СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся к английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каждом классе есть дети, обладающие способностями к иностранным языкам. Задача педагога раскрыть и развить весь потенциал способностей ребенка. Данная статья посвящена  моему опыту в этом направлении.

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся к английскому языку»

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

 Целью обучения детей в школе является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. И для этого современный педагог должен быть готов к постоянному  совершенствованию, принятию новшеств.

В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. В своей практике я использую различные виды деятельности направленные на раскрытие различных потенциалов учащихся. Формы и методы работы с одаренными детьми должны сочетаться с формами и методами работы со  всеми  учащимися класса и в то же время должны иметь некоторое своеобразие.

 Вот некоторые приемы  работы,   как   с одаренными,  так и  с остальными учениками.

Урочная деятельность, предполагающая дифференцированный подход. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

 Более того, в работе с одаренными детьми следует ориентироваться на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. 

Характерной особенностью подобных уроков, является дифференцированный подход, который требует определенного количества, качества и последовательности упражнений, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций, причем все это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.

Разноуровневая технология предполагает  незримое подразделение детей на одаренных, продвинутых и обычных.   Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в  работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика). Сильный ученик выполняет роль наставника: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Подобная организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности.

 Особенно раскрываются ученики, работая в малых группах. Учитель  может здесь  максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход,  применяя  разные  методы  работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей.



Различные проекты и мини-проекты. Учащиеся разрабатывают проекты, которые выполняются и в классе, и дома. Класс заранее делится на группы, в которых есть и одаренные, и слабоуспевающие. Дается задание каждому в группе. Сильные ученики помогают  слабым.  Проекты защищают всей группой. В результате каждый ученик чувствует свою ответственность  и выполняет ему порученное задание. Например, слабые ученики могут хорошо рисовать при этом, подписывая на английском языке слова или предложения, может их запоминать и за всеми правильно произносить. Представляю пример задания для группового проекта из учебника английского языка для 6 класса (авт.Комарова Ю.А., Ларионова И.В. и др)





Проекты также могут разрабатываться индивидуально сильными учащимися в рамках определенных мероприятий. Наше МО учителей английского языка организовывало конкурс интерактивных проектов, где каждый желающий мог поучаствовать, презентовав интересную информацию на английском языке по заданной теме: 7-е классы «Праздники Великобритании и их особенности», 8-е классы «Праздники США и их особенности», 9-е классы «Неизвестный Лондон», 10-е классы «США: неизвестное, смешное, страшное», 11-е «Австралия и Новая Зеландия: неизвестное, смешное, страшное».

 Внеклассная работа (олимпиады, конкурсы, литературные ринги, мастер-классы, конференции и т.д.). Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся является система внеклассной работы. Ее основными формами являются предметные олимпиады, литературные ринги, мастер-классы, различные конкурсы и викторины, драматизации, ролевые игры. Они дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности. Так, ежегодный Фестиваль иностранных языков «В каждом из нас Солнце!» позволил некоторым моим учащимся попробовать свои силы и в конкурсе переводчиков, и в лингвистической игре , и в написании творческого сочинения на заданную тему. Результат показал личностный рост учащегося от простого участия до призера на уровне города. Детям очень нравиться принимать участие в литературных рингах как театрального, так и иного направления, где раскрываются не только языковая одаренность, но и актерский талант. Научно-практические конференции позволяют моим учащимся проявить исследовательские способности, умение работать с информацией. Это подтверждается 3 призовыми местами в школьном этапе НПК «Мы будущее XXI века». Успешно участвуют учащиеся и в мастер-классе «Школа искусства перевода», после которого было завоевано 3 место по городу в олимпиаде «Лингвист», организованной Бурятским Государственным университетом. Одаренным детям необходимо чувствовать собственный рейтинг среди прочих учащихся. Для этих целей хорошо подходят предметные конкурсы типа British Bulldog и олимпиады.

Предметные недели, включающие различные творческие мероприятияВ рамках этой недели проводятся различные мероприятия. Напримердля начальных классов – конкурс постеров «Как я вижу Британию», конкурс «Лучший знаток алфавита» где учащиеся могут показать свои первые  успехи в изучении английского языка и т.д. Для 5-х классов проводится конкурс креативных футболок с надписями на английском языке, драматизация сказок. Для 6 классов - конкурс кроссвордов. Для 7-8 классов – викторина на знание Великобритании по типу «Своя игра». Для 9-х классов – это конкурс песни. Для 10-11 классов – конкурс переводчиков поэзии. Мероприятия могут иметь различный уровень сложности, обычно в конце недели иностранного языка мы организовываем Гала-концерт и выставку лучших работ по итогам всех мероприятий.

Система дополнительного образования (дистанционные конкурсы, олимпиады, он-лайн обучение и т.д.). Она предоставляет широкие возможности в различных направлениях. Это и дистанционные международные конкурсы Олимпис, Новый урок, в которых мои учащиеся несколько лет принимают активное участие, всероссийские интернет-олимпиады по английскому языку, и возможность работать с учащимися посредством своего собственного сайта. Неплохие результаты показала дополнительная подготовка учащихся к ОГЭ при помощи сайта «Решу ОГЭ». Также я работаю с ребятами в социальной сети VK (ВКонтакте), организуя специальную группу для подготовки к экзаменам.

Самостоятельная работа по индивидуальному плану. Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование ряда учебных пособий,  современных информационных технологий, в рамках которых одаренный ребенок или слабоуспевающий  может получать адресную информацию.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся.