Просмотр содержимого документа
«Работа над полифонией в классе аккордеона»
Работа над полифоническими произведениями в классе аккордеона
Анализируя репертуар аккордеонистов и баянистов, обучающихся в ДШИ, нетрудно заметить, что непременным и обязательным условием является включение в работу ученика пьес полифонической музыки. Это и закономерно, т.к. полифония даёт неисчерпаемое богатство и многообразие композиционных средств и приемов. Работа над полифонией развивает у исполнителя такие свойства, как масштабность и глубину мышления, художественный вкус.
Полифония открывает как перед композитором, так и перед исполнителем огромные возможности. Ярким примером значимости полифонических форм в музыке является творчество Вивальди, Баха, Бетховена, Моцарта, в современной музыке развиваются и создаются новые формы полифонической музыки, усложняются гармония и музыкальный язык.
Полифонический склад музыки, в отличие от гомофонного, имеет более непрерывный характер, в нем отсутствуют периодические равномерные остановки, ясные цезуры, ритмическая повторность, симметричность тактов. Для полифонии характерно несовпадение цезур в разных голосах, всякого рода наложения тем, это способствует непрерывности музыкальной речи. Эта специфика полифонии усложняет восприятие материала и ставит перед исполнителем ряд непростых задач.
«Полифония – соединение нескольких, одновременно звучащих мелодий, каждая из которых имеет самостоятельное и равное с другими выразительное значение». К полифоническим произведениям относятся каноны, прелюдии, инвенции, мотеты, фуги и др.
Важный элемент полифонии – имитация («подражание»), т.е. повторение темы, мелодического оборота в каком-либо голосе непосредственно вслед за предыдущим. Наиболее распространенный вид имитации – простая имитация без изменений мелодического рисунка и ритма. Наиболее полно приемы имитации можно проследить в обработках русских народных песен, которые являются непременной составляющей репертуара аккордеониста-баяниста.
В работе аккордеониста над полифоническим произведением есть целый ряд специфических проблем. Одна из самых сложных – это ведение и смена меха. Исполнителю на аккордеоне-баяне при игре на инструменте необходимо учитывать фразировку, динамику, чтобы не нарушить общего развития произведения.
В классе аккордеона работать над полифонией мы начинаем с пьес, содержащих ее элементы. Это, как правило, обработки народных песен с элементами подголосочной полифонии (р.н.п. «Ой, да ты, калинушка» в обработке П. Лондонова, «Во садочке» в обработке Лушникова, «Солнце низенько» и др.). В работе над пьесами большое внимание уделяется ведению и смене меха: анализируем текст, намечаем возможные места смены меха, затем добиваемся качественной смены меха. В этой сложной работе важна роль слуха, который контролирует развитие линии мелодии и помогает незаметно произвести смену меха без толчков и перепада динамики.
Привыкая к полифонической фактуре, к многоголосию, к более сложному звучанию, юный исполнитель постепенно переходит к изучению более сложных пьес: Тюрк «Прилежным упражнением добьемся мастерства», Любарский «Песня», Гедике «Сарабанда».