СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по развитию орфографической зоркости учащихся начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей статье я привожу некоторые приемы работы по формированию орфографической зоркости в первом и во втором классах.

Просмотр содержимого документа
«Работа по развитию орфографической зоркости учащихся начальных классов.»


Работа по развитию орфографической зоркости учащихся начальных классов.

Монходоева Л.С., учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №7»

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Каждый учитель думает над тем, как повысить грамотность своих учеников. Особенно близки эти вопросы учителям начальных классов, т.к. с первого класса закладываются основные учебные компетенции – основа овладения знаниями и дальнейшего их применения.

Ученые М.С.Соловейчик, Н.С.Рождественский, М.Р.Львов и другие предлагают множество методических решений, их идеи реализуются в учебниках русского языка для начальной школы.Привычное изучение орфографических правил дополнено целенаправленным формированием у детей способности замечать встречающиеся орфограммы (развитием орфографической зоркости), последовательным воспитанием внимательного отношения к слову (не испорти его ошибками), уважения к себе («стыдно, неудобно на родном языке писать с ошибками»), а также умением ребенка при появлении сомнения в выборе буквы оставлять на ее месте пропуск, «окошко», с тем,чтобы потом вернуться и попытаться решить задачу с помощью правила или словаря…

Основываясь на теоретических наработках ведущих специалистов, я стараюсь использовать в своей работе наиболее эффективные способы повышения грамотности учащихся, которые позволяют добиться высоких результатов в короткий срок. Работа над развитием орфографической зоркости у учащихся прошлого выпуска позволила смоделировать способы работы над наиболее проблемными местами. Диагностика и анализ работы дали возможность применить самые оптимальные методические приемы, которые позволили улучшить качество письма у учащихся нового набора.Я думаю, что при прохождении букваря получилось более осознанное усвоение главной темы «изучение звуков и букв». Это основа для дальнейшего грамотного письма. В своей статье я привожу некоторые приемы работы по этой теме в первом и во втором классах.

Одно из важных направлений работы – диагностирование слабых мест в знаниях учащихся. Этому способствует проведение небольших проверочных работ, которые должны проводиться системно на уроках русского языка.

Проверочные работы по русскому языку, которые я провела в 2018-2019 учебном году в первом классе в букварный и послебукварный период:

1.Оценка понимания лексического значения слов, умения группировать.

Задание

Прочитай названия предметов. Что обозначают эти слова?

Напиши в каждой строке номер «лишнего» предмета.

а) 1 Лось 2 Лампа 3 Сова 4 Жук №_

б) 1 Воробей 2 Сорока 3 Волк 4 Ворона №_

2. Оценка дифференциации звуков речи.

Задание

Записать слова под диктовку схемой (цветными квадратами)

Вы, эму, кот, гора, полка, клюква, магазин.

Под схемой написать буквы, кто может.

3. Оценка усвоения фонетических знаний.

Задание

Спиши слоги ру, ня, ве, ты, жи, шу, ли.

Подчеркни слоги с мягким согласным звуком.

4. Оценка навыка списывания и усвоения фонетических знаний.

Задание

Спиши слова

Дым, лимон, паук, шарф, обед.

Ранка, ёжик, стон, тайна, зорька, гром, край.

Ручей, гнезда, усы, грачи, ива, поле.

Поставь ударение.

Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Раздели, где можно, вертикальной чертой слова на слоги.

Подчеркнуть слова, которые нельзя перенести на другую строчку.

5. Соотнесение печатного и письменного шрифтов, комбинаторные способности, знание алфавита, различение мягких и твердых согласных звуков и их букв

Задание

Записать буквы письменным шрифтом в алфавитном порядке:

т щ а ю о л п б р

Составить из выписанных букв как можно больше слов. Можно использовать не все буквы, буквы можно повторять.

В составленных словах отметь зеленым цветом буквы мягких согласных звуков и синим – буквы твердых согласных звуков.

5. Оценка умения ребенка сверять совпадающий звуковой и буквенный облик слова при его орфографическом проговаривании, различать на слух границы слова и предложения.

Задание

Записать предложения под диктовку.

Подчеркнуть заглавные буквы.

Наступила зима. Выпал снег. Лиза каталась с горки. Вова и Зина возили санки. Дети рады зиме.



О словесном ударении

Для того чтобы слово было оформлено как звучащее – фонетическое слово, необходимо ударение.

Что представляет собой словесное ударение?

Как известно, ударение выделяет ударный слог среди безударных, причем главным «действующим лицом» оказывается гласный звук. Как это происходит?

Ударный гласный в русском языке выделяется силой звучания. Но только ли сила звучания отличает ударный гласный от безударного? Нет, не только. Ударный гласный характеризуется также длительностью. Например, экспериментально доказано,что первый предударный гласный короче ударного в полтора раза! При обучении выделения ударного слога как раз ориентируемся на длительность гласного: зи-ма-а, у-ут-ро, со-ло-вьи-и, ро-ма-а-шки (говорим слово несколько раз, как бы зовем). И ударный слог характеризуется большей четкостью произношения по сравнению с безударным.

Вот такими признаками (силой, длительностью и четкостью произношения) ударный гласный в слове противопоставлен безударным.

Один из способов объяснения ударения в 1 классе: бывают ударные звуки – как ударные инструменты! Бам-бам-бам – удары палочек барабанов в оркестре, и похожие маленькие молоточки ударяют по звукам в словах. Эти молоточки – словесные ударения!

Вот некоторые из фонетических упражнений А.А.Бондаренко для формирования точных звуковых представлений ребенка и закрепления знаний о звуках и буквах, о слоге, ударении, которые я применяю в своей работе:

Фонетические загадки

1.МАМА или БАБУШКА?

Кто любил Красную Шапочку больше? В слове-отгадке 3 слога.

2. ЧЕРЕМУХА или КАШТАН?

Так звали докторов, которые лечили одинокого графа Вишенку. Кто из них вместо лекарства прописал Вишенке игры с друзьями? В имени доктора 2 слога.

3. ГУСЛИ или БАЛАЛАЙКА?

Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше? В слове-отгадке ударный слог - третий.

4. БЕЛКА или БАРСУК?

Кто из них зимой впадает в спячку? В слове-отгадке ударный слог—второй.

5. НАЛИМ или СОМ?

У какой рыбы нет чешуи? В слове-отгадке все согласные звуки звонкие.

6. ПУФФ или БУФФ?

Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие.

7. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ или АЛЕША ПОПОВИЧ?

Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.

8. ТВИСТ или ВАЛЬС?

Что танцевала девочка Пеппи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца есть буква, которая не обозначает звука, а лишь указывает на мягкость согласного, стоящего впереди.

9. ПУЛЬКА или ПОНЧИК?

Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет и кашу из мармелада? В имени коротышки звуков меньше, чем букв.


Загадки ударения

Игра «Плюс – минус»

Если соглашаешься с ответом, ставь знак «+», если возражаешь, то «–»

ЗОЛУШКА

- В имени Золушка три слога.

- В имени Золушка ударный слог – второй.

-В имени Золушка все согласные звуки твердые.


БАЛДА


-В имени поповского работника ударный слог – второй.

-В имени Балда нет букв, которые обозначают мягкость согласных.

-В имени Балда все согласные звуки глухие.


«Кого хочешь – выбирай!»


Выбери из двух данных ответов правильный.

- Кваканье лягушки, лай собаки, мяуканье кошки.

1. Это звуки.

2. Это звуки речи. Из них получаются слова.

- (м) (ы) (ш) (к) (а)

1. Это звуки.

2. Это звуки речи. Из них получаются слова. Какие слова можно составить из этих звуков?

- В слоге всего один звук. Какой это звук?

1. Это звук – согласный.

2. Это звук – гласный.


Работа с безударными гласными.

Работа над фонетикой и ударением позволяет учащимся легко освоить наиболее трудные темы правописания, а именно правописание безударных гласных.

Безударные гласные вкорне слова являются орфограммой, т.е. они не пишутся на слух, а требуют предварительной проверки. Причиной орфограммы является фонетическое чередование звуков, обозначаемых буквами А-О и Е-Я-И при смене ударной (сильной) и безударной (слабой) позиции гласного. Сильной позицией для гласных является ударная позиция.

Способы решения орфографической задачи.

- Изменение формы слова

- Скажу слово «ласково»

- Слова-предметы, слова-признаки и слова-действия помогают другдругу искать однокоренное проверочное слово

- Вопросы-помощники кто? что? какой? старик-старый, морской-море

что? что делать? пляска–плясать

- Установление этимологии слова

- Слова с буквой Е в корне, которые проверяются буквой Ё сестра – сёстры

- Слова с двумя безударными гласными проверяются двумя проверочными словами

золотой – золото – позолоченный


Ритмическое правило для проверки проверяемой безударнойгласной

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ставь немедленно ее ты под ударение!


Такие задания по теме «Проверяемые безударные гласные в корне» буду применять во втором классе для развития орфографической зоркости.

Вставь пропущенные буквы. Подбери и запиши родственные слова. Выдели в словах корень. Поставь ударение.

ст_рожка –

б_гун –

в_дитель –

см_шной –

м_сленка-



Вставь пропущенные буквы. Запиши слово – отгадку. Подбери и запиши к отгадке однокоренные слова. Подчеркни в корнях записанных слов орфограммы.

Б__ жит, б__жит – не выб__жит,

Т__чёт, т__чёт – не выт__чет.

Подчеркни в каждой группе слово, которое будет проверочным для других. Выдели в словах корень.

Далекий, дальний, издалека.

Больница, заболеть, боль.

Зимовье, зимний, зимовать.

Повязка, завязать, вязать.


Вставь в слова букву А или О. Подбери проверочные слова.

в__лна -________ стр__на - _______

б__бры - _______ тр__ва - _______

с__ва - _______ с__ды - _______


Подбери к словам ХОД и СТРЕЛА однокоренные слова, запиши их. Выдели в словах корень, поставь ударение. Подчеркни буквы безударных гласных звуков в корне.


Проверь буквы безударного гласного в корне, изменяя форму каждого слова.

п__сьмо - _____ сл__ды - ______

ст__на - ______ к__ты - ________

с__сна - _______ п__ро - ________

п__ля - _______ гр__за - _______


Вставь в слова букву Е или И, запиши проверочные слова.

в__дро - ____ гн__здо - _______

л__сты - _____ пл__та - _______

м__ха - _____ л__цо - ________


Выпиши слова, в которых надо писать букву Я или И в два столбика.


Пч_ла, л_теть, п_терка, т_желый,з_ма, в_селый, кр_кливый, м_чи, пл_сать, д_ла, п_тно, зап_сать.


Вставь пропущенные буквы. Выдели корень. Подбери проверочное слово к каждой группе слов. Подчеркни буквы чередующихся согласных в корнях слов.

Б_лила, поб_лить, б_ловатый, б_лизна, б_лок - _______________.

С_жать, с_довник, пос_дить, с_довый, с_довод - ______________.

Вып_чка,п_ченый, зап_кать, п_ченье, вып_кать - ______________.

С_лонка, пос_лить, с_леный, перес_лить, с_лонина - ____________.


Выпиши слова с безударными гласными в корне. Подбери к ним проверочные слова. Выдели в словах корень, поставь ударение.

Ночка, доброта, бедняк, вредно, смешной, звериный, повязка, жалеть, вареный.


Измени форму слова так, чтобы гласный звук в корне стал безударным. Запиши получившиеся слова. Подчеркни орфограммы.

Лист, парус, лес, яйца, реки, море, письма, овцы, числа.


Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в первом предложение главные члены.

Я ж__ву на б__регу моря. Вокруг дома на ц__пи бегает пёс Дружок. Он охр__няет наш дом. Пёс всегда встр__ч__ет меня в__сёлым лаем, а я глажу его по сп__не.


Зачеркни лишнее слово в каждой группе. Подчеркни слова, с помощью которых можно проверить написание безударных гласных в корне.

Печка, печник, печать, выпечка

Вода, водный, водопад, водить

Летчик, вылет, летательный, лето


Вставь пропущенные буквы. Запиши слово отгадку. Выпищи к нему из текста однокоренные слова.

И на з__мле, и на сн__гу

Я зверя высл__дитьм__гу

По следу лапок и копыт:

На то ведь я и ________.


Найди ошибки в подборе проверочных слов для безударных гласных в корне. Выпиши эти слова, подбери к ним проверочные.

Ловить – рыболов, звонить – звонок, окно – подоконник, земляника- земля, дарить – подарок, копать – раскопки, стирать – стирка, листок – листва.


Вставь пропущенные буквы. Спиши текст. Запиши в скобках проверочные слова.

На дв_рев_сна. Погода ст_ит чудесная. Из теплых стран л_тят наши п_рнатые друзья – гр_чи, скв_рцы, стр_жи.


Работа над непроверяемыми безударными гласными.

Непроверяемые слова усваиваются на основе запоминания буквенного состава, целого «образа» слова, сравнения и противопоставления т.е. зрительно, путем проговаривания, с опорой на кинестезию, на речедвигательную память, через употребление в речи письменно и устно, составление гнезд родственных слов, составление словариков и т.п.

Запоминание словарных слов представляет трудность для некоторых детей. Предлагаю задания, которые я применяю на уроках, для правильного осознанного написания таких слов. Работаем над точным значением слова, егоэтимологией, ударением, выделяем орфограммы.


Болото – топкое место, избыточно увлажненный участок землисо стоячей водой и зыбкой поверхностью.

В болоте дрожит умирающий лик.

То месяц багровый печально поник.

И тиной запахло. И сырость ползет.

Трясина заманит, сожмет, засосет.

К. Бальмонт

Считается, что болото получило свое название по белому цвету растущих на нем мхов.

- Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, выдели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги.

- Придумай и запиши предложение с этим словом.

- Вставь пропущенные буквы. Перепиши слова и объясни их значение:

Б_лотце, б_лотище, б_лотный, б_лотистый


Береза

- выделите признак, который отличает березу от других деревьев

Белая берёста у березки нашей,

Нет на свете деревца

И милей. И краше.

Да, у березы белая береста.

Белые березы все.

Посла «б» пишите «е».


Шуточные вопросы, загадки:

- В каких словах живет рак? (завтрак,ракета)

- В каких словах спрятались ноты? (помидор,ребята,дорога)

- Назовите слова, в которых спрятались числа? (родина,сорока)

- Какие слова любит ворона? (карандаш, картина, картофель)


Выписать словарные слова после прослушивания стихотворения:

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

(однажды, мороз)


Написать все словарные слова, используя сюжетную картинку.


Словарный диктант

Назови одним словом:

- занятие, труд, деятельность;

- национальность и язык основного коренного населения России;

- мышечный орган в полости рта;

- кукарекающая домашняя птица с красным гребнем на голове, часто с яркой окраской перьев;

- верхняя одежда, обычно ниже колен;

- домашнее животное, дающее молоко и относящееся к крупному рогатому скоту;

- торжественная форма приветствия или отдание почестей выстрелами, ракетами;

- предметы, из которых едят, пьют и в которых готовят пищу;

- станция метрополитена;

- мальчики и девочки в раннем возрасте.


Словарный диктант с заданием.

- написать под диктовку

- поставить ударение

- подчеркнуть орфограммы

Дорога, болото, петух, класс, учитель салют, Красная площадь, завод, дежурный, медведь, воробей, коньки, иней, весело, мороз.


Вставь букву

Быстр_, д_кабр_, (М,м)_сква, х_р_шо, д_ревня, м_ро(з,с), л_пата, м_чта, р_бота.

Исправь ошибку

Езык, Сорока, соласки, польто, сопаги, работа, горот, варабей, учитель, сорак.


Отгадать загадку. Записать слово-отгадку и его звуковое обозначение.

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост наружу.

Морковь


Выписать из орфографического словаря названия животных, названия месяцев, названия овощей и т.д. Выписать слова на определенную тему (о зиме, о школе и т.п.) Выполнить задания, например, подчеркнуть в словах орфограммы, разделить слова на слоги,поставить ударение.


Выписать из орфографического словаря

- пять слов с ударением на втором слоге, подчеркнуть в словах орфограммы

- пять слов, в которых все согласные звуки твердые

- пять слов с буквой О, написание которой надо запомнить

- пять слов, в которых звуков меньше, чем букв


Выписать слова с буквой безударного гласного звука в корне. Подчеркни орфограммы.

Грибник, гриб, грибок; река, речка, речной; пила, пилка, пилит.


Вставить пропущенные буквы. Записать слова в алфавитном порядке.

Сп_сибо, мес_ц, вет_р, учит_ль, к_ртина, быстр_, ябл_ня, ж_лтый, дев_чка.


Вставить пропущенные буквы. Проверить написание по орфографическому словарю.

Т_варищ, изв_ните, до св_дания, ин_й, обл_ко, л_гушка, пр_щай, ф_милия.


По звуковым обозначениям узнайте и запишите слова. Подчеркните в словах орфограммы.

(м,эс,иц) (кан,ки,) (марос)з


Составь цепочку из десяти словарных слов так, чтобы каждое следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Запиши слова, подчеркни в них орфограммы.

Стакан – народ –



Важным условием для формирования орфографического навыка является предупреждение и исправление ошибок, обучение учащихся приемам самопроверки. Такая работа должна проводиться систематически. Именно системная работа по повышению орфографической зоркости поможет выработать компетенцию осознанного грамотного письма.


































Тест на взаимную любовь детей и родителей.

Ответьте на вопросы высказываниями «да» (+1 балл), «нет» (-1 балл),

 « не совсем» (0 баллов).


Дети ( самооценка)


Родители (по мнению детей)


1. Умеете ли вы  поставить себя на место родителей?


1. Умеют ли поставить себя на место детей?


2. Понимаете ли вы родителей?


2.Понимают ли родители вас?


3. Обращаетесь ли вы к родителям за советами?


3. Говорят ли родители с вами по   «душам»?


4. Участвуете ли вы в работе по дому?


4. Правильно ли ведут себя родители  в привлечении

вас к хозяйственным делам?


5. Знаете ли вы о том, где и как работают родители?


5. Интересуются ли родители вашей школьной и

внешкольной жизнью?


6. Выполняете ли вы обещания, данные родителям?


6. Выполняют ли родители свои обещания вам?


7. Знакомы ли вы с друзьями и сослуживцами родителей?


7. Знают ли родители ваших друзей, учителей, знакомых?


8. Участвуете ли вы в семейных  праздниках и застольях  родителей?


8. Делают ли родители вам семейные праздники,

участвуют ли в них?


9. Являетесь ли вы друзьями, помощниками,  радостью для родителей?


9. Являются ли родители вашими старшими друзьями?


10. Обсуждаете ли вы прочитанные книги, просмотренные фильмы с родителями?


10.Обсуждают ли с вами родители какие- либо  

произведения искусства?


11. Хотите ли вы вместе  с родителями на концерты, выставки?


11. Берут ли (зовут) вас родители на концерты, выставки?


12.  Хотите ли вы проводить досуг с родителями (туризм, спорт и др.)?


12. Часто ли родители посвящают вам своё свободное

время ?


13. Дарите ли вы родителям подарки к праздникам?


13. Дарят ли вам родители подарки?


14. Хотите ли вы иметь «свою» копилку, денежный счёт?


14. Дают ли вам родители деньги на «личные расходы»?


15. Предпочитаете ли вы проводить свободное время вне дома (на улице)?


15. Ограничивают ли вас родители в проведении досуга

вне дома (на улице)?