Мастер-класс «Формы и методы профориентационной работы в начальной школе»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер классе по внеурочной деятельности «В мире профессий». Эта тема выбрана не случайно, т.к. ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Задача педагогов подготовить детей к тому, чтобы они могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде, о профессиях занимают одно из ведущих мест во внеурочной деятельности в нашей школе.
Для того, чтобы найти ребенку место в жизни и создана внеурочная деятельность «В мире профессий». В нашей школе рабочая программа создана для 2 и 4 классов, но знакомимся с профессиями мы и на уроках окружающего мира.
Представления о профессиях у начальной школы ограничены пока небогатым жизненным опытом. Первые профессии, о которых узнает ребенок, — это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса. Ребенок систематически наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. В связи с этим формирование представления о профессиях необходимо уже в самом раннем возрасте.
Уже с 1 класса в нашей школе начинают знакомить учащихся с профессиями взрослых, которые работают в школе. В таком предмете как окружающий мир предусмотрена экскурсия по школе, в ходе которой ребята знакомятся с профессией библиотекаря, повара, обслуживающего персонала.
Формы и методы профориентационной работы.
Основной формой работы является проведение самого занятия по внеурочной деятельности.
В своем классе мы с ребятами проводили такие занятия как:
Классный час «Профессии наших родителей».
Час общения «Мои любимые увлечения».
Путешествие в мир профессий.
Игра «Все профессии нужны, все профессии важны!»
Экскурсии.
Конкурс рисунков (сочинений) «Золотые руки бабушки (дедушки)».
Конкурс на лучшую поделку на тему «Профессии»
Час общения «Кем я хочу стать?».
Конкурсная программа, посвящённая пословицам о труде.
Праздник «Славим руки матери».
Инсценировки («А что у вас?» С. Михалков)
Фрагмент занятия
Ведущий:
- Сегодня мне хочется вас чем-нибудь удивить и порадовать.
-Я предлагаю Вам сегодня поиграть. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности – писал Владимир Сухомлинский.
Чтобы определить тему и целевые ориентиры мастер-класса, предлагаю отгадать загадки:
1. Перед кем все люди снимают шапки? (Парикмахер)
2. Кто играет на публику? (Актёр)
3. Какой водитель смотрит на землю свысока? (Пилот, лётчик, космонавт)
4. Кто живёт и работает припеваючи? (Певцы)
5. Без какого монтёра может наступить конец света? (Электрик)
Участники озвучивают отгадки.
Предложенные загадки позволяют нам представить, как многолик и разнообразен мир профессий. Я предлагаю вам примеры игр, которые я использую в своей работе на внеурочной деятельности «В мире профессий».
-Детям говорю, давайте выясним, какие профессии вам знакомы, поиграем в игру «Назови профессию на каждую букву этого слова».
П-почтальон, продавец, пилот;
Р- редактор, репортёр;
О- охранник, орнитолог, озеленитель;
Ф-фотограф, фандрайзер (ищет деньги и возможности для организации);
Е – егерь;
С - сантехник, слесарь, строитель;
И- инженер, историк, имиджмейкер (специалист по созданию имиджа-образа личности), иконописцы, иллюзионисты;
Я - языковед, ямщик.
Следующее наше задание это игра «Волшебный мешок». На занятиях я предлагаю детям достать из мешочка предмет, и назвать к какой профессии этот предмет принадлежит.
В мешке могут находится находятся бинт, расческа, градусник, булочка, конфета, указка, ножницы, краски, машинка.
А сейчас я предлагаю вам творческое задание. (Детям предлагаю разделиться на 2 группы).
Вам предстоит познакомиться с профессиями, выполнив задания на листах. (У детей задания находятся в конвертах).
Я зачитываю детям правила работы в группе.
1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
2. Выслушать мнение каждого.
3. Найти общее решение.
4. Выбрать выступающего.
Я предлагаю вам выполнить несколько заданий и по желанию ответить.
Задания для группы:
Придумайте загадку о своей профессии.
Напишите название вашей профессии.
На маршрутном листе перечислите, какими качествами должен обладать человек вашей профессии.
Нарисуйте свое место работы.
На маршрутном листе нарисуйте, какие предметы необходимы людям с вашей профессией.
Напишите в чем важность вашей профессии.
Подготовить выступление от группы.
(Представители каждой группы выходят к доске и рассказывают о выбранной профессии, опираясь на творческую групповую работу).
Вот что получилось у детей.
-В конце нашего занятия еще одна игра, в которую с удовольствием играют мои дети «Один день из жизни».
Рассмотрим профессию «учитель». В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу учителя, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству.
-Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о трудовом дне нашего работника — учителя. Это будет рассказ только из существительных.
Я начну, а вы продолжайте: звонок — завтрак — звонок — урок —вопрос — ответ —учительская — директор —урок —звонок —дом — постель.
Сейчас популярностью пользуются рабочие листы. Для 2 класса я создала рабочие листы для каждой профессии. Детям очень нравится выполнять задания. Мы это делаем в конце занятия для закрепления.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала Вам некоторые формы и методы работы, которые возможно использовать в проведении различных мероприятий по ознакомлению детей с профессиями. Очень надеюсь, что мой опыт пригодится Вам в Вашей работе и подтолкнет к созданию чего-то нового и интересного. Спасибо за внимание!