СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.»


Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.


       Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни. Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

       I.Овладение звуко- буквенными обозначениями

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

      II. Послоговое чтение

 На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.

     III. Ступень синтетического чтения

Это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а также сформированности у ребенка расширенного поля зрения, координации движения глаз, произвольности внимания. Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.

   Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения чтению.

Каковы пути и условия в выработке основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников.

    Скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения, зависят от методов и приёмов работы на уроках, способствующих развитию навыка чтения.

Я предположила, что развитие навыков техники чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия:

- подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).

- в системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

- работать над развитием поля зрения и оперативной памяти.

- учитывать индивидуальные особенности детей.  

Также улучшить технику чтения помогут специально разработанные для этого способы и приёмы разных авторов.

Целью моей работы стало изучение существующих приёмов улучшения техники чтения, а также апробация их на практике. Мне предстояло выяснить какие способы и приёмы работы дадут более высокие результаты непосредственно для моего класса.

Большую популярность в педагогических кругах приобрела методическая система В. Н. Зайцева, направленная на выявление резервов обучения школьников оптимальному чтению. Важной отличительной чертой этой технологии является ее непосредственный выход на семью, на укрепление связи между школой и родителями, между родителями и детьми.

Оптимальное чтение по Зайцеву – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

По оценкам психологов на успеваемость детей влияет 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость гораздо более сильно. Это скорость чтения.

Методическая система Н.В. Зайцева выделяет несколько резервов обучения чтению:

- частота тренировочных упражнений.

- жужжащее чтение. При жужжащем чтении все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Тренаж идет в течение пяти минут

-чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью.

- режим щадящего чтения. Автоматически этот режим создается при просмотре диафильмов: прочитал субтитры, посмотрел картину — отдохнул.

– приём стимулирования учащихся. В конце урока рекомендуется оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер чтения.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Для её развития существенную роль играют зрительные диктанты из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко. Скажу, что в этой системе можно выделить 3 наиболее эффективных упражнения:

1.Многократное чтение.

Начало текста читает учитель. Этот же отрывок читают дети в течение одной минуты (одновременно). Отмечают карандашом сколько прочитали. Выразительное чтение этого же отрывка. Сравнивают на сколько больше прочитали.

2. Чтение в темпе скороговорки. 30 сек (По Федоренко-Пальченко). Предназначено для развития артикуляционного аппарата. Требовать четкого прочтения окончаний слов/не проглатывать.

3.Читаем выразительно с переходом на новую часть текста.

Если ежедневно проводить 3 упражнения, длительность чтения в повышенном темпе увеличивается.

Среди наиболее везких причин слабой успеваемости можно выделить следующие:

- неразвитая артикуляция;

- отсутствие антиципации (неумение предвидеть будущие события);

- слаборазвитая оперативная память;

- неумение найти главное в тексте;

- регрессия;

- малое поле зрения.

Для улучшения чтения я использую такие упражнения:

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения

Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.
1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.
2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.
3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.

2. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух

«Игра в прятки»

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

3. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»

Читаем цепочку слогов:

4. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд

Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

У детей слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах актуальны такие упражнения:

1) Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными:

2)Скороговорки

5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

1)«Да или нет?»

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

2)«Дополни предложение»

7. Упражнения, развивающие логическое мышление

Эти упражнения  способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.

Выполни математическое действие и прочитай слово:

ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л  = ?  (диван)

8. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания

1) Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова:

9. Упражнения на развития навыка осознанного чтения

9.1.  Логические упражнения

1) Назови одним словом.

Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.

9.2.  Игры по составлению слов. «Найди слово в слове».

10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения

1) Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).

2) Повтори, что сказал учитель:

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

11. Упражнения на развитие выразительности чтения

1) Чтение предложений с разной интонацией.

2) Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания.

После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора. Трудно переоценить значимость навыка беглого осознанного чтения, для дальнейшего успешного обучения. С целью устранения проблемы, прежде всего, провела разъяснительную работу с родителями, рекомендовала проводить семейные чтения вслух по очереди (взрослый - ребёнок). Стала изучать соответствующую методическую литературу, журнальные статьи, опыт педагогов–новаторов, подбирать технологии обучения. моя гипотеза о том, что улучшить технику чтения с помощью с помощью специально разработанных способов и приёмов разных авторов подтвердилась. Но конечная цель пока еще не достигнута. К ней мы дойдём только к концу 4 класса.









Список использованной литературы

  1. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.

  2. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах! школа, 1999. № 18.

  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.

  4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.

  5. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005. №2.

  6.  Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

  7. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.

  8.  Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.

  9.  Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.

  10. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.

  11. Материалы сайта: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru (Издательский дом "Первое сентября")