СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над морфемным составом слова (суффиксы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудна она потому, что успешное и действенное усвоение понятий морфем (частей слова) предполагает наличие у школьников достаточно развитого абстрактного мышления  и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы делать самостоятельно (при направляющем руководстве учителя) и осознанно выводы и обобщения. Одной из таких тем является изучение морфемного состава слова, в частности, суффиксов.

Просмотр содержимого документа
«Работа над морфемным составом слова (суффиксы)»

ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Лопатино

Учитель начальных классов

Тюрькина Любовь Николаевна



Работа над морфемным составом слова (суффиксы)

Требования по теме «Морфемный состав слова» из ФГОС НОО В школьной программе изучение морфемного состава слова начинается во 2 классе. Дети должны научиться:

-различать изменяемые и неизменяемые слова;

-различать родственные слова и формы слова;

-находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, оценивать правильность проведения разбора слов по составу.

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность. Важным средством речевого развития младших школьников, их лингвистических способностей является изучение морфемной структуры слов.

Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудна она потому, что успешное и действенное усвоение понятий морфем (частей слова) предполагает наличие у школьников достаточно развитого абстрактного мышления  и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы делать самостоятельно (при направляющем руководстве учителя) и осознанно выводы и обобщения. Одной из таких тем является изучение морфемного состава слова, в частности, суффиксов.

Поэтому каждый учитель ставит задачи 
Познавательная
:

формировать знания о частях слова (окончание, суффикс, приставка, корень, основа) и их значении; познакомить с признаками родственных слов;

формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов;

формировать умение разбирать слово по составу.

Развивающая:

развивать умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

развивать произвольное внимание, творческое мышление;

развивать устную и письменную речь через предметные знания и упражнения.

Воспитательная:

воспитывать интерес к урокам русского языка;

воспитывать навыки самостоятельной деятельности и коллективного труда через развитие индивидуальных способностей и коллективное сотрудничество; прививать стремление к улучшению качества своей устной и письменной речи.  



При работе над составом слова в начальных классах очень важным этапом являются подготовительные упражнения, направленные на сознательное восприятие теоретического материала по словообразованию. Подготовительные упражнения должны носить целенаправленный и систематический характер. Вместе с тем они могут не занимать много времени на уроке, ни в коем случае не могут проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме. По возможности их нужно связывать с упражнениями по основному материалу урока.

Чтобы решить эту проблему, уроки можно сделать нестандартными: материал излагать в стихотворной форме, слова с одинаковыми суффиксами надо заранее сгруппировать. Обязательно дать толкование слов каждой группы. Учитель вместе с учениками наблюдает и делает выводы, что же эти слова называют: людей по виду деятельности. Предметы по веществу, хранящемуся в них, размерам и т.д.

Ученики наблюдают, как суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки, как из одних слов с помощью суффиксов можно образовать другие. В результате у школьников формируются умения, связанные с морфемным анализом слов, с правописанием суффиксов.

Необычные задания, игры активизируют познавательную деятельность учеников, работоспособность их резко возрастает. Этому же способствуют элементы творчества и самостоятельности. Все виды работ имеют цель:

- вызвать интерес к данной работе;

- эмоционально настроить класс, чтобы каждому школьнику захотелось выполнить данное задание;

- вселить уверенность в ученика, что он сможет это выполнить;

- установить доверительные и добрые отношения между учителем и учениками.





Слайд №4

Суффиксы -очк –, -еньк- и -к- придают словам ласковый оттенок

  • Мы суффиксы любви и ласки,

  • Глаза мы превращаем в глазки,

  • Акулу хищную и злую

  • Мы обращаем в рыбку золотую.

  • А если только повелим,

  • Ножищи Гулливера мы в ножки

  • Чиполлино превратим!

  • Глаза - глазки

  • Рыба - рабочка

  • Рыжий – рыженький

Слайд №5

Задание. Образовать слова.

Вы большие мастера образовывать слова.

Хорошему мастеру – честь и хвала!

Беритесь за дело скорей, детвора!

-очк- -к- -еньк-

Юра - берёза - чёрный -

Ваза - рыба - Миша -

Роза - ягода - деревня –

Слайд №6

Суффиксы –оват- и –еват- придают словам оттенок неполноты качества.

Это понятие проще пояснить в стихотворной форме.

  • От качества нашего пища вкусней,

  • А цвет у предмета намного нежней,

  • Капусту готовим чуть-чуть кисловатой,

  • А перец добавим чуть – чуть горьковатый,

  • Идёт помидор красноватый в соленье,

  • В подарок от суффиксов вам угощенье: сок и арбуз.

  • Сок чуть – чуть кислый – кисловатый.

  • Арбуз сладкий – сладковатый.

Слайд №7

Суффиксы – ущ-, -ющ-, -ищ- используются в словах с увеличительным значением.

Работа наша нелегка –

С увеличительным оттенком

Мы строим новые слова!

Смотрите, как здорово получается!

Большой – большущий,

Хвост – хвостище,

Жадный – жаднющий.

Слайд №8

Задание.

Внимание, внимание,

Новое задание!

Для вас получила я заказ:

Требуется объединить слова в группу с одинаковыми суффиксами .

  • Лапищи Злющий

  • Хитрющий Ножищи

  • Большущий Ручищи

  • Усищи Когтищи

Слайд №9

Задание.

Суффиксы - а -, - тель -, - и -, - ов -, - щик-.

Откроем мы секрет для вас:

Профессий не было б без нас.

Профессия готова,

Когда мы встанем в слово!

Корень в этих словах прост,

Двойным суффиксом оброс.

Учитель Строитель

Писатель Водитель

Слайд №10

Игра.
Предлагаю вам сыграть:
Слова к вопросам подобрать.

  • Человек, управляющий самодвижущейся машиной?

  • Перевозчик на пароме?

  • Тот, кто читает книги?

  • Человек, демонстрирующий на себе одежду?

  • Человек, который пишет книги?

  • Тайный агент сыскной полиции?

Запишите и разберите слова по составу.

(водитель, паромщик, читатель, манекенщик, писатель, сыщик)

Слайд №11

Ласковый и добрый суффикс –чик - не только стал «уменьшать» слова, делать их добрыми и ласковыми, но и образовывать слова, обозначающие профессии

Засучили рукава,

Будем строить мы слова.

Берём кирпич, раствор для кладки

И развернём в тетрадке

Большую стройплощадку!

Груз + чик =

Из + воз + чик =

Рас + сказ + чик =

Слайд №12

Сообщить вам очень рады:
Составлена для вас шарада.

Морфемный строительный материал для слова:

Корень тот же, что в слове плетение,

Суффикс тот же, что и в слове извозчик,

Приставка та же, что в слове переход.

Отгадайте слово.

(Пере + плёт + чик)

Слайд №13

Суффикс –ёр-

Я – суффикс - ёр -,

Зовут меня актёр.

В театре без меня

Профессий не бывает,

Вот, например: дублёр, гримёр!

Назовите специальности в театре, выпишите названия профессий с суффиксом – ёр -.

Слайд №14

Суффикс - иц-

У – иц – особая примета-

Давать названия предметам.

Легко предмет мы узнаём

По веществу, которое хранится в нём.

Сахар + н + иц

Хлеб + н + иц

Салат + н + иц

Мыль + н + иц

Слайд №15

Суффик -иц- наградила природа
Величать особ женского рода!

Ученик – ученица.

Мастер – мастерица.

Именинник – именинница.

Мельник - ?

Козёл - ?

Лев – львица.

Гусь - ?

Даю совет: скажу тебе на ушко,

Если ты попал в «ловушку»,

Наугад ты не пиши, а у взрослого спроси!

Слайд №16

Суффикс –ин-

Среди мяса господин!

Не скрою я, друзья от вас,

Мясные суффиксы мне

Повстречались первый раз!

Баранина, свинина.

Слайд №17

Игра «Шифровка»

Ключ в руке, пошла игра,

Шифр разгадывать пора.

Шифровальщик должен знать,

Как его расшифровать.

ГОБАДИРАНАНИСВАНАТЕНИЛЯВЯНАТИНА

(Говядина, баранина, свинина, телятина)

- Найдите суффиксы и расскажите, какую роль они выполняют.

Эти упражнения не только помогут расширить и обогатить словарный запас учащихся новыми словами, но и послужат хорошей практической подготовкой к изучению суффиксов названных частей речи в средней школе.

Проведенные мною занятия дали свои положительные результаты: моделирование и конструирование  слов не только вызвало интерес детей, но и способствовало выработке у младших школьников навыков анализа слов, развитию орфографической зоркости, языковой интуиции, активизации мыслительной деятельности учащихся, способствовало речевому развитию учеников. 

Считаю, что словообразовательная работа в начальных классах помогает учащимся лучше овладеть грамматическим строем языка, выявить закономерности в развитии языка, выработать умение самостоятельно наблюдать и анализировать языковые факты. Упражнения по словообразованию обеспечат не механический разбор слов по составу, а сознательное выделение детьми всех морфем слова, повысится уровень владения детьми словообразовательным анализом, что будет способствовать речевому развитию младших школьников.

В заключение хочется отметить, что такого рода упражнения дают учителю и ученику хорошую обратную связь, помогают детям овладеть навыками устной и письменной речи.