СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над плавностью речи: в элементарных ее формах (упражнения на произнесение отдельных гласных звуков — 2-х, 3-х, 4-х, 5-и; фраз из одного слова; коротких предложений, длинных фраз с логическим ударением)»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Работа над плавностью речи: в элементарных ее формах (упражнения на произнесение отдельных гласных звуков — 2-х, 3-х, 4-х, 5-и; фраз из одного слова; коротких предложений, длинных фраз с логическим ударением)»

 

Коррекционные цели:

  1. Снятие мышечного и эмоционального напряже­ния.
  2. Развитие фонационного (речевого) дыхания.
  3. Интонационные упражнения:

Просмотр содержимого документа
«Работа над плавностью речи: в элементарных ее формах (упражнения на произнесение отдельных гласных звуков — 2-х, 3-х, 4-х, 5-и; фраз из одного слова; коротких предложений, длинных фраз с логическим ударением)»»















КОНСПЕКТ

ПодгрупповоГО занятиЯ

с заикающимися детьми



НА ТЕМУ:


«Работа над плавностью речи:

в элементарных ее формах

(гласных звуках; фраз из одного слова;

коротких предложений, длинных фраз

с логическим ударением)»




составила:

учитель-логопед

высшей категории

Трибрат М.Ф.






Тема: «Работа над плавностью речи: в элементарных ее формах (упражнения на произнесение отдельных гласных звуков — 2-х, 3-х, 4-х, 5-и; фраз из одного слова; коротких предложений, длинных фраз с логическим ударением)»


Коррекционные цели:

  1. Снятие мышечного и эмоционального напряже­ния.

  2. Развитие фонационного (речевого) дыхания.

  3. Интонационные упражнения:

Звуки:

    • учить владеть голосом и звуковой стороной языка

    • отрабатывать слитность, длительность произнесения, широту звучания нескольких гласных звуков;

    • соединить навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков;

Слоги:

  • произносить нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге.

  • произносить слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса

Слова:

  • произнесите на одном выдохе сочетания слов слитно, как сложносоставное слово

  • произносить слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу «слитность», с четким выделением ударного слога

Предложения:

  • учить говорить плавно, слитно, интонационно выразительно.

  • учить фразу разделять по смыслу на отрезки (рече­вые такты).

  • следите за слитностью и дыханием

  • учить в зависимости от места паузы изменять смысл высказывания


Ход занятия:


  1. Организационный момент.

Учитель-логопед: сегодня мы начинаем работу над техникой речи, будем правильно дышать и расслаблять мышцы. (Дети становятся полукругом).


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:


    1. Мышечное расслабление (Приложение1)


Учитель-логопед:

Как известно, мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи. Научиться расслаблять произвольно мышцы, освобождаться от избыточного напряжения можно только благодаря постоянному сознательному контролю над их деятельностью.

Умение расслабить мышцы называется релаксацией — мышечным освобождением. Навык произвольно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение мышц и затем расслабленное их состояние.

Расслабление, как физическое, так и психическое, является основной целью релаксационных упражнений.

  • Упражнения для рук

  • Упражнения для туловища

  • Упражнения для ног

  • Упражнения для шеи

  • Упражнения для органов артикуляции

  • Упражнения для голосового аппарата


    1. Дышим правильно – говорим легко


Учитель-логопед:

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Ко­личество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от це­ли и условия общения.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межребер­ных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практиче­ски остаются неподвижными.

Контролировать правильное речевое дыхание поможет (собственная ладонь, если ее положить на область диафраг­мы, то есть между грудной клеткой и животом). При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот.

  • Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха

  • Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха

  • Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом

  • Упражнения для формирования навыков носового дыхания

  • Дыхательные упражнения с движениями


    1. Тренируем артикуляционные мышцы


Учитель-логопед:

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости ре­чи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специаль­ных упражнений (артикуляционной гимнастики).

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напря­женность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

  • Упражнения для органов артикуляции

    1. Работа над плавностью речи.

  • Произнесение ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.


Упражнение 1.

  • П роизносить сочетание гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким грудным голосом

У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ

Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАУО

Упражнение 2

  • «Раскачав» гласный, «бросайте» вверх без напряжения


а у

а а у у




а а у у

Упражнение 3.

  • При произнесении последовательности гласных звуков – воспроизвести удивленный вопрос-недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издается одновременно с мягким выдохом.


У? У О? У А? О Э? А Ы? Э Ы? Ы

У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы



Упражнение 4.

  • В непрерывной линии звучания выделить интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками


у О у а у э у и у ы – (вопрос)

у О у а у э у и у ы – (ответ)

у о у а у э у и у ы – (вопрос)

у о у а у э у и у ы – (ответ)



  • СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Учитель-логопед:

Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длин­ный звук с активной артикуляцией. Сочетания из двух и более гласных звуков создают условия для оптималь­ной тренировки голоса.


Упражнение 1.

  • Произносите на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из двух, трех, четырех и более гласных звуков. Произнесение звукосочетаний потребует более длительного выдоха, поэтому воздуха нужно брать столько, чтобы не ощущать его нехватки. Сочетания из двух-трех и более гласных повторите два—шесть раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук.


2 раза аэаэ аэоаэо

3 раза аэаэаэ аэоаэоаэо

4 раза аэаэаэаэ аэоаэоаэоаэо и т. д.


  • СОЧЕТАНИЕ с глухими соГЛАСНЫми ЗВУКами.


Упражнение 1.

  • Соединить навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков:


шу? У


у шу


у-шу, у-шо, у-ша, у-шэ, у-шы

жу? у



У-ШУ шу-жу


у – шу – жу у – шо – жо у – ша – жа



  • РАБОТА со СЛОгами.


Упажнение 1.

  • Произносите нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.

ТА ТА ТА ТА ТА


Упражнение 2.

  • Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.

ма ма ма МА. вверх! Вот

п а па па ПА. Я иду

та та та ТА. иду я

6а бо бу бы Вот вниз

ла ло лу ЛЫ





  • РАБОТА НАД СЛОВОМ.


Учитель-логопед:

Слово — основная единица речевого общения. Нередко одно слово заменяет целое предложение.

Гласные звуки в слове произносятся с различной высо­той тона, что придает слову особую музыкальную вырази­тельность. Так, ударные слоги произносятся более длитель­но при выраженных изменениях высоты голоса. Это дает возможность через устную речь лучше передать чувства и мысли. Поэтому необходимо тщательно тренироваться в овладении элементами слова.

Правила произнесения остаются прежними: мягко, слит­но, в умеренном темпе, на выдохе, четко артикулируя каж­дый звук.


Упражнение 1

  • Произнесите на одном выдохе сочетания слов слитно, как сложносоставное слово. Особое внимание обратите на экономное расходование воздуха и правильное выделение ударного гласного звука

ария — ария — ария

амплуа — амфора — астра

удар — урон — урок

отделение — операция — окулист

юмореска — юмористка — юмористы


Упражнение 2.

  • Произнесите слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу «слитность», с четким выделением ударного слога.


морозостойкий

высокоурожайный

жаропонижающий

сложноподчиненный

огнеупорный

малоупотребительный


  • РАБОТА НАД СЛОВОМ и фразой.


Упражнение 1.

Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.

  • «Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

  • «Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.

  • «Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, уг­рожающе.

  • «Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.


  • ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ.


Учитель-логопед:

Логическое ударение — «акцентированность» слова, обуслов­ленная особой семантической или эмоциональной значимостью. В звучащем тексте «акцентированность» слов создается различными просодическими средствами: увеличением длительности

слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой.



Упражнение 1. (КАРТОЧКА 1)


Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.


Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.

Всем известно: красна речь — слушанием.


  • РАБОТА НАД предложением.


Учитель-логопед:

Многие слова в речи человека при определенном интонировании (паузы, динамика, темпоритм) могут сливаться, изменяя исходный смысл. В юмористической форме это явление описано в рас­сказе А. Шибаева «Несуразные вещи».


- Здравствуй!

- Привет!

- Что это ты несешь?

- Несу разные вещи.

- Несуразные? Почему они несуразные-то?

- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...

- Что не сумел?

- Отстань.

- Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет...

- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ах ты, шутник. Я ска­зал; «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

- Вон оно что...

- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

- Ага.

- И ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая...

- То есть как?

- Зеленого цвета.

- Постой, постой... Это что же: у нее... волосы, что ли, зеленые?

- У кого — волосы?

- Да у Тамарки-то?

- Что-о?

- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка...»

- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не мо­жешь понять? Прощай, некогда мне.

- Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.

- А ну тебя...

- Да! Стой, стой!

- Ну что еще?

- Привет передавай.

- Кому?

- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!



Упражнение 1. КАРТОЧКА 2


Помня о том, что предложение — это связанные между собою по смыслу, грамматически и пунктуационно слова, при помощи ко­торых люди передают друг другу мысли и чувства, разделите предложения знаками препинания (паузами)

  • Фраза разделена по смыслу на отрезки (рече­вые такты).

Задание

  • Прочитайте предложения.

  • Расставьте паузы и отработайте фразы.

  • Между предложениями выдерживайте паузы более длительные, чем в середине фразы.

  • Следите за слитностью и дыханием.


1)Без наук, / как без рук. //

2)Была бы охота, / заладится всякая работа.

3)Уж совсем стемнело, / и начинало холодать. //

4)Малина росла так высоко, /что заглядывала к нам в окна.

5)Слово отражает мысль: / непонятна мысль / — непонятно и слово. //

6)О людях надо судить по тому, / сколько и как / они в жизни сделали. //

7)Над речью надо много / и очень долго работать, / чтобы она была доходчивой, / выразительной и красивой. //


Упражнение 2

  • Прочитайте предложения парами. В зависимости от места паузы измените смысл высказывания.

Как обрадовали / его успехи / друга!

Как обрадовали его / успехи друга!


После ухода учителя / в класс принесли журнал.

После ухода учителя в класс / принесли журнал.


У нас / с братом беда.

У нас с братом / беда.


  1. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:.

- Над чем мы сегодня с вами работали?

- Что вам больше понравилось на занятии?


  1. дОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  • Повторять релаксационные и дыхательные упражнения.

  • Выполнять интонационные упражнения.







Приложение 1

  • Мышечное расслабление рук


Упражнение 1.

Стоя (сидя). Руки с напряжением вытя­нуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, пред­плечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем пред­плечья и полностью мышцы рук.

Упражнение 2.

Стоя (сидя). Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить. Поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно уронить вниз, выполнить ими маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания.

Упражнение 3.

Стоя (сидя). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем бросить их свободно вниз с наклоном корпуса вперед.


  • Упражнения для туловища


Упражнение 4.

Повороты туловища с круговыми вра­щениями руками («мельница»).

Упражнение 5.

Стоя. Замирание в позе навытяжку. Пол­ное расслабление всего тела, «провисание» («тряпичная кукла»).


  • Упражнения для ног


Упражнение 6.

Ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опуска­нии то левой, то правой ноги.


  • Упражнения для шеи


Упражнение 7.

Стоя (сидя). Голову отвести максимально назад, ладони зафиксировать на лбу, локти развести в стороны. Медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться.















Приложение 2


КАРТОЧКА 1


  • Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.


    1. Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

    2. Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

    3. Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.

    4. Всем известно: красна речь — слушанием.

_____________________________________________________________________________


КАРТОЧКА 2


Упражнение 1.

  • Прочитайте предложения.

  • Расставьте паузы и отработайте фразы.

  • Между предложениями выдерживайте паузы более длительные, чем в середине фразы.

  • Следите за слитностью и дыханием.


1)Без наук, / как без рук. //

2)Была бы охота, / заладится всякая работа.

3)Уж совсем стемнело, / и начинало холодать. //

4)Малина росла так высоко, /что заглядывала к нам в окна.

5)Слово отражает мысль: / непонятна мысль / — непонятно и слово. //

6)О людях надо судить по тому, / сколько и как / они в жизни сделали. //

7)Над речью надо много / и очень долго работать, / чтобы она была доходчивой, / выразительной и красивой. //


Упражнение 2

  • Прочитайте предложения парами. В зависимости от места паузы измените смысл высказывания.


Как обрадовали / его успехи / друга!

Как обрадовали его / успехи друга!


После ухода учителя / в класс принесли журнал.

После ухода учителя в класс / принесли журнал.


У нас / с братом беда.

У нас с братом / беда.



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!