СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по подготовке к написанию сочинений разных видов и жанров на уроках русского языка и литературы в старших классах

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция по программе повышения квалификации "Методики обучения обучающихся написанию сочинений в контексте проведения Всероссийского конкурса сочинений Минпросвещения России для учителей русского языка и литературы"

Просмотр содержимого документа
«Работа по подготовке к написанию сочинений разных видов и жанров на уроках русского языка и литературы в старших классах»

10. Работа по подготовке к написанию сочинений разных видов и жанров на уроках русского языка и литературы в старших классах

 

Типичными приемами работы на уроках обучающего сочинения являются составление плана или обсуждение заранее подготовленных планов; выбор жанра письменной работы; обсуждение и выбор удачных эпиграфов; подбор текстового материала; формулировки отдельных положений, которые ученики намерены отстаивать в своих сочинениях. Очень важно на таких занятиях вновь обратиться к различным трактовкам, которые уже звучали в ходе анализа произведения, но теперь уже с целью нахождения эффективных способов включения их в рассуждение по теме сочинения.

Приведем примеры некоторых уроков обучающего сочинения.

 

Вариант I. Урок обучающего сочинения по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Для обсуждения предлагаются темы "Революционер ли Базаров?", "Сила и слабость нигилиста (представления о Базарове современного человека нашего столетия)" и "Решение проблемы смысла жизни в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Задача урока: определение идеи сочинения, его жанра и стиля, структуры, нахождение приемов выражения личностной позиции пишущего.

Первые две темы требуют создания сочинений о литературных героях под определенным углом зрения. Они требуют выражения своего отношения к поступкам героя, миру его мыслей, чувств и потому отвечают жанру литературно-критических  статей публицистического стиля. Определяя основные особенности подобного рода речевых произведений, следует опираться на стилистические знания и умения, полученные на уроках русского языка и литературы в предшествующих классах. Сначала побеседуем об особенностях жанра:

  Как вы определите сущность статьи? Какие разновидности статей вы можете назвать?

  Какой речевой стиль преобладает в статье?

  Каковы признаки публицистического стиля? Почему именно в публицистическом стиле желательно писать сочинение типа литературно-критической статьи?

  Как, по-вашему, следует построить литературно-критическую статью публицистического характера? Попытайтесь выделить ее структурные элементы и варианты их сочетаемости.

В процессе беседы выясняется, что статья представляет собой небольшое по объему произведение - публицистическое, научное, научно-популярное. В зависимости от цели и содержания статьи на литературную тему (сочинения) следует определить преобладающий стиль изложения материала. Литературно-критическую статью следует отнести к статьям публицистического стиля, так как в ней преобладают личностные суждения, собственные оценки, притом часто эмоционально выраженные, хотя в ней имеют место и элементы стиля научного. Этот жанр требует не только умений анализировать и оценивать художественные произведения, но и умения выражать свои взгляды, позиции применительно к той проблеме, которая обозначена в формулировке темы сочинения. В статье данного типа главным является оценка разбираемого произведения с позиций современности с привлечением данных теории и истории литературы, а также социальных, моральных и эстетических норм своего времени. И в этом смысле пишущий проявляет свою убежденность.

Особое внимание уделяется началу сочинения, его вводной части. Во вступлении целесообразно обозначить спорные проблемы, связанные с образом главного героя, привести позиции критиков и литературоведов, различные по своим оценкам. Такое начало подводит к рассуждению на предложенную тему, формулирует цель сочинения. В основной же части будет дан анализ этих спорных позиций, оценка их сильных и слабых сторон, а также изложение собственных мыслей пишущего или мотивированное присоединение к одной из высказанных точек зрения, аргументация их текстом произведения.

Определив особенности жанра работы и ход рассуждений, учитель и школьники должны сопоставить эти темы. Поскольку они обе посвящены герою романа, возникает опасность получить либо простой перечень личностных качеств Базарова, либо изложение событий романа, в которых участвует герой. Сопоставление помогает определить  аспекты, на которых следует сконцентрировать внимание.

В каждой формулировке выделяются ключевые слова: в первой - революционер; во второй - нигилист. Выясняется их значение по словарям.

Следующий этап урока - определение границ каждой из сопоставляемых тем. Раскрыть первую тему - значит ответить на вопрос, является ли Базаров по своей деятельности и убеждениям революционером, не только отрицающим современное ему общественное устройство, мораль, искусство, но и утверждающим определенные ценности и можно ли эти ценности отнести к ценностям революционной идеологии.

Задача второго сочинения - оценить с позиций сегодняшнего времени достоинства и заблуждения Базарова, найти в его миропонимании и поведении ценное, непреходящее нравственное начало, отвергнуть наносное, показать несостоятельность тех суждений, которые отвергнуты ходом исторического развития общества. Возникает при этом вопрос, как понимать слово "нигилист" - в значении "герой романа" или в более узком значении, сосредоточив внимание на характере базаровского нигилизма. Каждый преподаватель решает этот вопрос творчески, в зависимости от своего понимания проблемы. Наиболее правомерно использовать более широкий подход к теме, позволяющий не только поразмышлять над характером отрицания Базарова, но и над тем, что дает изучение этого героя современному юноше, оценить силу и слабость его позиций.

И в том и в другом случае следует затронуть мысль Тургенева "и если он называется нигилистом, то надо читать: "революционером".

К составлению плана темы "Сила и слабость нигилиста..." подводит работа по следующим вопросам:

  Зачитайте подобранные вами оценки героя романа. Вспомните, чем объясняются столь разноречивые суждения о Базарове.

  Чем, по-вашему, вызваны сегодняшние споры современников-читателей о тургеневском герое?

  Какие факторы помогают нам объективно разобраться в его достоинствах и заблуждениях?

  Представьте себе ситуацию выбора, стоящую перед вами: защитить или осудить Базарова. Какую функцию вы бы взяли на себя?

  Что особенно привлекает вас в тургеневском герое? В чем видите вы силу и слабость его общественных убеждений, нравственных, эстетических позиций?

  Продумайте, как вы будете в сочинении-статье возражать своим оппонентам. Предусмотрите их аргументы "за" и "против" Базарова, выскажите к ним свое отношение.

Вопросы стимулируют проявление личностного отношения школьников к Базарову, настраивают пишущих на полемичность, дискуссионность, свободную форму изложения, эмоциональность стиля.

Возможный план сочинения, один из вариантов, предъявленных учащимися и откорректированный на уроке развития письменной речи.

  1. Базаров в восприятии современников Тургенева.

  2. Сила и слабость нигилиста Базарова.

  Почему мы спорим о тургеневском герое?

  Нигилизм Базарова: отрицание всего или "отношение ко всему с критической точки зрения"?

  Принципы, которые отрицает Базаров, и истоки этого отрицания.

  Утверждение через отрицание: человеческого достоинства; разума, воли и самовоспитания; естественных наук; трудолюбия и бескорыстия; искренности и естественности в человеческих взаимоотношениях.

  Заблуждения героя с точки зрения Тургенева и наших современников: взгляды на искусство, отношение к любви, восприятие природы.

  Смерть Базарова - подвиг огромной силы.

   3. Почему Тургенев назвал Базарова "своим любимым детищем"?

 

Вариант II. Урок обучающего сочинения по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (разные пути изложения одной темы) 

Как уже было отмечено, распространенным недостатком сочинений является ориентация пишущего на краткий пересказ содержания текста произведения, сопровождаемый некоторыми расхожими комментариями, оценками характеров и поведения героев. В целях преодоления этого на уроках развития письменной речи раскрываются отличительные особенности сочинений разных типов и жанров, демонстрируются возможности написания работ с различной вариативной структурой и содержанием по каждой из предложенных тем. Подобная установка уроков обучающего сочинения в совокупности с уроками углубленного анализа произведений предотвращает формирование стандартизированного подхода школьников к письменным работам; вместо стремления к созданию штампа, чему, между прочим, способствуют выходящие в огромном количестве "пособия" типа "100 сочинений", "250 золотых сочинений", у учащихся на таких занятиях рождается потребность в создании собственных, индивидуальных речевых произведений на интересующую тему.

На данном уроке рассматриваются варианты сочинения по теме "Один день Родиона Раскольникова", задача которого чаще всего воспринимается школьниками как последовательная передача основных событий и переживаний героя романа в течение одного дня. Показ разнообразных подходов к сочинению на данную тему и различных его структурных вариантов становится основной целью урока обучающего сочинения.

В зависимости от избранного преподавателем и учащимися текста, воссоздающего события дня из жизни Раскольникова (накануне убийства, день совершения преступления, похороны Мармеладова и т.д.), этот урок можно провести внутри системы изучения романа, что способствовало бы дальнейшему углубленному анализу произведения. Так, если сочинение будет основываться на событиях дня, предшествующего убийству Алены Ивановны, то их детальное рассмотрение поможет понять душевный склад и нравственные принципы Раскольникова, обстоятельства его жизни; проследить, в какой острой и напряженной внутренней борьбе созревает в его сознании идея убийства. На следующих после написания сочинения уроках учащиеся с большей глубиной поймут идеологические и философские принципы Раскольникова; результаты его бунта; суть авторского понимания и наказания за совершенное героем преступление. Следовательно, целесообразно, чтобы урок работы над подготовкой к сочинению "Один день Родиона Раскольникова" предшествовал анализу глав, изображающих само преступление, следствие и раскаяние героя.

К уроку класс получает единое задание: внимательно прочитать III-VI главы первой части романа и подготовить на данную тему устное сочинение. Заслушав 2-3 выступления, преподаватель отмечает степень знания и понимания учащимися текста указанных глав и разъясняет различия между изложением и сочинением.

Под каким углом зрения можно рассмотреть в сочинении события и мысли Раскольникова накануне убийства?

В результате обсуждения выделяются следующие аспекты, которые могут явиться подзаголовками к основной теме.

  1. Представления о личности, мировоззрении, нравственных убеждениях Раскольникова, его образе жизни, настроениях, процессе складывания преступного замысла (сочинение типа характеристики; здесь же предусматривается анализ художественных приемов создания образа главного героя романа).

  1. Позиция и художественное мастерство Достоевского в романе "Преступление и наказание". Способы изложения материала:

  раскрытие движения художественной мысли автора (разбор текста вслед за автором, литературно-критическое эссе);

  систематизированное рассмотрение авторской позиции и художественных особенностей на материале данных глав (сочинение в жанре литературоведческой статьи).

  1. Проблемно-тематический анализ соответствующих глав романа (сочинение в жанре литературоведческой статьи).

Подготовка первого варианта осуществляется по следующим вопросам и заданиям:

  1. Как в поступках и размышлениях Раскольникова накануне преступления проявляются его нравственные убеждения? Аргументируйте свои позиции. Какие примеры приведете вы в сочинении, чтобы доказать правоту своего мнения?

  1. Как относится герой к тому, что видит и что узнает? О чем свидетельствуют его оценки? Найдите суждения его о современном общественном устройстве.

  1. Проанализируйте размышления Раскольникова. Каков уровень его образования, интеллектуального развития, мышления? Приведите примеры его суждений о людях и их поступках.

  1. Как во внутренней речи героя раскрывается его душевное состояние? Какие эмоциональные свойства личности проявляются в Раскольникове?

  1. Проследите, как зреет в сознании Раскольникова идея убийства, какой мотив является ведущим? Покажите роль событий дня в принятии окончательного решения.

  1. Какое отношение имеет сон Раскольникова к характеристике его личности?

  1. Проанализируйте взаимоотношения героя с окружающими его людьми. О чем они свидетельствуют?

  1. Как проявляется отношение писателя к герою? Аргументируйте свое мнение. Предложенные вопросы ориентируют не на перечисление черт характера персонажа, а на разностороннее восприятие сфер его духовной сущности: интеллектуального, эмоционального, волевого склада, характера взаимоотношений с людьми, мировоззренческих позиций, а также способов выражения авторского отношения к герою.

В итоге подобных наблюдений может быть выработан следующий вариант плана сочинения.

  1. Роль "одного дня Раскольникова" в романе "Преступление и наказание".

  2. Родион Раскольников накануне преступления.

  Биографические сведения о герое: социальное происхождение и положение, материальное положение, образование, род занятий.

  Критическое отношение Раскольникова к современному общественному устройству, отрицание прагматического хищничества, свободолюбие.

  Интеллектуальное развитие и уровень образования: аналитический склад ума, самостоятельность суждений, логичность мышления, знание современных философских и социальных теорий, склонность к самоанализу.

  Нравственный облик: бескомпромиссность и независимость, сочувствие судьбам униженных и оскорбленных; доброта, способность к самопожертвованию; неприятие эгоизма, карьеризма, приспособленчества.

  Эмоциональный мир: способность к сопереживанию, повышенная нервная возбудимость, резкая смена настроений, чувство неуверенности в себе.

  Взаимоотношения с людьми.

  Мотивы зреющего замысла.

    3. Отношение Достоевского к своему герою.

При работе над вторым вариантом предлагается коротко перечислить изображенные в рассматриваемых главах события и проанализировать их с позиций Достоевского-художника, то есть попытаться проникнуть в творческую лабораторию писателя. Вопросы и задания:

  С какой целью Достоевский подробно описывает комнату Раскольникова и образ его жизни? Почему, по-вашему, герой перестает следить за собой, за своим здоровьем?

  Каков общий тон письма матери Раскольникову? Почему, несмотря на успокаивающие заверения и надежды матери, Раскольников решительно настроен против брака Дуни и Лужина?

  Какое впечатление складывается у читателей о Лужине из письма Пульхерии Александровны? Чем оно достигается?

  Как во внутреннем монологе Раскольникова, вызванном письмом матери, раскрываются черты личности героя? Какое известие в письме особенно остро проверяет его нравственные убеждения?

  Какова идейно-композиционная роль эпизодов встречи с пьяной девочкой на улице, сна Раскольникова, встречи Лизаветы с мещанами, воспоминания о разговоре в трактире?

  Как меняется настроение героя в течение всего дня? Какими художественными средствами выражены эти изменения?

Беседа подготавливает учащихся к написанию этого сочинения либо в жанре литературоведческой статьи, либо в жанре эссе (в зависимости от творческих наклонностей пишущих). Кто берется за написание эссе, работает по индивидуальному плану. Для статьи литературоведческого характера возможен следующий план:

  1. Композиционная роль описания дня Раскольникова накануне убийства в романе "Преступление и наказание".

  2. Авторская позиция и способы раскрытия ее в романе в описании дня героя.

  Способы изображения бедственного положения Раскольникова: описание жилища, внешнего вида героя, окружающий пейзаж, образ жизни. Сочувствие автора персонажу.

  Изображение Достоевским личности Раскольникова.

  Приемы раскрытия жизни "униженных и оскорбленных" в романе: судьба Дуни Раскольниковой; эпизод встречи с пьяной девочкой и его композиционная роль.

  Сон Раскольникова, его роль в характеристике личности героя, в разъяснении его авторской позиции.

  Особенности повествовательной манеры Достоевского (сочетание событий с внутренними монологами героя, построение монологов).

  Речевые характеристики персонажей.

  "Случайные обстоятельства" и их значение в судьбе Раскольникова.

    3. Отношение писателя к замыслу героя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!