Просмотр содержимого документа
«Работа над словарными словами.»
Словарные слова
Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Интересную методику запоминания словарных слов предложила Т. Попова (Начальная школа. 1997 .№1).
Суть метода в следующем: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Методика работы над словарным словом:
Записать словарное слово и поставить ударение.
Например: берѐза
Выделить слог, который вызывает трудности (сомнения) при написании.
Например: бе-ре-за
Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив(размером , цветом) сомнительную орфограмму.
Например: бЕ.
Найти ассоциативный образ, связанный с этим словом и записать его напротив словарного слова.
Требования к ассоциативному образу:
- ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель: словарное слово ассоциативный образ
признак признак
Ассоциации могут быть по :
Цвету;
Месту расположения;
Форме;
Звучанию;
Действию;
Вкусу;
Материалу;
Назначению;
Количеству;
и т.д.
- ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например: словарное слово ассоциативный образ
береза – по цвету бЕлая
береза- кудрявая нужен гребень, чтобы расчесать (по
форме как буква Е)
Результат: бЕреза-бЕлая-гребень (Е)
Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом( рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например : б
береза
р
е
з
а
Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
Внимание! Не навязывать ученику своей ассоциации. Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях : связь и общая заданная орфограмма.
Цель: выявить понимание правильного выбора ассоциативного образа.
Для проверки дать еще 2 слова.
Дать самостоятельную работу(одно несложное словарное слово) с последующим обсуждением каждой версии.
Дать домашнее задание. Составить авторскую книжку словарных слов со своими ассоциативными образами.
Внимание! Подробность шагов сделана с целью «не потерять» кого-нибудь из учеников. После знакомства с методикой каждый ученик может делать свойственный ему «шаг». Методика – не догма, а источник творчества.
Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
гАзета- бумАга;
кАрман- дырА;
кОнцерт- нОта, хОр;
зАвод- трубА;
кОрабль- вОлны;
инЕй- бЕлый, снЕг;
лАдонь- лАпа;
кАпуста- зАяц;
мАшина- шинА;
кАрандаш – грАнь, бумАга;
стАкан- стАвлю;
сОбака – хвОст;
плАток- плАчет.
Использован материал: «Методическая копилка для учителей начальных классов» В.П.Шульгина