Работа над сжатым изложением в 8классе Занятие №1
Цель: знакомство с приёмами компрессии (сжатия) текста.
Ребята! Зададимся вопросом: « Что хотят проверить на экзамене, предлагая вам написать сжатое изложение?» Ответ прост: экзаменаторам важно знать, умеете ли вы
-правильно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;
-отбирать в исходном тексте главное;
-сокращать текст разными способами;
-логично и грамотно излагать свои мысли.
Первое, что необходимо усвоить из умений работать с текстом, - это способы сокращения текста.
Рассмотрим таблицу
Способы сокращения текста |
содержательные | языковые |
-Разделение информации на главную и второстепенную -Свертывание информации за счет обобщения | -Исключение -Обобщение -Замена |
Рассмотрим приёмы компрессии текста
Исключение
Что можно исключить | О чём необходимо помнить при исключении |
-детали, не влияющие на ход авторской мысли; -слова, предложения, которые могут быть удалены без ущерба для содержания; -однородные члены предложения; -вводные слова; -повторы; -цитаты; -риторические вопросы и восклицания -пояснения; -рассуждения; -описания; -излишние обороты речи. | -выделить главное с точки зрения основной мысли текста; -убрать ненужные подробности, детали; -объединить полученное, используя средства связи между предложениями. |
Обобщение или объединение
Что обобщить? | О чем необходимо помнить при объединение? |
-парцеллированные предложения; -ряды предложений, связанных одной мыслью; -части предложений; -конкретные, единичные факты, явления, события | -найти мелкие факты; -найти в них общее; -объединить эти факты на основе общего; -сформулировать получившееся предложение. |
Замена
Что заменить? | О чём необходимо помнить при замене? |
-однородные члены - обобщающим словом; -сложные предложения – простым; -части предложений, ряды предложений - общим понятием, выражением; -прямую речь - косвенной; -части текста - одним предложением | -найти слова, смысловые части, предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением; -сформулировать получившееся предложение. |
Второе, о чём необходимо помнить при сжатии информации из прослушанного текста,- это что нельзя удалять из текста.
Помните, что нельзя удалять:
-авторский тезис;
-аргументы автора, которые им использованы для доказательства основной мысли;
-вывод автора.
Практикум №1
Отработка навыков сжатия текста
Первоначальная работа с текстом должна быть простой.
Цель: на небольших примерах попробовать применить приёмы компрессии текста.
Задание №1
Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя мысль ( суть предложений)
Какой приём сжатия рациональнее применить?
-Самое дорогое, что есть у человека,- жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое- это Время, потому что состоит из времени, складывается из часов, минут
.(Самое дорогое-это Время, составляющее нашу жизнь)
-Деловой человек наращивает скорость, внедряет ЭВМ, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.
( У делового человека дефицит времени увеличивается )
Задание №2
Сократите сложное предложение. За счёт чего вы это сделаете?
-Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что мать- спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной афористической фразой: « Со щитом или на щите»,и что маленький спартанец, принесший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал, когда зверёк вгрызался в его тело.
( Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране )
Задание №3
Исключите однородные члены предложения
- Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени
( Всюду чувствовалось приближение осени)
-Всё человечество Каштанка делила на две очень неравные части - на хозяев и заказчиков.
(Всё человечество Каштанка делила на хозяев и заказчиков)
--М.М.Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг: «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Лесная капель».
( М. М.Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг)
-С большой сердечностью, любовью к А.П.Чехову относились и все люди попроще, с которыми он сталкивался: слуги, разносчики, носильщики, почтальоны,- и не только с любовью, но с тонкой чуткостью, бережливостью, с пониманием.
( С большой сердечностью и любовью к А.П.Чехову относились и все люди попроще)
Задание №4
Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.
-Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой мраморной, листве берёз, лип, кленов.
( Бульвар тонул в опавшей листве разных деревьев)
-Я родился и большую часть жизни провел в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.
( В своём внешнем облике город связан со знаменитыми именами)
-Возы были нагружены сеном, соломой, мешками с мукой, абрикосами, дровами, кирпичом.
( Возы были нагружены всякой всячиной)
Занятие №2
Основные средства связи между предложениями в тексте.
Цель: знакомство со средствами связи между предложениями в тексте.
Давайте зададим вопрос: «А так ли необходимо знание о средствах связи? Да, знания основных средств связи между предложениями и умение применить их на практике поможет избежать речевых ошибок и недочётов.
Рассмотрим таблицу
Название средств | примеры |
1.Местоимения указательные, личные, притяжательные | Честь…Это понятие существует издавна. Его значение каждый понимает по-своему. |
2.Синонимы, частицы | Честь стала отличительным признаком человека. Ведь только люди обременили себя ею. |
3.Лексические повторы | « Погиб поэт-невольник чести!» Как же честь может неволить людей? Неужели люди создали это понятие на горе себе. |
4.Наречия | Во все времена были люди, которыми двигала не честь, но жажда богатства. Сейчас честь отдаётся богатым и власть имущим. |
5.Анафора | Но есть и другая честь. Она внутри людей. Она стоит ближе к совести. |
6.Предлог | Честь- опасная штука. В силу жизненных обстоятельств для некоторых она даже опаснее самоубийства. |
7.Вопросительное предложение | Из литературы известны примеры, когда для господина прикоснуться к рабу- означало потерять свою честь в глазах общества. Почему? Разве раб не человек? В то время для рабов не было правил чести. |
8.Вводные слова | Во-первых, честь не даёт бросить в беде слабого. Во-вторых, заставит человека вести себя благородно. Следовательно, именно эту честь надо беречь смолоду. |
9.Однокоренные слова | Честный человек не всегда удобен для окружающих. И всё-таки честь всегда будет цениться высоко. |
10.Антонимы | Можно допускать ошибки в своей жизни. Нельзя допускать бесчестных поступков. |
Практикум №2
Цель: отработать умение использовать средства связи между предложениями при сжатии текста.
Задание №1
Устраните повторы и объедините предложения, используя известные средства их связи.
В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке, перу. Тех, для кого « выжить» означало бы - «изобрести»
(В Спарте сразу убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть и гении)
Задание№2
Сжать содержание абзаца/ использовать средства связи между предложениями/
Что надо лесному зверю, зверьку для зимнего выживания? То же, что и человеку: надежная крыша над головой, удобная, теплая одежда да приличный запас калорийного корма, которого до спасительницы - весны должно хватить. Бобры не исключение. Но в отличие от всяких разных любителей чужими руками сотворенных убежищ, от охочих до соседних кладовых воришек, а также от некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в крепкий сон, лесные дровосеки все от начала до конца делают сами. И жилища сооружают, надежнее не придумаешь, и корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ жизни ведут - любой спортсмен позавидует.
( Что надо лесному жителю для зимнего выживания? То же, что и человеку: дом, одежда, пища. Бобры не исключение. Но они в отличие от других зверей всё от начала до конца делают сами)
Задание №3
Определите средства связи в следующем фрагменте.
1.Когда он утром подошел к столу, то увидал огромный букет мимозы. 2. Они были такие хрупкие, такие желтые и свежие, как первый теплый день! 3.-Это папа подарил мне, - сказала мама. 4.-Ведь сегодня Восьмое марта. 5. Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. 6. Вчера вечером помнил, а сейчас вдруг забыл. 7. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. 8. Там было написано «Дорогая мама! Поздравляю с 8 Марта! 9. Обещаю всегда тебя слушаться!
Проверь себя
Предло- жения | Средства связи с предыдущим(-и) предложением(-ями) |
2 3 4 5 6 7 8 9 | Личное местоимение Указательное местоимение Частица Вводное слово, лексический повтор Антонимы Личное местоимение Наречие Личное местоимение |
Практикум №3
Цель: написание сжатого изложения с подсказкой (учитель назовёт приёмы компрессии каждого абзаца текста, по окончании работы над изложением раздаст вариант сжатого текста, чтобы учащиеся сумели проверить себя.)
Задание №1
Прослушать текст и сжать его, пользуясь указанными приёмами компрессии текста
Текст для прослушивания | Приёмы компрессии текста |
-Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, причем непременно разнообразных( послать открытку старым друзьям, навестить одинокую соседку, подарить виртуальный цветок, перечислить 100 рублей больным детям), это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит . 35слов -Мы становимся благосклоннее к другим, чувствуем себя лучше по сравнению с окружающими, освобождаемся от чувства вины за чужое несчастье, чувствуем себя щедрыми и способными помочь, становимся привлекательнее для других, чувствуем, что нас ценят. 33слова -Чем больше мы сосредотачиваемся на том, чтобы посылать любящие и добрые мысли, тем положительнее мы влияем на окружающий мир. В то же время в результате делаемся более радостными и счастливыми, начинаем нравиться людям. Даже внешне мы становимся красивыми, обаятельными, а мышление - гораздо яснее, чётче, намного быстрее. Люди так называемой любящей доброты более склонны к принятию себя и позитивным отношениям с другими. Почему? Потому что доброта усиливает положительные эмоции (любовь, радость, благодарность, надежду, гордость), восстанавливает долгосрочные жизненные ресурсы человека и повышает его удовлетворенность жизнью. 85слов Итого 156 слов | Исключение Должно остаться 17слов Замена, обобщение Должно остаться 10слов Обобщение, замена, исключение. Должно остаться 43слова Итого 70 слов |
Задание №2
Сверьте то, что получилось у вас, с данным вариантом.
-Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, это способствует нашему ощущению счастья, а иногда просто лечит.
-Мы становимся доброжелательнее, здоровее, щедрее, свободнее, привлекательнее, нас ценят окружающие.
-Посылая в мир любовь и добро, мы положительно влияем на него, сами делаемся радостнее и счастливее, начинаем нравиться людям. Внешне мы становимся красивее и мыслим гораздо лучше. Добрые люди любят себя и окружающих: доброта усиливает положительные эмоции, восстанавливает здоровье и помогает радоваться жизни.
Задание №3
Работа в парах.
Чей вариант – ваш или данный оказался лучше? Обоснуйте свою точку зрения.
1
-Если каждую неделю совершать добрые дела, это способствует нашему ощущению счастья, а иногда просто лечит
-Мы становимся благосклоннее к другим и чувствуем, что нас ценят окружающие.
-Чем больше мы сосредотачиваемся на том, чтобы посылать в мир добрые мысли, тем положительнее влияем на него. Мы и внешне становимся красивыми, и внутренне гораздо лучше, потому что доброта усиливает положительнчые эмоции, повышает удовлетворённость человека жизнью.
2
-Совершение разнообразных добрых дел способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит.
-Мы становимся благосклоннее к другим, за что нас и ценят.
- Чем больше мы сосредотачиваемся на том, чтобы посылать добрые мысли в мир, тем положительнее влияем не только на окружающий мир, но и сами становимся красивее внешне, мысли - яснее. У людей, имеющих склонности к позитивным отношениям с другими, усиливаются положительные эмоции, улучшается здоровье, повышается удовлетворенность жизнью
3
-Если каждую неделю совершать добрые поступки, то это способствует нашему ощущению счастья.
-Мы становимся лучше не только для себя, но и для окружающих. Мы чувствуем, что нас ценят.
-Чем больше мы сосредотачиваемся на том, что посылаем добрые мысли в мир, тем больше влияем на него. Но и сами становимся внешне красивее. Ведь доброта усиливает положительные эмоции, повышает удовлетворенность человека жизнью.
Практикум №4
Цель: обучение сжатию текста.
Надо знать, что тест для сжатого изложения- это всегда рассуждение
Так строится текст рассуждение 1.Тезис (основная мысль) 2.Аргументы (доказательства) 3.Вывод (обобщение) | Так строим сжатое изложение 1.Тезис автора. 2.Аргументы автора, используемые для доказательства основной мысли. 3.Вывод автора. |
Алгоритм работы над текстом.
1.Прочитайте текст (или прослушайте, потом прочитайте)
2. Выделите микротемы.
3.Определите, что надо свернуть по содержанию, что по форме, пользуясь таблицей.
4.Отложите текст.
5.Оставьте справа широкие поля для исправлений, изменений.
6.Создайте свой вариант свой вариант сжатого текста.
7.Сравните свой вариант сокращения с вариантом товарища.
8.Подумайте, кто сделал лучше.
9.Внесите исправления (если они необходимы).
10.Выслушайте сжатый текст- вариант №1, №2.
11.Внесите пометы (если они необходимы)
Текст для прослушивания
-Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души. (55слов).
-Не забывайте и о самых близких-родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им меньше всего достаётся приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доброту и помощь. (56 слов)
-Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной. ( 23слова)
( По В,Бессоновой)
Всего 134слова
Вариант сжатого текста №1
Любовь и доброта — самый ценный подарок для любого человека. Их можно дарить бескорыстно. Простая отзывчивость к людям, поддержка их означает добро и любовь
Не забывайте о родителях. Они нуждаются в нашей любви и доброте. Но именно достаётся меньше всего приятных слов, потому что нашу любовь мы считаем как само собой разумеющееся. Родители имеют право на доверие, благодарность.
Дарите доброту и любовь, делая добрые дела, не останавливаясь. И ваша жизнь станет удивительней.
Вариант сжатого текста №2
Любовь и доброта- самый ценный подарок для любого человека. Их можно дарить бескорыстно. Простая отзывчивость к людям, поддержка их означает добро и любовь.
Не забывайте о родителях. Они нуждаются в нашей любви и доброте, потому что наша любовь существует как само собой разумеющее. А родители имеют право на любовь и помощь.
Подарить любовь и доброту легко. Просто делайте добрые дела, и ваша жизнь станет удивительной.