СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Работа над одноголосными гаммами"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по изучению и применению гамм для развития техники в классе гитары.

Просмотр содержимого документа
«" Работа над одноголосными гаммами"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОЛЮТОРСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»















Работа над одноголосыми гаммами

в классе гитары ДМШ и ДШИ





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ









































Автор Прокофьева А.Ю.,

преподаватель по классу гитары

МКУ ДО «Олюторская РДШИ»

















с. Тиличики-2019г.





2.

СОДЕРЖАНИЕ:

Вступление 2

Подготовительный этап 4

Первые гаммы и их элементы 7

Двухоктавные гаммы с открытыми струнами 9

Позиционные гаммы с типовой аппликатурой 11

Двухоктавные мажорные гаммы с типовой аппликатурой 14

Двухоктавные минорные гаммы с типовой аппликатурой 15

Трехоктавные гаммы 16

Работа над сменой позиции в гаммах 17

Заключение 19

ВСТУПЛЕНИЕ

Работа над гаммами очень важна для развития слуховых навыков гитариста, а главное — создания технической базы для осуществления художественных исполнительских задач и дальнейшего роста мастерства. В изучении инструктивного материала, которыми в частности, являются гаммы, в музыкальной школе можно выделить условно три этапа, каждый из них имеет свои особенности и определенные методические задачи.

Первый этап работы над гаммами является подготовительным. На практике этот материал легко усваивается детьми семилетнего возраста. На этом этапе для изучения предлагаются: хроматический и диатонический звукоряды и однооктавные гаммы в первой позиции. Также необходимо уделить внимание основным приемам звукоизвлечения «апояндо» и «тирандо», сформировать двигательные, координационные и аппликатурные навыки, для левой руки — закрепить позиционную ориентировку на грифе.

На втором этапе изучаются двухоктавные гаммы с применением открытых струн в наиболее употребительных тональностях для гитары.

На третьем этапе рекомендуется изучение позиционных двух и трехоктавных гамм с типовой аппликатурой, который включает полный круг тональностей мажора и трех видов минора, а также уделять большое внимание техническому приему смены позиций. Гаммы рекомендуется играть, применяя различные ритмические варианты.

Гаммы и гаммообразные пассажи представляют собой ту базу, на которой вырабатывается большинство технических навыков в работе гитариста на протяжении всего его обучения. Формальный подход к изучению этого материала делает его сухим, неинтересным для ученика. Необходимо ставить в работе конкретные, а главное посильные для учащегося задачи, вносить в занятия творческий элемент.



ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

При наборе в класс гитары, как и на другие инструменты, все большее предпочтение отдается учащимся семилетнего и даже шестилетнего возраста. Этот возраст у детей является наиболее благоприятным для формирования двигательных и слуховых навыков, развития образного мышления. Начальный этап работы над гаммами рассчитан на дошкольную группу и начало 1-го класса.

Следует обратить внимание на то, что в классе гитары гамма или звукоряд дается ученикам на первом уроке с целью изучения расположения нот на грифе. Но необходимо помнить о том, что исполнение гаммы требует определенных двигательных навыков и координации в чередовании пальцев обеих рук, знаний приемов звукоизвлечения, соблюдения правил посадки и постановки рук. Для учеников младшего школьного возраста такое задание просто непосильно.

Обучение детей игре на инструменте более целесообразно начинать с небольшого донотного периода. При этом внимание ученика концентрируется в основном на двигательных навыках и контроле качества звука, это могут быть упражнения на открытых струнах. Для того, чтобы помочь ученику в чтении нот, рекомендуется использовать звукоряд с обозначением струн и ладов в виде наглядного пособия, выписанного крупным шрифтом на плотном листе бумаги. Этой таблицей ученики пользуются до полного запоминания расположения нот на грифе. Небольшие упражнения и несложные мелодии для получения первых навыков игры изложены в школах игры на шестиструнной гитаре Э. Пухоля, А. Иванова-Крамского, В. Калинина и др.

С первых шагов нужно приучать ученика к спокойным и уверенным движениям пальцев правой руки, к непременному их чередованию в процессе игры. Обращать внимание на положение пальцев над струнами, которые не должны высоко подниматься и сокращать амплитуду их движения.

При извлечении звука активизируется работа третьей фаланги пальцев правой руки. К струне прикасается именно левая сторона кончика пальца, где подушечка соединяется с ногтем, также участвует в игре их средняя часть (рис. 1). У малышей ногти часто бывают слабые и ломкие, в этом случае используется безногтевой способ звукоизвлечения, но при систематических занятиях ногти быстро крепнут. Чисто ногтевой способ игры употребляется только для получения особой звуковой окраски.



Рис. 1

Важным элементом постановки правой руки является крестообразное положение большого и указательного пальцев. Качество звука во многом зависит от правильности постановки этой руки (рис,2).

Рис. 2

Следует обратить внимание на точное выполнение основных приемов звукоизвлечения: апояндо при котором палец скользит по струне и останавливается или опирается на последующую струну и тирандо, при котором струна оттягивается и палец продолжает движение над последующими струнами без прикосновения к ним.

Рис. 3

Для пальцев левой руки основным требованием является умение держать позицию, когда пальцы 1, 2, 3, 4 следуют в игре друг за другом и при этом каждый палец соответствует своему ладу, а номер позиции определяется положением первого пальца (рис. 3). Первоначально каждое движение пальца контролируется, затем доводится до автоматизма.



ПЕРВЫЕ ГАММЫ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ

После начальных упражнений можно приступать к изучению хроматического звукоряда и хроматической гаммы в V позиции, как наиболее естественной и удобной (пример 1). Затем переносим руку в любую позицию, пока автоматически, без нотного текста, что дает возможность больше сосредоточиться на аппликатурных моментах. Упражнения можно играть в восходящем и нисходящем порядке, передвигаясь от первой струны к шестой и обратно. Особое внимание следует обратить на четкость и ровность звука.

Пример 1.

Исполнение хроматического ряда звуков не позволяет нарушать позиционную последовательность пальцев 1, 2, 3, 4 и подменять слабый палец сильным, что характерно для игры начинающих учеников. Очень полезно оставлять пальцы на ладах, что препятствует их «разбрасыванию» и помогает сохранить округлую форму (рис. 4). Для тех, у кого недостаточное растяжение пальцев, следует подобрать позицию с соответствующей шириной ладов. Она может быть и седьмая, и более высокой.

Рис. 4



Только после хроматических упражнений можно приступать к традиционному звукоряду и гамме До мажор, как производной от него. Причем для малышей более понятен До мажор, работать над ним следует в отдельности над каждой октавой и даже по тетрахордам, проговаривая вслух нотный текст для лучшего запоминания. Во второй октаве До мажора необходимо выделить и отработать переход в V позицию, фиксируя перенос пальцев вместе с кистью при участии всей руки.

На начальном этапе нецелесообразно изучение большого количества гамм. Сначала отрабатываются только их элементы, а затем объединяются в целое. На примере гаммы До мажор (пример 2) можно составить упражнения в Соль, Ре, Ля мажорах, учитывая степень усвоения материала учащимся. Главное на данном этапе обучения — это воспитание правильных аппликатурных и двигательных навыков, как фундамента школы игры на гитаре.

Пример 2

ДВУХОКТАВНЫЕ ГАММЫ С ОТКРЫТЫМИ СТРУНАМИ

Изучение гамм с использованием открытых струн рассчитано на учащихся первого класса, в возрасте 8 – 9 лет. Согласно программным требованиям эти гаммы имеют диапазон две октавы и охватывают в основном I и II позиции.

Важно на начальном этапе обучения дать ученикам основные принципы работы над гаммами в тональностях, наиболее употребительных в гитарных произведениях: До, Соль, Ре, Ля, Ми мажор; ля и ми минор. Гаммы полезно составлять вместе с учеником, опираясь на знания музыкальной грамоты. Это приучает детей к самостоятельной работе, развивает их мышление. Составляя гамму, можно записать нотный текст от тоники до тоники в две октавы, потом проставить ключевые знаки. Главное – определение аппликатуры и проставление нумерации пальцев, опираясь на позиционную закономерность хроматического звукоряда, когда каждый палец левой руки должен быть нацелен на свой лад. (Для пояснения малышам — каждый пальчик имеет свой «домик»). Эта работа даст положительный результат, во-первых, ученик хорошо усвоит расположение нот на грифе, в том числе и альтерированных, во-вторых, всегда сможет найти нужную аппликатуру в тексте пьес без помощи педагога в пределах первых позиций. Даже при наличии учебника важно строить гаммы на уроке и записывать их в тетрадь. Такой подход стимулирует процесс изучения гамм, позволяет глубже понять данный вопрос.

Отметим, что некоторые гаммы, а именно: До, Ре мажоры выходят за рамки первых позиций, их необходимо довести до тоники на первой струне, что даст большую устойчивость звучания и первые навыки в смене позиций, при этом необходимо выделить позиции римскими цифрами (I, II, II, IV и т.д.)

На гитаре, как и на других инструментах, по требованиям программ для музыкальных школ необходимо изучать и играть минорные гаммы трех видов (натуральный, гармонический и мелодический). Традиционное исполнение в классе гитары только мелодического вида минора приводит к пробелам не только в слуховых навыках, но и в теоретических знаниях учащихся. Гаммы ля и ми минор в две октавы, как и мажорные, полезно строить вместе с учеником в классе, пояснив их теоретическую основу (в учебниках игры на гитаре дан только мелодический вид минора). Аппликатуру учащиеся определяют самостоятельно, на основе овладения различными позициями.

На данном этапе работы над гаммами следует увеличить нагрузку на правую руку. Отрабатываются не только основные приемы звукоизвлечения, но и чередование различных пар пальцев правой руки, чтобы развить в равной мере их силу и подвижность: i-m, a-m, i-a. По усмотрению педагога для старших учеников можно рекомендовать трехпальцевый прием i-m-a.

Безымянный палец (правой руки) тесно связан с маленьким и относительно слабым мизинцем (е), что закрепощает его движения. Проигрывая гамму парой а-е можно добиться значительной их подвижности. Этот способ необычен, т. к. мизинцем играют редко в исполнении классических произведений, в основном он работает при использовании народных приемов фламенко. Однако игра мизинцем способствует развитию самостоятельности безымянного пальца а, хорошо укрепляет его, дает свободу всей кисти.



ПОЗИЦИОННЫЕ ГАММЫ С ТИПОВОЙ АППЛИКАТУРОЙ

Эти гаммы охватывают полный круг тональностей мажора и минора. Их изучение распределяется так: во II и III классах гаммы в объеме двух октав, в IV и V классах – в объеме трех октав.

Под термином «позиция» подразумевается положение пальцев руки в той или иной части грифа. Типовой аппликатурой обозначается определенная последовательность пальцев, которая сохраняется при смене позиций. Можно выделить несколько схем аппликатуры для группы мажора и минора, при этом открытые струны не используются.

Исполнение позиционных гамм имеет ряд особенностей. Перед учащимися стоит задача добиться легкости и свободы их исполнения в любой части грифа. Необходимо учесть, что в первых позициях расстояние между струнами и грифом минимальное, но достаточно широкое расстояние между ладами, что требует хорошего растяжения между пальцами, оно достигается со временем. В высоких позициях лады относительно узкие, но высокое расположение струн над грифом требует дополнительных усилий в их прижатии.

При смене позиций левая рука осваивает движения вдоль грифа, но не следует упускать также и поперечные движения от шестой струны к первой и обратно. При игре на первой струне пальцы круто изогнуты (рис. 6), двигаясь к шестой струне они несколько выпрямляются (рис. 7), но сохраняется их округлость.

Рис. 6 Рис.7

При коротких пальцах приподнимается над грифом вся кисть, опора на большой палец под грифом остается, он лишь смещается в сторону первой струны. В позициях после XII лада выносится вся кисть над грифом, а большой палец обычно опирается о его край (рис. 8).

Рис. 8

Определение типовой аппликатуры требует точного сохранения последовательности движения пальцев левой руки во всех гаммах, при этом изменяется только номер позиций в зависимости от положения тоники на грифе. Исполнение с такой аппликатурой получается автоматичным, ученик не задумывается над расположением нот, больше внимания уделяет качеству звука и точности положения и движения пальцев во время игры.

Для перехода к изучению позиционных гамм предлагается две типовые аппликатуры однооктавных гамм. В них делается упор на смену позиций на одной струне. Знакомятся с ними учащихся в начале II класса. Важно обратить внимание ученика на плавный перенос опоры давления на гриф с одного пальца на другой. Также надо учесть, что, принимая во внимание естественную физическую силу различных пальцев, степень их нажима на струну распределяется дифференцированно. Минимальное давление на струну производят 1-й и 2-й пальцы, а к 3-му и слабейшему 4-му пальцам давление возрастает. Сила нажима контролируется слухом и выражается чистотой звука. Для плавности соединения звуков, а в дальнейшем и непрерывности штриха легато в мелодической линии, важно держать струну прижатой как можно дольше.

Однооктавные позиционные гаммы предлагается играть по двум типам аппликатуры: от открытой струны – Ми, Си, Соль, Ля мажор (пример 16а) и от 1 лада – Фа, До, Ля-бемоль, Ми-бемоль, Си-бемоль мажор



ДВУХОКТАВНЫЕ МАЖОРНЫЕ ГАММЫ С ТИПОВОЙ АППЛИКАТУРОЙ

Основная работа во II классе ведется с позиционными двухоктавными мажорными гаммами. Эти гаммы хорошо укрепляют и равномерно развивают все пальцы левой руки, способствуют увеличению растяжения между ними. Без приобретения этих навыков дальнейшее продвижение учащегося будет затруднено.

Рекомендуется приступать к работе с позиционными гаммами с наиболее легкой - соль-мажорной (пример 17). Эта гамма исполняется в одной II позиции. По типу аппликатуры этой ключевой гаммы можно построить аналогичные гаммы, тоники которых расположены на шестой струне, это Фа-диез, Соль, Ля-бемоль, Си-бемоль мажор.

Если продолжим перечисление гамм в хроматическом порядке, то получим гаммы, тоники которых расположены на пятой струне: СИ, До, До-диез, Ре, Ми-бемоль, Ми, Фа мажор. Для их исполнения в основу берется аппликатура ключевой гаммы До мажор

ДВУХОКАВНЫЕ МИНОРНЫЕ ГАММЫ С ТИПОВОЙ АППЛИКАТУРОЙ

По типу позиционных мажорных гамм с типовой аппликатурой предлагается разработка трех видов минора Этот материал изучается в III классе. Мелодический вид гаммы можно найти в любой из школ игры на гитаре. Принцип исполнения этих гамм остается таким же, как у мажорных, сохраняется единая аппликатура левой руки. При этом мажорные тональности начинают играть всегда вторым пальцем, а минорные — первым. По положению тоники на пятой струне можно определить такие гаммы: си-бемоль, си, до, до-диез, ре, ми-бемоль, ми минор (с I по VII лад).



Все гаммы мажорных и минорных тональностей необходимо играть, применяя различные ритмические рисунки и акценты: пунктирный ритм, дуоли, триоли, квартоли и др. Ритмические фигурации, где за единицу времени принимается одна четверть.



ТРЕХОКТАВНЫЕ ГАММЫ

В старших классах музыкальной школы изучаются трехоктавные гаммы. Следует начинать работу с хроматического вида, в основу которого берется двухоктавная гамма (пример 1 в) с прибавлением I, V, IX позиций по четыре пальца на первой струне, открытые струны играются тоже.

В основу исполнения трехоктавных типовых мажорных гамм берется гамма Соль мажор с аппликатурой А. Сеговии, и три вида ми-норных гамм.



РАБОТА НАД СМЕНОЙ ПОЗИЦИИ В ГАММАХ

В работе над трехоктавными гаммами, в которых значительную трудность представляют частые переходы из позиции в позицию, нужно следить за тем, чтобы они не сопровождались «ложными» акцентами.

Такие акценты являются весьма распространенной ошибкой в выполнении смен позиций при резкости, угловатости движения, совершаемых учащимися рывком и напоминающих скачки вместо плавного движения руки. Обычно эта ошибка бывает связана со слишком сильным нажатием пальца на струну. В результате закрепления подобных навыков страдает точность попадания при переходах, они де-лаются заметными для слуха, в особенности в штрихе «легато» (не путать с гитарным приемом легато), и значительно ограничивается возможность технического развития. Часто можно наблюдать, что при смене позиции или «скачке» играющий, сосредоточив свое внимание на верхнем звуке, на который трудно попасть, непроизвольно акцен-тирует его. Иногда резко обрывается и акцентируется звук перед пе-реходом в новую позицию. Эти акценты возникают также и потому, что ученик вследствие общего напряжения при смене позиции непроизвольно «помогает» себе и правой рукой, меняя силу давления и степень «атаки» на струну. Чтобы избежать при смене позиций этих ошибок, необходимо все позиционные гаммы играть вышеуказанными ритмическими рисунками и акцентами, начиная с дуолей, довести для сильных учащихся до октолей. При их исполнении требуется делать акцент на сильную долю, первую из двух, трех и т. д. Эти акценты не всегда совпадают со сменой позиции на грифе, а также ударами сильного пальца правой руки. Необходимость выдержать определенный ритмический рисунок, распределить равномерно акценты и получить определенное качество звука приводит к контролю за соразмерностью движений каждого пальца при чередовании сильных и слабых долей. Овладев этими навыками, ученик получит больше свободы и гибкости в исполнении любого ритмического рисунка.

В работе над позиционными гаммами положительные результаты дает применение различных приемов игры на гитаре, таких, как: вибрато, гитарное легато, пиццикато, сложные флажолеты.

Для учащихся старших классов необходимо расширить круг тональностей при исполнении гамм двойными нотами, терциями, секстами, октавами, децимами.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение гамм нужно начинать как можно раньше, но строго индивидуально и для всех учеников обязательно.

Чистота работы и ловкость пальцев левой руки при смене позиций зависят не только от правильного и точного прижатия струн, но и от рационального перехода кисти, пальцев и большого пальца левой руки, который регулирует и помогает в перемещении и установке кисти в различные позиции. При помощи большого пальца происходит точная фиксация пальцев на нужных ладах и происходит противодавление на гриф гитары.

играть гаммы не спеша в медленном темпе, с применением приема вибрато, для достижения певучести и расслабления кисти и суставов.

Технические возможности ученика следует развивать постепенно и осторожно. Игра гамм должна базироваться на строгой постепенности - от легкого к трудному и от простого к сложному.

Прежде всего нужно следить, чтобы у ученика возникало как можно меньше неточностей, промахов и небрежностей при исполнении гамм.

Все движения непосредственно связаны со звуком, с его художественным началом. Музыкально-художественная сторона исполнения должна присутствовать и при игре в гаммах.

Играя гаммы в медленном темпе, нужно постепенно его увеличивать. При этом не следует забывать об экономичности и дисциплине пальцев.

За годы обучения в музыкальной школе у ученика появятся любимые гаммы и технические гаммообразные упражнения, которые не следует забывать, постоянно их играя и совершенствуя на протяжении всего курса обучения (звук, темп, четкость и ритмичность).



ЛИТЕРАТУРА

Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4-е.— М. : Музыка, 1986.

Каркасси М. : Школа игры на шестиструнной гитаре. — М. : Музы-как, 1988.

Наколаев А. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. — М. : Музыка, 1982.

Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. — М. : Сов. композитор, 1977.

Яшнев В., Вольман Б. Первые шаги гитариста. — Л. : Музыка, 1986.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!