Работа по составлению словаря как средство развития речи, обогащения словаря, расширения кругозора.
( Сообщение прочитано на МО учителей русского языка и литературы.
Вступление.
«Под словарной работой в школе слабослышащих следует понимать систему планомерно проводимых занятий, имеющих своей целью формирование и расширение лексического запаса речи учащихся. Такое определение словарной работы обусловлено глубоким речевым недоразвитием учащихся, одними из проявлений которого являются резко выраженная ограниченность лексического запаса, искаженное восприятие, произношение и понимание, неправильное употребление слов….»
Как язык в целом, так и его словарь могут быть усвоены слабослышащими учащимися лишь в специально организованном обучении. Словарная работа в связи с этим является одним из средств, призванных целенаправленно и последовательно способствовать преодолению аномального развития слабослышащих детей. Такую роль словарная работа выполняет постольку, поскольку овладение словом — процесс, затрагивающий все важнейшие психические функции учащихся (восприятие, представления, мышление, речь, память, эмоции), требующий волевых усилий, сосредоточенности и внимания. Осваивая лексику, дети включаются в разные виды практической и интеллектуальной деятельности. Овладевая словарем, они познают предметы и явления действительности; анализируя и сравнивая их, учатся абстрагировать свойства и качества этих предметов и явлений, вычленять присущие им признаки и действия. Формирующиеся с помощью слов обобщения постепенно закрепляются за ними как за их носителями.
В словарной работе учащимся приходится иметь дело с различной по функциям, понятийному содержанию и строению лексикой. Познавая разными способами значения слов, уточняя и расширяя их в зависимости от контекста, сопоставляя изменения значений с изменениями в морфемном составе, с изменениями грамматических форм, учащиеся развивают способность осознанного, аналитико-синтетического подхода к слову, приобретают умения правильно пользоваться словом для выражения мысли.»
( Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов. —— 2-е изд., испр. — М.: 000 «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. — 223 с. Стр. 133)
Основная часть. Из опыта работы.
Два года мы с ребятами работали над самостоятельным составлением словарей. Результатом стали:
- « Словарь слов, которые ввёл в русский язык М. В. Ломоносов»
- «Словарь к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Это были темы проектов, конечным результатом которых было создание школьного словаря русского языка с иллюстрациями.
Как шла работа над словарями.
« Словарь слов, которые ввёл в русский язык М. В. Ломоносов».
1.На первом этапе я нашла и определила круг слов, введённых Ломоносовым в русский язык.
2. Далее на каждом уроке русского языка мы знакомились с 2 новыми словами из этого списка. По очереди учащиеся находили лексическое значение слов, работая с толковым словарем. Слова записывались до урока на доске, а на уроке учащиеся записывали слова в свои словарики. Со словами мы знакомились в алфавитном порядке. Затем составляли с ними словосочетания и записывали в тетрадь. Домашним заданием было составление предложений, рисование. В трудных случаях детям предоставлялись иллюстрации.
В классе был словарный уголок, где висели иллюстрации и сделанные ребятами рисунки.
В работе над этим словарем мы выписывали все значения слова, по всем правилам составления словарной статьи.
3. Обобщением нашей работы явился «Словарь слов Ломоносова». Он состоит из словарных статей и иллюстраций значения слов.
«Словарь к стихотворению М. Ю. Лермонтова « Бородино».
В начале работы мы вспомнили с шестиклассниками стихотворение, его историческую основу, просмотрели на классных часах несколько презентаций по истории и литературе на тему Бородинской битвы.
Затем разделили по 2 строфы на каждого учащегося.
В своём тексте ребята выделили сами трудные, непонятные слова. После совместной проверки выбрали и уточнили фразеологизмы, добавили «знакомые», на первый взгляд, слова, явно имеющие в тексте другие значения. И начали работу по уточнению значения слов, выражений, фразеологизмов по словарям, интернету.
Работа была индивидуально с каждым учеником по уточнению значения слов. В этой работе нас интересовало только то значение, в котором употреблялось слово в тексте. Только одно это значение мы оставляли и выписывали с пометкой «здесь».
К каждому слову или фразеологизму учащиеся искали иллюстрацию.
Итак: 1.выписали все непонятные слова и выражения;
2. выяснили значение этих слов и выражений по словарю, интернету (если находили в интернете, то всё равно проверяли значение слова по словарю);
3. проверяли: в каком значении употреблено слово в стихотворении; сделали пометки «здесь», т.е. в тексте, у Лермонтова М.Ю.
4. нашли подходящие иллюстрации к каждому слову и выражению.
Работая над словарем, мы встретились
1. с устаревшими словами: заряд, бивак, заутра…;
2. военными терминами: забил снаряд, пушка, картечь, лафет, кивер, редут…
3. с фразеологизмами: «ломить стеною», «тут как тут», «постоим головою»…;
4. обнаружили, что некоторые слова употребляются в переносном значении (например: друг, брат);
5. с эпитетами, помогающими представить особенности боя и авторскую оценку.
«Дым летучий» – быстрый. Лёгкий, застилающий всё поле.
«Бой удалый» – мастерский, автор выражает восхищение…
6. нашли сравнения, которые использует поэт для создания яркой картины боя.
«Французы двинулись, как тучи» – огромное количество, грозная сила.
Всего мы нашли значение- 80 слов и выражений, 60 иллюстраций, а просмотрели сотни картинок. Я думаю, что это полезная работа.
Результаты работы над проектами:
1. Мы сделали вывод, что нужно внимательно, тщательно выбирать картинки, иллюстрации и думать: насколько они подходят к тексту стихотворения.
2. Мы приобрели навык работы с различными источниками информации: это словари С. Ожегова, В. Даля; интернет; художественный текст, литературоведческие и исторические материалы.
3. оформили картинно-иллюстративный словарь (коллективная работа 6«В» класса)
4. Настя Кручинина подготовила электронный вариант картинного словаря (презентация и запись на диск)
5. Настя Кручинина самостоятельно подготовила мини-презентацию «Кивер. История предмета».
6. Учащиеся закрепляли умение пользоваться толковым словарём.
7. В процессе работы каждый получил возможность выбирать из нескольких значений одно, которое подходило для текста.
В дальнейшем я планирую продолжить эту работу в 2-х направлениях:
1. Составление мини словарей к художественным произведениям, которые мы будем изучать в 7 классе.
2. Составление картинных словарей к словарным словам к учебнику русского языка.
3. Вывод: работа над словарем:
активизирует познавательную деятельность;
расширяет кругозор;
повышает интерес к изучению русского языка;
повышает грамотность;
обогащает лексический запас у учащихся;
совершенствует языковые знания, речевые умения и навыки;
• даёт опыт работы с большим объемом информации;
• развивает умение оценивать ситуацию и принимать решения;
• умение работать в коллективе; каждый понедельник на классном часе мы проверяли работу друг друга;
• умение структурировать информацию;
• умение индивидуально планировать работу;
• это еще одна форма работы ребенка с книгой и создания условий для гуманитарного развития личности.