СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над словами с непроверяемыми написаниями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Работа над словами с непроверяемыми написаниями»



  В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

    Работа над словами с непроверяемым написанием нашла отражение в методике нейропсихологов Л.С. Цветковой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой, Т.Г. Визель. А.Е. Соболева указывала, что изучать словарные слова следует опираясь на один из важнейших принципов педагогики – системность. В применении к словарным словам это значит, что нужно воспользоваться алгоритмом запоминания, который будет применяться всегда, для любых слов и в любом возрасте, то есть превратился в универсальное учебное действие.

Мы проводим тренировку написания словарных слов на каждом уроке в виде словарного диктанта: самодиктанта, работа в парах, у доски, диктуют дети и т.д.

Начинаем писать с красной строки со слова Словарь:.

Количество слов зависит от возраста детей и уровня развития их словарного запаса

II класс — 5-8 слов;

III класс — 8-10 слов;

IV класс — 10 -12-15слов.

Для ежедневных словарных диктантов можно использовать такой приём: лист тетради делим на три части:

1столбик: умею писать;

2 столбик: сомневаюсь;

3 столбик: не знаю.

Во время диктовки друг другу ученики распределяют слова в три столбика. Затем проверяют правильность написания по словарю; ставится оценка самими учащимися. С каждым разом слов во втором и третьем столбике становится меньше. Это повышает мотивацию детей.

Многие учителя практикуют словарный диктант перед домашней работой. Алгоритм первоначального изучения словарных слов можно назвать «Правило трёх «Пэ»».

Первое  «П»: прочитай слово орфографически, то есть так, как оно написано. Это просто необходимо. Дети помогают себе, проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся, поэтому в любой работе со словарными словами ребята произносят их только орфографически.

Втрое «П»: продиктуй себе орфографически и пропиши. Два действия осуществляются одновременно, поэтому объединены в одну букву «П». Постепенно, по мере изучения, дети переходят от проговаривания вслух к проговариванию «про себя», обязательно оставляя беззвучное движение губ.

Третье «П»: проверь себя. Следует отметить, что у учащихся начальной школы операции самоконтроля ещё не сформированы и им надо специально обучать. По наблюдениям Л.С. Цветковой проговаривание при письме уже играет роль важного текущего контроля. Когда ребёнок всё же испытывает трудности в поиске ошибок в написанном слове, можно использовать приём «Закрой слово ладошкой». Дети закрывают слово рукой, а потом постепенно открывают по одной букве, проговаривая вслух.

Очень хорошее пособие по работе со словарными словами есть у Жиренко О.Е.

В нём как раз присутствует система работы над словом, о которой было сказано выше.

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов

Обращение к этимологии слова

Обращаться к этимологии можно только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.

Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).

Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.

Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.

Порой на помощь к моим учащимся приходят детские поэты с небольшими шутливыми стихами.

Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя» –
Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мед,
Лиса-лисица, посмотри,
Очень любит букву... (и)

Чтоб не обиделась корова
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова
Напишем в корне с буквой О.

А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать? (Д.Хармс)

Петуха спросили дети
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я. (И.Коньков)

Вот дети учатся писать правильно слово лимон. На доске стихотворная шутка Г. Сапгира «Ли-мон».

Что за «ли»?
Что за «мон»?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут
– Лимон ... –
Сразу станет кисло.


Вот каникулы настали, Но как радостно нам после

До свиданья, школа! Лета золотого

Мы теперь уже с тобой К твоему порогу, школа,

Встретимся не скоро, Возвращаться снова!

В. Броневский

Слова-подсказки

Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки;  Катя на картине; Олин портрет в портфеле;  два Коли в коридоре; девочка дежурная; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.

Распределение слов на группы по схожести орфограмм

При изучении  словарных слов некоторых тематических групп удобно сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о», а затем – слова со сложностями в написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме «Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной «а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Потом – с безударной гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Заканчивается изучение темы словом счастье.

Использование схем гласных (согласных)

При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и стараемся её запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), библиотека (ииоеа).И наоборот, в словах, где сложности могут возникнуть в запоминании написания согласных, составляем схему согласных. Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория (трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию сложных слов.

Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов

В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в  частности, для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.

«Словарное лото»

Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.

Игра «В букву».

Необходимо произнести слово по буквам. Например, запоминается написание слова «ученик». Первый ученик произносит- У, второй - Ч, третий -Ей т.д. Слово « обходит» класс несколько раз, пока учитель не отменит задание. Называя согласные буквы, нужно произнести соответствующие звуки.

Игра «Угадай - ка».

Детям предлагается угадать слово по согласным буквам:
КРНДШ,КРВ,ВРБЙ,МСКВ,РБТ

Игра «Собери слово».

Р П А Т А Д Е Т Ь Л Н (Тетрадь, пенал).

Игра «Поиск».

Детям предлагается игра со словарём: найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные (сахар, карандаш, вечер, берег...).

Игра «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова го (горох, город, горизонт).
И, наоборот, можно дать конец слова:
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.
(...суда, ...тух, ...рёза, ...сква).

Игра «Ступеньки».

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем на одну букву больше. ЗАЯЦ ПЕТУХ СОБАКА МЕДВЕДЬ

Игра «Догадайся, что за слово».

ВОРОНА СОРОКА СОЛОМА КОРОВА МОЛОКО

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.





Список литературы
1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990.
2. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.
3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989.
4. Кремнева С. Ю. Словарные диктанты: 1-2 классы. М., 2008.
5. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993.
6. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.
7 Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!