СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над слогом

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над слогом»

  1. Орг. мом.

  2. Развитие ВПФ

  1. Развитие ориентировки на листе бумаги.


  1. Изучение нового материала.

  1. Развитие зрительного внимания.

Внимательно слушайте мою инструкцию. Прочитайте слоги в таблице (таблица 1):

- в красном квадрате;

-слева от красного квадрата;

-слог, который находится в зелёном квадрате;

-справа от жёлтого квадрата;

- вторая строка сверху, второй квадрат справа

Дети самостоятельно составляют слоговые загадки по слоговой таблице. (Таблица 2)

Мы знаем секрет правильного деления слов на слоги. Вспомним его.

(Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Вывод: чтобы правильно делить слова на слоги, надо хорошо знать гласные. Назовите их.


  1. Развитие слогового анализа.

Прочитайте слова, назовите гласные и разделите слова хлопками на слоги.


Рысь, узор, капелька, дождь, заноза.


  1. Развитие слогового анализа

Расселите слова в домики.


стул, шкаф, кровать, диван, тарелка, кастрюля, сковорода.


Подберите обобщающее слово к словам из первого и второго столбика?

К словам третьего столбика.

Какое слово лишнее? Почему?

К какой группе его можно отнести?

  1. Развитие слогового анализа, работа в тетрадях.

Запишите под диктовку слова в три столбика:

1 столбик – слова, состоящие из одного слога,

2 столбик – из двух слогов,

3 столбик – из трёх слогов.


стол, рыба, уронил, мяч, пружина, трава, школа, сухари, бант.


Самостоятельно запишите по одному слову в каждый столбик.


  1. Развитие операции словообразования.

бант-бантик – бантики

ключ, гвоздь, шарф.

Вывод: слог-это часть слова.


  1. Запись слогов.

Послушайте слово и цифру, которая обозначает номер слога. Запишите нужный слог. Например: конфета - 3, записываем слог «та».


лимон – 2, картина – 3, крыша – 1, ели – 1, мячик – 2.

  1. Развитие слогового синтеза.

Упражнение «Разрушенные слова».

Слоги в словах перепутались: ка, бул; док,гу; зы,ка,му; буш, из, ка.

Расставьте слоги в правильном порядке и запишите слова.

Вывод: если из слова убрать слог или переставить слоги местами, то слово разрушится.

Тайна образования слов из слогов состоит в том, что каждый слог должен быть на своем месте.


  1. Правило переноса слов с одной строки на другую.

На доске: коле- ко-

со лесо

Для чего нужно уметь правильно делить слова на слоги?

Вывод: чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую.


Разделите слова для переноса:

ав- авто- ра- рабо- стул ежи

тобус бус бота та

Почему слова «стул» и «ежи» записали на одной строке.

Вывод: эти слова не делятся для переноса.

Вывод: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.


  1. Развитие слогового синтеза.

Игра «Найди лишнее слово»


чайка, ужи, лодка, бегемот


кот, юла, сом, лось


Что общего в этих словах?


  1. Развитие орфографической зоркости.

Игра «Найди ошибку»

На доске: пал-ьто, карт-ина, ма-йка, со-ба-ка.

Разделите хлопками слова на слоги и сделайте вывод о том, как переносятся слова с ь, и й.

Вывод: ь знак и «й» отрывать от буквы и переносить на другую строку нельзя.

Слова «мальчик» и «двойка» разделите для переноса.


  1. Развитие слогового анализа и синтеза.

Игра «Новые слова»

(Составь новое слово из слогов, обозначенных цифрами)

  1. Осы (1) + ясень (2) = осень

  2. Дорога (1) + подожди (3) = дожди

  3. Самовар (2) + воробей (2) + розы (2) = морозы

  4. Дерево (1) + картина (2) = дети

  5. Луна (1) + пружина (2) = лужи

Прочитайте полученные слова. Из данных слов устно составьте предложения. Примерные предложения:

Начинаются морозы.

Идут дожди.

Наступила осень.

На дорогах лужи.

Дети бегают по лужам.

  1. Итог.

Сегодня мы раскрыли тайны слогов:

1 тайна: чтобы правильно делить слова на слоги надо знать гласные.

Вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.

2 тайна: переставлять слоги местами или пропускать слог нельзя – слово разрушится.

Вывод: слог-это часть слова.

3 тайна: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

4 тайна :букву Й и Ь при переносе отделять нельзя.




Выполняют задания







Выполняют задание


















А О У Ы И Э



читают слово, называют гласные, затем делят слова на слоги хлопками







Мебель

Посуда




1: стол, мяч, бант

2: рыба, трава, школа

3: уронил, пружина, сухари










Мон, на, кры, е, чик



Булка, гудок, музыка, избушка




















ужи, не делится для переноса


юла - два слога

все слова не делятся для переноса








ЛАМ


ДИП


СИН


ВУР


ШОМ


РУС


КУЦ


ЛЯД


ЖАН


КОС


РЕС


ЛЯН


ДИМ


СУН


ЧОР


ВИС


ШЛИ


КНИ


МАЦ


НЫМ


БАЦ


ТРА


ДМЕ


ЦИК


ЛЫН


РЫС


СУН


НЕС


ХИЛ


МАП


ЖЕР


РОШ


СИН


ХВА


ТРЯ


СЛЕ


ХРО


АРТ


ПТИ


ОРХ


ЛИХ


КИЧ


ФРЕ


ОТС


ОРШ


ВРА


ТВО


УКС


КРЕ


ТЛЯ


ХИМ


ОЛП


КСИ


ЯРП


ХРО


АСТ


ЯМК


ЖМА


ИСК


МУФ


ЧЕС


РОШ


ИХТ




про


сто

ми


нас


ус

ван

ист


ав

пят


Рысь узор капелька дождь заноза



мебель

стул

шкаф

кровать

диван

тарелка

кастрюля

сковорода

ка

бул

док

гу


зы

ка

му

буш

из

ка




коле-

ко-

со

лесо





  1. Разделите слова для переноса:


автобус работа стул ежи


  1. Найди лишнее слово.

  1. чайка, ужи, лодка, бегемот

  2. кот, юла, сом, лось



  1. Найди ошибку.

пал- карт ма

ьто -ина -йка


  1. Составь новое слово из слогов, обозначенных цифрами.

  1. Осы (1) + ясень (2) = осень

  2. Дорога (1) + подожди (3) = дожди

  3. Самовар (2) + воробей (2) + розы (2) = морозы

  4. Дерево (1) + картина (2) = дети

  5. Луна (1) + пружина (2) = лужи

Прочитайте полученные слова. Из данных слов устно составьте предложения.




  1. Разделите слова для переноса:


автобус работа стул ежи


  1. Найди лишнее слово.

  1. чайка, ужи, лодка, бегемот

  2. кот, юла, сом, лось



  1. Найди ошибку.

пал- карт ма

ьто -ина -йка


  1. Составь новое слово из слогов, обозначенных цифрами.

  1. Осы (1) + ясень (2) = осень

  2. Дорога (1) + подожди (3) = дожди

  3. Самовар (2) + воробей (2) + розы (2) = морозы

  4. Дерево (1) + картина (2) = дети

  5. Луна (1) + пружина (2) = лужи

Прочитайте полученные слова. Из данных слов устно составьте предложения.