ОАУ ДО «Чаплыгинская ДШИ»
Методическая разработка
РАБОТА НАД КАНТИЛЕНОЙ В СТАРШИХ
КЛАССАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
преподаватель по классу фортепиано
Свиридова Марина Владимировна
Липецкая область, г. Чаплыгин
2021 г.
Кантилена происходит от итальянского слова «канта» - пение. На фортепианном языке означает – умение петь на инструменте. Работая над кантиленой, мы, прежде всего, сводим свою работу к мелодии, звуку. При работе, важно чтобы ученик слышал интонационность музыкальной речи, её смысл, выразительность, характер. От умения передать этот смысл музыкальной речи, зависит содержательность исполнения.
В работе над произведением больше половины времени педагог тратит на работу над звуком. С начинающими мы не стараемся достичь полноты звука, так как это опасно по отношению к детям, Гольденвейзер говорил: «Детям свойственно играть слабым звуком, как им свойственно говорить детским голосом».
Педагог должен учитывать диапазон силы звука и не допускать напряженных движений ради усиления звучания. Со старшими учащимися мы, педагоги, ставим более сложные задачи звукоизвлечения.
Работа над звуком – самая трудная работа, так как тесно связана со слуховыми и душевными качествами ученика. Очень важно разобраться в градации звука самому ученику. Опуская клавишу слишком медленно и тихо, он получает «нуль» - это ещё не звук, если наоборот, он опустит руку на клавишу слишком быстро и крепко – получится стук - это уже не звук, «еще не звук» и «уже не звук» - вот что важно испытывать ученику. Надо заострить внимание ученика на игре самостоятельными пальцами или, как мы называем, приготовленными, ибо при этом ощущении он диктует руке ту силу звука, которая необходима.
Когда требуется теплый, проникновенный звук, надо играть близко к клавишам, а для открытого звука нужно использовать всю амплитуду размаха пальцев и рук.
Длинные ноты, которые должны звучать дольше, необходимо брать сильнее. Надо следить, что бы первый палец, например, в октавах правой руки не преобладал над пятым. Задача педагога – научить слышать себя со стороны. Ученик должен стремиться к «полному, мягкому, певучему звуку», во вторых, к максимальному разнообразию звуковых красок.
Основным принципом туше (соприкосновение с клавиатурой) должен являться принцип «слияния пальцев с клавиатурой». Работая над звуком, мы должны уберечь ученика от «ударных тенденций», уберечь от давления на клавиатуру. Педагог должен стремиться к плавным, естественным движениям ученика. Для достижения наилучших результатов надо использовать все возможности тела, от сустава пальца до всего туловища. Певучесть голоса достигается особым способом нажима клавиши. Суть его состоит в том, чтоб не ударять по ней, сперва «нащупать» её поверхность, «прижаться», как бы «приклеиться» к ней не только пальцем, но и через посредство пальца всей рукой, всем телом, и затем, не «отлипая», «держа» её на «подушечке» длинного, словно от локтя или даже от плеча тянущегося пальца, постепенно усиливая давление, пока рука не «погрузится» в клавиатуру до «дна», движением таким, каким опираются на стол. Для того чтобы усвоить этот прием, надо воспроизвести его пальцами учителя на руке ученика. При этом пальцы должны быть постоянно в контакте с клавиатурой, ноты которой нажимаются лишь посредством переноса тяжести руки на «ударяющиеся» по мере надобности пальцы. Пальцы должны быть собранными, закругленность минимальной, «дуги» - более пологими, чтобы точка соприкосновения клавишей и весь опор приходились не на кончик пальца, а «подушечку». Однако в концах пальцев необходима крепость, цепкость. Нейгауз советовал, работая над приемом, играть в медленном темпе с преувеличением всяких деталей и всех оттенков. Говоря об исполнении кантилены можно привести слова Игумнова: «Какое бы пиано не было, нужно ощущать дно клавиатуры, слиться с ней, «примкнуть» к ней и что всего важнее, связать без толчка один звук с другим, как бы переступая с пальца на палец».
В исполнении кантилены основное – использование веса руки, опоры на клавиатуру. Кантилена форте, кантилена пиано и пианиссимо в физическом смысле является следствием большей или меньшей степени включенности всей руки.
Необходимо сказать об аппликатуре. Кантилена имеет излюбленные пальцы: третий, четвертый и пятый, реже второй, а первый считается «непевучим». Часто целесообразнее переложить третий через четвертый или пятый, чем подкладывать первый. Это не означает, что им не пользуются (арпеджио, пассажи романтического склада) в мелодиях густого звука. Однако в лирической пластичной кантилене лучше не использовать, избегать толчков. Пользуясь удобной аппликатурой, нужно направить внимание на активность пальцев, для активизации нужно усилить слуховой контроль, звук должен быть насыщенным, «полным». Задача педагога научить «петь» искренно и задушевно, передавая смысл произведения. Для этого уяснить развитие мелодии, осознать в отдельных построениях более значительные звуки, интонационные тычки. Нейгауз говорил: «Овладение звуком есть первая и важнейшая задача среди других фортепианных технических задач, которые должен разрешать пианист, ибо звук есть сама материя музыки: облагораживая и совершенствуя его, мы поднимаем саму музыку на большую высоту!»
Таким образом, ибо «певучесть звука» - основное его качество, было, есть и будет в пианизме русской школы важнейшим условием хорошего исполнения.