СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа над звукоизвлечением в классе флейты»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока на тему "Работа над звукоизвлечением в классе флейты"

Просмотр содержимого документа
««Работа над звукоизвлечением в классе флейты»»

КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных» Управления образования ВКО





«Утверждаю»

Заместитель директора по УР КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных» Управления образования ВКО __Миськив О.Н.





Облыстық ашық сабақтың әдістемелік әзірлемесі

Методическая разработка открытого урока


Мамандық /Специальность: 02150100 –Инструментальное исполнительство(по видам инструментов)

Біліктілігі /Квалификация: 4S02150102 – Артист оркестра(дирижер), преподаватель детской музыкальной школы

Пән атауы /Наименование дисциплины: Специальность

Курс: 1ОДИ

ПМ.1. Применение музыкально-теоретических навыков в художественно- творческой и педагогической практике.

(наименование модуля или дисциплины)


Сабақ тақырыбы /Тема урока: «Работа над звукоизвлечением в классе флейты»

Оқытушы /Преподаватель: Оконешникова Елизавета Игоревна














Өскемен қ./г. Усть–Каменогорск 2023ж./г.


1. Общие сведения

Курс, группы: 1ОДИ Савельева Ева

Дата: 26.10.2023г.

Время: 10:40

Аудитория: 337

Тип занятия: Комбинированный.

2. Цель: тренировка качественного звукоизвлечения на инструменте, отработка дыхания «на опоре»

Задачи:

Образовательные:

• способствовать адаптации учащейся к инструменту;

• закрепить правильную постановку корпуса, амбушюра и дыхания учащийся;

• способствовать формированию интереса к обучению на инструменте;

Развивающие:

• способствовать развитию у учащейся исполнительских навыков правильного звукоизвлечения с помощью комплекса простых и доступных детскому восприятию упражнений;

• способствовать развитию умения анализировать, давать оценку своей деятельности на уроке и делать выводы;

• способствовать развитию умения осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные:

• способствование воспитанию усердия, внимания и трудолюбия в достижении поставленных целей;

• способствовать воспитанию у учащейся самостоятельности в применении полученных умений и навыков;

• способствование формированию музыкального вкуса, приобщение к искусству.


2.1 Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:

  • У ученицы есть четкие представления о том, как работать над качественным звукоизвлечением на инструменте, как использовать полученные знания и умения для самостоятельных занятий.

2.2 Используемые методы:

  • словесный;

  • наглядно - слуховой;

  • практический (игра на инструменте), метод проблемного обучения.



3. Необходимые ресурсы:

3.1 Учебно-методическое оснащение, справочная литература:

Музыкальный материал: Ю.Н.Чичков «Альбом юного флейтиста №1»


3.2 Техническое оснащение, материалы: флейта, пуль для нот, нотный материал для работы на уроке.

4. Ход занятия:

4.1 Организационный момент

4.2 Вступительная часть

4.3 Проверка домашнего задания

4.4 Объяснение новой темы

4.5. Закрепление практических навыков.

4.6. Домашнее задание

4.7. Заключительная часть

4.1 Организационный момент. Объявление темы урока.

Тема сегодняшнего урока «Работа над звукоизвлечением в классе флейты» Урок проводится со студенткой 1курса отделения «Духовые и ударные инструменты» Савельевой Евой.

4.2Вступительная часть

Начальный этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Это как бы посадка первого семени, из которого впоследствии вырастет огромное дерево и предмет «Специальность» не является исключением. Г.Г. Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их появления и роста. И наша первостепенная задача разглядеть талант ученика, найти индивидуальный подход к каждому, заинтересовать, создать обстановку доброжелательности и творческого сотрудничества, ведь для большинства наших студентов флейта - является новым инструментом, который приходится осваивать, не имея абсолютно никаких знаний, навыков и умений. Ограниченные сроки требуют от преподавателя и наиболее рациональных методов обучения, ведь за 4 года необходимо не только научиться исполнять музыкальные произведения (сольные, и ансамблевые произведения) соответствующего уровня сложности, но

и уметь самостоятельно работать над музыкальными произведениями,

читать с листа, транспонировать, владеть навыками художественной интерпретации исполняемых произведений, быть компетентными в вопросах стиля и жанра.

Средний возраст, когда ребенок начинает заниматься флейтой -6-7 лет, в последние годы идет тенденция еще к более ранним занятиям. У нас же студент приходит на первый курс в 14-15 лет. Сразу возникает вопрос: «Легче или сложнее учиться игре на флейте в этом возрасте?» Если рассматривать техническую оснащенность, виртуозность, то взрослый ученик проигрывает в этом вопросе, потому что музыка требует многочасовых занятий и количество лет занятий, конечно, имеет огромное значение. С другой стороны, взрослый ученик имеет уже сформировавшийся, осознанный подход, интеллект и развитие, что помогает ему быстрее усваивать полученные знания. Здесь огромное значение, конечно, имеет мотивация. Все начинающие студенты должны обладать неординарными способностями и огромным желанием научиться играть на флейте. Приучать себя к многочасовым, регулярным занятиям, без которых невозможно добиться высоких результатов.


4.3 Проверка домашнего задания.

На предыдущих занятиях мы познакомились с инструментом «флейта», его строением, историей создания, а также основными понятиями нотной грамоты, которые необходимы для первоначальных навыков игры на флейте. Вспомним их.

Тема нашего сегодняшнего урока «Работа над звуком в классе флейты». Вопрос: «А что же такое – хороший звук?» Попробую на него ответить, но обрати внимание - я буду говорить не о красоте звука, т. к. это вещь абсолютно субъективная, а только о свойствах звука воспринимаемых более или менее объективно. Итак; ХОРОШИМ СЧИТАЕТСЯ ЗВУК, когда он:

• появляется немедленно в момент атаки звука,

• мягкий и открытый,

• не содержит шипа и посторонних призвуков,

• не меняет тембровой окраски,

• не меняет высоты,

• не дрожит и исполняется без непроизвольных толчков. Во многом хорошее звуковедение зависит от грамотной постановки корпуса и инструмента.

Вопрос: «Ева, какое правильное положение корпуса и инструмента?»

Ева: Так же во многом хороший звук зависит и от грамотного исполнительского дыхания. Развить его нам помогают специальные упражнения (дыхательная гимнастика).

Ева демонстрирует три упражнения: «Лучник» - помогает понять как сделать правильно вдох, упражнение «Дом» - для развития дыхательных мышц, «8-8» - лучшее упражнение на развитие дыхательных мышц, навыка быстрого объемного вдоха, навыка «купола» в горле, и хорошего «опертого» выдоха.

На сегодняшнем уроке мы подробно рассмотрим вопрос постановки исполнительского дыхания и звукоизвлечения на флейте.

Цель занятия: тренировка качественного звукоизвлечения на инструменте, отработка дыхания «на опоре»

Вопрос: «Ева, скажи, пожалуйста, что такое «исполнительское дыхание», какие способы произвольного управления дыханием и правила смены дыхания в процессе игры мы уже выучили?»

Ева: «Выделяются несколько типов дыхания: грудной (дыхание берется в диафрагму в области груди), брюшной (дыхание берется в диафрагму в области живота). Необходимо заметить, что чистых типов дыхания в исполнительской практике духовиков не бывает, а главное быть не должно.

Искусство владеть выдохом связанно с умением играть «на опоре». В методической литературе широко рекомендуется выдох «на опоре», который в свое время сформулировал С. Розанов.

Работа над развитием дыхания без инструмента:

Вопрос: «Ева, а сейчас мы вспомним, какие упражнения мы с тобой уже делали без инструмента»

Ева: Для развития дыхания существует множество упражнений, направленные на развитие интенсивности выдоха, его продолжительности, а также в зависимости от произведения, верного вдоха.

Упражнения на развитие дыхания:

1. Упражнение с трубочкой и стаканом воды. Данное упражнение направленно на самых маленьких, начинающих исполнителей-флейтистов. Учащиеся дуют в трубочку, которая находится в воде в стакане и видят, как благодаря дыханию вода в стакане пузырится, а также наблюдают, что при разной интенсивности выдоха пузыри в стакане уменьшаются или прибавляются с характерным звуком.

2. Быстро вдохнуть, задержать дыхание, отсчитав в уме восемь четвертей, медленно выдохнуть на восемь четвертей;

3. Протяженно вдохнуть на восемь четвертей, быстро выдохнуть за одну четверть, задержать выдох на восемь четвертей;

4. Быстро вдохнуть на одну четверть, задержать дыхание, отсчитав в уме восемь четвертей, медленно выдохнуть на восемь четвертей.


Каждое упражнение повторять по восемь раз. В дальнейшем отсчет четвертей увеличить. При выполнении упражнений сохранять медленный темп. Данное упражнение тренирует произвольный и продолжительный выдох.

Постановка игрового аппарата, постановки корпуса, губ, рук:

Ева, теперь мы перейдем к занятию на инструменте. Бери флейту и давай, вспомним, как правильно должен стоять исполнитель.

(Ева берет инструмент и в процессе беседы корректирует свою постановку)

Постановка исполнительского аппарата — процесс овладения совокупностью приемов и правил рационального взаиморасположения и взаимодействия всех компонентов исполнительского аппарата музыканта с инструментом.

Для начала проверим общую постановку — это способ держания инструмента в руках, правильное положение корпуса, головы, рук, пальцев и ног играющего. Главным условием здесь должен явиться принцип естественности, при котором все игровые мышцы находятся в свободном состоянии. Не внешняя их форма, а внутреннее состояние освобожденных мышц всего тела – основа правильной постановки при игре на духовых инструментах.

Корпус и голову следует держать ровно и прямо, без отклонений в стороны и наклонов вперед и назад. Грудь должна быть слегка приподнята, а плечи развернуты. Подобное положение корпуса играющего облегчит работу легких и диафрагмы.

Ноги должны занимать такое положение, чтобы обеспечивать корпусу хорошую устойчивость. Для этого рекомендуется слегка расставить ноги или выдвинуть вперед одну из них. В ногах, как и в других частях тела, не должно чувствоваться напряжение.

Следующий этап - постановка амбушюра — наиболее целесообразное расположение инструмента на губах, форма и характер действия губного аппарата исполнителя.

Важно знать:

Губы у флейтиста должны быть не сильно растянуты, так чтобы сохраняли подвижность, а уголки немного напряжены, губы располагаются на верхней составной части инструмента с отверстием. Подбородок должен тянуться вниз, а мышцы губ быть достаточно сильными, чтобы выдерживать сильное и длительное напряжение. При постановке амбушюра на голове флейты преподаватель должен помочь учащемуся найти правильное положение, при этом необходимо учитывать ощущения ученика, так как у некоторых исполнителей выдыхаемая струя воздуха находится не в центре, а несколько в стороне от середины губ. Стремление педагога добиться, чтобы место выхода воздуха передвинулось в центр, в этом случае, было бы грубейшей ошибкой.

Постановка губ должна производиться с учетом их особенностей, это позволит исполнителю добиться наилучшего для него звука и достигнуть высокой техники губ. Под техникой губ понимается сила и гибкость губных мышц, то есть их выносливость и подвижность. Также губы учащейся не должны быть излишне напряжены. Нужна такая степень напряжения, при которой выдыхаемая струя не расширяла бы щель между губами больше той нормы, какая необходима для звука определенной высоты и силы. Растянутость губ тоже должна быть умеренной – достаточной для сформирования щели между губами.

- Ева, посмотри, пожалуйста, на меня я показываю, как именно должны находиться губы на голове флейты, чтобы ты более точно понимала верную постановку амбюшура.

Для контроля правильного положения амбюшура рекомендуется первое время заниматься перед зеркалом.

Работа над звукоизлечением на инструменте:

  1. На первых уроках, после знакомства с инструментом, мы с тобой занимались и издавали первые звуки сначала на головке флейты. Давай вспомним, как мы это делали. Для этого игровой аппарат, т.е. амбушюр приводится в игровое состояние (уголки губ напрягаются, кончик языка прикладывается изнутри к отверстию в губах), головка флейты прикладывается к нижней губе.

-Ева производит вдох и одновременно с произнесением «ТФ», посылает воздух вперёд, поперёк амбушюрного отверстия на головке флейты. В случае достаточной упругости струи воздуха и её попадания на противоположный край амбушюрного отверстия возникает звук.

Целью этого упражнения является сочетание дыхания с работой языка и выработка навыка попадания струи выдыхаемого воздуха на противоположный край амбушюрного отверстия.

(Ева выполняет упражнение)

Ученица должен будет правильно приложить головку к губам, отверстие накладывается на губы так, чтобы и верхняя и нижняя губы почувствовали её края. Затем, не отрывая головку от губ, откатывают её по нижней губе, чтобы открыть амбушюрное отверстие.

2. Добившись уверенного извлечения звука с закрытой рукой головкой, следует перейти к упражнению с открытой головкой. При всей тождественности упражнений с закрытой и открытой головкой большие изменения будут происходить в характере дыхания. Вдох потребуется более полный, а выдох более активный. Струя выдыхаемого воздуха должна стать более упругой.

3. Следующий шаг, это извлечение звука на полностью собранной флейте.

4. После этих упражнений мы переходим к изучению аппликатуры и знакомимся с расположением пальцев на клапанах. Ученику важно запомнить, на каком клапане какой палец работает, для этого существует «Таблица аппликатуры» в «Школе игры на флейте» Н. Платонова, где наглядно продемонстрирована каждая нота со схемой нажатия клапанов. Она должна быть выучена, как таблица умножения.

Изучение аппликатуры начинается с левой руки. Это тетрахорд «соль - до». Извлекать эти звуки легче остальных. С какой ноты начинать, принципиального значения не имеет, но лучше с той, которая у ученика легче всего получается. Всё внимание педагога при этом концентрируется на дыхании и амбушюре. При большой активности ученик может «передуть» и получить звуки 2-ой октавы, они имеют одинаковую аппликатуру. Успех ученика — это получение качественного звука. Освоив поступенное извлечение нот, ученик может перейти к извлечению их вразбивку.

5. Следующий этап – «длинные ноты». Это определение условно, так как ограничивается физическими возможностями ученика. Однако оно должно иметь тенденцию к расширению. При этом нужно работать под счёт. Например: на счёт «раз»- извлечь ноту, а на «два»- её снять. По достижению успеха протяжённость звучания ноты следует постепенно увеличивать до 2-х, 3-х секунд. Звук при этом должен быть чистым, без призвуков и ровным по динамике.

Одновременно с исполнением упражнений педагогу надо следить за постановкой корпуса ученика, не должны подниматься плечи, нельзя низко опускать флейту и наклонять голову набок, а также высоко поднимать пальцы.


Эмоциональная рефлексия (оценивает настроение и эмоциональное восприятие домашнего задания) - понравилось или нет, интересно или скучно, насколько презентация (зрительное восприятие) помогала выполнять домашнее задание с настроением и желанием.



4.4. Объяснение новой темы.

Работа над звукоизлечением на инструменте:

1. На первых уроках, после знакомства с инструментом, мы с тобой занимались и издавали первые звуки сначала на головке флейты. Давай вспомним, как мы это делали. Для этого игровой аппарат, т.е. амбушюр приводится в игровое состояние (уголки губ напрягаются, кончик языка прикладывается изнутри к отверстию в губах), головка флейты прикладывается к нижней губе.

-Ева производит вдох и одновременно с произнесением «ТФ», посылает воздух вперёд, поперёк амбушюрного отверстия на головке флейты. В случае достаточной упругости струи воздуха и её попадания на противоположный край амбушюрного отверстия возникает звук.

Целью этого упражнения является сочетание дыхания с работой языка и выработка навыка попадания струи выдыхаемого воздуха на противоположный край амбушюрного отверстия.

(Ева выполняет упражнение)

Ученица должен будет правильно приложить головку к губам, отверстие накладывается на губы так, чтобы и верхняя и нижняя губы почувствовали её края. Затем, не отрывая головку от губ, откатывают её по нижней губе, чтобы открыть амбушюрное отверстие.

2. Добившись уверенного извлечения звука с закрытой рукой головкой, следует перейти к упражнению с открытой головкой. При всей тождественности упражнений с закрытой и открытой головкой большие изменения будут происходить в характере дыхания. Вдох потребуется более полный, а выдох более активный. Струя выдыхаемого воздуха должна стать более упругой.

3. Следующий шаг, это извлечение звука на полностью собранной флейте.

4. После этих упражнений мы переходим к изучению аппликатуры и знакомимся с расположением пальцев на клапанах. Ученику важно запомнить, на каком клапане какой палец работает, для этого существует «Таблица аппликатуры» в «Школе игры на флейте» Н. Платонова, где наглядно продемонстрирована каждая нота со схемой нажатия клапанов. Она должна быть выучена, как таблица умножения.

Изучение аппликатуры начинается с левой руки. Это тетрахорд «соль - до». Извлекать эти звуки легче остальных. С какой ноты начинать, принципиального значения не имеет, но лучше с той, которая у ученика легче всего получается. Всё внимание педагога при этом концентрируется на дыхании и амбушюре. При большой активности ученик может «передуть» и получить звуки 2-ой октавы, они имеют одинаковую аппликатуру. Успех ученика — это получение качественного звука. Освоив поступенное извлечение нот, ученик может перейти к извлечению их вразбивку.

5. Следующий этап – «длинные ноты». Это определение условно, так как ограничивается физическими возможностями ученика. Однако оно должно иметь тенденцию к расширению. При этом нужно работать под счёт. Например: на счёт «раз»- извлечь ноту, а на «два»- её снять. По достижению успеха протяжённость звучания ноты следует постепенно увеличивать до 2-х, 3-х секунд. Звук при этом должен быть чистым, без призвуков и ровным по динамике.

Одновременно с исполнением упражнений педагогу надо следить за постановкой корпуса ученика, не должны подниматься плечи, нельзя низко опускать флейту и наклонять голову набок, а также высоко поднимать пальцы.


4.5 Закрепление практических навыков

Работа над звукоизлечением на инструменте, на материале упражнений и нотного материала.


Рефлексия содержания материала:

1.Сегодня я узнала, как правильно извлекать звук на флейте

2. Мне понравилось, что я научилась правильно исполнять звук на атаке

3.Мне понравилось, что я научилась исполнять это на музыкальных примерах.

4.Я смогла понять, как правильно брать дыхание и как выдыхать, на примере музыкальных упражнений.

5. Мне интересно самостоятельно разобрать новые музыкальные номера, где применяются навыки, которые я усвоила на этом уроке.


Критерии оценки:

На оценку 5: Умение закрепить правильную постановку корпуса, амбушюра и дыхания.

На оценку 4: Умение правильно играть на атаке, правильная постановка.

На оценку 3: Овладеть теоретическим материалом.

На оценку 2: Правильная постановка.



4.6. Домашнее задание

Закрепить теоретическую часть темы, помнить о важности понимания правильной постановки и правилах работы над звуком и умении их применять.



4.6. Заключительная часть.

Я думаю, что абсолютное большинство, как музыкантов исполнителей на духовых инструментах, так и преподавателей духовых инструментов, на собственной практике убеждены в том, высокого уровня игры на духовых инструментах можно добиться только при правильно поставленном исполнительском дыхании. Этот аспект в обучении на флейте играет самую важную роль и требует особенного внимания со стороны преподавателя. Также очень важную роль в достижении высокого мастерства исполнителя постановка исполнительского аппарата (губы, корпус, руки, пальцы, язык). Правильный вдох, правильный выдох, взаимодействие рук, дыхания, языка и рук, то над чем нужно работать в первую очередь с учеником на первых этапах обучения игре на флейте, без этих навыков не может идти и речи о качественно и музыкально исполнении музыкальных произведений любой сложности. Поэтому тема данного урока очень актуальна. На уроке представлены различные формы работы с начинающим учеником обучения игре на флейте, которые соответствую целям и задачам начального обучения.


Список литературы:


1. Н. Платонов «Школа игры на флейте». М. «Музыка» 1986

2. Н. Платонов «Методика обучения игре на флейте». М. «Музыка» 1979

3. Ф.Бернольд «Техника Амбушюра», вып. 3, М. «Музыка» 19

4. Ю.Н. Чичков «Альбом юного флейтиста». М. «Музыка» 19

5. Ю. Должиков «Техника исполнительского дыхания флейтиста»,

вып 4, М. «Музыка» 1984













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!