов обучения.

Генрих Нейгауз справедливо писал, что «чем больше уверенность музыкальная, тем меньше будет неуверенность техническая» (Г.Нейгауз. «Об искусстве фортепианной игры»). Идти от слуха к движению, а не наоборот - этот тезис приобретает с течением времени все больше приверженцев и пропагандистов. Очень важно, чтобы гамма стала для ученика материалом для художественного развития.

«когда дремлет голова, дремлют и пальцы»

Вот здесь на первое место выступают:

-звуковые (артикуляционные),

-динамические,

-ритмические,

-тембровые задачи.

Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к их игре, занимают ребят и стимулируют их занятия гаммами.

Задача педагога состоит в том, чтобы научить ученика любить играть гаммы. «...Не просто сыграть гамму правильными пальцами, а сыграть ее так чтобы она вызывала эстетическое удовольствии» (Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой»). Звуковые (артикуляционные) способы работы над гаммой

Вот  некоторые способы. которые я использую в работе с учениками:

1. Проиграть гамму на forte, в умеренном темпе, приемом portamento. Задача - добиться  глубокого, сочного, мягкого, благородного звука.

2.  Проиграть - «пропеть» гамму так, как если бы ее играли скрипач или виолончелист, штрихом legatissimo, с волнообразной динамикой.

3. Исполнить гамму серебристым, прозрачным и легким звуком с постепенным diminuendo к концу.

4. Проиграть гамму piano. Играя гамму piano, важно не «шептать», не «прятаться». По выражению Н.Перельмана "пиано должно быть слышно и в сотом ряду зала".

5.  Проиграть гамму кистевым staccato. Здесь поможет верное движение: отскок кисти с одновременной опорой и отталкиванием от клавиши.

6. Проиграть гамму пальцевым staccato. Движение: цепким кончиком пальца мы как бы "царапаем» клавиши, делая активное, резкое движение пальца под ладонь.

7.Можно проучить гаммы  различными штрихами: правая lеgato, левая staccato и наоборот.

  Играя гаммы  такими способами, мы можем рассматривать партии обеих рук как два голоса, самостоятельно ведущие свои мелодические линии, которые могут не совпадать ритмически, артикуляционно и динамически, и которые нужно провести ясно и выразительно. И это будет уже решением задач развития полифонического слуха и мышления.

Хорошо зарекомендовали себя динамические способы работы над гаммой

 Русские педагоги Т. Лешетицкий, В. Сафонов и другие рекомендовали играть гаммы с различной нюансировкой, добиваясь от ученика ровного, постепенного  crescendo и diminuendo в пределе от рр до f (не допуская, однако, чрезмерной силы удара, вызывающей напряжения руки), или играть гамму одной рукой – рр, а другой – f. Вот некоторые варианты:

1. Играть гамму "звуковысотной  динамикой": вверх сгеscendo - вниз diminuendo.

  Здесь ученики сами могут придумать образное сравнение. Например: «мы забираемся на гору». Задача: при подходе к «вершине» гаммы играть становится труднее, учащиеся затрачивают большие силы и энергии, что ведет к большому напряжению и нажиму руки на клавиатуру, к более глубокому погружению пальцев в клавиши.

2. Проиграть гамму вверх diminuendo, вниз сгеscendo и наоборот.

3. Проиграть гамму левой рукой на piano, правой рукой на forte и наоборот.

4. Более сложный способ - проиграть гамму вверх левой рукой на сгеscendo. а правой на  diminuendo, вниз правой рукой на сгеscendo. а левой на  diminuendo,

       Интересно высказывание М. Лонг о значении левой руки: «... Исполняя гаммы, не забывайте – левая рука должна быть ведущей. Именно левая рука должна увлекать за собой правую руку: в противном случае левая рука будет отставать. В гаммах левой руке принадлежит ритмический приоритет. Левая рука – «регент хора», как говорил Ф.Шопен».

 

Наряду с артикуляционными, динамическими вариантами при работе над гаммами большую пользу дает изучение различными ритмическими вариантами.

•         Играем гамму в пунктирном ритме:  

•         Играем дуолями с акцентом на первом звуке и на втором:

 

 

•        Играем, чередуя 2 звука быстро-2 звука медленно и наоборот:

 

Эти виды рекомендуется играть с акцентами. Акценты берутся все время различными пальцами, что развивает их активность и координацию движений. Акцент делается не рукой, а только пальцем. Здесь нужна активная работа сознания и хорошая связь между слухом и движением. При игре учащийся должен внимательно следить за тем, чтобы акценты, взятые разными пальцами, звучали одинаково. Впервые разучивая гамму такими способами полезно сделать подтекстовку.

•        Играем триолями на слог «му-зы-ка»;

 

•         Играем квартолями на слог «я иг-ра-ю»;

 

•         Играем секстолями на 3 октавы на слог «я си-жу иг-ра-ю»;

 

•         Играем 3 быстро - 3 медленно и наоборот; 

•         Играем 4 быстро - 4 медленно и наоборот; 

•         Играем секстолями 6 быстро - 6 медленно и наоборот; 

Увеличивая количество звуков в ритмической группе, исполняемых легкой рукой после акцента, ученики стремятся к более быстрому темпу. Это служит одним из этапов в подготовке к игре в быстром темпе.

•         Исполнение гаммы с остановками на тонике. Гамму играем быстро и легко с остановками на первых нотах каждой октавы. На Тонике мгновенно освобождаем руку, как бы «взлетая» вверх запястьем, но не отрывая пальцев от клавиши, и спокойно опускаемся в исходное положение. На остановках сознание готовится к новым «перебежкам», думаем об аппликатуре, направляем движение рук.

•         Играем с остановками на тонике через 2 октавы.

12 . Играем с остановками на тонике через 4 октавы.



И еще, с каждым последующим проигрыванием должно происходить улучшение качества исполнения гамм. И этому надо научить ребенка, слушать себя, свое исполнение, уметь сравнивать игру.

При работе над темпом есть главное условие. Темп при работе над гаммами должен браться тот, в котором все прослушивается и получается.

В процессе работы, постепенно темп надо увеличивать, стремиться к более быстрому темпу. Однако, ученикам надо объяснить, что быстрый темп – это не предельный, а тот, в котором все гладко получается. Вся работа над гаммами все время должна вестись под чутким слуховым контролем.

3. Исполнить гамму серебристым, прозрачным и легким звуком с постепенным diminuendo к концу.

4. Проиграть гамму piano. Играя гамму piano, важно не «шептать», не «прятаться». По выражению Н.Перельмана "пиано должно быть слышно и в сотом ряду зала".

5. Проиграть гамму кистевым staccato. Здесь поможет верное движение: отскок кисти с одновременной опорой и отталкиванием от клавиши.

6. Проиграть гамму пальцевым staccato. Движение: цепким кончиком пальца мы как бы "царапаем» клавиши, делая активное, резкое движение пальца под ладонь.

7.Можно проучить гаммы различными штрихами: правая lеgato, левая staccato и наоборот.

Играя гаммы такими способами, мы можем рассматривать партии обеих рук как два голоса, самостоятельно ведущие свои мелодические линии, которые могут не совпадать ритмически, артикуляционно и динамически, и которые нужно провести ясно и выразительно. И это будет уже решением задач развития полифонического слуха и мышления.

Динамические способы работы над гаммой



Русские педагоги Т. Лешетицкий, В. Сафонов и другие рекомендовали играть гаммы с различной нюансировкой, добиваясь от ученика ровного, постепенного crescendo и diminuendo в пределе от рр до f (не допуская, однако, чрезмерной силы удара, вызывающей напряжения руки), или играть гамму одной рукой – рр, а другой – f. Вот некоторые варианты:

1. Играть гамму "звуковысотной динамикой": вверх сгеscendo - вниз diminuendo.

Здесь ученики сами могут придумать образное сравнение. Например: «мы забираемся на гору». Задача: при подходе к «вершине» гаммы играть становится труднее, учащиеся затрачивают большие силы и энергии, что ведет к большому напряжению и нажиму руки на клавиатуру, к более глубокому погружению пальцев в клавиши.

2. Проиграть гамму вверх diminuendo, вниз сгеscendo и наоборот.

3. Проиграть гамму левой рукой на piano, правой рукой на forte и наоборот.

4. Более сложный способ - проиграть гамму вверх левой рукой на сгеscendo. а правой на diminuendo, вниз правой рукой на сгеscendo. а левой на diminuendo,

Эти виды рекомендуется играть с акцентами. Акценты берутся все время различными пальцами, что развивает их активность и координацию движений. Акцент делается не рукой, а только пальцем. Здесь нужна активная работа сознания и хорошая связь между слухом и движением. При игре учащийся должен внимательно следить за тем, чтобы акценты, взятые разными пальцами, звучали одинаково. Впервые разучивая гамму такими способами полезно сделать подтекстовку



Увеличивая количество звуков в ритмической группе, исполняемых легкой рукой после акцента, ученики стремятся к более быстрому темпу. Это служит одним из этапов в подготовке к игре в быстром темпе.

  • Исполнение гаммы с остановками на тонике. Гамму играем быстро и легко с остановками на первых нотах каждой октавы. На Тонике мгновенно освобождаем руку, как бы «взлетая» вверх запястьем, но не отрывая пальцев от клавиши, и спокойно опускаемся в исходное положение. На остановках сознание готовится к новым «перебежкам», думаем об аппликатуре, направляем движение рук.

  • Играем с остановками на тонике через 2 октавы.

Играем с остановками на тонике через 4 октавы.

Ниже приведена небольшая таблица обозначений характера исполнения произведений. Стоит предложить учащемуся поиграть гаммы в данных характерах. Пусть в данном случае сам ученик выберет штрихи, темп, динамику.



Итальянские термины

Их значение

Итальянские термины

Их значение

Amoroso

Animato

Appassionato

Brillante

Burlesco

Con dolore

Con brio

Dolce

С любовью, нежно

Воодушевленно

Страстно

Блестяще

Насмешливо

С грустью

С жаром

Нежно

Con anima

Deciso

Grazioso

Misterioso

Sherzoso

Morendo

Semplice

Capriccioso

С воодушевлением

Решительно

Грациозно

Таинственно

Шутливо

Замирая

Просто

Капризно



Играть гаммы можно и в ансамбле с педагогом или с другим учеником, тем самым развивать ансамблевый слух. Очень хорошо, если в кабинете для занятий имеется два фортепиано. Задача ученика сводится здесь к тому, чтобы вслушиваться в синхронность звучания и учиться вступать вовремя.

1. Играем гаммы в ансамбле с динамикой. Ученик играет вверх сгеscendo - вниз diminuendo, преподаватель наоборот вверх diminuendo-вниз сгеscendo.

Задача ученика состоит в том, чтобы услышать динамику звучания свою и партнера.

2. Играем гаммы в ансамбле противоположными с партнером штрихами. Например: педагог legato-ученик staccato.

3.Очень увлекательно упражнение «Поймай меня». Педагог начинает играть гамму, ученик вслушивается и вступает со второй октавы («ловит» педагога), 2-я октава играется в ансамбле, 3-ю педагог играет один. Ученик вступает на 4 и т.д. Последнюю октаву заканчивают вместе.

4. Игра гамм в интервалах. Педагог начинает гамму с тоники. Ученик ждет наступление терцового звука и вступает в игру с тоники. Звучит гамма в терцию. Таким способом можно играть гамму в любом интервальном соотношении.

Параллельно разучиванию гамм с конца 1го класса можно приступить к освоению аккордов трезвучий с обращениями из трех звуков, а в дальнейшем, по мере физического роста рук, из четырех звуков. Аккорды исполнять без «шлепка» руки по клавишам. Пальцы как бы образуют

«форму» исполняемого аккорда и погружаются в клавиатуру, хорошо ощущая опору кончиков пальцев. Используется вся рука от плеча, с ощущением «крыла». Звучание аккорда плотное, протяжное, не крикливое, ст

ройное в плане ансамбля. Запястье «рессорящее». Аккорд следует «взять» пальцами (как все, что мы берем в руку).

Начинать работу над аккордом надо в отдельности, надо в отдельности, взяв сначала один звук, потом прибавить последовательно 2й и 3й звуки. Для развития слуха и укрепления слабых пальцев и для ощущения веса опоры пальцев, которые в медленном темпе «брали» клавиши, а в быстром «хватают» их.

КОРОТКОЕ АРПЕДЖИО

Ознакомление с ним происходит после того, как ученик освоил игру аккордов. Здесь так же используется сначала арпеджио из 3х, затем 4хзвуков.По сравнению с гаммами арпеджио требует большего растяжения пальцев, гибкости кисти, лучшей ориентации на клавиатуре, поэтому изучение их каждой рукой отдельно, по началу занимает большой срок. Важное значение имеет работа 1 го пальца, который направляет движение руки в пределах октавы, как бы «забирает» ее ко 2му пальцами. Обязательно

«собирание» пальцев к концу мотивов. Налаживается это движение сначала

на каждом элементе арпеджио отдельно.

Каждое обращение арпеджио играть по 2 раза.

В самом начале работы над коротким арпеджио, изучение его

целесообразнее начать правой рукой вверх, а левой вниз, каждой рукой

отдельно.

После освоения четырехнотного короткого арпеджио, его можно

исполнять в трехдольном размере. Этот ритмический вариант обеспечивает

большую плавность игры, помогает избежать неизменного акцента первым

пальцем в каждом звене арпеджио.

Аппликатура коротких арпеджио трудно запоминается, однако без

тщательного ее изучения ученики будут постоянно менять пальцовку,

привыкая к небрежности.

ЛОМАНЫЕ АРПЕДЖИО

трезвучий начинают осваивать в 3-4 классе. Они требуют использования боковых движения кисти в сочетании с плавным движением всей руки вдоль клавиатуры, первый палец при этом «забирать» ко второму.

В каждом звене арпеджио рука идет по рисунку мелодии к 5му пальцу

с опорой на него. Этот же вариант можно играть «схватывая» последнюю

ноту в кулак движением руки вверх, или наружу (супинация)

ДЛИННОЕ АРПЕДЖИО

Можно начинать играть во 2-3 классах. Проблема подвижности первого

пальца, гибкости кисти еще сложнее, чем в гаммах. Поначалу диапазон

исполнения такого арпеджио будет составлять две октавы

При игре упражнений первый палец заранее отводится под ладонь;

локоть не прижат, но и «не помогает» усиленно этому подкладыванию, кисть

гибко и свободно движется в необходимую сторону. Длинное арпеджио в

медленном темпе стоит играть, певучим звуком, пальцы цепкие, «берущие

звук». В этом случае рука перемещается с позиции на позицию с ощущением единой линии («рука ведет линию»), не подскакивая вверх при окончании

одной позиции и переходе на следующую. Динамические оттенки, а также

исполнение арпеджио на 4/4 способствуют целостности звучания.В 4

-м классе длинное арпеджио можно играть в противоположном движении.

Не позднее 5-6 классов стоит обратиться к игре длинных арпеджио

септаккордов (сначала уменьшенных). Способные учащиеся должны

исполнять аккорды и арпеджио от одной ноты в шести видах: трезвучие

мажорное и минорное; квартсекстаккорд мажорный и минорный. Можно к

этим видам прибавить доминант септаккорд с его обращениями и уменьшенный септаккорд.




Заключение

«Хорошо сыгранная гамма - поистине прекрасная вещь, - говорил Иосиф Гофман, - только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы - это одна из самых трудных вещей в фортепианной игре…» (Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961. с.85).

Изучение гамм на всех ступенях музыкального образования способно принести огромную пользу для технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре.

Но и тогда, когда период ученичества остается позади без систематической разработки этой поистине золотой жилы не может обойтись ни один пианист.

И, в заключении, хотелось бы привести небольшой отрывок из письма К. Черни своей ученице из книги Сергея Айзенштейна «Учитель музыки. Жизнь и творчество Карла Черни»

«...Вы живете в такое время, когда музыка становится истинным благородным и возвышенным наслаждением, когда беспрерывно появляющиеся новые и прекрасные сочинения дают Вам понятие о богатстве и разнообразии музыкального искусства.

Но за всем тем прошу Вас, не забывайте упражнений для пальцев и продолжайте повторять с равным прилежанием гаммы во всех звукоизмерениях. Польза этих вспомогательных средств беспредельна; в особенности же диатонические и хроматические гаммы имеют некоторые свойства, изучение которых необходимо даже для самого искусного артиста».

Список используемой литературы.

1) Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. –

М.: Госмузиздат, 1961.

2) Корыхалова Н. Играем гаммы. - М.: Музыка, 1995.

3) Макуренкова Е. О педагогике В.В. Листовой. - М.: Музыка, 1971.

4) Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на

фортепиано. - М.: Музыка, 1977.

5) Мильштейн Я. Очерки о Шопене. - М.: Музыка, 1987.

6) Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - Киев: Музыкальная Украина,

1977.

7) Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988.

8) Николаев Л. Статьи и воспоминание современников. Письма к 100 - летию

со дня рождения. - Л..: Сов. композитор, 1979.

9) Очерки по методике обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1955.

10) Савшинский С. Пианист и его работа. -Л.: Сов. композитор, 1989.

11) Тимакин Е. Навыки координации в развитии. - М.: Сов. композитор, 1987.

12) Тимакин Е. Воспитание пианиста. - М.: Сов. композитор, 1989.

13) Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М.: Музыка, 1977.

14) Шмидт - Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. -

Л.: Музыка, 1985.