ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Лопатино
Учитель начальных классов
Тюрькина Любовь Николаевна
Работа над морфемным составом слова (суффиксы)
Требования по теме «Морфемный состав слова» из ФГОС НОО В школьной программе изучение морфемного состава слова начинается во 2 классе. Дети должны научиться:
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
-различать родственные слова и формы слова;
-находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, оценивать правильность проведения разбора слов по составу.
В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность. Важным средством речевого развития младших школьников, их лингвистических способностей является изучение морфемной структуры слов.
Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудна она потому, что успешное и действенное усвоение понятий морфем (частей слова) предполагает наличие у школьников достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы делать самостоятельно (при направляющем руководстве учителя) и осознанно выводы и обобщения. Одной из таких тем является изучение морфемного состава слова, в частности, суффиксов.
Поэтому каждый учитель ставит задачи
Познавательная:
формировать знания о частях слова (окончание, суффикс, приставка, корень, основа) и их значении; познакомить с признаками родственных слов;
формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов;
формировать умение разбирать слово по составу.
Развивающая:
развивать умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
развивать произвольное внимание, творческое мышление;
развивать устную и письменную речь через предметные знания и упражнения.
Воспитательная:
воспитывать интерес к урокам русского языка;
воспитывать навыки самостоятельной деятельности и коллективного труда через развитие индивидуальных способностей и коллективное сотрудничество; прививать стремление к улучшению качества своей устной и письменной речи.
При работе над составом слова в начальных классах очень важным этапом являются подготовительные упражнения, направленные на сознательное восприятие теоретического материала по словообразованию. Подготовительные упражнения должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они могут не занимать много времени на уроке, ни в коем случае не могут проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме. По возможности их нужно связывать с упражнениями по основному материалу урока.
Чтобы решить эту проблему, уроки можно сделать нестандартными: материал излагать в стихотворной форме, слова с одинаковыми суффиксами надо заранее сгруппировать. Обязательно дать толкование слов каждой группы. Учитель вместе с учениками наблюдает и делает выводы, что же эти слова называют: людей по виду деятельности. Предметы по веществу, хранящемуся в них, размерам и т.д.
Ученики наблюдают, как суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки, как из одних слов с помощью суффиксов можно образовать другие. В результате у школьников формируются умения, связанные с морфемным анализом слов, с правописанием суффиксов.
Необычные задания, игры активизируют познавательную деятельность учеников, работоспособность их резко возрастает. Этому же способствуют элементы творчества и самостоятельности. Все виды работ имеют цель:
- вызвать интерес к данной работе;
- эмоционально настроить класс, чтобы каждому школьнику захотелось выполнить данное задание;
- вселить уверенность в ученика, что он сможет это выполнить;
- установить доверительные и добрые отношения между учителем и учениками.
Слайд №4
Суффиксы -очк –, -еньк- и -к- придают словам ласковый оттенок
Мы суффиксы любви и ласки,
Глаза мы превращаем в глазки,
Акулу хищную и злую
Мы обращаем в рыбку золотую.
А если только повелим,
Ножищи Гулливера мы в ножки
Чиполлино превратим!
Глаза - глазки
Рыба - рабочка
Рыжий – рыженький
Слайд №5
Задание. Образовать слова.
Вы большие мастера образовывать слова.
Хорошему мастеру – честь и хвала!
Беритесь за дело скорей, детвора!
-очк- -к- -еньк-
Юра - берёза - чёрный -
Ваза - рыба - Миша -
Роза - ягода - деревня –
Слайд №6
Суффиксы –оват- и –еват- придают словам оттенок неполноты качества.
Это понятие проще пояснить в стихотворной форме.
От качества нашего пища вкусней,
А цвет у предмета намного нежней,
Капусту готовим чуть-чуть кисловатой,
А перец добавим чуть – чуть горьковатый,
Идёт помидор красноватый в соленье,
В подарок от суффиксов вам угощенье: сок и арбуз.
Сок чуть – чуть кислый – кисловатый.
Арбуз сладкий – сладковатый.
Слайд №7
Суффиксы – ущ-, -ющ-, -ищ- используются в словах с увеличительным значением.
Работа наша нелегка –
С увеличительным оттенком
Мы строим новые слова!
Смотрите, как здорово получается!
Большой – большущий,
Хвост – хвостище,
Жадный – жаднющий.
Слайд №8
Задание.
Внимание, внимание,
Новое задание!
Для вас получила я заказ:
Требуется объединить слова в группу с одинаковыми суффиксами .
Лапищи Злющий
Хитрющий Ножищи
Большущий Ручищи
Усищи Когтищи
Слайд №9
Задание.
Суффиксы - а -, - тель -, - и -, - ов -, - щик-.
Откроем мы секрет для вас:
Профессий не было б без нас.
Профессия готова,
Когда мы встанем в слово!
Корень в этих словах прост,
Двойным суффиксом оброс.
Учитель Строитель
Писатель Водитель
Слайд №10
Игра.
Предлагаю вам сыграть:
Слова к вопросам подобрать.
Человек, управляющий самодвижущейся машиной?
Перевозчик на пароме?
Тот, кто читает книги?
Человек, демонстрирующий на себе одежду?
Человек, который пишет книги?
Тайный агент сыскной полиции?
Запишите и разберите слова по составу.
(водитель, паромщик, читатель, манекенщик, писатель, сыщик)
Слайд №11
Ласковый и добрый суффикс –чик - не только стал «уменьшать» слова, делать их добрыми и ласковыми, но и образовывать слова, обозначающие профессии
Засучили рукава,
Будем строить мы слова.
Берём кирпич, раствор для кладки
И развернём в тетрадке
Большую стройплощадку!
Груз + чик =
Из + воз + чик =
Рас + сказ + чик =
Слайд №12
Сообщить вам очень рады:
Составлена для вас шарада.
Морфемный строительный материал для слова:
Корень тот же, что в слове плетение,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что в слове переход.
Отгадайте слово.
(Пере + плёт + чик)
Слайд №13
Суффикс –ёр-
Я – суффикс - ёр -,
Зовут меня актёр.
В театре без меня
Профессий не бывает,
Вот, например: дублёр, гримёр!
Назовите специальности в театре, выпишите названия профессий с суффиксом – ёр -.
Слайд №14
Суффикс - иц-
У – иц – особая примета-
Давать названия предметам.
Легко предмет мы узнаём
По веществу, которое хранится в нём.
Сахар + н + иц
Хлеб + н + иц
Салат + н + иц
Мыль + н + иц
Слайд №15
Суффик -иц- наградила природа
Величать особ женского рода!
Ученик – ученица.
Мастер – мастерица.
Именинник – именинница.
Мельник - ?
Козёл - ?
Лев – львица.
Гусь - ?
Даю совет: скажу тебе на ушко,
Если ты попал в «ловушку»,
Наугад ты не пиши, а у взрослого спроси!
Слайд №16
Суффикс –ин-
Среди мяса господин!
Не скрою я, друзья от вас,
Мясные суффиксы мне
Повстречались первый раз!
Баранина, свинина.
Слайд №17
Игра «Шифровка»
Ключ в руке, пошла игра,
Шифр разгадывать пора.
Шифровальщик должен знать,
Как его расшифровать.
ГОБАДИРАНАНИСВАНАТЕНИЛЯВЯНАТИНА
(Говядина, баранина, свинина, телятина)
- Найдите суффиксы и расскажите, какую роль они выполняют.
Эти упражнения не только помогут расширить и обогатить словарный запас учащихся новыми словами, но и послужат хорошей практической подготовкой к изучению суффиксов названных частей речи в средней школе.
Проведенные мною занятия дали свои положительные результаты: моделирование и конструирование слов не только вызвало интерес детей, но и способствовало выработке у младших школьников навыков анализа слов, развитию орфографической зоркости, языковой интуиции, активизации мыслительной деятельности учащихся, способствовало речевому развитию учеников.
Считаю, что словообразовательная работа в начальных классах помогает учащимся лучше овладеть грамматическим строем языка, выявить закономерности в развитии языка, выработать умение самостоятельно наблюдать и анализировать языковые факты. Упражнения по словообразованию обеспечат не механический разбор слов по составу, а сознательное выделение детьми всех морфем слова, повысится уровень владения детьми словообразовательным анализом, что будет способствовать речевому развитию младших школьников.
В заключение хочется отметить, что такого рода упражнения дают учителю и ученику хорошую обратную связь, помогают детям овладеть навыками устной и письменной речи.