СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над словарными словами.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика работы над словарными словами посредством ассоциаций.

Просмотр содержимого документа
«Работа над словарными словами.»

Словарные слова

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Интересную методику запоминания словарных слов предложила Т. Попова (Начальная школа. 1997 .№1).

Суть метода в следующем: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика работы над словарным словом:

  1. Записать словарное слово и поставить ударение.

Например: берѐза

  1. Выделить слог, который вызывает трудности (сомнения) при написании.

Например: бе-ре-за

  1. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив(размером , цветом) сомнительную орфограмму.

Например: бЕ.

  1. Найти ассоциативный образ, связанный с этим словом и записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу:

- ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель: словарное слово ассоциативный образ

признак признак

Ассоциации могут быть по :

  • Цвету;

  • Месту расположения;

  • Форме;

  • Звучанию;

  • Действию;

  • Вкусу;

  • Материалу;

  • Назначению;

  • Количеству;

  • и т.д.

- ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например: словарное слово ассоциативный образ

береза – по цвету бЕлая

береза- кудрявая нужен гребень, чтобы расчесать (по

форме как буква Е)

Результат: бЕреза-бЕлая-гребень (Е)











  1. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом( рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Например : б

береза

р

е

з

а

  1. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

Внимание! Не навязывать ученику своей ассоциации. Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях : связь и общая заданная орфограмма.



  • Аналогично показать классу разбор 3-5 словарных слов.

  • Произвести совместный разбор 3-5 новых словарных слов.

Цель: выявить понимание правильного выбора ассоциативного образа.

  • Для проверки дать еще 2 слова.

  • Дать самостоятельную работу(одно несложное словарное слово) с последующим обсуждением каждой версии.

  • Дать домашнее задание. Составить авторскую книжку словарных слов со своими ассоциативными образами.

Внимание! Подробность шагов сделана с целью «не потерять» кого-нибудь из учеников. После знакомства с методикой каждый ученик может делать свойственный ему «шаг». Методика – не догма, а источник творчества.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

гАзета- бумАга;

кАрман- дырА;

кОнцерт- нОта, хОр;

зАвод- трубА;

кОрабль- вОлны;

инЕй- бЕлый, снЕг;

лАдонь- лАпа;

кАпуста- зАяц;

мАшина- шинА;

кАрандаш – грАнь, бумАга;

стАкан- стАвлю;

сОбака – хвОст;

плАток- плАчет.





Использован материал: «Методическая копилка для учителей начальных классов» В.П.Шульгина






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!