СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над техническими трудностями в освоении гитары

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматриваются основные категории мотивации обучения, организация процесса обучения и работа над техническими сложностями в игре на гитаре.

Просмотр содержимого документа
«Работа над техническими трудностями в освоении гитары»

Управление культуры Администрации города Брянска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств№ 10»















Методическая разработка

Тема: « РАБОТА НАД ТЕХНИЧЕСКИМИ ТРУДНОСТЯМИ В ОСВОЕНИИ ГИТАРЫ»









Подготовила педагог Чистяков С.В.






г. Брянск

2019 год


Основные категории мотивации обучения.


В условиях возрастающего интереса к гитаре, можно отметить увеличение числа желающих заниматься на этом инструменте. Гитара становится все более популярной. Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Здесь имеется в виду потребности ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения игре не только на гитаре, но и на любом другом инструменте. Следует отметить, что проблематика мотивации в контексте гитары не рассматривалась обширно и требует пристального внимания и изучения.

В соответствии с данным разделением мотивов можно выделить основные причины интереса к гитаре. К ним относятся в первую очередь желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников. Иногда интерес к гитаре возникает после прослушивания какого-либо произведения. Достаточно часто это эстрадная композиция или песня. Большое количество детей приходят учиться под влиянием родителей. Гитара привлекает своей мобильностью и красотой звучания. Эти и многие другие аспекты увеличивают ее популярность в России и во всем мире.

Я всегда говорила своим ученикам, что лучшей наградой за мой труд будет то, что ученик пронесёт по жизни любовь к инструменту, которая была привита ему не без моей помощи.


Организация учебного процесса.


В отечественной учебно-методической литературе методы развития техники игры на гитаре разработаны бессистемно и освещены явно недостаточно. Поэтому в целях повышения исполнительской культуры отечественных гитаристов назрела необходимость детально разобраться в этом вопросе именно на начальном этапе обучения и определить основные принципы построения подобных систем для развития исполнительской техники удовлетворяющей «мировым стандартам». Педагогу следует обратить внимание на то чтобы занятия, направленные на развитие исполнительской техники носили развивающий характер и не были исключительно только ради одной техники. Здесь особенно важен творческий и индивидуальный подход. Например, когда на основе полученных на уроке знаний ученики стремились бы придумывать новые развивающие упражнения-этюды. На каждом уроке целесообразно подробно рассматривать какой-нибудь один из специфических исполнительских приемов, а затем для приобретения устойчивого навыка обучающимся следует отрабатывать его самостоятельно дома минимум до следующего урока. Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу. Но работа над техникой исполнения всегда должна носить циклический характер, подобно спирали, когда возвращение к изученным ранее приемам происходит с постоянным усложнением. Все упражнения должны проигрываться в различных темпах, громко и четко. Следует избегать механических бесконтрольных повторений. Это достигается только с помощью постоянного анализа действий. Очень полезно пользоваться методом преувеличения формы и активности игровых движений и их слухового осознания. По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет прием баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела. Если в процессе занятий в какой-либо части тела (мышце или группе мышц) происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен. Анализом и развитием правильных внутренних ощущений следует серьезно заниматься не ранее чем с десятилетнего возраста, когда ребенок психологически подготовлен к самоконтролю и самоанализу не на самом примитивном уровне. Целесообразно разделить учебное время на 3 части:

  • Повторение пройденного на прошлом уроке ,проверка домашнего задания.

  • Теоретическая часть урока (основы нотной грамоты, разбор аккордов, структурное построение музыкального произведения).

  • Практическая часть урока (разучивание одно - двухголосных музыкальных пьес, гармонических последовательностей аккордов, а впоследствии и аккомпанементов различных песен).

Обучение по данному предмету проходит в тесной связи с другими предметами и включает в себя следующие направления:

  • Игра в ансамбле с педагогом или с другим учащимся (проводится преимущественно во втором полугодии);

  • Основы сольфеджио, музыкальной литературы и элементарной теории музыки.

  • Основы вокала и аккомпаниаторской практики.

Необходимо организовать комплексный подход в обучении: все предметы должны дополнять главное направление – игра на инструменте.

Так, на уроках сольфеджио помимо традиционных требований, которые даются в сокращённом объёме, необходимо ознакомиться со строением гитарных обозначений аккордов, уделить большое внимание систематическому сольфеджированию мелодий, приучая к нотной грамоте.

Трудностью для педагога является отсутствие готового единого учебного пособия, которое включало бы в себя различные направления учебной работы. Важным дополнением к работе над исполнительским мастерством является наличие в классе персонального компьютера или ноутбука. Совершенно обязательным условием является наличие у ученика на каждом уроке собственного музыкального инструмента, нотного сборника и нотной тетради с текущими заданиями. Репертуар должен быть доступным, интересным, современным и полезным, а темп продвижения вперёд достаточно энергичным, нужно избегать однообразия, постоянно заинтересовывать учеников. Для проверки полученных знаний до проведения контрольных уроков можно использовать следующую форму работы: после того, как произведение выучено наизусть полезно проигрывать его небольшими частями (например, по два такта) без остановок. Особенно это удобно при разучивании упражнений по буквенно-цифровым обозначениям или аккомпанемента песен. Задача учащегося — вовремя вступить, сыграть верные аккорды в нужном темпе, проследить, чтобы игра была внятной и громкой. Такой приём концентрирует внимание, развивает внутренний слух, повышает ответственность ученика. При разучивании аккомпанемента приёмом игры арпеджио необходимо приучить к точной аппликатуре, для чего целесообразно работать следующим образом –  отдельно отрабатывается игра правой и левой руки (левой необходимо научиться переставлять аккорды без остановки, правой – не допустить беспорядочного применения пальцев). Для приучения к аппликатурной дисциплине полезно в каждом новом упражнении с использованием «переборов» простукивание правой рукой по корпусу верными пальцами («игра без звука»).

Большую пользу также принесёт чтение с листа по нотам лёгких упражнений и одноголосных пьес. Одним из важных условий приобретений игровых навыков является регулярное повторение пройденного материала на каждом уроке.

Работа над музыкальным произведением.


Начиная работу над разучиванием музыкального произведения ,необходимо его проанализировать с точки зрения формы, разобрать трудные места, обратить внимание на новые приёмы, исполнить произведение или его часть, если есть возможность – послушать в записи. Аппликатуру желательно продумать заранее, следить за её соблюдением. Первоначально пьесы проигрываются по частям в медленном темпе несколько раз. После того, как учащийся усвоил материал, проводится работа над темпом, динамикой, характером произведения. Следует обращать внимание учащихся на правильное звукоизвлечение: качественное соединение звуков в мелодии, громкий звук. При разучивании новых пьес целесообразно давать несколько минут на уроке для самостоятельного разбора произведения. Что касается работы над аккомпанементом, то в первую очередь необходимо оценить учебный материал с точки зрения практической применимости к данному конкретному ученику; сложность материала, подходящая тональность для аккомпанемента самому себе, возможные варианты замены сложных аккордов на более подходящие и т.д.


Причины снижения интереса к обучению.


Любой педагог в своей практике постоянно сталкивается с проблемой мотивации учащихся, а также с проблемой  снижения интереса к инструменту в начале обучения, в частности к гитаре.

В настоящее время мотивационная сторона обучения школьников, на взгляд исследователей, наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно. Сложность данной работы заключается в том, что в современном обществе сложилось неправильное отношение к искусству игры на классической гитаре. Подавляющее большинство считает гитару несерьезным инструментом. Бытует мнение о гитаре как об инструменте, пригодном только для простейшего аккомпанемента пению. Поэтому, большинство детей, приходящих учиться не представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сразу сталкиваются с большой нагрузкой. Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов. Занятия на любом  музыкальном инструменте, в том числе и на гитаре, в определённой степени сложнее, чем занятия в других отраслях искусства, например в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы. Важно помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости обнаруживаются в первые годы обучения. Обучение музыке сегодня связано с множеством хлопот, и, к сожалению, не имеет перспектив. Так как стать профессиональным музыкантом хотят не многие, а других преимуществ музыкального образования родители, определяющие своих детей в учебное заведение, не знают, возникает вопрос: для чего приобретать инструмент, вкладывать в обучение ребенка много времени, сил и средств? Дети и родители крайне мало слышат в исполнении на гитаре классической музыки. Многим людям привычнее видеть гитару в компаниях, и слышать исполнение лёгкой музыки. Сталкиваясь на уроках  с классической музыкой, а не с ожидаемым музыкальным материалом, возникают проблемы с подбором репертуара. Образцы классической музыки, на основе которых и должно происходить овладение навыками игры на музыкальном инструмент, кажутся детям, и что особенно немаловажно, и родителям, слишком серьезными или даже скучными. И как следствие, интерес к овладению гитарой постепенно пропадает.

Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных школах. По этим причинам начинается снижение интереса, как к гитаре, так и к классической музыке в целом.


Повышение мотивации обучения.


Поскольку мотивация выступает особым «энергообразующим» (В.В. Медушевский) началом, то ее специальное развитие рассматривается как важнейшая задача музыкально-образовательного процесса. Задача педагога состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью.

Для поддержания интереса к занятиям необходимо повышать мотивацию учащихся различными способами.

Педагог не должен строить свою работу с учетом только внешней, формальной характеристики поведения учащегося, не раскрывая его внутреннего содержания. Добившись от учащегося форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, он, не зная мотивов, по которым в данной ситуации эти правила выполняются учащимся, ничего не знает о самом ребенке. Не зная о подлинных личностных мотивах деятельности учащегося, педагог не может рассчитывать на то, чтобы верно определить его дальнейшее жизненное поведение, а следовательно, и его поведение в музыкальном обучении. Не умея проникнуть во внутреннее содержание действий и поступков ребенка, в мотивы его действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, педагог работает «вслепую». Ему неизвестны ни ученик, на которого он должен воздействовать, ни результаты его собственного воздействия. В решении данной проблемы следует точно определить и учитывать психологические особенности каждого учащегося. Например, если учащийся-гитарист имеет склонность к точным наукам, то в этом случае следует идти к художественному содержанию музыки через технологию игры. А если он «гуманитарий», то тогда целесообразно двигаться от прогнозируемого художественного результата к изучению технологии его достижения.

Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. На желании играть отражается атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях.

Для успешного решения проблемы мотивации учащихся, преподавателю хорошо применять весь спектр известных и адекватных мер, следует любым способом заинтересовать каждого учащегося в отдельности. И, конечно же, выбор репертуара с учётом желаний учащегося играет в этом вопросе немаловажную роль. Но всегда следует помнить о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащихся относительно их плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога классической гитары заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполнения классической музыки и полюбили ее, но при этом не отбив у них желания играть на гитаре.

Повышению интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и ансамблевая практика. Также целесообразно использовать возможности современных технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, Интернета и т.п.

Кроме того, преподавателям-гитаристам необходимо постоянно проводить работу с родителями своих учеников в области пропаганды классической гитары: предлагать им ходить на концерты и мастер-классы профессиональных исполнителей, посещать концерты организованные педагогом, а также знакомиться с видео- и аудио — записями выдающихся гитаристов. Такая «воспитательная» работа должна помочь преподавателю заинтересовать искусством не только детей, но и их родителей, сформировать верное представление о гитаре, как о классическом музыкальном инструменте. Это очень важно, потому что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.


Заключение.


На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что у каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес к гитаре, глубокое понимание и любовь к этому инструменту. Следует помнить, что истинная мотивация учащихся формируется постоянно на всем протяжении педагогического процесса, причем на всех его уровнях и касается абсолютно всех его аспектов.

В области обучения игры на классической гитаре в нашей стране данная проблема усугубляется также отсутствием устойчивых традиций в этой сфере. Ощущается дефицит серьезных научно-методических разработок и искусствоведческих работ.

Исследователи данного вопроса считают, что серьезных результатов в повышении уровня исполнительского мастерства на гитаре позволят добиться повышение статуса классической гитары в системе музыкального образования, реклама и пропаганда классической гитары в СМИ и Интернете.




Список литературы:

  • Авторская школа. Сборник материалов об организации учебного процесса в современной музыкальной школе. -С-П., Композитор, 2004 — 61 с.

  • Андреев А. Современная школа игры на шестиструнной гитаре. Безнотная методика обучения. – Минск, Современная школа, 2007. – 224 с.

  • Андреева Е. Научные статьи: «Мотивация к обучению и потребности ребенка»

  • Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство – Л.: Музыка,1974.

  • Варфоломеев И. Курс игры на классической гитаре, 1999-2011. —
Электронное издание

  • Дудинский К. А. Методические статьи. Научные тезисы. — 2007.

  • Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для студентов средних и высших заведений. М., 1993.

  • Самохина М. А. Научная методическая работа «Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары».- Москва, 2005г.

  • Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский Центр «Академия» 2003.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!