Орг. мом. Развитие ВПФ Развитие ориентировки на листе бумаги. Изучение нового материала. Развитие зрительного внимания. Внимательно слушайте мою инструкцию. Прочитайте слоги в таблице (таблица 1): - в красном квадрате; -слева от красного квадрата; -слог, который находится в зелёном квадрате; -справа от жёлтого квадрата; - вторая строка сверху, второй квадрат справа Дети самостоятельно составляют слоговые загадки по слоговой таблице. (Таблица 2) Мы знаем секрет правильного деления слов на слоги. Вспомним его. (Сколько в слове гласных, столько и слогов) Вывод: чтобы правильно делить слова на слоги, надо хорошо знать гласные. Назовите их. Развитие слогового анализа. Прочитайте слова, назовите гласные и разделите слова хлопками на слоги. Рысь, узор, капелька, дождь, заноза. Развитие слогового анализа Расселите слова в домики. стул, шкаф, кровать, диван, тарелка, кастрюля, сковорода. Подберите обобщающее слово к словам из первого и второго столбика? К словам третьего столбика. Какое слово лишнее? Почему? К какой группе его можно отнести? Развитие слогового анализа, работа в тетрадях. Запишите под диктовку слова в три столбика: 1 столбик – слова, состоящие из одного слога, 2 столбик – из двух слогов, 3 столбик – из трёх слогов. стол, рыба, уронил, мяч, пружина, трава, школа, сухари, бант. Самостоятельно запишите по одному слову в каждый столбик. Развитие операции словообразования. бант-бантик – бантики ключ, гвоздь, шарф. Вывод: слог-это часть слова. Запись слогов. Послушайте слово и цифру, которая обозначает номер слога. Запишите нужный слог. Например: конфета - 3, записываем слог «та». лимон – 2, картина – 3, крыша – 1, ели – 1, мячик – 2. Развитие слогового синтеза. Упражнение «Разрушенные слова». Слоги в словах перепутались: ка, бул; док,гу; зы,ка,му; буш, из, ка. Расставьте слоги в правильном порядке и запишите слова. Вывод: если из слова убрать слог или переставить слоги местами, то слово разрушится. Тайна образования слов из слогов состоит в том, что каждый слог должен быть на своем месте. Правило переноса слов с одной строки на другую. На доске: коле- ко- со лесо Для чего нужно уметь правильно делить слова на слоги? Вывод: чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую. Разделите слова для переноса: ав- авто- ра- рабо- стул ежи тобус бус бота та Почему слова «стул» и «ежи» записали на одной строке. Вывод: эти слова не делятся для переноса. Вывод: слова с одной строки на другую переносятся по слогам. Развитие слогового синтеза. Игра «Найди лишнее слово» чайка, ужи, лодка, бегемот кот, юла, сом, лось Что общего в этих словах? Развитие орфографической зоркости. Игра «Найди ошибку» На доске: пал-ьто, карт-ина, ма-йка, со-ба-ка. Разделите хлопками слова на слоги и сделайте вывод о том, как переносятся слова с ь, и й. Вывод: ь знак и «й» отрывать от буквы и переносить на другую строку нельзя. Слова «мальчик» и «двойка» разделите для переноса. Развитие слогового анализа и синтеза. Игра «Новые слова» (Составь новое слово из слогов, обозначенных цифрами) Осы (1) + ясень (2) = осень Дорога (1) + подожди (3) = дожди Самовар (2) + воробей (2) + розы (2) = морозы Дерево (1) + картина (2) = дети Луна (1) + пружина (2) = лужи Прочитайте полученные слова. Из данных слов устно составьте предложения. Примерные предложения: Начинаются морозы. Идут дожди. Наступила осень. На дорогах лужи. Дети бегают по лужам. Итог. Сегодня мы раскрыли тайны слогов: 1 тайна: чтобы правильно делить слова на слоги надо знать гласные. Вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов. 2 тайна: переставлять слоги местами или пропускать слог нельзя – слово разрушится. Вывод: слог-это часть слова. 3 тайна: слова с одной строки на другую переносятся по слогам. 4 тайна :букву Й и Ь при переносе отделять нельзя. |