Трошкина Елена Валерьевна, учитель логопед
МБОУ «Гимназия № 30 им. Железной Дивизии»
Работа над словарными словами в рамках коррекционных занятий.
Из опыта работы…
В настоящее время центральной проблемой современного образования является школьная неуспеваемость, иногда уже на начальном этапе обучения. К сожалению, с каждым годом снижается успеваемость учащихся по родному русскому языку.
Ни для кого не секрет, что все современные дети все свободное время проводят «в обнимку» с телефонами, смартфонами, планшетами, приставками и прочими электронными гаджетами. И это одна из главных причин снижения уровня развития устной и письменной речи. Уровень школьника все больше с каждым годом не соответствует вариативной норме.
Словарные диктанты в начальной школе – один из видов работ, который позволяет оценить знания учащихся. В старших классах – дополнительный повод для хорошей отметки.
Словарных слов в программном материале по русскому языку достаточно много и их запоминание для некоторых ребят затруднительно. Современные образовательные программы построены так, что времени на закрепление и автоматизацию полученных знаний отводится очень мало. И, тем не менее, словарные диктанты – это основа для всевозможных тестирований, аттестаций по русскому языку.
Всем известно, что написание словарных слов в русском языке подчиняются традиционному принципу русской орфографии. А согласно данному принципу, словарное слово пишется так, как его писали в древнерусском и старославянском языке или как писали это слово в том языке, из которого оно заимствовано. И уже на этом этапе ребята узнают много новой дополнительной информации, которой может и не быть в их учебниках (как звучало словарное слово в древности и как звучит оно сейчас; что обозначало тогда, и что сейчас; что означало слово в языке, из которого оно заимствовано). Историческая справка вплетается в занятие, как небольшой неожиданный акцент именно на том «опасном месте», которое в этом слове нужно запомнить.
Заучив словарные слова, учащиеся не испытывают значительных трудностей при написании словарных диктантов, но в других видах работ не узнают словарные слова, которые были выучены к словарному диктанту. Поэтому в работу над словарными словами включаются не только традиционные педагогические методы, но и нейропсихологические виды коррекции – корректурные пробы, пробы на избирательность внимания, гностико-пространственные задания, ритмы и прочие.
Для того чтобы заинтересовать учащихся используются игровые, занимательные формы заданий, в группе обязательно используется соревновательный момент в заданиях с ограничением времени.
В работе над словарными словами за основу взяты пособия Долговой Ольги Игоревны и Зиборовой Елены Викторовны «Хочу 5 за словарный диктант», «За 5 в школу», где в одном месте собран и обобщен богатый материал известных специалистов Ефименковой Л.Н., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В., Ястребовой А.В. и Бессоновой Т.П., а также сведения из толковых, фразеологических, словообразовательных словарей
Работа над словарными словами - это неотъемлемая составляющая коррекционных занятий для успешного формирования навыка письма, позволяющего ученику овладеть функциональной грамотностью. Но работаем с этими словами на логопедических занятиях иначе, чем в классе. Словарным словам уделяем время на каждом занятии в соответствие с темой – в виде спрятавшихся слов, различных шифровок, время от времени меняя слова, увеличивая количество, усложняя упражнения.
Например, тема занятия «Буква Г, звуки г, г”», значит, подбираются словарные слова, которые начинаются с заданного звука или содержат данный звук. Начинаем работу с поисков слов среди букв, прописываем слова в тетради разноцветными гелевыми ручками (согласные синим и зеленым цветом, гласные - красным). Далее работаем над ударением и делим на слоги, прописываем с возрастанием количества слогов, подписывая картинки. Для запоминания словарных слов можно включать и математические действия со слогами, и зашифрованные разными шрифтами слова, дорисовыванием недопечатанных слов, «опасные места» дети находят в ходе корректурной пробы, (каждый слог, в котором можно сделать ошибку, в своей строке), включаем и знакомые игры «Четвертый лишний», но с деформированными словами (буквы в словах нужно расставить в нужном порядке и только потом выявить лишнее – словарное слово), используем и простые аналогии, шифровки при помощи различных фигур, стрелок и цифр. В дальнейшем, усложняем работу составлением словосочетаний и предложений из рассыпавшихся слов. Обязательно упражнения на зрительную гимнастику, глазами ищем и собираем слова. Время для подобных упражнений ограничивается (Многие ребята во время работы в классе отстав, перестают работать. На коррекционном занятии при ограниченном времени ребята активизируются и тренируются, и в классе начинают работать быстрее )
Закрепить полученные знания можно при помощи интерактивных игр, в ходе которых закрепляются ранее изученные в классе или на логопедических занятиях словарные слова.
Таким образом, системная работа, направленная на усвоение словарных слов с непроверяемыми написаниями, позволяет добиться положительных результатов и помогает детям успешно усвоить их написание.
Приложение
Найди и обведи в строчках все словарные слова. На выполнение задания 1 минута. (Данное задание представляет собой такой вид нейропсихологической коррекции, как корректурная проба. Но для ребят – это игровое задание с соревновательным элементом ( кто быстрее), при этом в итоге - расширение возможностей внимания и памяти , улучшается навык чтения
ШНГОРОХТЛУРШДВДОРОГАТАЙУЩНВАГОНШТТГНЕЛ
ЗШЦОФДЫВКЙЗДЛАГЕРЬУЙТЕУНФТЕЛЕГАУЗЬЛЗЛГ
ОСГОРОХСХРИЛГЦНЦРДОРОГАТНЕХУГТК
АЧДЛЫЮБВАГОНАРЮЛДВЛТЕЛЕГАПЭЕНЬ
ЧСРПЛАГЕРЬБРСЬВАГОНТУШГМАГОРОХПРЫСТУМРД
ШНГОРОХТЛУРШДВДОРОГАТАЙУЩНВАГОНШТТГНЕЛ
ЗШЦОФДЫВКЙЗДЛАГЕРЬУЙТЕУНФТЕЛЕГАУЗЬЛЗЛГ
ОСГОРОХСХРИЛГЦНЦРДОРОГАТНЕХУГТК
АЧДЛЫЮБВАГОНАРЮЛДВЛТЕЛЕГАПЭЕНЬ
ЧСРПЛАГЕРЬБРСЬВАГОНТУШГМАГОРОХПРЫСТУМРД
ШНГОРОХТЛУРШДВДОРОГАТАЙУЩНВАГОНШТТГНЕЛ
ЗШЦОФДЫВКЙЗДЛАГЕРЬУЙТЕУНФТЕЛЕГАУЗЬЛЗЛГ
ОСГОРОХСХРИЛГЦНЦРДОРОГАТНЕХУГТК
АЧДЛЫЮБВАГОНАРЮЛДВЛТЕЛЕГАПЭЕНЬ
ЧСРПЛАГЕРЬБРСЬВАГОНТУШГМАГОРОХПРЫСТУМРД
Расшифруй слова.
Данное задание на избирательность внимания, цифрами зашифрованы гласные буквы, некоторые из которых непроверяемые и их нужно запомнить.
А | О | У | Ы | И | Е | Я |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Г2Р2Х, Г2Р2Х2В4Й, Г2Р2Ш5Н1
В1Г2Н, В1Г2НЧ5К, В1Г2НН26
Т6Л6Г1,Т6Л6ЖК1
Д2Р2Г1, Д2Р2ЖК1, Д2Р2ЖН5К
Л1Г6РЬ, Л1Г6РН4Й
Обведи в правой части карточки красным цветом такие же сочетания букв, как в левой. На каждую строчку по 15 секунд.
ГОРОХ | ОРА, ОРО, ОРУ, ОРО, ОРА, ОРУ, ОРО,ОРУ |
ВАГОН | ВА, ВО, ВУ, ВО, ВА, ВУ, ВО, ВА, ВУ, ВО |
ЛАГЕРЬ | ГЕ, ГИ, ГЁ, ГЕ, ГЁ, ГИ, ГЁ, ГЕ, ГИ, ГЁ |
ТЕЛЕГА | ТЕ, ТЁ, ТИ, ТЕ, ТИ, ТЁ, ТЕ, ТЁ, ТИ, ТЕ |
ДОРОГА | ДА, ДО, ДУ, ДО, ДА, ДУ, ДО, ДА, ДО |
Выполни арифметические действия с буквами и запиши результат вычислений.
ТРЕ-Р+ЛЕ+ГА=___________________
ВАЛ-Л+ГЕН-ЕН+ОН=__________________
ЛГА-Г+ГЕ+РЬ=_____________________
ГРО-РО+О+ДРО-Д+Х=_______________
ДОУ-У+РО+ГРА-Р=__________________
Прочитай цепочки слов. Найди лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.
«4 ЛИШНИЙ»
СКИТИ, КОЛОТОМ, ГАЛЕТЕ, РУБОНАК
ГРОХО, КОЛОЯБ, АВИЛС, КОСРИБА
ГРОДОА, КОЛОМО, ВЕЙСОЛО, ЛОБОТО
ЛЕБЫЙ, СНАКРЫЙ, НИСИЙ, ГАРЕЛЬ
ЛЮЧИКОЙ, ПЫТЛЁЙ, КИМЯГЙ, НОВАГ
Деформированные предложения. Из данных слов составь и запиши предложения. Словарные слова подчеркни красным цветом.
Поспел, в, горох, огороде.
По, быстро, автомобиль, едет, дороге.
Миша, вагоне, едет, пятом, в.