Щ
ербак Виктория Витальевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей №24»
г. Гуково Ростовской области
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
«Метод обучения должен уменьшить трудности обучения, с тем, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало от дальнейших занятий»
Я.А.Каменский.
Как научить грамотно писать – эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Вероятно, недостаточная грамотность является следствием несовершенства методики обучения и учебных пособий. Так учебники русского языка для начальной школы учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами и путем «раскрытия» скобок. Прием неплох сам по себе. Но когда такая форма работы преследует ученика на каждой странице учебника, она становится механической, потому что орфограммы как таковые здесь уже определены (места пропуска букв) и первое действие орфографической задачи за ученика уже выполнено.
Предметом моего исследования является использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над словарными словами на уроках русского языка.
Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания, поэтому с проблемой запоминания слов с непроверяемыми орфограммами я столкнулась с первых шагов работы в школе. Однако применение в процессе обучения множества традиционных приемов, рекомендованных современной методикой, было не слишком эффективно.
Современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приобретенные средства для достижения этого – культура речи и культура общения. Овладение словом – необходимое условие формирования социально активной личности. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением и правильным написанием, но и сделать его объектом наблюдения и исследования учащихся. Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. На своих уроках стараюсь добиваться того, чтобы знания закрепились, и ребенок мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка.
Целью моего опыта является раскрытие системы работы над словарным словом на уроках русского языка. Создание условий, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову, повышается интерес к овладению богатством языка
Считаю, что данная система упражнений над словарным словом помогает выработать у учащихся навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике; сформировать умения работать самостоятельно, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Практическая реализация приемов и форм работы над словарным словом
В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривать в единстве.
Исходя из этого, при работе над словарными словами использую классификацию видов упражнений по направлениям, традиционно составляющим систему языка.
Фонетические упражнения. Основной смысл этих упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем проговаривании.
В результате практических упражнений у детей формируется знание о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так как слышится.
Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов и способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
Приведу примеры упражнений, используемых мною для формирования фонетических понятий.
Игра «Из каких слов выпали гласные?»
д…р…г… тр…мв…й
к…рт…н… …ф…м…л……
…д…жд… …г…д…
Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные:
Адрес, карандаш, горизонт, заяц, желтый, дорога, салют.
Игра «Угадай слово»
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжек в норку утащили.
Учитель показывает карточки, на которых написан конец слова, а учащиеся придумывают начало.
…сква, …рона, …реза.
И наоборот, дан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.
го (город, гореть, горизонт, горох)
Игра «Собери слово»
пус, ка, та; нер, же, ин; тор, трак
Выпиши слова, в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова:
Народ, рисунок, карандаш, салют, адрес, портрет, багаж, билет, язык, овес, завтрак.
Игра «Расшифруй слово»
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.
16 22 7 18 (шофер)
33 2 13 16 12 16 (яблоко)
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм. Находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений как письмо с «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку. Также провожу с учащимися работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводить к тому, что ребенок учится обнаруживать и устранять свои ошибки, а затем не допускать их появления.
Следующее направление классификации – работа над составом слова, которая вызывает большой интерес у учащихся. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.
Приведу примеры таких упражнений.
Подберите слова к схемам









![]()
; ; .
От слов картина, лопата, машина образовать слова с суффиксом –к-
От слов корабль, яблоко, капуста образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образованы.
Составьте слова по схемам. Какие слова зашифрованы в схемах?







ник ; жил е
Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Праздник, праздничный, праздники, праздновать.
Тетрадь, тетрадный, тетради, тетрадочка.
Шарада. Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове преодолеть, суффикс, как в слове цветной, окончание как в слове морковный.
Составьте словосочетание, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
Ребята радости …..
Улица многолюдн….
Береза кудряв…
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
2. Составьте словосочетание, определите падеж прилагательных.
Песок (какой?)…..
Яблоко (какое?)….
Картина (какая?)….
3. Составь предложение с данными словосочетаниями. Определив склонение существительных.
Интересный рассказ
Аккуратный ученик
Свежая газета
4. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного
Машина остановилась…. (дом).
Дети читали книги ….(космонавт)
5. Подберите к словам однокоренные слова разных частей речи.
Адрес (адресный, адресок, адресовать)
Работа (работник, рабочий, работать)
6. Выпишите из словаря по 5 слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
7. Выпишите в три столбика слова из словарика: в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.
8. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос кто?
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогает разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.
1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения:
комната в доме
огурец в школе
ученик в огороде
береза в лесу
2. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные.
3. Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение.
Край земли у водной поверхности.
Комната для занятий в школе.
С целью изучения синтаксического строя языка широко использую на уроках работу с деформированным текстом, деление сплошного текста на предложения, моделирование и др.
Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе. Перед учителем стоят задачи активизировать слова детей.
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.
На практике можно использовать следующие виды упражнений:
1. Выберете наиболее подходящее слово. Запишите.
Медведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.
2. В данный текст вставьте наиболее подходящее из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься, лить.
Волны тихо ….. у берега.
Молоко …. из ведра
Рабочий продолжает …. сталь.
3. Чтобы подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предметов, нужное в данный момент, предлагаю такое упражнение.
Подберите слова, более подходящие к предложениям.
Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный.
Осенью дует….ветер….ветер гуляет на просторе. ….ветер гонит стаи туч на край небес.
4. Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах.
Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо.
Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.
Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы, например:
Чистая, неисписанная тетрадь
Чистые, вымытые руки
Чистое, безоблачное, ясное небо и т.д.
5. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова, к умению употреблять эти слова в речи.
У девочки короткие волосы. – У девочки короткая память.
Ребята идут в парк. – Часы правильно идут.
6. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните. По какому принципу отобраны слова?
Автомобиль, урожай, трамвай, самолет;
Капуста, помидор, солома, морковь.
7. Сгруппируйте слова по темам
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
8. К словам багаж, дорога, вместе подберите синонимы. Составьте с ними предложение.
9. К словам весело, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ с этими словами.
10. Помогает выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся:
Трактор шумел, как … С треском повалилась осина, будто….
На солнце засверкали ягоды земляники, словно…
В работе со словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, избегают употреблять их в своей письменной речи. Поэтому большое место на уроке отвожу работе с орфографическим словарем.
Следует отметить, что систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Но необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово
5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.
Использование вышеперечисленных упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания словарных слов.
На разных этапах урока формы работы различны. Так на этапе введения нового слова эффективно использовать загадку, как вид упражнений, например:
Чудо-птица – алый хвост –
Полетела в стаю звезд
(Ракета)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней …..
(Помидора)
Часто на помощь в работе над трудными словами приходят детские поэты со своими шутливыми стихами, например:
Мне нужны такие вещи: молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка, а всего нужней сноровка.
(Б.Заходер)
Очень полезно на этом этапе использовать этимологический анализ слов, т.к. использование слова в речи требует понимания его точного смысла. Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение исторического корня, к которому оно восходит, и таким образом более глубоко понять семантику данной лексической единицы и причины ее современного написания. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, а, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.
Вот приемы этимологической характеристики слов.
Календарь. Календами древние римляне именовали первые числа каждого месяца, по которым жрецы вели счет времени. Календариум у них значило «справочник, которым жрицы пользуются при своих расчетах».
На этапе запоминания нового слова хорошему усвоению правильного написания способствует письмо по памяти или списывание, предполагающие опору на все виды памяти.
При закреплении и обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Трудное слово включается во все виды работ, которые может позволить использовать тема урока.
На этом этапе работы над словом широко использую весь арсенал игрового материала, так как эта деятельность вызывает у детей огромный интерес и желание узнать новое, а также предоставляет большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.
Использование на уроках игрового материала помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.
Мир слов очень похож на ребячий мир: слоги и слова, как дети, любят прятаться и устраивать розыгрыши, шутить и превращаться.
Игровые моменты и занимательные упражнения – пример творческого подхода к звучащему слову.
Подружившись со словом, мы делаем для себя удивительное открытие.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И словно сердце, кровью обливаться
И равнодушно холодом дышать
(Л.Козловский)
Понимание того, что каждое слово имеет свое значение, что употребление слова зависит от цели высказывания, стиля речи, развивает у моих учеников потребность внимательно относиться к выбору слова.
Работа со словарным словом раскрывает лексическое богатство русского языка и открывает путь к овладению этим богатством.
Практика показала, что использование мною разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению родным языком, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. Применение вышеперечисленных грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми орфограммами даже при работе с очень слабыми учениками класса.
На основе анализа письменных работ учащихся можно сделать вывод, что систематическая и целенаправленная работа над трудными словами позволила избежать в тетрадях детей ошибок при написании словарных слов. Использование описанной выше системы упражнений сыграло определенную роль в становлении у моих учащихся умения контролировать написание. Пять учащихся из десяти, сделавших ошибки, самостоятельно обнаружили и исправили все неверные написания в своих работах. Однако значение данного опыта гораздо шире.
Используемая мною система упражнений помогла создать у детей потребность в изучении орфограмм, осознать учениками необходимость контролировать написание, а также осознать важность соблюдения норм графики и орфографии письменной речи.
Дети не только накопили опыт правильного выполнения различных операций, необходимых для грамотного письма, но и обрели веру в собственные силы, утвердились в своем будущем успехе. Практика показала, что у большинства учащихся сформировался более высокий уровень развития орфографической зоркости, это оказало положительное влияние на грамотное письмо и привело к снижению орфографических ошибок у детей.
Литература
Львов М. Р. Развитие речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1998
Рождественский Н. С. Русский язык как учебный предмет в начальных классах. – М.: Просвещение,2009
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. –
М.: Просвещение, 2001
Канакина В. П. Русский язык: Дидакт. материал. - М.: Просвещение,2000
Волина В. В. Русский язык (Учимся играя) – Екатеринбург: АРГО, 1996
Варгина Т. П. Пусть ученик полюбит слово. – Волгоград: Учитель, 2003
Гранник Г. Г. И др. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991
Фролова Л. А. Развитие орфографической зоркости младших школьников. – Магнитогорск, 1995
Левушкина О. Н. Этимологический анализ на уроке орфографии. – Самара, 2009